О дыхании
«Правильному дыханию Кант уделял вообще большое
внимание. Нам покажется тривиальным его настойчивый
совет дышать носом, плотно сдвинув губы. Но для той эпохи
это было, видимо, радикальным новшеством, ибо Кант подробно рассуждает на эту тему. Правильное дыхание спасает
его от простуд, способствует хорошему сну и даже отгоняет
жажду» — так пишет доктор философских наук А. Гулыга
в своей статье «Свой собственный способ быть здоровым». А вот мнение одного из крупнейших знатоков физиологии
дыхания в нашей стране профессора М. Е. Маршака:
«Несмотря на широкое признание важности правильного дыхания
как для здоровых, так и больных, в большинстве случаев
представления о правильном дыхании носят чисто эмпирический характер». Однако, может быть, мы что-то растеряли из знаний
о дыхании по сравнению с эпохой, в которой жил знаменитый
философ?
Известно, что И. Кант изложил свою систему здоровья
в работе «Спор факультетов» в ответ на опубликованную
в 1876 году книгу X. В. Гуфеланда «Искусство продлить человеческую жизнь («Макробиотика»)». Философ был весьма
почитаем своими современниками. Так же относился к нему
и Гуфеланд — один из выдающихся врачей своего времени.
Поэтому можно допустить, что Гуфеланд не мог обойти
молчанием радикальные новшества своей эпохи, и это должно
было найти отражение на страницах «Макробиотики». Перед нами книга X. В. Гуфеланда. Она посвящена «гигиеническим и врачебным правилам для продления жизни
человека». Здесь много советов, примеров, объяснений о пользе
для здоровья естественных телодвижений и физических упражнений. Есть здесь, естественно, упоминания и о дыхании.
В истории вопроса подчеркивается, что древние греки, и
особенно Гиппократ, для усиления жизнедеятельности применяли такие средства, как «умереннность, пользование чистым
воздухом, ванны и в особенности ежедневные трения всего
тела и гимнастические упражнения. Последние считали они
надежнейшим способом: избрали методы и правила, как
разнообразить и направлять телодвижения, а величайшие
из философов никогда не забывали, что движения телесные
и умственные упражнения должны идти рядом. Искусство
гимнастики, для нас почти утратившееся, доведено было
у греков до совершенства». В истории вопроса есть также
раздел, который свидетельствует о том, что древние греки и римляне отводили важную роль дыханию здоровых людей.
Однако этот метод был основан не на тех принципах, о которых сообщает И. Кант. «Дыхательная гимнастика» древних основана на использовании дыхания молодых людей.
Такой способ дыхания, по всей видимости, мог иметь популярность и в XVIII столетии, так как, по свидетельству
X. В. Гуфеланда, в начале того столетия доктор Когаузен
написал «ученейшую диссертацию», в которой доказывал, что
главный врач больницы незаконнорожденных в Древнем Риме
некто Гермипп обязан был своим долгожительством тем, что
жил постоянно среди детей и дышал их дыханием. На этом
основании Когаузен советовал 2 раза в день — утром и вечером — дышать дыханием молодых и здоровых людей, веря,
что «через это до невероятности могут быть поддержаны
и возвышены жизненные силы». Отношение Гуфеланда к этому методу и родственной ему
герокомике, заключающейся в омолаживающем действии «атмосферы здорового человека первой молодости» на пожилых,
сдержанное — он лишь считает, что ими «не следует вовсе пренебрегать».Разбирая в специальной главе (VIII) особые условия долговечности, Гуфеланд пишет: «Второе условие продолжительности жизни — здоровая грудь и хорошо устроенные
органы дыхания...» В выдвигаемых Гуфеландом правилах долгожительства сказано: «Не проводить ни одного дня без того,
чтобы не выйти из дому и не подышать чистым воздухом. Не
должно смотреть на прогулку только как на движение, но
и еще как на средство пользоваться чистым воздухом...» Эту
же мысль он развивает и в специальной главе о телесных упражнениях.
Нигде в «Макробиотике» не встречаются представления
о дыхании подобные тем, которые имеются у Канта. Стало
быть, можно допустить, что вопрос о правильном дыхании
в XVIII столетий не был животрепещущим, а о режиме
здоровья философа не было известно что-либо определенное.Отсюда ясно, что в «Споре факультетов» И. Кант излагает только свои взгляды на режим здоровья, не ориентируясь ни на какие модные течения в данном вопросе.
И все же в своих представлениях о дыхании он не был
уникален; в более древние времена философы и медики уже
выдвигали подобные идеи. Правда, это были не древние греки
и не римляне. Высказывания И. Канта значительно ближе
познаниям о дыхании древних индусов, и в частности йогов.
Справедливости ради надо сказать, что во времена мудреца
Патанджали, жившего во II веке до нашей эры и являющегося,
как считают, основателем йоговского учения, наука о дыхании выглядела значительно проще, нежели у современных йогов.
Конечно, здесь тоже не обходилось без определенных философских и мистических установок. Сказывалось, в частности,
бытовавшее в Древней Индии представление о том, что
человеку природой отпускается определенное число дыханий:
при медленном дыхании — более долгая жизнь, при более частом — жизнь короче. Отсюда и основные советы дышать реже
и глубже.
В монографии профессора М. Е. Маршака, опубликованной
в 1961 году, есть ссылка на «личное сообщение» одного
из виднейших спортивных физиологов нашей страны профессора А. Н. Крестовникова, наблюдавшего под влиянием систематического произвольного урежения дыхания его «перестройку»: урежение частоты и увеличение глубины дыхания.
