https://studopedia.info/1-110029.html Фармация Древнего Востока
Первые государства на Древнем Востоке возникли в IV-II тысячелетиях до н.э. в тех регионах, где имелись благоприятные условия для занятия земледелием. Это были долины таких рек, как Нил, Тигр и Евфрат, Инд, Ганг, Янцзы и др. Здесь процветали знаменитые цивилизации Египта, Месопотамии, Индии, Ирана, Китая. В этот период в основном сложились сухопутные и морские пути между государствами, что привело к оживленному обмену между народами в области экономики, культуры и науки.
В тесной связи с остальными проявлениями жизни, тысячами нитей связанные с ними, продолжают развиваться врачебное искусство и лекарствоведение. О состоянии развития медицины и тесно связанной с ней фармации в странах Древнего Востока мы узнаем из многочисленных надписей на саркофагах, колоннах храмов, из клинописных надписей на скалах и глиняных табличках. К настоящему времени известны свыше 200 тысяч различных папирусов из Египта, среди них Кахунский папирус XVIII век до н.э., папирус Эберса – XVI век до н.э., Брушга – XI век до н.э., Имхотепа – III век до н.э. и др.
Содержание этого огромного собрания папирусов необычайно разнообразно: это многочисленные рецепты изготовления лекарств, моющих средств, стекла. Наиболее крупными являются многотомные собрания папирусов из Тебтюнисха, Оксиринха, Гибелена. Сохранились древние медицинские книги в Китае, Тибете, Индии (Веды). Сведения о медицине можно обнаружить в эпических произведениях: «Махабхарата» и «Рамаяна» (Индия); в религиозных сочинениях: «Авеста» (территория современного Ирана, Азербайджана, Армении и Средней Азии), «Амбра» (Египет). Кроме того, археологи обнаружили на территориях цивилизаций Древнего Востока в соответствующих слоях сосуды с остатками растений и мазей, хирургические инструменты, санитарно-гигиенические сооружения (бани, бассейны). О способах лечения нам сообщают «Законы справедливости» Хаммурапи (Ассиро-Вавилония, 2200 лет до н.э.).
Лекарствоведение в Древнем Египте
Согласно историческим документам, Египет считается самой древней цивилизацией Древнего Востока, где благодаря высокому уровню жизни населения были сосредоточены известные в древнем мире знания в области медицины, фармации и химии. Египтяне на основе существующих четырех основных элементов мира (воздух, вода, земля и огонь) разработали учение о четырех основных соках, являющихся носителями этих элементов, составляющих человеческий организм и обуславливающих его здоровье или болезнь. Одновременно возникло учение о пневме, согласно которому в воздухе содержатся невидимые и невесомые вещества, при вдохе проникающие в легкие и сердце и затем разгоняемые по всему телу. Нормальное состояние крови и пневмы предопределяет здоровье человека, а нарушение состояния этих веществ приводит к болезни. С данными воззрениями был связан и характер воздействия на организм: лечение, направленное на удаление из организма образовавшихся в нем гнилостных веществ, дурной крови и паразитов. Это достигалось назначением препаратов, которые вызывали рвоту, опорожнение кишечника, мочеотделение, потовыделение. Арсенал применяемых препаратов говорит о высоком развитии эмпирической фармации в Древнем Египте. В папирусе Эберса есть раздел «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». В этом «лечебнике» приведено около 800 рецептов, описывающих способы извлечения из растений различных соков и масел. Были известны процессы настаивания, процеживания, сбраживания, выжимания, перегонки, экстрагирования и возгонки. Широко применялась при разных технологических операциях фильтрация.
Непосредственно для лечения больных в Древнем Египте применялись такие лекарственные формы, как мази, водные растворы, промывания, впрыскивания, клизмы (изобретение последних приписывается египтянам), компрессы, горчичники, пластыри, примочки, настои, отвары, пилюли и способ окуривания. Среди широко использовавшихся препаратов были трава белены, полыни, листья подорожника, цветы ромашки, морской лук, можжевеловые ягоды, кедровое и касторовое масло, опий, мирт, уксус, вино, ладан, пивные дрожжи. Из индивидуальных соединений применялся стрихнин; из минеральных продуктов – селитра, медный купорос, квасцы, поваренная соль и мемфисский камень. Получили распространение препараты животного происхождения: жиры, желчь, мозг, печень, кровь животных, мед, молоко женщин и коз.
