Гаджет судного дня»
12-02-2024
Михаил Басков
Аннотация
Настоящая статья отражает субъективную оценку автором некоторых социальных проблем, существующих в современном российском обществе и не претендует на истину в последней инстанции. Статья носит дискуссионный характер, и автор заранее приносит извинения за некоторую категоричность суждений.
В статье рассматривается проблема снижения среднего уровня общей образованности, которая в последние годы все более обостряется, но остается латентной из-за широкого распространения легко доступных источников информации, таких как поисковые системы и генеративные нейронные сети.
Автор предпринимает попытку осмыслить и проанализировать текущую ситуацию, а также предложить конкретное решение сохранения знаний при возможном неблагоприятном развитии событий, связанных с разрушением или отключением сети Интернет.
Часть первая. «Время троечников»
Практически каждому знакома ситуация, когда молодой врач «скорой помощи», осмотрев пациента, достает планшет и надолго погружается в недра Гугла, Яндекса или другого поисковика. Наконец, вынырнув оттуда, выписывает лекарство, делает инъекцию и быстренько отбывает на следующую локацию, где история повторяется.
То же самое действо автор наблюдает в терапевтических кабинетах районной поликлиники, где из 15 минут, по протоколу отведенных на прием одного пациента, врач, часто плохо говорящий по-русски, 12 минут из 15 занимается поисками в Сети и переносом методом «copy-paste» найденных симптомов в карточку пациента. И это не треш, это реальность.
Вторая сфера, где кучкуются «троечники» – это веб-программирование. Множество инфо-мошенников завлекают людей на платные курсы программирования, обещая трудоустройство и зарплату в 150К. В результате на выходе появляются слегка образованные в IT-cфере молодые люди с непомерными финансовыми амбициями. Обычно эти амбиции падают до нуля после первого же собеседования.
Ладно, прорвемся, думает такой «специалист» и тут же попадает в ловушку следующего «инфо-мошенника», рекламирующего «no coding» – создание веб-приложений без программирования.
«Гаджет судного дня»
Действительно, такие системы как «Tilda», «Taplink» и им подобные, позволяют при определенном навыке создавать простенькие приложения с хорошей адаптацией под различные устройства визуализации. Другое дело, что они никому не нужны, ибо время лендингов и маленьких интернет-магазинов кануло в Лету.
Третий пример. Уважаемый читатель, закройте глаза и представьте себе привидение. Если вам за тридцать, то вы увидите Карлсона в простыне или милого Каспера, те же кто постарше, вспомнят фильм «Кентервильское привидение».
А теперь внимание! Случай из реальной жизни. В четвертом классе одной московской гимназии на уроке рисования учитель предложил ученикам нарисовать привидение. Дети достали смартфоны и начали «гуглить».
Ведь «гуглить» так просто, думать не надо, напрягаться не надо, информация сама плывет в руки. Школьники «гуглят» сочинения, домохозяйки «гуглят» рецепты, менеджеры – маркетинговые планы, а «джуны» – код. Мы вступили в эпоху мощных информационных систем и коротких мыслей.
Часть вторая. Будущее не внушает оптимизма
Наша преамбула несколько затянулась поэтому пора переходить к основной мысли нашего повествования.
А мысль эта заключается в констатации факта, что за последнюю четверть века знания плавно переместились из голов и книг в Интернет.
Интернет стал местом хранения практически всех знаний и произведений искусств, созданных человечеством: от первых иероглифов Нагатского поселения в Древнем Египте, до того же ChatGpt.
Это не плохо, это замечательно!
Плохо другое, – то что современный человек почти разучился писать рукой, считать в уме, читать книги. То есть утрачиваются базовые навыки, многие тысячелетия формировавшие интеллектуальное развитие человека.
Читатель может возразить. На смену чтению книг приходит их слушание. На смену письму рукой приходит умение печатать на клавиатуре, и не только на компьютерной. И будет прав. Я как-то раз наблюдал в метро за подростком, весьма быстро печатающего на клавиатуре смартфона, используя большие пальцы обеих рук.
А что считать в уме разучились, так тоже не велика потеря. В каждом смартфоне есть калькулятор, – и простой и инженерный; последним правда никто, кроме студентов, не пользуется из-за отсутствия сферы применения.