Приходится удивляться тому, что об этом эффекте древние
индусы знали более 2000 лет назад. Означает ли это, что нам
следует принять как аксиому и положение о зависимости
продолжительности жизни от числа дыханий? Надо сказать, что йоговская «Пранояма» далеко не всегда
совпадает с данными современной науки. В обосновании «Праноямы» несколько аспектов. Прана в представлении йогов — это жизненная сила, которая находится в окружающей среде, в самом организме и не равнозначна кислороду. Под словом «пранояма» понимается умение
управлять этой энергией. В одной из современных работ
о «Пранояме» (Свами Шивананда Сарасвати. Наука о «Пранояме» (перевод с английского). Из серии Гималайя-йога.
Ришикеш) говорится, что это есть «контроль жизненной
энергии человека, которая проходит по нервам. Она сокращает
мышцы, дает воспринимать окружающий мир и мыслить...
Тот, кто завоевал ее, является завоевателем не только его
внутренней природы, но и завоевателем целого мира».Вместе с тем в описании анатомических данных и физиологии легких в точности повторяется текст современных
учебников. Однако это положение не распространяется на
объяснение механизмов работы внутренних органов. Здесь все
решается с помощью религиозно-мистических рассуждений
о «невидимой руке Абсолюта» как творце тонкой структуры
и гармонического взаимодействия внутренних органов.
Существование подобного симбиоза можно объяснить
некоторыми положениями новейшей философии одног о
из популярнейших философов Индии Свами Вивекананды
(1863—1902 гг.), который, кстати, сам исповедовал йогу и, по
сути дела, своими трудами вдохнул в нее новую жизнь. Так
вот, одна из особенностей этой философии заключается в
стремлении показать «принципиальное согласие» между положениями веданты и современной наукой. При этом йоги
считают, что познание веданты, и в частности мирового духа
Брахмана, возможно лишь путем опыта мудрецов, пребывавших в состоянии турии (по существу, йогический транс).
Вивекананда даже утверждает, что йогический транс — это
дегипнотизация, а вот обычное состояние сознания — состояние загипнотизированности.
С этих позиций уже легко говорить о невероятных просторах, которые раскрывает йога практикующемуся в ней.
Вот что обещает, например, автор «Праноямы»: «Сегодня для
быстрого передвижения материальный мир предлагает нам
поезда, корабли, самолеты и т. п. Но йогины заявляют, что
путем йогической культуры они могут так уменьшить вес
своего тела, что могут переместиться на любое расстояние
в одно мгновение. ...Сегодня, когда человек страдает болезнью, материальный мир предлагает врачей, лекарства, инъекции и т. п., но йогины заявляют, что простым взглядом или
простым прикосновением... не только болезнь может быть
исцелена, но даже дана жизнь умершему человеку». Может ли всему этому поверить современный человек?
Конечно, нет. Но значит ли это, что мы должны вовсе
отмахнуться от йогов? Уже больше двух тысячелетий путем
пусть эмпирических, но наблюдений собиралась эта система.
Многие из этих наблюдений современная наука смогла подтвердить, другие, переосмыслить и дать людям в виде «аутогенной тренировки», гимнастики для «глаз», гимнастики для
«мозга» и т. д.
Неисчерпаемые возможности таят в себе и дыхательные
упражнения. Но в данном случае речь должна идти не только об упражнениях из йоговской «Праноямы». Прекрасный пример подхода в использовании самых простых, доступных
каждому человеку дыхательных упражнений подал И. Кант.
Видимо, философ, методично исследуя приемлемое для своей
системы здоровья, сумел одним из первых понять все выгоды,
которые несет выработка правильного дыхания.Представления о правильном дыхании как радикальном
новшестве сложились, очевидно, позднее — в XIX веке, а еще
вернее — в XX столетии. Именно в этих веках стали процветать
профессии, где для того, чтобы быть хорошим специалистом,
нужна должная постановка дыхания. Здесь речь идет не только
о спортсменах, но и о драматических актерах, оперных певцах,
учителях, лекторах и др.Несколько лет назад блеснуло и почти тут же померкло
имя одного оперного певца. Надежды он породил несколькими
выступлениями в концертах. Обладал он красивейшим голосом. О нем заговорили. И вот гастроли театра, где пел этот певец. Зрители предвкушали рождение нового таланта. Первые
выходы, исполненные им арии принимались восторженно,
а потом аплодисменты стали реже и глуше. Со спектакля
расходились недоумевая: что с N? С каждой минутой оперы
его голос слабел и тускнел. Оказалось, все довольно просто — у
певца было плохое дыхание, он быстро начинал уставать
и задыхаться. Один из специалистов по вопросам вокальной педагогики
Ф. Ф. Вит, в прошлом успешно выступавший на сцене оперного театра Сан-Карло в Неаполе, пишет: «Дыхание — фундамент пения, все зиждется на нем. Кто умеет правильно
дышать — тот умеет петь».
В качестве вспомогательных упражнений, которые способствуют навыку правильного дыхания, многие педагоги и певцы
применяют довольно своеобразные дыхательные упражнения.
Выдающиеся педагоги школы бельканто отец и сын Гарсиа
предлагают, например, такие упражнения:
1. Вдох выполняется медленно, в течение нескольких
секунд, до ощущения полного заполнения воздухом легких.
2. Задержка дыхания на вдохе («сколько это возможно»).
3. Выдох выполняется так же медленно, как и вдох.
4. Задержка дыхания на выдохе («сколько позволяют
силы»).
Н. Г. Озолин в одной из своих работ говорит, видимо, об
одном из вариантов этого упражнения. Заключается оно
в последовательном увеличении продолжительности трех фаз:
вдоха, паузы, выдоха.
Продолжительность каждой фазы этого упражнения для
начинающих составляет 5 сек. (5—5—5). В предлагаемых методиках нетрудно разглядеть истоки — йоговскую «Пранояму».
