.
***
Как стареют люди?
Продолжительность жизни людей — вопрос особый. Люди умеют защищаться, у них есть медицина, потому они и живут долго по сравнению с животными сходных размеров. Но у них много старческих болезней — люди просто до них доживают. Ведь вряд ли неандертальцы, жившие в среднем не более 30 лет, страдали от болезни Альцгеймера.
За последние десятилетия удалось значительно снизить смертность среди людей в возрасте от 60 до 90 лет
Несмотря на впечатляющие достижения в медицине и здравоохранении, за последние десятилетия удалось значительно снизить смертность среди людей в возрасте от 60 до 90 лет, но у столетних она практически не изменилась. А 120 лет — пока непреодолимый предел продолжительности жизни человека. По: (Gavrilov, Krut'ko, Gavrilova, 2017)
Оценки, основанные на разных моделях старения, дают сходную цифру: средняя продолжительность жизни человека — примерно 85 лет. И в развитых странах мира она приближается к этой цифре. В этом случае 40 % людей должны дожить до 90 лет, около 5 % — до 100 лет, а единицы — еще дольше.
Существует много легенд о людях, которые якобы жили сотни лет. Однако информация о проживших более 120 лет не подтверждена надежными документами. Титул старейшего человека за всю историю до сих пор принадлежал француженке Жанне Кальман, которой на момент смерти в 1997 г. якобы исполнилось 122 года и 164 дня, но эти данные теперь подвергают сомнению.
Один из очевидных факторов, определяющих долгожительство, — наследственность. Исследования показали, что шансы ребенка стать долгожителем тем выше, чем больше у него родственников-долгожителей (родителей, братьев, сестер). Если родители человека прожили больше 80 лет, то для него вероятность попасть в категорию долгожителей будет в 1,7–1,8 раз выше, чем для потомка недолгоживущих. Но вклад генетики в долгожительство не так уж и велик — около 7 %, остальное определяют другие факторы. Специального гена, ответственного за долгожительство, не обнаружено. Очевидно, оно определяется большим набором генов, способствующих борьбе с болезнями и обеспечивающих хорошее состояние тканей и органов индивидуума.
Среди ученых нет единства относительно максимальной продолжительности жизни человека. В 2000 г. два ведущих американских специалиста в области старения, придерживающиеся противоположных точек зрения, — оптимист С. Остад из Университета Алабамы в Бирмингеме и пессимист С. Д. Ольшанский из Иллинойского университета в Чикаго — даже заключили пари, может ли человек прожить 150 лет. Каждый из них поместил в инвестиционный фонд по 150 долларов. В 2150 г. деньги с процентами должен получить тот из них (или из их потомков), кто окажется прав относительно предсказания о наличии в мире на тот момент хотя бы одного 150—летнего долгожителя. Ожидается, что к тому времени выигрыш составит солидную сумму. Пожелаем фонду не лопнуть, а самим ученым дожить до этого дня
Наблюдаемое сейчас замедление роста продолжительности жизни напоминает ситуацию в современном спорте. Ведь последние полвека в легкой атлетике рекорды почти не растут, что неудивительно: человек просто не может бежать со скоростью 100 км/час или прыгнуть на 10 м в высоту. То же самое и с продолжительностью жизни.
Ежедневная зарядка посреди туристической тропы вдоль пляжа Циндао (Китай)
И никаких больных суставов! Ежедневная зарядка посреди туристической тропы вдоль пляжа Циндао (Китай). © CC BY 2.0 / Gauthier DELECROIX
Растущие возможности медицины и улучшение условий жизни привели к тому, что в последние годы выросло число людей, достигающих возраста 90 и 100 лет. Однако преодолевших рубеж 120 лет нет вообще. И это при том, что в разных странах условия жизни людей очень различаются, как и смертность в соответствующих возрастных группах: к примеру, в Индии она намного выше, чем в Швеции. Ведь, казалось бы, чем благополучнее страна, тем выше должна быть и максимальная продолжительность жизни. Но нет: в разных странах она практически одинакова. Выглядит это так, как будто у продолжительности жизни есть некий предел. Все доступные простые способы продления жизни человек уже использовал, и положение не изменится, если только не будет изобретено что-то принципиально новое.
***
Источник