Но вернемся к Интернету – этому средству связи между отдельным человеком и интеллектуальным богатством всего человечества, хранимым в облачных серверах с заоблачным объемом памяти. И давайте его сравним с Александрийской библиотекой, в которой хранилось большинство рукописных текстов, созданных человечеством к седьмому веку нашей эры. Халиф Умар отдал приказ сжечь Александрийскую библиотеку, сказав при этом: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны».
Если вы думаете, что это были дикие времена и дикие люди, что сейчас такое невозможно, то вы сильно заблуждаетесь. Какой-нибудь КомНадзор, наш, или «забугорный», по щелчку властей отключит точки обмена трафиком и... Предположим, умножать и делить, рассчитывая процент по вкладу или сдачу в магазине вы еще сможете, так как калькулятор работает автономно.
А как же любимые «видосики»? Всё! Амба! Накрылись под звон медного таза. Накрылась незаконченная курсовая, кандидатская… а может быть даже докторская. Ведь теперь нельзя работать с первоисточниками. Невозможно понять является ли ваша идея новаторской, или все давно уже сделано японцами (американцами, англичанами… далее по алфавиту). И даже новости журнала "РадиоЛоцман", который мы просматривали по понедельникам и четвергам, теперь, увы, недоступны.
А ведь это самый оптимистичный из всех плохих сценариев будущего. Политические «троечники» в верхних эшелонах власти, страдая от непомерных амбиций и недостатка здравого смысла, полным ходом ведут свои государства к пропасти, на дне которой – либо абсолютная власть немногих и рабство для остальных, либо взаимное и полное (или неполное) уничтожение. И в том и в другом случае Интернет, как хранилище знаний и цивилизационных ценностей, станет недоступен.
Литература и фильмы в стиле «киберпанк» чрезвычайно популярны. Выжившие после Апокалипсиса герои этих произведений живут и действуют в обществе, в котором отсутствуют высокие технологии, а группировки выживших людей сражаются за остатки уцелевших ресурсов.
В Интернете есть ролики, в которых моделируется состояние растительности после исчезновения человека. Через год дороги прорастают травой, через десять лет на месте дорог растут березовые рощи, а через 100 лет города превращаются в непроходимые джунгли.
То же самое может случиться со знаниями. Во втором поколении большинство людей разучатся писать, (а на чем писать? Разве что клинописью на глиняных табличках), а в третьем, – читать и считать (1, 2, 3…10…много).
Очень ярко ситуация быстрой деградации показана у Кира Булычева в повести «Поселок». Звездолет земной цивилизации терпит бедствие в космосе и совершает жесткую посадку на ближайшую планету земного типа. Выжившие при посадке члены экипажа принимают решение покинуть мертвый корабль, захватив с собой все, что можно унести на себе и увезти на импровизированных санях.
Понятно, что экипаж звездолета – это инженерная элита человечества, но умея управлять сложнейшими агрегатами корабля, они почти начисто лишены практических знаний о том, как разводить огонь, строить жилища, лечить раны. Тем не менее они выжили, но в постоянной борьбе с недружелюбной средой они постепенно утрачивают знания. Дети, родившиеся на этой планете, совершенно не интересуются учебой, их интересы лежат в чисто практической плоскости – мальчики хотят стать охотниками, а девочки – выйти замуж за охотников.
А теперь задайте себе вопрос, уважаемый читатель. Сколько бы вы продержались в подобной ситуации? Каким практическим объемом знаний вы располагаете, чтобы выжить? А если вы сумели спасти себя и свою семью, то какие знания вы передадите своим детям и внукам?
Если вы получили среднее и высшее образование в доперестроечную эпоху, то шансы передать знания есть, если же вы жертва болонской системы, – ваши внуки будут дикарями, увы.
И это печальная правда, даже если вы принадлежите к микроскопически малой группе «выживальщиков» – людей, которые специально готовят себя к апокалиптическим сценариям будущего. В литературе такой персонаж обычно предстает в образе мрачного анахорета с арбалетом в руках. И хотя он готов до последней стрелы защищать себя, будущего у него нет, потому что он лишен доступа к знаниям, созданным ушедшей в небытие цивилизацией.
Часть третья, практическая
Автор нарисовал безрадостную картину. Полудикое существование выживших, как альтернатива чипированным идиотам перед «зомбоящиком». Есть, однако, и третий путь, который позволит выжившим не одичать и постепенно возродить цивилизацию, став ее новой волной.