Свами Шивананда в «Пранояме» в разделе о ритмическом
дыхании приводит такое упражнение: «Вдохните медленно,
считая 4 раза Ом, задержите дыхание, считая 8 раз Ом,
выдохните медленно, считая 4 раза Ом, и задержите дыхание
на 8 Ом» (Ом — единица счета, приравниваемая к 1 сек.). Постепенно предлагается увеличивать вдох и выдох до 8 сек.,
а задержку дыхания до 16 сек. По всей видимости, нет ничего
удивительного в том, что некоторые итальянские певцы
в своей практике заимствуют и другие положения «Праноямы». Так, выдающийся в прошлом итальянский тенор Джакомо Лаури-Вольпи считает, что контроль над телом, достигаемый с помощью связи между сознанием и дыханием,
«способствует образованию необыкновенного явления — феноменального артистического певческого дыхания». Надо сказать, что речь здесь идет не только об использовании дыхательных упражнений. По системе йогов певцу следует сосредоточивать свою волю на языке мягкого нёба, что, по мнению
Джакомо Лаури-Вольпи, создает одухотворенное и вечно юное
звучание голоса.
Однако пути к «вечно юному звучанию» голоса у певцов
бывают и более простыми. Великий Э. Карузо, например,
считал для себя как певца чрезвычайно полезным заниматься
утренней гимнастикой и даже поработать с гантелями, а
дыхание тренировал специальными певческими упражнениями.
В последние годы некоторые наши педагоги существенно
видоизменили белькантовские вспомогательные упражнения.
Так, В. А. Багадуров исключает из упражнений задержки
дыхания, а вдох и выдох советует выполнять в сочетании
с произношением таких букв, как Ш, Ж, В, С.
Ф. Ф. Вит их несколько облегчает, предлагая после вдоха
через нос задержать дыхание на 1—2 сек., а затем делать на три
счета плавный выдох. Эти видоизменения упражнений, видимо, связаны с какими-то представлениями о нежелательности
или бесполезности (?) задержек дыхания. Специалисты вокала
на этот счет определенно не высказываются. Ответ на этот
вопрос дают те области человеческой деятельности, где людя м
приходится поневоле прибегать к такому способу дыхания.Японских нырялыциц за жемчугом зовут «ама». Они
не из какой-то секты или клана. Это обычные женщины,
которые к своей трудной профессии начинают готовиться
с детских лет. Труд же их заключается в многократном
погружении под воду на глубину до 20 м. За день им
приходится нырять 60—90 раз и каждый раз быть под водой
до 1—2 мин. Одну-две минуты задержать дыхание в покое, без
движений, могут далеко не все. А здесь ведь не покой — ама все
время в движении и под давлением 20-метрового слоя воды...
Надо сказать,что ученые-физиологи и спортивные специалисты довольно давно признали необходимость при обучении
правильному дыханию спортсменов применять комбинацию
из постепенно удлиняющихся фаз дыхания и задержки дыхания
(апноэ).
Профессор А. Н. Крестовников рассказывает о физиологе
Дурите, который в молодые годы отправился в 22-часовой
переход через Альпы. Он дважды пересек вершину высотой
1700 м, но при этом у него развилось острое расширение
легких, общее недомогание и неприятные ощущения в области
сердца. Причина здесь была та же, что и в примере с
певцом, — Дуриг не умел дышать.
Через 20 лет он совершил подъем на высоту 5500 м, был
в пути 26 час. и прошел 65 км. Каких-либо нежелательных
последствий не было, потому что ученый сумел познать
«дыхательную грамоту» и в своем эксперименте проверял действенность такой системы: глубокий вдох через нос —
кратковременная задержка дыхания на вдохе —полный
форсированный выдох.
Интересный опыт тренировки по белькантовской методике
провел Н. Г. Озолин. В течение трех недель он предлагал
испытуемому постепенно увеличивать длительность всех трех
фаз упражнения (вдох — пауза — выдох). Исходная задержка
дыхания равнялась 90 сек., а через три недели тренировки
достигала 167 сек.
Мнение спортивных физиологов по поводу тренировок
апноэ таково: они помогают спортсменам прежде всего в
выработке скоростной выносливости. Есть и конкретные примеры. Б. Г. Макаренко, применяя повторные задержки дыхания
в покое у спортсменов, тренирующихся в спринте и в стрельбе,
наблюдал у них улучшение спортивных результатов.
Венгерский тренер Б. Райки в процессе тренировки пловцов
применял методику проплывания 20—25-метровых отрезков на
задержанном дыхании. Результат был тот же, что и в опытах
Б. Г. Макаренко, — скорость и выносливость спортсменов возрастали.
Так нужны ли эти качества певцам? Наверное, не помешали
бы; во всяком случае, тем из них, кто не занимался физкультурой и спортом, у кого «слабая» грудь и сниженная функциональная способность легочно-сердечного аппарата.
Упражнения в задержке дыхания таят в себе еще много
неожиданностей: Так, например, выяснилось, что главным
механизмом, обеспечивающим увеличение апноэ, является
не привыкание дыхательного центра к повышению содержания
углекислоты и недостатку кислорода, а усиление тормозного
действия коры больших полушарий на его деятельность. Не
странно ли: при задержке дыхания на вдохе складываются
неблагоприятные условия для работы мозга — должен уменьшиться приток крови, падает содержание кислорода, а он
вроде бы себе во вред для чего-то тормозит работу дыхательного центра. Детальные исследования этого вопроса выявили целый ряд интереснейших моментов. Во-первых, оказалось, что повышение содержания в крови углекислоты
в определенных количественных и временных пределах увеличивает приток крови в сосудистую систему мозга. Причем
скорость кровотока в этот момент здесь возрастает, а стало
быть, и повышается потребление кислорода. По мере увеличения апноэ интенсивность кровообращения нарастает. В таком же положении во время апноэ находится и сердце,
а вот во всех остальных органах и частях тела кровообращение
снижается. Кроме того, оказалось, что человек, задержавший
дыхание, в течение некоторого времени не испытывает каких-либо неудобств, что позволило дать этому периоду название
«фаза комфорта».