Относительно времени приема лекарств давались обычно подробные предписания. При некоторых болезнях практиковались целые курсы лечения, состоящие из ряда мероприятий, распределенных по дням болезни. Так, лечение острой болезни состояло в однодневном подготовительном и четырехдневном главном лечении. Египтяне считали, что лечебное дело находилось под покровительством бога врачебного искусства Тота, которого называли Фармаки или Фармаци, что в переводе значит защитник, избавитель, исцелитель. Вероятно, поэтому до наших дней дошли слова с корнем «фарма» – фармация, фармацевт, фармакопея и др.
Врачебное искусство и лекарствоведение в Древнем Египте было сосредоточено в руках профессиональных врачей. Однако уже в этот период некоторые жреческие касты в Египте обладали довольно широкими химическими знаниями, которые постепенно стали оказывать довольно существенное, а в последующие века и определяющее влияние на развитие фармации. Даже термин «химия» возник в Египте. Вероятно, в корне его лежит слово «хеми», что означает «Египет», а также «черный».
Лекарствоведение в Месопотамии (Междуречье)
Первые сведения о развитии медицины и лекарствоведения в Древнем Междуречье датируются III тысячелетием до н.э., когда началось возвышение Вавилонского государства. Позднее, в I тысячелетии до н.э. в северо-восточной части Месопотамии выдвинулась Ассирия. Из этих государств главенствующее положение в хозяйственном и культурном развитии и, в частности, в развитии медицины и лекарствоведения принадлежало Вавилону.
В Месопотамии было широко распространено представление, что от явлений на небе зависят все процессы в здоровом организме и все изменения в больном. Ими определялся ход эпидемических заболеваний. При всех лечебных мероприятиях приходилось, таким образом, принимать во внимание движение небесных светил. Для объяснения процессов в человеческом организме охотно прибегали также к сравнениям с событиями в природе: пропитывание тела кровью сравнивали с оплодотворением земли реками, значение присущей организму теплоты сравнивали с влиянием солнца на произрастание хлебов, функция дыхания приравнивалась к ветру. Исходя из того, что некоторые черви, живущие в организме в качестве паразитов и происходящие, по мнению вавилонских врачей, из гниющих веществ, могут вызывать болезни, они пытались по аналогии объяснить возникновение других болезней. Наряду с этим особую роль в жизненных проявлениях организма приписывали циркулирующим в теле человека жидкостям, особенно крови. Таким образом, у древних вавилонян мы находим смесь различных теорий, объясняющих болезнь: демонической, космической, паразитарной и гуморально-патологической. Такие представления о болезни обусловливали и лечебные мероприятия. Широко были распространены амулеты, талисманы, дощечки с молитвами и заклинаниями, идолы добрых духов.
Лекарственный арсенал вавилонян и ассирийцев представлял собой довольно богатое собрание средств из всех трех царств природы: растительного, животного и минерального. Наиболее распространенными при лечении болезней являлись вода и масло. Слово «врач» в буквальном переводе означало «знающий воду» или «знающий масло». Применялись почки различных растений, животные жиры, нефть. Лекарства назначались в форме настоев и отваров из растений для применения их внутрь. Готовили мази и пасты для наружного применения, назначали компрессы, натирания, клизмы и ванны. Рекомендовали массаж и обливания, ставили кровососные банки и производили кровопускание. Различался прием лекарств натощак и после еды. При употреблении лекарств в отдельных случаях использовалась специальная посуда.
При изготовлении лекарственных форм использовались процессы кипячения, растворения, смешения, фильтрации, измельчения и др.
Лекарствоведение в Древней Индии
Полуостров Индостан, расположенный у южной подошвы Гималайских гор, орошаемый величайшими реками, Индом и Гангом, при тропическом климате обладая богатейшей растительностью с разнообразными ароматными кореньями, пряностями, плодами и цветами, по праву считается родиной лекарственных растений.
