Из лекции Леонардо Оласабаля.
Энергетика искусства
Прошло уже три десятилетия с тех пор, как я познакомился с книгами Николая Рериха. В то время, в 1971 году, в посёлке неподалёку от моего города жил моряк, который всегда хранил в своем сейфе две книги, которые никто из его близких не трогал, пока он находился в плавании по морям.
Я был заинтригован, мне хотелось узнать, что это был за книги... Это были тяжёлые времена. В 1971 г. в моей стране существовала диктатура, но когда ты молод, ты порой не осознаёшь до конца, что происходит вокруг. Но я помню, что меня глубоко поразило, что кто-то хранит в маленьком сейфе не деньги и не драгоценности, а нечто гораздо более важное для него... две книги! И эти две книги были "Сердце" и "Шамбала" Рерихов. Вот каким было его сокровище. И это меня так потрясло, что я потратил несколько месяцев на поиски этих книг в книжных магазинах моего города.
В те годы в Испании не было такой литературы, да и сейчас её нет. Та, что была, издавалась очень далеко, в Латинской Америке! К счастью, на испанском языке. Так что я немедленно написал туда и через Аргентину стал заказывать эти книги и другие работы по Агни-йоге. К сожалению, они были неполны и не всегда хорошо переведены, несмотря на добрые намерения первых издателей. И вот, 30 лет спустя, мы в Испании располагаем всё теми же книгами, то есть немногочисленными и плохо переведёнными.
Нынешняя молодёжь и особенно те, кто изучает философию и искусство, когда они знакомятся с наследием семьи Рерихов, начинают интересоваться их книгами; но работы по Агни-йоге, прибывающие из Латинской Америки, необходимо проверять, исправлять и публиковать в правильной версии. Этим мы и занимаемся.
Я сейчас, имея возможность находиться перед подлинными картинами Учителя Николая Рериха, концентрирую всё своё внимание на этом моменте, который я переживаю, в этот неповторимый миг и то, что я созерцаю, пропитывает всё моё сознание. И я чувствую, что не просто смотрю на картину Николая Рериха, но также получаю тонкую подпитку, как будто купаясь в энергиях и вибрациях, дающих заряд сознанию, заряд, который всего меня изнутри облагораживает и обогащает.
Констатируя это реальный факт, наблюдаемый моими органами чувств, в первую очередь, зрением, я начинаю задумываться о влиянии цветов и форм, которые он приобретает на полотнах мастера Николая Рериха. Когда цвет вступает в контакт с моими глазами, происходит процесс зрения, что вызывает в моём мозгу целый ряд идей, мыслей, образов и фантазий. И я спрашиваю себя: как приходят ко мне эти восприятия? Я полагаю, что так же, как и все те, что вызывает в нас ежедневное наблюдение различных вещей в быту. Но почему, когда мы созерцаем картину Николая Рериха, этот процесс вызывает у нас особое - и весьма глубокое - чувство счастья?
Когда смотришь на картину Николая Рериха, так же, как и его сына Святослава Рериха, чувствуешь соприкосновение с реальностью, полностью меняющей твою жизненную перспективу. Это подобно открытию нового сознания за пределами нашего сознания. Целый мир без забот и потрясений, заставляющий прорастать в каждом человеке лучшее, что в нём есть. Он вызывает к жизни то, что мы могли бы назвать Высшим Существом, эту Душу, скрытую в самых потаённых уголках нашего я, но которая, глядя на эту живопись, выходит, пробивается наружу, и кричит тебе: я здесь! вот путь, ищи меня, найди меня, потому что я эта правда, я эта сила, я эта живопись.
Созерцая любое из этих полотен, замечаешь, что от них на нас исходит какая-то сила, какая-то спокойная энергия. От них исходит мир, некое излучение, и вот это излучение я - при всём уважении - попытался измерить. Оно поддаётся измерению, по крайней мере отчасти. В радиоэстезии говорят, что существует вибрационное влияние, исходящее от форм и цветов, согласно открытиям французских учёных гг. Андре де Белизаля, Леона Шомери и П. А. Мореля. Они проводили совместные исследования во Франции в 30-е гг. Несколько ранее гг. Альфред Бовис и Луи Тюренн уже говорили о волнах бесконечно малой длины, определяемых с помощью маятника. В конечном счёте, "Весь мир - колебание", как гласят герметические законы Кибалиона, известные древним египтянам.