Повторные задержки дыхания увеличили именно эту комфортабельную фазу. Таким образом, все поведение мозга во
время оптимальной по времени задержки дыхания говорит
о том, что для него полезно такое состояние. В условиях же повышенного содержания в организме
кислорода апноэ возрастает в несколько раз.
М. Е. Маршак приводит в своей книге просто фантастические цифры задержки дыхания. Так, в опытах Шнайдера
предварительное вдыхание кислорода обеспечило у одного
из испытуемых время задержки дыхания равное 913 сек., или
15 мин. 13 сек.! По данным Хила, предварительное усиление
дыхания (гипервентиляция) обеспечило задержку дыхания на
5—6 мин.Изменения, возникающие в скорости мозгового кровообращения и потреблении мозгом человека кислорода при подобных состояниях, представлены в табл. 9.

Таким образом, можно видеть, что если вдыхание 10%-ного
кислорода резко повышает потребление мозгом кислорода,
то вдыхание 85—100% -ного кислорода ведет к противоположному результату. Нетрудно подсчитать, что при весе
мозга 1500 г весь мозг в первом случае будет потреблять
кислорода 109,5 мл (в норме 50 мл), а при вдыхании чистого кислорода — лишь 40,5 мл.
В экспериментах, как правило, используется медицинский
кислород, поэтому совершенно очевидно, что в этом случае
перед апноэ мозг находится в менее выгодных условиях, чем
при опытах без гипервентиляции. Каким же образом возникают такие колоссальные цифры задержки дыхания?
Может быть, избыток кислорода в крови снимает чувство
опасности и мозг спокойно ждет, пока ткани насытятся этой
«пищей»? Возможно, в данных условиях это лучший способ
для мозга обезопасить себя от возможного токсического
влияния кислорода. Во всяком случае, ясно, что и в этой ситуации мозг выбирает наиболее надежный и эффективный
для себя вариант. Здесь, видимо, существует древнейший
механизм наподобие археоцентра сна, который обеспечивал
жизнь нашим далеким предшественникам, обитавшим в просторах Мирового океана. Продолжительность непрерывного
функционирования этого гипотетического археоцентра невелика, но его возбуждение оказывает тонизирующее действие
на мозг, тормозит работу более молодого коллеги — дыхательного центра, а при повторных тренировках все отчетливее
отодвигает критический перепад в накоплении углекислоты
и падении содержания кислорода.В одном из популярных изданий о здоровье нам когда-
то удалось прочитать об одном ученом, который на вопрос,
что помогло ему сохранить хорошее здоровье и работоспособность в преклонные годы, ответил: «Постоянная тренировка в кратковременных задержках дыхания».
Характерно, что профессор А. Н. Крестовников считает
задержку дыхания «дыхательным упражнением». Да, это,
безусловно, упражнение, притом с выраженным общим действием, и поэтому требует тщательной дозировки. Несколько
позднее мы еще рассмотрим такие упражнения. А сейчас
хотелось бы поговорить об одном способе дыхания, обнародованном совсем недавно, но уже вызвавшем споры и довольно настороженное отношение сторонников «классической»
школы лечебной гимнастики.Речь идет о «дыхательной гимнастике» Стрельниковой,
объявленной изобретением, суть которого изложена в газете
«Социалистическая индустрия» (№202 (2184) от 27 августа
1976 г).Большинство ее положений (этой методики) не является
оригинальным.
Во-первых, частый ритм дыхания применяется в одной
из разновидностей йоговской «Праноямы», которая называется «капалабхати». Условно это можно перевести как просветленная голова («капала» — череп, голова, «бхати» — сиять).
Свами Шивананда указывает, что это упражнение должно
вы полняться в позе лотоса с положением рук на коленях,
с закрытыми глазами. Вдох и выдох выполняются часто. Вдох
производится энергичней и дольше выдоха. Каждое дыхание
делается в 1 сек., в дальнейшем за это же время — два дыхания.
Начинающим предлагается заниматься утром, сделав на первом занятии всего лишь 10 дыханий (цикл). На следующей
неделе рекомендуется делать 2 цикла утром и 2 вечером. Постепенно увеличивается число дыханий на одном занятии до
120.
Что же дает такое дыхание?
По мнению Свами Шивананда, оно очищает дыхательную
систему и носовые проходы, устраняет спазмы, болезни легких
(вплоть до туберкулеза) и улучшает функции сердечно¬сосудистой и дыхательной систем. Почти о том же говорит
и Стрельникова.
Вместе с тем, характеризуя действие этого упражнения,
Свами Шивананда указывает, что под его влиянием в большом
количестве вымывается углекислота. Это очень важный аспект, на который нам хочется обратить внимание особенно
тех людей, у которых имеются заболевания обмена веществ,
крови, органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.
Во-вторых, у Стрельниковой, оказывается, есть и более
близкий предшественник — некий Россет, который в 20-х годах
нашего столетия предложил «метод гипервентиляции».В лаборатории профессора М. Е. Маршака подобного рода
«гипервентиляционная» нагрузка подверглась специальным
исследованиям. Испытуемым в течение 5 мин. предлагалось
выполнять отведение рук в стороны и сведение их вперед.
