........
Этот комплексный китайский подход оказался столь привлекательным, что явился первостепенным фактором, заставившим многих начать изучение и практику китайской медицины. И даже более того в новых западных традициях китайской медицины под его влиянием сформировались школы, в которых обращение к эмоциональным и даже духовным сторонам пациента считается необходимым предварительным условием излечения, а чисто физически аспектам придается меньшее значение.
Вероято, такая расстановка акцентов имеет исторические основания. В наставлениях «Ян Шэн Фа» («Метод питания жизни»), мы, безусловно, находим, что тренировка и контроль над разумом и эмоциями есть отправная точка ведущего к улучшению здоровья поведения.
Это сформулировано в «Каноне Желтого Императора о Внутреннем»: «Если человек спокоен, умиротворен, пуст, не имеет желаний, тогда приходит настоящая Ци. Если эссенция и дух защищены внутри, откуда может прийти болезнь? Если воля в покое и желаний мало, сердце спокойно и страха нет» («Хуан Ди Нэй Цзин Су Вэнь», глава 1), и даже ранее - в Нэй Е («Внутренняя деятельность»), в IV веке до н.э . «Хранящий свой разум нетронутым изнутри, снаружи хранит нетронутым свое тело...»
Это также отражено в теории о сердце как об императоре тела в «Каноне Желтого Императора о Внутреннем». В сердце располагается Шэнь, и если сердце сильно и находится в состоянии гармонии, то остальные органы тела - выполняющие разнообразные «должностные» обязанности - естественным образом тоже будут таковы, подобно тому как мудрый император считался гарантией благоденствия империи.
Впрочем, понять историческую дискуссию вокруг Шэнь и его связей со здоровьем и благополучием не так просто. Как подчеркивает на протяжении всей своей книги Джованни Мачоча, для того чтобы постигнуть учения и медицинские практики столь далекой как в пространстве, так и по времени культуры, необходимо, прежде всего, понять, что в действительности имеется в виду, когда используются такие понятия как разум, воля и дух. Без этого понимания мы рискуем наложить наши собственные культурные и личные предубеждения на то, что мы читаем, изучаем и преподаем.
И все же, вопрос о том, что имеется в виду в классических дискуссиях о Шэнь, - это лишь один из многих важных вопросов которые нам необходимо учитывать при рассмотрении этого принципиально важного предмета. В какой мере может проводимое другим лечение привести к разрешению нашего эмоционального или духовного расстройства; в какой мере мы считаем, что содержанке эмоционального ландшафта есть истинная мера личности; какими путями мы можем пытаться контролировать (и учить наших пациентов контролировать) эмоции; в какой мере следует принимать их, подчиняться им, а в какой - учиться контролировать и подавлять их? Все эти вопросы касаются одновременно и нашего личного развития, и нашего представления о своей роли как практиков.
Обратившись к некоторым традиционным китайским учениям об управлении разумом и эмоциями, мы обнаружим следующие рекомендации великого даоистского доктора VII века Сунь Сы Мяо: «Чтобы жить долго, люди должны заботиться о том чтобы не слишком волноваться, не слишком раздражаться, не слишком расстраиваться, не слишком пугаться, не делать слишком много, не говорить слишком много и не смеяться слишком много. Не следует ни иметь слишком много желании, ни оказываться в слишком многих расстраивающих положениях. Все этого вредно для здоровья».
Как примирить это, по водимому ярое, отторжение эмоций с нашей верой в дарующее здоровье богатстве исследования, высвобождения и выражения этих эмоций?
В той культуре, где находимся мы, примирение этих двух точек зрения может стать серьезным испытанием - как в нашей работе с пациентами, так и в нашей собственной жизни. Может статься, как это часто бывает, что верным решением окажется примирение этих кажущихся противоположностей. Так, успокоение разума и концентрация на настоящем дадут нам возможность соединиться со всеобщим и отвлечься от ослабляющего фонового шума эмоционально ненужного. В то же время развив в себе более глубокую осознанность, мы получим возможность почувствовать и исследовать более подлинные потоки своей эмоциональной жизни. Возможно, это позволит нам выдержать такое видение эмоционального здоровья которое не будет ни подавляющим эмоции, ни самооправдательным.
В этой принципиально важной работе Джованни Мачоча обращается ко всем этим важным вопросам как при подробном рассмотрении классической китайской и современной европейской точек зрения, при тщательном описании наиболее распространенных и тяжелых проявлении эмоционального расстройства, так и в его личных рассуждениях на основе собственного обширного клинического опыта. Эта книга - важное дополнение к плеяде трудов Джованни Мачоча, создаваемых на протяжении десятилетий непрерывной работы, по теории и практике китайской медицины, этого сокровища человечества.