Исследования Андре де Белизаля говорят о испускании "волн формы", то есть о микровибрациях, порождаемых формами, физическим миром объектов или геометрических тел, имеющих определённую форму и занимающих место в пространстве. Названные выше "волны формы" возникают от геометрических структур, линейных, поверхностных, объёмных или пространственных. И они испускают излучения, которые могут быть полезными - уравновешивающими -или вредными - нарушающими равновесие - в зависимости от источника и формы, от которой они происходят. Например, так называемые "живые" статуи Древнего Египта, которые, как утверждается, оказывают влияние на зрителя. Влияние положительное или отрицательное, в зависимости от замысла их древних создателей. То же самое происходит с барельефами и живописью этой замечательной цивилизации. Почему? Потому что они испускают сильные микровибрации! На этой основе разработаны ориентировочные шкалы, такие как микрометр Белизаля и линейка Бовиса, последняя пользуется другой, более широкой шкалой. Эти микровибрации могут распознаваться благодаря гармонии радиоэстезиста и его маятника с использованием прибора, созданного г. Белизалем и названного им микрометром.
Говоря об искусстве радиоэстезии или о радиоэстезической чувствительности, мы могли бы упомянуть о знаменитом шестом чувстве, чувстве, которое не имеет названия, но тем не менее существует, оно есть, и мы можем это наблюдать благодаря колебаниям маятника.
Искусства, например, живопись, музыка, танец, скульптура, театр, поэзия, в выражении как вербальном, так и невербальном, могут затрагивать человеческую психику как комплексное оздоровление, позволяющее выразить в творческом акте лучшее, что есть в чувствах и восприятии души и разума. Терапия искусства, так же как музыкотерапия, другая форма терапии искусства может выявлять блоки и сдерживаемые чувства, пережитые в виде отрицательных эмоций и мешающие человеку реализоваться и жить полноценной жизнью, полностью владея собой.
Полотно, на котором переданы образы тоски и печали, где художник оставил след своих тревог и волнений и других болезненных переживаний, не нужно людям. Неважно, сколько миллионов рублей такая картина стоит. Почему? Потому, что она производит резкое падение иммунной системы того, кто на неё смотрит, негативно влияя и на тонус мышц и на самую деликатную из систем нашего организма - на психику.
Можно сказать, что на сознание оказывает влияние действие или событие, но также и действие движение кисти художника по холсту, оставляет отпечаток того, что переживало в тот момент его сознание, тот этап его личной эволюции, на котором он находился. Творец выражает то, что видит, воспринимает и чувствует. И в мазке, изображает ли он точки, прямые или кривые линии, есть ритмическое напряжение, в виде различных прикосновений, скорости, угла, направления и давления. Всё это создаёт Чи, прану или психическую энергию художника. Неизгладимый след, остающийся во времени и поддающийся измерению с помощью радиоэстезии. Мы знаем, что дух художника присутствует на всей картине. И он достигает особенного напряжения в том пункте, который является самым значительным для него. Тогда его движения становятся конечным выражением его внутреннего единства, или, что то же самое, дуновением энергии, соединяющей Небо и Землю.
Как в японском искусстве каллиграфии "шодо" или в японской живописи "суми-е", где требуется концентрация возвышение духа и удаление эго перед началом акта письма или живописи. Художник связывает каждый мазок, каждое движение с частицей самого себя. Это такое творческое самовыражение, в котором имеется отдача своего тела, разума и чувств. Это Искусство с большой буквы, не просто развлечение для эстетов. Чисто эстетическое прочтение меня не интересует. Что мне интересно, так это Сила, сокрытая в том или ином полотне, ... его Величие, Движение и Свет. Точка Покоя. Священное Пространство, заключающее в себе всю сосредоточенность художника и представляющее с энергетической точки зрения центр водоворота психической энергии.
Картина действует как зеркало. Настоящий Мастер живописи отражает в нём самые высокие качества своего сознания, давая нам возможность сопоставить его с нашим собственным "я". Я бы хотел, чтобы оно показывало нам путь к возвышенному и будило во мне стремление к миру, гармонии и этике.