Первая фаза движения сочеталась со вдохом, вторая — с выдохом. Нагрузка выполнялась в темпе 68 движений и дыханий
в минуту. При этом оказалось, что потребление кислорода
увеличивалось всего на 50—80% по сравнению с покоем, а
легочная вентиляция возросла в 3—5 раз(!), что повлекло
за собой довольно ощутимое вымывание углекислоты. Приводятся примеры, когда у одного испытуемого содержание
углекислоты в альвеолярном воздухе в покое равнялось 5,78%,
а после занятий составило 4,76%, у другого соответственно
6,46 и 4%.Подводя итог этим исследованиям, профессор М. Е. Маршак пишет: «Таким образом, увеличение частоты дыхания при
выполнении упражнений в быстром темпе неизменно сопро
вождалось гипокапнией. В настоящее время можно считать
твердо установленным, что гипокапния вызывает значительное уменьшение кровоснабжения мозга. Уже одного этого
достаточно, чтобы считать гипокапнию фактором, отрицательно действующим на организм, понижающим его устойчивость и работоспособность». Не следует забывать, что
в этом опыте принимали участие молодые и здоровые люди.
У пожилых людей и особенно больных эти сдвиги могут
быть более неблагоприятными. Здесь уместно привести данные, касающиеся показателей скорости мозгового кровообращения и потребления мозгом кислорода при некоторых заболеваниях (табл. 10).
У больных людей, как видим, мозг и так потребляет
меньшее количество кислорода. Отсюда ясно, что способ
Стрельниковой должен иметь четкие показания и противопо-

казания, точную дозировку. Здесь нельзя ориентироваться на
субъективные ощущения: почувствовали себя хуже — уменьшите число повторений. Здесь надо помнить, что нарушенный
тонус сосудов головного мозга может дать любую реакцию:
стойкий спазм и ишемию мозга, атонию и застойные явления
в пиальных сосудах.
Теперь о другой стороне дела. Правомочно ли отступление
от правил классической методики, требующей сочетания фазы
вдоха, скажем, с разведением рук, а фазы выдоха — с их
сведением или опусканием?
Оказывается, физиологи встречались и с этим вопросом
и выверили все точно. Вот некоторые данные: жизненная
емкость легких при положении «руки в стороны» на 10—15%
больше, чем при положении «руки вытянуты вперед». Но
важно даже не это, а то, что при вдохе, сочетаемом
со сведением рук вперед, затрачивается дополнительное усилие
для преодоления сокращения мускулатуры, препятствующей
расширению грудной клетки, а при выдохе с разведением
рук — дополнительная работа для преодоления сокращений
в дыхательной мускулатуры. Не может не быть возражений
и против игнорирования выдоха. Полноценный выдох — это
не только стимул для полноценного вдоха, но и фактор,
обеспечивающий поступление крови в мозговые сосуды.
Как видим, представители лечебной физкультуры могут
быть озабочены последствиями применения дыхания по Стрельниковой, которое следовало бы хорошенько «обкатать»
в физиологических лабораториях.
Этот способ, так же как и дыхание по «капалабхати», есть
прежде всего мощнейшие гипервентиляционные средства, способные ухудшить кровоснабжение и питание мозга. Не считаться с этим нельзя.
Справедливости ради надо признать, что, по некоторым
данным, сдвиг pH крови в щелочную сторону под влиянием
гипервентиляции не более чем на 10% усиливает усвоение
кислорода. Однако, чтобы точно знать этот барьер, нужны исследования, тогда и появится обоснованная дозировка. Кстати,
надо заметить, что йог Свами Шивананда значительно более
умерен в дозировке этого быстрого дыхания по сравнению
с изобретенной у нас методикой. Со времени смерти И. Канта прошло более 170 лет.
За это время физиология вскрыла многие механизмы деятельности дыхательного аппарата. И все же интересно задать
такой вопрос: знаем ли мы о дыхании столько, сколько знал
знаменитый философ, и умеем ли мы пользоваться дыханием,
как это делал он?
Давайте проверим свои возможности в управлении собственным дыхательным аппаратом путем воспроизведения
дыхания, выполнение которого считается весьма целесообразным. Для контроля дыхания положите одну руку на грудь,
другую на живот. Дышите через нос. Начинайте вдох с
небольшого выпячивания вперед живота, затем, продолжая
вдох, втяните брюшную стенку «в себя» и расширяйте все
больше грудную клетку, на самой же вершине вдоха приподнимите и несколько зафиксируйте плечевой пояс. При выдохе
все делается в обратном направлении: опускаются плечи,
спадает грудная клетка и несколько вперед выпячивается
живот.
Очень важно, чтобы при выполнении этого дыхательного
упражнения не было напряжения, чтобы оно осуществлялось
плавно, свободно. В течение многих лет на практических занятиях по лечебной
физкультуре со студентами-медиками мы предлагаем им
выполнять это в общем-то не очень сложное по координации
дыхание. Справляются с заданием сразу немногие, хотя среди
студентов VI курса, как правило, много значкистов ГТО
и спортсменов. Однако и при другом задании, где надо
сочетать фазу вдоха с поднятием рук вверх, а фазу выдоха — с
опусканием рук вниз, не удается тотчас же получить четкой
синхронности. Необходимо неоднократное повторение упражнения в течение нескольких дней, чтобы у человека образовался
новый навык. По существу, это новый условный рефлекс.
Базой для него является так называемый безусловный проприоцептивный дыхательный рефлекс. Это мудреное словосочетание расшифровывается так: безусловный — значит врожденный, проприоцептивный — значит связанный с нервными
приборами мышц, сухожилий, связок. Почему врожденный?
