.
А от этого вообще можно вылечить?
Генеральный директор компании Senior Group Алексей Сиднев говорит, что болезнь Альцгеймера — это синдром XXI века и побочный эффект серьезных прорывов медицины: «Человеческую природу не обманешь: 30% всех людей 80 лет страдают деменцией в той или иной форме. С одной стороны, увеличение количества пациентов с БА означает, что продолжительность жизни растет, а с другой, что деменция — не болезнь, а просто признак возраста».
В то же время Канадское общество борьбы с болезнью Альцгеймера настаивает, что, хотя старение действительно ключевой фактор риска, это вовсе не означает, что заболевание является неизбежным спутником старости: «Во-первых, амилоидные бляшки и тау-клубки довольно часто обнаруживают в мозге пожилых людей, которые до самой смерти не демонстрировали никаких признаков деменции. Во-вторых, БА и ухудшение когнитивных функций встречается и у молодых людей. В то же время, несмотря на рост случаев БА, речь не идет о том, что с ней сталкивается большинство пожилых людей».
Валерий Новоселов уверен, что механизм возникновения болезни Альцгеймера связан с старением, что не означает, что ее не нужно пытаться лечить или хотя бы задерживать развитие. Действительно, по сути речь отчасти идет о поисках лекарства от старости, что, конечно же, не делает задачу легкой. «Чем плотнее заболевание встроено в механизм старения, тем меньше медицина в нем понимает. Болезнь Альцгеймера — одно из таких заболеваний», — говорит Новоселов.
Какие существуют перспективы
Лекарства, одобренные на данный момент, не решают проблему уже развившейся болезни Альцгеймера, но могут быть эффективны на ранних стадиях. Также существует поддерживающая терапия, призванная облегчить симптомы. Однако сейчас ведутся многочисленные разработки новых экспериментальных препаратов, которые доказали эффективность на первых фазах клинических исследований. Вот только некоторые из них:
Ученые из Великобритании и Германии разрабатывают лекарство на базе амилоидной теории, призванное не просто замедлить развитие БА, но и предотвратить ее возникновение.
В Бостоне проводят испытания назальной вакцины от болезни Альцгеймера на людях. В основе препарата — химическое вещество под названием протоллин, которое должно стимулировать иммунную систему и активировать лейкоциты.
Компания Nobilis Therapeutics подала патент на лечение болезни Альцгеймера благородными газами — такими, как ксенон — за счет снижения воспаления.
Российская фармкомпания «Нанолек» занимается разработкой препарата семоринемаб, механизм работы которого заключается в связывания с тау-белком и замедлении его распространения между нейронами.
Разработанный учеными из Калифорнии препарат CMS121 успешно решил проблему с потерей памяти при болезни Альцгеймера в эксперименте с мышами.
Британские ученые работают над созданием искусственных нейронов в кремниевых чипах.
Исследователи из MIT изучают возможности терапии светом и звуком: их эксперименты показали, что светозвуковая терапия позволяет снизить количество и бета-амилоида, и тау-белка.
Однако важно помнить, что далеко не все — даже прошедшие все этапы клинических исследований — лекарства доказывают свою эффективность в долгосрочной перспективе. Дмитрий Кулиш, кандидат биологических наук и профессор фармацевтической практики Сколтеха, в комментарии для Forbes отмечает, что многие гипотезы, которые выглядели солидными и научными, не выдерживают проверки временем: «В конце прошлого века никто не сомневался, что деменция — это снижение уровня ацетилхолина, и все наперебой синтезировали его защищенные производные. Пожилым людям на протяжении десяти лет прописывали лекарства на их основе, но ни одно в итоге не сработало».
Есть и другие неудачные примеры. Так, компания Cortexyme разработала вещество атузагинстат, которое борется с бактерией Porphyromonas gingivalis. Однако испытания не показали эффективности данного метода лечения, и акции компании обвалились на 77% за сутки.
Проходил клинические испытания и советский препарат димебон — антигистаминное за 62 копейки смогло восстановить когнитивные способности у крыс. Позже его продали Pfizer за $725 млн — он обещал стать новым «хитом» компании. Однако третья фаза испытаний не подтвердила эффективность димебона при лечении болезни Альцгеймера.
Theranos-2021
Пока основательница скандальной компании Theranos рассказывала в суде, что искренне верила в эффективность своей технологии, когда вводила в заблуждение инвесторов и клиентов, в Америке назрел новый скандал вокруг «прорывной медицинской технологии». Компания Cassava Sciences запустила в этом году вторую фазу исследования симуфилама — экспериментального лекарства от болезни Альцгеймера. После этого акции компании вошли в топ-10 самых быстрорастущих акций фармкомпаний, достигнув пика в $126 за штуку в июле. После этого Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) начала расследование в отношении Cassava Sciences, подозревая ее в манипуляции результатами исследования.