… Одним прекрасным летним вечером, сидя за рюмкой чая в дачной беседке, мы с коллегами обсуждали текущие возможности и перспективы искусственного интеллекта. Тема, тезисы из которой я привел выше, возникла сама собой на фоне анализа ситуации, сложившейся в нашей стране с образованием.
Коллеги констатировали катастрофическую неспособность большинства молодых сотрудников к самостоятельному алгоритмическому мышлению.
Доступность репозиториев чужого кода на GitHub, мощных переводчиков типа Deepl и генераторов кода на базе нейронных сетей делают эту особенность менее заметной, поскольку происходит замещение алгоритмического мышления способностью быстро находить нужную информацию и умело ей пользоваться.
Если сто лет назад важнейшим из искусств было провозглашено кино, то в наше время важнейшим искусством стал «промптинг» – умение правильно задавать вопросы большим языковым моделям.
Всё может измениться в один момент, когда перейдя на страницу поисковой системы, пользователь увидит сообщение «Не удается открыть эту страницу». Интернет исчез, а с ним исчезли знания, которые еще в недалеком прошлом люди держали в головах, а пополняли в библиотеках.
И, не сговариваясь, мы высказали одну и ту же мысль – необходимо создавать локальные хранилища знаний, наполняемые из пока еще доступной Великой Сети.
Необходимо, чтобы в «тревожном чемодане» каждого вменяемого человека, наряду со средствами первой необходимости, парой мобильных раций, радиометром и арбалетом с запасом стрел, был «гаджет судного дня».
Слово за слово, и в первом приближении сформировались технические и информационные требования к такому инструменту.
С техническими требованиями все было ясно: заменяемая аккумуляторная батарея, емкий носитель в несколько терабайт и экран не менее 12 дюймов. В комплекте солнечная панель 30 – 40 Вт и электромеханическое зарядное устройство с ручным приводом мощностью 10 – 20 Вт.
Информационное же наполнение такого устройства вызвало некоторые разногласия по причине желания объять необъятное. Однако, в конце обсуждения сформировалась структура из трех основных разделов:
«Умения». Раздел содержит практические навыки – от добывания огня до изготовления бумаги и тканей, кузнечного и стекольного дела, практическая медицина.
«Наука». Здесь должны находиться полные учебные курсы средней школы и вузовские курсы по естественным дисциплинам. Отдельный подраздел должен быть посвящен медицине.
«Культура». В этом разделе предполагается сохранить лучшие образцы человеческого гения в области живописи, скульптуры, музыки, литературы с комментариями специалистов и тематическими лекциями. И конечно же философия. Не только в виде текстов, но и в виде видео лекций.
По результатам нашего чайного «симпасиона» было решено с началом учебного года набрать группы энтузиастов из числа студентов, между которыми распределить направления сбора информации.
С того памятного дня прошло полгода. Мы явно недооценили объемы информации, которую необходимо собрать. Но работа продолжается и эту работу очень облегчает сотрудничество с нейросетями, имеющими доступ в Интернет, позволяющими добывать структурированную информацию.
Заключение
Читатели, посчитавшие идеи автора параноидальными и не стоящими внимания, до этого места статью не дочитали. А мы с вами рассмотрим возможные результаты использования такого гаджета.
Согласно прогнозам специалистов, в случае глобального конфликта выжившее население окажется отброшенным в раннее средневековье. Знания и накопленный опыт будут утеряны, немногие артефакты прошлого станут величайшей ценностью или предметами культа.
В таких условиях описанный выше прибор становится практически единственной возможностью возродить цивилизацию, используя знания предков и их духовные ценности. Изобретать и строить гораздо легче, если есть методики, расчеты и образцы.
Возникает уверенность в том, что если предки смогли, то сможем и мы, поскольку в этой коробке с экраном есть все (или почти все) секреты и рецепты. Экран покажет образцы техники и культуры, к которым нужно стремиться, а может быть даже и превзойти.
Глава одной японской фирмы сказал своим маркетологам: «Покажите людям, чего им хотеть». Это высказывание в полной мере соответствует идеям, заложенным в реализацию «гаджета судного дня».
https://www.rlocman.ru/review/article.html?di=664561