Да потому, что он, этот рефлекс, действует уже во внутриутробной жизни. Произвольно же изменять ритм, глубину
дыхательных движений, сочетать их с ритмом и темпом
движений человеку позволяет кора больших полушарий, где
происходит «замыкание» условнорефлекторной дуги. Чтобы
высшие корковые центры быстрее запомнили новую комбинацию дыхания и движения, она должна выдерживаться
в строго заданном ритме и темпе и в однотипных условиях. Установлено, что для выработки такого несложного дыхательно-двигательного навыка человеку требуется 5—6 дней.
Но все эти задачи человек раньше или позже решает. Решает,
как правило, не задумываясь над механизмами, позволяющими
осуществить эти маленькие чудеса. Не всегда знает он и
о том, что из дыхательного аппарата ко всем органам
протянуты нити, куда более драгоценные, нежели унизанные
жемчугом, потому что дыхательные нити таят в себе токи
силы и здоровья.
Давайте проверим некоторые из них в действии. Найдите пульс и начните спокойно и глубоко дышать.
Чем ближе к высоте вдоха, тем отчетливее учащается сердечный ритм, на самой высокой точке или при выдохе он
отчетливо урежается. В чем здесь дело? При вдохе мощное
растяжение легочных полей сопровождается раздражением
блуждающего нерва, который, как мы уже писали, снижает
ритм сердечных сокращений. Если таким образом подышать
хотя бы минуту, то можно проследить и последствия: дыхание
становится реже и глубже, а частота сердечных сокращений
замедляется. Рефлекс этот получил название легочно-сер-
дечного. Естественно, следовало бы ожидать, что при таком дыхании могут возникнуть изменения и со стороны органов
пищеварения. В действительности так оно и есть. В 1929 году
ученый из Прибалтики 3. Пляшкес при рентгеновских исследованиях смог установить, как при углубленном дыхании
ускорялся переход содержимого желудка в кишечник. Позднее
было доказано, что в условиях новокаиновой блокады или
после атропинизации подобное действие дыхания на желудок
прекращается.
Таким образом, перед нами еще один рефлекс, который
можно назвать легочно-желудочным. Под влиянием усиления
дыхания могут также активизироваться двигательная функция
кишечника и тонические сокращения мочевого пузыря.
Несколько слов о рефлексе на скелетную мускулатуру.
В конце прошлого века выдающийся русский физиолог
H. Е. Введенский в опытах на лягушках обратил внимание на
одну интересную особенность: лягушка, перед тем как сделать
прыжок, задерживала дыхание. В последствие это наблюдение повлекло за собой многочисленные исследования, которые
продолжаются и в наши дни. Оказывается, лягушка задерживает дыхание для того, чтобы ее прыжок был более
энергичным. В исследованиях на людях, которым предлагалось
поднять какой-либо груз, установили то же самое: перед
усилием — задержка дыхания, а само действие при сомкнутых
губах и на выдохе. Пытались переучивать, учили на тренировках дышать равномерно, а груз поднимать на вдохе. Но вот
приходили соревнования, и спортсмены вновь пользовались
тем же приемом, что и лягушка перед своим прыжком.В лаборатории профессора М. Е. Маршака эта тайна была
разгадана. Оказалось, что задержка дыхания прямо-таки уси
ливала готовые к действию мышцы — их биотоки, отражающие
функциональную способность мышц, в условиях задержки
возрастали. Это усиливающее действие продолжалось, если
груз поднимался на выдохе при сомкнутых губах. Если же
спортсмен равномерно дышал, движение выполнял на вдохе,
то усиливающего действия дыхательного аппарата на мышцы
не было.
Так был открыт легочно-мышечный (пневмомускулярный)
рефлекс.
Важную роль в деятельности центральной нервной системы
играет и дыхательный центр. Речь здесь не о том, что этот
центр заведует аппаратом дыхания, — об этом говорилось уже
достаточно много. Менее известной является способность
дыхательного центра активно воздействовать на своих соседей
по этажам в центральной нервной системе. Мы не оговорились, именно «по этажам», так как дыхательный центр
представляет собой многоярусную и сильно разветвленную
систему. Таковы, например, его контакты с сосудодвигательными центрами.
Интересно, что зоны, ведающие сужением (прессорная)
и расширением (депрессорная) сосудов, расположены вблизи
вдыхательных (инспираторных) и выдыхательных (экспираторных) отделов дыхательного центра. Между ними можно
установить вполне дифференцированные контакты.
Влияние дыхательного центра постоянно испытывает на
себе и кора больших полушарий. Более того, установлено, что
ее возбудимость зависит от состояния дыхательного центра.
В частности, показано, что возбудимость моторной зоны коры
возрастает при повышении ритмической деятельности дыхательного центра и снижается при его торможении.
Как видим, механизм произвольного урежения дыхания,
так же, как и закрепление этого навыка, проявляющийся более
редким и глубоким дыханием, не требует мистических пояснений йогов.
Можно полагать, этим простым механизмом и пользовался
Кант, когда он с помощью дыхания вызывал у себя наступление сна.
А. Гулыга пишет, что при засыпании на Канта магически
действовало произношение слова «Цицерон». Думается, что
вся «магия» заключалась здесь в выработке рефлекса на это
слово. Попробуйте сочетать это слово с дыханием: слоги
«Ци-це» — со вдохом, а «рон» — с выдохом. Чувствуете? Дыхание невольно углубилось. Если проделать серию из 8—10 «цицеронов», то этого, возможно, будет достаточно для успокоения деятельности дыхательного центра, а следовательно,
и центров мускулатуры, за которым последует более полное
ее расслабление и, стало быть, быстрее придет сон...
Мы не можем досконально объяснить механизм действия
дыхательных упражнений на притупление ощущения жажды,
которого добивался философ, но допустить такую возможность можем.