Как сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на людей, знакомых с ситуацией, к результатам исследований Cassava Sciences возникло много вопросов. FDA получило гражданскую петицию, в которой утверждалось, что компания, возможно, подделала доказательства, представленные в научный журнал еще в 2012 году. После этих сообщений акций компании упали на 64%. В ноябре руководство Cassava заявило, что Journal of Neuroscience — журнал, опубликовавший техническую статью Cassava — не обнаружил никаких доказательств фальсификации, кроме небольшой ошибки, которую издание не сочло серьезной. В то же время в FDA была подана вторая гражданская петиция, на этот раз призывающая к немедленному одобрению симуфилама. Акциии Cassava Sciences выросли с $46 до $91. Правда, аналитики компании Trefis все равно рекомендуют воздержаться от покупки акций компании в ближайшее время и прогнозируют ее дальнейшее падение.
Хотя ситуация с Cassava многим напомнила Theranos, на данный момент никаких значительных доказательств того, что Cassava Sciences манипулировала результатами исследования, нет, а SEC не представила итоговые обвинения. Правда, история еще не закончилась, а обвинения довольно серьезны — как пишет издание For Better Science, «даже Theranos не отправлял в FDA поддельные результаты».
Сенсации и скандалы
За последние 20 лет FDA одобрило всего один препарат — адуканумаб (рыночное название Aduhelm) компании Biogen. Это лекарство действует на основе амилоидной гипотезы и разрушает бета-амилоид в мозге.
В 2019 году международные испытания адуканумаба были прерваны на завершающей стадии, когда выяснилось, что препарат не дает положительного результата. 22 октября 2019 года Biogen объявил, что будет перезапускать процесс утверждения FDA для адуканумаба, заявив, что анализ более крупного набора данных показал, что препарат снижает клинические проявления у пациентов с ранней болезнью Альцгеймера при применении более высоких доз. Однако при повторном испытании воспроизвести этот результат не удалось.
7 августа 2020 года FDA приняло заявку на получение лицензии Biologics для адуканумаба с предварительным рассмотрением. В ноябре 2020-го десять из одиннадцати внешних экспертов, которые работали в Консультативном комитете FDA по периферийной и центральной нервной системе, проголосовали против утверждения адуканумаба, но FDA все равно одобрило лекарство, после чего акции компании выросли на 60%. Трое из членов этой комиссии, проголосовавших против одобрения адуканумаба, подали в отставку в знак протеста. Решение FDA раскритиковал и сенатор от демократов Джо Манчин, а The New York Times в своем исследовании отметила, что в процессе обзора препарата «FDA приняло решение сотрудничать с Biogen более тесно, чем принято при проверке регуляторами».
Антон Малышев считает, что решение регулятора встать на сторону разработчиков в данном случае продиктовано тем, что у пациентов и их семей на сегодняшний день нет патогенетической терапии болезни Альцгеймера: «FDA сочло, что даже небольшой шанс того, что адуканумаб сможет улучшить результаты лечения хотя бы для какой-то субпопуляции пациентов, стоит риска».
17 декабря Европейское агентство лекарственных средств (ЕМА) отказалось одобрить ададуканумаб на территории ЕС, так как не обнаружило подтверждений, что он достаточно эффективен при лечении симптомов БА на ранней стадии. Кроме того, отмечает европейский регулятор, адуканумаб вызывает серьезные побочные эффекты — от отека головного мозга (35% пациентов, против 3% пациентов, получавших плацебо) до изменений психического состояния, спутанности сознания, тремора и нарушения походки.
На фоне этих скандалов 20 декабря компания Biogen объявила о снижении цен на Aduhelm в США примерно вдвое с 1 января 2022 года. Например, для пациента с массой тела 74 кг ежегодные расходы на обслуживание Aduhelm после корректировки составят $28 200. Biogen заявила, что одновременно со снижением цен запустит кадровые перестановки с целью сократить ежегодные расходы на $500 млн.
Крупная американская фармкомпания Eli Lilly, которая в июле представила свой препарат для лечения болезни Альцгеймера на ранних стадиях — донанемаб, скандалов и обвинений пока счастливо избегает. Препарат представляет собой моноклональное антитело, нацеленное на формирование бета-амилоидных бляшек. В июле компания представила данные исследования фазы II, которые подтвердили, что снижение уровня бета-амилоида при болезни Альцгеймера замедляет снижение когнитивных функций. Это — не единственный актив в компании: она параллельно разрабатывает препараты от диабета и других заболеваний, но все эти разработки позволили ей повысить свой прогноз доходов на 2022 год до $28 млрд.
Подробнее читать по ссылке: Ссылка