Я считаю, что законы физиологии человека (и законы Вселенной в более широком смысле) основаны на тех же принципах, что и законы музыкальной гармонии. Музыкальные аналогии полезны при проверке любой теории.
Однако с музыкальными аналогиями нужно быть осторожным. На этом форуме несколько раз приводилась цитата с музыкальной аналогией из книги создателей АТ (активационной терапии). Вот она
Эта аналогия вызывает у меня сомнения.
1. Авторы ссылаются на равномерно темперированный строй, принятый в современной музыке. Это строй, при котором интервалы между частотами соседних нот равны – иными словами, отношение частот соседних нот всегда одинаково, а именно (примерно) 1.06
Однако равномерно темперированный строй не является естественным, и вряд ли может чему-то соответствовать в законах природы. Он был создан в конце 17 века с практической целью – позволить легко транспонировать любую мелодию по высоте. До этого в музыке существовал натуральный лад, основанный на обертонах. В нем интервалы неравны; иными словами, не существует единой постоянной константы, чтобы от частоты любой ноты прийти к соседней ноте.
Я рекомендую прочитать небольшое интервью Владимира Юровского - там много интересного: и о том, что такое оргельтон, и почему Бах писал разные инструменты в разных тональностях (а иначе бы была какофония), и о том, что во времена Моцарта встречались клавесины с 17 клавишами...
Владимир Юровский об абсолютном слухе
2. Но это не основной момент, вызывающий сомнение. Он лишь вызывает сомнение в понимании авторами темы музыкальной аналогии.
Гораздо существеннее то, что речь в данном фрагменте идет не о частотах, но о силе воздействия. Которая частотами никак не меряется.
Почему величина силы воздействия должна использовать те же интервалы, что и результирующие частоты состояний (будем считать, что состояния имеют свои частоты) неясно. Иными словами, если сила воздействия Х приводит к состоянию активации, то почему сила воздействия 1.2*Х должна приводить к соседнему состоянию повышенной активации, непонятно.
Вот когда авторы АТ говорят о самих состояниях (стресс, тренировка, активация, повышенная активация) и состояниях напряженностях как нотах в октаве – тут музыкальная аналогия понятна.
P.S. Это не значит, что выводы АТ относительно алгоритма подбора силы воздействия обязательно неверны (у меня есть сомнение и в выводах тоже, но об этом ниже). Но использование музыкальной аналогии здесь непрозрачно и не может служить подтверждением истинности выводов.
Возможно, я что-то не понимаю, буду рад услышать другие мнения по этому вопросу.
3. Теперь о выводе, что существует общая для всех людей константа (интервал). При умножении силы воздействия на эту константу организм переходит на более высокий уровень. Этот вывод вызывает сомнение сам по себе
Ну, во-первых, эта константа (1.2) не работает в моем случае. Это, конечно, слабый довод, но все же.
Однако и с логической точки зрения мне представляется утверждение об общей для всех людей константе сомнительным.
Возьмем, тот же элеутерококк или ЭМП (магнитное поле). Есть люди с повышенной чувствительностью к этим воздействиям. Такая повышенная чувствительность выражается не только в том, что для них требуется существенно меньшее воздействие, но и в том, что даже небольшое повышение силы воздействия может вызвать совершенно другой результат. А чтобы перейти на более низкую ступень состояния может потребоваться уменьшать воздействие в десятки и сотни раз, а совсем не в 1.2 раза. Особенно, чтобы перейти из состояния стресса в состояние более приятное.
Могут сказать – ну как же, ведь создатели АТ провели тысячи опытов и добились потрясающих результатов. Возможно, но не исключено, что основные интересные результаты были получены там, где они имели возможность получать обратную связь по анализам крови. Там же, где такой возможности не было, результаты были гораздо скромнее, и придуманные ими алгоритмические режимы (экспоненциальный, например) достигали лишь ограниченного успеха. Может быть, это является одной из причин, что так мало людей практикуют АТ – постоянно делать анализы крови сложно, а без них эффект не оказывается долговременным.
P.S. Данный абзац не относится к вопросу о музыкальных аналогиях. Но и музыкальные аналогии нужны лишь для практического применения – определения силы воздействие - одно из них.
Практический вывод здесь такой: любое устройство магнитной (или аналогичной) терапии, воздействующее на мозг или весь организм, должно давать пользователю широкий диапазон силы воздействия.
Возьмем как пример широко обсуждавшийся на форуме МегаИбн, в котором сила воздействия может быть изменена в 2 раза (установками прибора; возможно еще отодвинуться от прибора, но этим сложно управлять). Полагаю, что этого совершенно недостаточно, и при внедрении «в массы» приведет к большому числу побочных эффектов (говоря более просто, при длительном применении вызовет состояния стресса у существенной части клиентов). Это относится к любым приборам, создающим ЭМП, воздействующее на мозг.