Статья из клужской областной газеты "Весть"
Вакцина против рака – открытие и закрытие
09:00, 22 мая 2015
Когда пытаешься разобраться в хитросплетениях этой таинственной истории, невольно возникает вопрос: почему до сих пор в ней не поставлена точка? Все главные действующие лица давно ушли в мир иной, и теперь вроде нет никаких препятствий, чтобы все проверить и сделать объективные выводы. Все-таки рак – слишком серьезная болезнь, и отмахиваться от надежды на выздоровление, даже слабой, недопустимо. Однако время идет, а ничего не делается…
Всё началось в Калуге
Александра Сергеевна Троицкая родилась 14 мая (по старому стилю) 1896 года в селе Брянькове Лихвинского уезда, входившего в то время в состав Калужской губернии. Стала врачом, кандидатом медицинских наук, много лет занималась практическим лечением и научными исследованиями, а выйдя на пенсию, в 1956 году вернулась в Калугу.
Именно здесь, изучая под микроскопом человеческую кровь, она обнаружила бактерии, хотя всегда считалось, что микроорганизмов в крови не может быть. На их основе она создала препарат, излечивающий многие виды рака.
До 120-летия со дня рождения ученой остался год. Ее ученики и последователи призывают к грядущей дате установить в Калуге памятную доску. Троицкая, Почетный гражданин нашего города, это заслужила!
Позже целый ряд лабораторий подтвердил научный факт – в крови есть бактерии. Их запатентовали и назвали коринебактерии К-Т (Крестовниковой-Троицкой. Причина двойного названия в том, что параллельно с Троицкой изучением клеток крови занималась другая исследовательница – профессор-микробиолог Варвара Антоновна Крестовникова).
Но главное состояло в том, что в крови у онкологических больных бактерий в среднем в пять раз больше, чем у здоровых людей! То есть по ним можно судить о наличии у человека онкологии, хотя было непонятно, являются они виновниками заболевания или, наоборот, борются с раковыми клетками, повышая иммунитет. Александра Сергеевна после множества опытов выяснила, что по числу коринебактерий можно не только ставить диагноз на самых ранних сроках, когда опухоль еще даже не проявила себя, но и определять стадию болезни.
Выделив коринебактерии и ослабив их силу, Троицкая в 60-е годы создала свой препарат. С его помощью кому-то из больных удалось полностью выздороветь, у кого-то отступила боль и наступило значительное улучшение, позволяющее жить еще долгие годы.
С надеждой на чудо
Реклама такому препарату не нужна, хотя Минздравом он не был официально утвержден. Пациентов, согласных добровольно выступить в роли испытуемых, нашлось предостаточно. Слухи о том, что в Калуге живет женщина-врач, умеющая делать противораковое средство, распространились по всей стране. В первую очередь, конечно, к ней за помощью обращались люди с третьей-четвертой стадией заболевания, когда медицина уже помочь не могла. Приезжали сюда по запискам от врачей, уверенных, что их больных не спасти, обращались не только рядовые граждане, но и самые высокопоставленные, включая членов ЦК КПСС.
Некоторые благодарные пациенты после выздоровления деятельно поддерживали свою спасительницу, активную протекцию оказывал и Андрей Кандренков, в те годы первый секретарь Калужского обкома. В 1970 г. благодаря этой поддержке в Калуге была открыта лаборатория, где Троицкая могла проводить свои исследования.
Ненаучная борьба
Но когда на примере сотен пролеченных больных стало ясно, что метод имеет огромные перспективы и необходимы дальнейшие глубокие исследования, Троицкую «закрыли». Причина, по мнению свидетелей тех событий, до обидного проста - Александра Сергеевна со своим открытием перешла дорогу признанным авторитетам в онкологии. А позже, когда нужно было оформлять разрешение на клинические испытания, и вовсе совершила грех - гордо отказалась включить академика в соавторы.
Итог: было сделано все, чтобы препарат не получил дорогу в жизнь. Троицкую всячески травили и унижали, не давали работать, лабораторные журналы с бесценными научными записями и историями болезней варварски уничтожали, ее метод называли знахарским, результаты проверок намеренно искажали.
Борьба ученого-энтузиаста с противниками нового метода была неравной. После одной из надуманных оскорбительных «проверок» случился инсульт и пожилая женщина слегла. В апреле 1979 г. Александры Сергеевны не стало. Ее калужскую лабораторию вскоре разгромили, значительную часть выделенных чистых культур бактерий уничтожили.
Все эти подробности рассказал Владимир Бархударян, который выполнял кандидатскую диссертацию в лаборатории Троицкой. Он изучал влияние коринебактерий К-Т на животных – выяснилось, что таким путем их тоже можно вылечить от раковых заболеваний, в частности, от лейкоза. Подчеркнем, что в то время упоминать имя Троицкой уже было нельзя, однако аспиранту не отменили тему - «сверху» прекрасно понимали значение этой работы, и Владимир Арменакович смог успешно завершить свою диссертацию.
