- Исследование проводилось на кафедре госпитальной терапии Сеченовского университета. В исследование действительно были включены мужчины и женщины от 90 до 106 лет. В общей сложности участвовало 225 человек, и было больше женщин, чем мужчин.
Исследование проводили стандартно. Пациенты приходили в клинику, им проводился липидный профиль, измерялись показатели глюкозы, креатинина, оценивались риски сердечно-сосудистых осложнений, проводилось тестирование по индексу массы тела и компьютерная томография по висцеральному жиру, определялось соотношение жировой ткани, мышечной ткани.
В этой популяции действительно было показано, что избыточная масса тела, когда индекс массы тела больше 25, была связано с парадоксальными результатами. В том числе с долгожительством и уменьшением рисков сердечно-сосудистых заболеваний.
Ожирение и лишний вес – это одно и то же или разные понятия?
- По современным классификациям это разные показатели. В норме индекс массы тела до 25, от 25 до 35 – это избыточная масса тела, от 35 – ожирение первой степени, 35 и выше – ожирение второй степени, выше 40 – ожирение третьей степени.
Парадоксальный результат, потому что все мы знаем, что серьезные проблемы со здоровьем, вызванные ожирением, в дополнительных доказательствах особо не нуждаются. Это всем хорошо и давно известно. Даже у ученых есть такая присказка: «Толстеть – значит стареть». Это так работает?
- В обычной популяции лиц среднего и пожилого возраста, безусловно, избыточная масса тела связана с наличием метаболического синдрома и ассоциирована с более ранним и прогрессирующим течением сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета второго типа, прогрессированием хронической обструктивной болезни легких и так далее. По некоторым исследованиям, ожирение еще и увеличивает онкологические риски у таких пациентов.
Но у пациентов совсем старшей возрастной группы получились такие неоднозначные результаты.
Каким образом получилось так, что то, что сокращало жизнь организму, после 90 лет начинает работать в обратную сторону?
- Если говорить глобально, то я думаю, что здесь играют роль и генетические факторы, и генетический полиморфизм, потому что эти люди уже дожили до таких солидных лет. Здесь все не так однозначно, потому что ожирение само по себе – тоже весьма дискутабельная тема.
Ожирение молодеет
Почему все больше молодых людей страдают от лишнего веса?
Нужно смотреть, есть ли связь ожирения и метаболического синдрома. Это не всегда одно и то же. Потому что метаболический синдром – это, в первую очередь, инсулинорезистентность, сахарный диабет. И, действительно, при метаболическом синдроме и в пуле пациентов-курильщиков риски сердечно-сосудистых заболеваний существенно выше. А у пациентов без метаболического синдрома, у которых есть просто избыточная масса тела, перераспределение жировой клетчатки происходит не так, как у пациентов с метаболическим синдромом. У них жировая ткань накапливается в основном подкожно, и здесь на молекулярном и биологическом уровне ткани работают по-другому. Происходит не патологическое действие, а, наоборот, жировая ткань выступает в роли протективного механизма. Она снижает сердечно-сосудистые риски, снижает риск развития саркопении – уменьшения мышечной массы. И у таких пациентов лучше отдаленные результаты.
Получается, что целый комплекс мировых исследований, который утверждал, что каждые 10 см в объеме талии повышают риск преждевременной смерти на 11%, – это, в принципе, правильно, только немножко про другое?
- Да.
А чем объяснить то, что тучные супердолгожители живут не только дольше, но и лучше? Как лишний вес связан с качеством жизни в этом возрасте?
- Я думаю, что здесь все в совокупности. Основной вес мы набираем от 50 до 60 лет, особенно женщины, когда в период постменопаузы снижается воздействие эстрогенов и накапливается жировая прослойка. Но к старшей возрастной группе мы теряем не только мышечную, но и жировую ткань. Мы видели бабушек 90 лет, – как правило, они иссохшие, худенькие. Соответственно, у них и сил меньше. У них нет энергетических запасов, и их качество жизни гораздо ниже. А у пациентов, которые хорошо питаются, хорошо двигаются, есть жизненная энергия. По всей видимости, эта энергия и обеспечивает повышенное качество жизни пациентов.
Есть ли гендерная разница в том, как работает этот механизм? Присказка «пока толстый сохнет, худой сдохнет» после 90 лет для кого лучше работает: для мужчин или для женщин?
- Все не так однозначно. Важно не только гендерное, но и этническое происхождение. Допустим, у африканцев и азиатов действительно были показаны лучшие результаты у лиц мужского пола. Что касается нашей популяции, то здесь это больше работало у женщин.
Вы не собираетесь останавливаться на достигнутых результатах и будете продолжать работать в этом направлении?
- Я думаю, что наши коллеги, безусловно, продолжат, потому что эта тема очень интересная. Они смотрят под разным фокусом, с разных сторон, потому что там есть много интересных вещей: влияние на мышечную ткань, на маркеры воспаления, на определенные сопутствующие заболевания. Это требует дальнейшего наблюдения и изучения.
Существует ли рецепт счастливого старения? Что необходимо, чтобы жить долго и хорошо?
- Мы не просто оцениваем качество жизни, но зачастую делаем психологическое тестирование. Мы спрашивали людей, которые достигли такого прекрасного возраста, что их объединяло? Так вот, всех людей объединял оптимизм, помимо генетики и других факторов. Это меньше стресса и позитивный взгляд на жизнь. С точки зрения качества жизни, это хороший настрой на будущее. Потому что стрессы и депрессивные эпизоды резко ухудшают качество жизни и саму жизнь.
Источник