В начале своего врачебного пути в хирургической клинике,
которую возглавлял профессор В. П. Матещук, нам было
поручено выработать методику лечебной гимнастики у больных язвенной болезнью после такой сложной операции, как
резекция желудка. Часть этих больных после операции находилась в довольно тяжелом положении, и им назначалась
дыхательная гимнастика в сочетании с кислородом. При
проведении этой процедуры у нас возникало впечатление, что
больные не только с удовольствием дышат кислородом, но
и жадно глотают его. Эффект от дыхательной гимнастики был
просто отличный: дыхание становилось реже, улучшались
сердечный ритм, артериальное давление, больные успокаивались. При этом рождались довольно интересные ассоциации:
«Как будто побывал во фруктовом саду», «Как будто напился
ключевой воды». Возможно, к облегчающему действию кислорода на центральную нервную систему и кардиореспираторный аппарат добавлялись ощущения от «глотков*) прохладного кислорода, который, кстати сказать, прекрасно всасывается и в желудке.
Надо сказать, что в йоговской «Пранояме» есть упражнения, о которых говорится, что они способны уменьшать
чувство жажды и даже голода. Одно из таких упражнений
выполняется следующим образом: во время вдоха воздух как
бы засасывается через язык, свернутый в трубку и выдвинутый несколько вперед из полости рта. Подобное движение
воздуха при вдохе создает явное ощущение прохлады в
полости рта. При прохождении воздуха здесь должно звучать
«С» или «Си». Дыхание задерживается в пределах хорошей
переносимости, выдох выполняется через «язык».
Каким способом добивался устранения чувства жажды
И. Кант — неизвестно, но то, что он мог испытать такой
облегчающий эффект, сомнений не вызывает.
Ну а теперь настало время поговорить о том, как надо
дышать, о дыхательных упражнениях, которые можно взять
в свою систему здоровья. Прежде всего, если исходить из современных представлений о действии дыхательных упражнений, надо признать, что
самостоятельные комплексы дыхательной гимнастики должны
выполняться только при наличии четких показаний к этому. Например, у человека от природы частый пульс и частое
дыхание. В этом случае весь комплекс упражнений может быть
ориентирован на сочетание элементарных движений руками,
туловищем, ногами с фазами дыхания: так легче обеспечить
медленный темп выполнения упражнений и снизить сердечный
ритм. Подобный же подход должен быть к нервным, легковозбудимым и больным людям.
Здоровым людям, и особенно молодым, выполнять подобные комплексы нецелесообразно. Именно у этих людей
глубокое дыхание, не сопровождающееся должной физической
нагрузкой, наиболее ощутимо влияет на вымывание углекислоты и недостаточно полно обеспечивает потребление тканями
кислорода. Однако это не означает, что дыхательные упражнения этим людям не нужны вовсе. Под влиянием дыхатель¬
ных упражнений развивается дыхательная мускулатура грудной клетки и диафрагмы, увеличивается экскурсия грудной
клетки, жизненная емкость легких, улучшается способность
произвольно управлять дыхательным актом в условиях мышечной нагрузки. Понаблюдайте за собой, за другими людьми, каким бывает дыхание при мышечном усилии, хотя бы во
время ускоренного шага или бега при утренней спешке.
У нетренированного человека при этом уже через несколько
секунд появляется одышка, которую он пытается ликвидировать еще более частым дыханием через рот. Вот он, этот человек, успевший вскочить в последнюю
секунду в автобус или троллейбус. Несколько минут он
напоминает собой рыбу, выброшенную на берег, усиленно
захватывающую ртом воздух. Можно ли застраховать себя от
подобных воздействий мышечной нагрузки? Безусловно. Одной из профилактических мер таких перегрузок и является овладение навыком правильного дыхания.
С чего начинать? С самого простого: с освоения упражнения в глубоком дыхании.
Итак, встаньте, выпрямив спину, подняв голову (смотреть
вперед) и чуть расправив плечи. Руки опустите вдоль туловища. Вдох выполняйте плавно, свободно, через нос. Вдохне следует делать чрезмерным (не должно быть ощущения
напряжения мышц шеи и лица и ощущения вылезающих
из орбит глаз). Не надо также задерживать дыхание. Достигнув вершины вдоха, сразу же начинайте делать плавный
и спокойный выдох. Доведите его до конца, но опять-таки не напрягайтесь и не наклоняйте туловища вперед. Выдох
нужно делать также через нос, но если это на первых порах
трудно, тогда надо чуть приоткрыть рот и выдыхать через
сближенные зубы.
Подобного же рода дыхание может быть и во время
ходьбы. При этом на 3—4-м шаге выполняйте вдох и настолько
же шагов — выдох. После 5—7-дневной подготовки можно приступить к освоению упражнения, в котором фазы вдоха
и выдоха сочетаются с движениями рук. Такого рода упражнения более полезны, так как они повышают не только
легочную вентиляцию, но и усвоение тканями кислорода.
Причем если в течение минуты выполнить 10—12 отведений рук
в плечевых суставах, то легочная вентиляция возрастет до 8 л
(против 4,7 в покое), а поглощение кислорода — до 319 мл
(против 245 мл в покое).
Фазы дыхания можно сочетать и с движениями корпуса
и ног. При этом лишь следует помнить, что с вдохом наиболее
целесообразно сочетать выпрямление корпуса и опускание ног,
а с выдохом — наклоны, приседания, поднятия ног...
А как быть с упражнениями с задержкой дыхания? Думается, что наиболее доступны те, которые предлагает
Ф. Ф. Вит. Вот одно из них. Вдох выполняется медленно, без
шума, затем на 1—2 сек. делается задержка дыхания, после чего
выполняется выдох в течение 3 сек.