Так вот, возьмём любую картину Николая или Святослава Рериха. Мы можем остановиться только на картинах, изображающих восходы и закаты, а также тех, на которых изображены холмы и горы. Мы увидим, при проведении радиоэстезических измерений, что все они испускают колебания, превышающие 10.000 ангстрем. Некоторые из полотен Маэстро Николая даже доходят до 18.000 ангстрем, то есть, в три раза большего показателя, чем нормальный для здорового человека и равного показателю Ступы в Сарнатхе! Место, где постоянно проходят медитации и без перерыва поются мантры ещё со времён Господа Будды. Как видите, нет необходимости отправляться в Индию, чтобы почувствовать эту Жизненную Праническую Силу, поскольку она здесь, там, где находятся картины Маэстро Николая и его сына Святослава...
Любопытно, что показатели вибраций увеличиваются, когда проводятся медитации или художественная либо музыкальная деятельность с участием детей и взрослых. А также когда возлагаются цветы, и во время Фестивалей, как, например, 24 марта ежегодно в Полнолуние Весак и во время ежегодных конференций, в частности. В такие дни картины заряжаются и временно испускают вибрации, переходящие пределы измерения микрометра Белизаля... и вступают за порог неведомого.
Вот таким образом живопись Николая Рериха производит оздоравливающий эффект от одного её созерцания, при наличии связи, основанной на внутреннем доверии и призыве на языке невербальной коммуникации, и занимает в сознании зрителя область немыслимого, невыразимого и невообразимого. Такое общение привлекает самые скрытые стороны сознания, тем самым приближая нас к Новой Цивилизации, без посредства какого-либо врача, поскольку здесь действует и создаёт душевное равновесие сила, оставленная или помещённая художником, то есть его достоинство, его идеалы, его порыв, его усилия, его устремления, его энергия духа и синтеза, его секрет красоты, которым он сегодня делится из Ангельского Мира, на уровне Высшей Гармонии.
Вот что вызывают во всяком, способном видеть "духовными глазами", картины Махатмы Рериха, Учителя Гор и многих других вещей. Его горы в высшей степени одухотворяющие, полные тайны, совершенства и добрых энергий, они наполняют меня силой, когда я их созерцаю. Гора всегда была символом духовного возвышения. Эти священные горы встречаются повсюду в мире... В Канченджунга, на Алтае, в горах Кайлас и Нильгири. На всех континентах встречаются эти святые горы, символ духовного возвышения, того, что соединение с самым возвышенным, что есть в мире, проходит через усилие, этику долга и доброй воли. Таков и наш труд в горах Страны Басков в Испании, где находится наш Рериховский Центр и где мы подняли не только Знамя Мира, но и флаги Индии и России.
Я хочу сказать, как вы все уже знаете, что созерцание картины Рериха пробуждает интуитивную природу и более глубокое понимание самого себя и окружающего мира. Смотреть на картину Рериха - значит осознавать свою свободу от ограничений физического мира и времени. Можно смело сказать, что в картинах Рериха присутствует эманация жизни, исходящая свыше и придающая нам силы и здоровье; ведь в живописном произведении важна не только монументальность образа, достигаемая терпением и тонкостью работы, но и воплощение идеала красоты, проявляющееся в совершенном равновесии, происходящем с высших уровней Космической Природы, где вибрации цвета и игра света отражают эманацию Любви из Вышнего Источника.
Художник такого рода обязательно является всемирным явлением, гражданином мира, но одновременно любителем духовного уединения. Я убеждён, что там, где он писал свои картины, происходило преображение этого места. Множество эманации и вибраций разливалось там из духовного источника. Целый калейдоскоп сил Природы приходил в гармонию вокруг него, благодаря чему расцветала правда и познание на его полотнах. Поскольку, как говорил великий Леонардо да Винчи "это не одно и то же: смотреть и видеть. Смотреть означает обращать взор вовне, чтобы свет донёс до нас формы и цвета. Но видеть - значит воспринимать эти впечатления и усваивать их внутри себя. И таким образом смешивать их с тем, чем мы сами являемся, что мы думаем и имеем. И с тем, что мы чувствуем в этот момент. Помни, каков ты есть, так ты и видишь. И чем больше ты будешь из себя представлять, тем больше увидишь".
Если живопись это воссоздание видимого мира, то живопись Николая Рериха - это выражение божественного сознания, невидимого мира, который с ним взаимодействует. Отсюда её могучее и целительное излучение. Поэтому, если у вас есть картины Рерихов дома, или их репродукции (в этом случае имеется некоторое снижение уровня энергии), у вас неиссякаемый источник добрых энергий, чего нельзя сказать о некоторых картинах, продаваемых на аукционах за миллионы рублей, но от которых не исходит ничего хорошего. |Подробнее.