Кандидат ветеринарных наук В. Бархударян долгое время возглавлял противоэпизоотический отдел областного департамента сельского хозяйства, боролся с особо опасными инфекциями животных. Сейчас заслуженный ветеринарный врач России на пенсии и всеми силами стремится вернуть доброе имя своего учителя и возобновить исследования препарата.
И всё же помощь идёт!
До сих пор в Калугу звонят, пишут письма, обращаются за вакциной онкобольные – и они ее получают! Дело в том, что у нас все-таки есть лаборатория, производящая препарат, правда, совсем маленькая и не занимающаяся диагностикой и лечением, но имеющая разрешение на фармацевтическую деятельность. Возглавляет ее Евгений Бражин, кандидат биологических наук. Он, как и Владимир Бархударян, раньше занимался злокачественными опухолями сельскохозяйственных животных и тоже является продолжателем дела Троицкой. Вместе они организовали лабораторию, зарегистрированную как ООО «КТ».
- У нас весь штат - две лаборантки, бухгалтер и директор, то есть больших возможностей для производства нет, - рассказывает Евгений Федорович. - В неделю к нам в среднем обращаются 3-4 человека со всей России, - врачи их сами направляют, когда общепризнанные способы борьбы с опухолями исчерпаны. И очень обидно, что областное здравоохранение не интересуется нашим методом лечения и не применяет его. Нам бы хотелось в первую очередь помочь своим жителям!
Кто займётся исследованиями?
По мнению В.Бархударяна, можно утверждать, что вакцина как минимум включает резервные силы организма для подавления опухоли, стимулируя иммунитет. То есть дальнейшие исследования могут стать решающими при лечении любых состояний с ослабленным иммунитетом, в том числе, возможно, и СПИДа! Другое незаменимое преимущество - препарат снимает боль у раковых больных, позволяя им жить без наркотических обезболивающих медикаментов, назначаемых на последних стадиях болезни. Такой подход должен заинтересовать Минздрав, постоянно стремящийся экономить расходы.
Просто для профилактики и повышения иммунитета это тоже отличное средство. Заодно нелишним будет проверить влияние препарата на продолжительность жизни – подопытные мыши жили вдвое дольше обычных, не получающих вакцину.
Как считает Владимир Арменакович, необходимо добиться ясности в вопросе – каков механизм влияния коринебактерий К-Т на ход болезни и какова их роль в здоровом организме? Более полувека назад у Троицкой было очень несовершенное оборудование, и в слабый по сегодняшним меркам микроскоп ей удалось разглядеть в крови лишь некие округлые тела – с них все и началось! Годы опытов, тысячи анализов и проверок различных способов обработки образцов крови позволили ей создать вакцину, спасающую людей, хотя до конца ее действие оставалось непонятным.
Теперь ученые имеют в своем распоряжении современные растровые микроскопы, с помощью которых следует детально выяснить происхождение и воздействие этих бактерий. Кроме того, предстоит найти причину, по которой из сотни известных онкологических форм не все они одинаково реагируют на лечение препаратом. К примеру, рак легкого или рак молочной железы показывают хорошие результаты, рак толстой кишки поддается хуже, а рак желудка практически не поддается.
Чтобы решить эти задачи, нужна хорошо оборудованная специальная лаборатория, где можно будет провести подробные исследования. Также нужны официальные клинические испытания – для их проведения можно, например, утвердить Калужский областной онкологический диспансер.
Большое значение имеет использование препарата из коринебактерий в ветеринарии для лечения уже упомянутого лейкоза скота – официальное признание метода Троицкой и его широкое распространение поднимут эффективность отечественного животноводства.
И все это следует сделать, не ожидая, когда нас опередит заграница – есть немалая вероятность, что в некоторых зарубежных лабораториях, работающих над этой же проблемой, вот-вот получат положительные результаты. Или перекупят те два штамма гемокультур, которые у нас запатентованы. Ученые-патентообладатели уже немолоды и не так богаты, чтобы регулярно оплачивать патенты, лежащие без движения…
А самое первое, считает Владимир Бархударян, - надо увековечить память Александры Сергеевны Троицкой и отметить место, где она жила и работала в Калуге. Думается, что мемориальная доска в ее честь – это самое малое, что можно сделать в благодарность ученой женщине, бескорыстно работавшей во имя здоровья и жизни людей.
Калуга гордо именует себя родиной космонавтики. Она вполне могла бы получить и другой высокий статус - родины средства от рака.
Тамара КУЛАКОВА.
Фото автора.
http://www.vest-news.ru/article/69304