Подобные упражнения в положении стоя Ф. Ф. Вит рекомендует делать так: «Следует стать, прочно опираясь на обе
ноги, приподнять грудную клетку (что называется принять
молодцеватый вид) и набирать воздух через нос, но отнюдь
не чрезмерно, не напрягая слишком дыхательных мышц. Затем
задержите слегка воздух и шепотом считайте: «21, 22, 23,».
Продолжительность занятий этими упражнениями
5—10 мин. Эти упражнения можно выполнять и во время
ходьбы. При этом вдох осуществляется на три шага (считая
«21, 22, 23»), затем короткая пауза (один-два шага) и выдох
на три шага (считая «21, 22, 23»).
Утверждая, что вдох следует делать во всех случаях через
нос, мы не подражаем Канту. Эту необходимость устанавливают данные современной физиологии. Исследования показывают, что полость носа содержит
огромное количество нервных приборов, чутко реагирующих
на движение воздуха. Надо сказать, что эти приборы имеют прямую связь с особым центром, ответственным за тонус
мускулатуры бронхов, поэтому рефлекс, начавшийся с полости
носа, доходит до рецепторов бронхов, что способствует более
полному вдоху. Есть также данные о том, что нервны е
приборы полости носа участвуют в установлении более глубокого и ритмичного дыхания. Эти данные и лежат в обосновании выполнения вдоха через нос.
Теперь о выдохе. Здесь тоже есть весьма категоричные
мнения о том, что выдох следует делать через нос. Основания
для этого имеются: часть рецепторов верхних дыхательных
путей реагирует и на движение воздуха из легких. Однако этим
приходится жертвовать в тех случаях, когда выдыхание через
нос представляет собой существенную нагрузку. Обычный
выдох выполняется за счет расслабления вдыхательной мускулатуры, а при его усилении нужно включить дополнительную выдыхательную мускулатуру. Нужны тренировка и время, чтобы она окрепла. Выдох через рот в этом отношении
проще: более широк и более короток выходной канал, а
отсюда и меньшее сопротивление выдыхаемому воздуху. По
мнению А. Н. Крестовникова, выдыхание через уменьшенную
ротовую щель или через сближенные зубы противодействует
развитию поверхностного дыхания и высокому стоянию диафрагмы, помогает удлинять выдох при выполнении даже
значительной физической нагрузки. Полноценный выдох, как
мы уже писали, наилучшим образом обеспечивает поступление
крови к мозгу.
Все это и позволяет говорить о важности дыхания через нос
при вдохе и через сближенные зубы при выдохе.
Теперь о других видах дыхания. О частом дыхании йогов
и методике Стрельниковой мы уже писали. Эти дыхательные
движения, как гипервентиляционные средства, могут быть
полезны,видимо, в небольшой дозировке, в том пределе, когда
они вызывают сдвиг pH крови в щелочную сторону не более
чем на 10%. По всей видимости, продолжительность каждой
серии подобных упражнений на первых порах не должна
превышать 20—30 сек. Осторожность йогов в повышении
для таких упражнений дозировки не должна быть незамеченной.
О дыхании через ноздрю. Эти упражнения вошли в практику из йоговской «Праноямы». Смысл их действия тот же,
что и обычного носового дыхания, только влияние на организм
проявляется более энергично. Правда, выполнить эти упражнения без подготовки трудно — довольно быстро появляется
чувство недостатка воздуха. Кроме того, они требуют безупречной проходимости носовых каналов. Поэтому спешить
с выполнением этих упражнений нé стоит, да и, возможно, нет особого смысла, если более простые упражнения выполняются
регулярно и дают положительный эффект.
Среди использующихся в наши дни дыхательных упражнений есть и такие, которые ближе по своей природе к
«дыхательной гимнастике» древних китайцев. Это прежде
всего метод ритмичного углубления дыхания, заключающийся
в применении продолжительного по времени и чуть более
глубокого по сравнению с обычным дыхания. Подобные
упражнения могут быть рекомендованы нервным, перевозбужденным умственной работой людям.
Наконец о дыхательных упражнениях, которые после выраженной мышечной нагрузки дают возможность организму
быстро прийти в норму.
Проводились такие наблюдения. Спортсмены завершали
тренировку, и часть из них сразу же после нагрузочных
упражнений покидала спортивный зал, а других заставляли
в течение десяти минут выполнять в разных сочетаниях
дыхательные упражнения. Затем через час у тех и других
замеряли артериальное давление и подсчитывали пульс. Результат оказался разительным: десяти минут дыхания в конце
тренировки оказалось достаточно, чтобы привести в порядок
сердечный ритм, в то время как у спортсменов, не выполнявших дыхательных упражнений, пульс и давление оставались
заметно повышенными.
Кто-то из физиологов, кажется Ральф Джерард, сказал,
что большинство из нас относятся к своему телу как к
автомобилю. Мы примерно знаем, что входит в него и что
выходит. Но как устроен мотор и как он работает, большинство из нас не знает, а поэтому по-настоящему не знает,
как можно предупредить какую-либо поломку в его
механизмах.
И. Кант, видимо, тоже относился к своему организму как
к машине, но эту «машину» он тщательно изучал. М. Зощенко,
исследовавший жизнь знаменитого философа, так и пишет:
«Он в совершенстве изучил свое телесное устройство, свою
машину, свой организм, и наблюдал за ним, как химик
наблюдает за каким-либо соединением...»
Выработанные И. Кантом гигиенические правила позволили ему, слабому от рождения, часто болевшему в детские
и юношеские годы человеку, перековать свое здоровье, дожить
до глубокой старости, сохранив до последних лет жизни
острый ум и высокую работоспособность.
Еще великий Авиценна говорил о том, что при дыхании
упражняется «все тело и расширяются все каналы». В этом и
заключается главное благо дыхательных упражнений для человека.