Источником для изучения истории медицины и фармации Древней Индии являются Веды (памятники индийской культуры), а также сборник законов Ману. Из них мы узнаем, что во II в. до н.э. в Индии существовало медицинское образование: университеты в Таксиле и Бенаресе. Университеты были не единственными очагами медицинского просвещения. Существовали также медицинские школы при провинциальных монастырях. Древнеиндийские врачи считали, что для нормальной жизнедеятельности организма необходимо наличие 3 первичных элементов: воздуха (эфира), слизи и желчи. В «Аюр-Веде» (Книга жизни) говорилось, что болезнь наступает после нарушения равновесия этих трех компонентов, обеспечивающих здоровье. В IX в. до н.э. выдающийся древнеиндийский врач Сушрута, указывая на причины возникновения заболеваний, относил к ним климат, времена года, космические стихии, ветры, неопрятность одежды, жилища, испорченную воду, вредные местности и т.д.
Древнеиндийские врачи при лечении больного исходили из необходимости устранения несоответствия между дыханием, желчью и кровью. Врач должен был восстановить существовавшее до болезни равновесие с помощью лекарств, хирургического вмешательства или физических методов воздействия. Важной и ответственной частью лечения у древнеиндийских врачей считалось назначение лекарств. В «Аюр-Веде», своеобразной индийской фармакопее, дается перечень 760 лекарственных препаратов. Индийские врачи отдавали предпочтение растительным лекарственным средствам, многие из них применяются в народной медицине Индии и в настоящее время. Индийская растительность чрезвычайно богата и разнообразна, поэтому древнеиндийские врачи применяли растения местной флоры и почти ничего не заимствовали из соседних стран. Нашли широкое применение в лечебной практике минеральные вещества и их соли. Среди них препараты мышьяка, железа, меди, которыми прижигали язвы и лечили глазные болезни. Железо и мышьяк применяли при кровопотерях. В состав мазей часто включали свинец, серу, сурьму, цинк, соли аммония.
Золото в Древней Индии считалось самым сильным укрепляющим средством. Для употребления оно расплющивалось на тоненькие листочки, накалялось, а затем несколько раз гасилось в молоке, масле и других жидкостях, которые затем также использовались в качестве лекарств. Таким же образом применяли серебро, медь, железо, свинец, олово, цинк, сернистую сурьму и мышьяк.
Наряду с лекарственной терапией в Древней Индии применялись хирургические методы лечения болезней, гигиенические мероприятия, осуществлялись прививки против оспы, изоляция больных при лечении проказы. Индийские врачи осуществляли ампутации конечностей, удаление катаракт, производили пластические операции. При лечении переломов применялись вытяжение, вправление, неподвижные повязки, шины из бамбука. Для остановки кровотечений индийские врачи использовали холод, горячую воду, золу. Раны перевязывали шелковыми и шерстяными бинтами, пропитанными коровьим маслом, повязками из кожи, древесной корой некоторых растений.
Заслуживает внимания система подготовки врачей в Древней Индии: преподавание вели наставники из высшего сословия. Наставник должен был обладать высокими нравственными качествами, а также иметь отличную специальную подготовку по всем разделам медицины, которые преподавались ученикам. У каждого наставника их было от трех до четырех человек. Теория и практика преподавались в постоянном единстве, в том числе при совместном посещении больных. Навыкам хирургических операций учеников обучали на своеобразных макетах (сочные плоды, луковицы, доски, облитые воском). После окончания обучения ученик принимал обязательство, которое требовало гуманного отношения к больному, готовности всегда прийти на помощь больному, скромного поведения в быту. Разумеется, врачи в первую очередь обслуживали привилегированные касты.
Фармация в Древнем Китае
Истоки китайской медицины и фармации теряются в глубокой древности. В отличие от Египта, Вавилона, Индии и, в меньшей степени, Древней Греции, Рима, Персии и арабских стран, в Китае до наших дней сохранились многочисленные письменные памятники, которые отражают развитие медицинской науки с древнейших времен. В настоящее время известно более 4250 трудов, составляющих более 30 тысяч книг.
В конце III и начале II тысячелетия до н.э. в Китае сложился рабовладельческий строй. Одновременно произошло объединение Китайской империи, которая включала кроме собственной территории часть нынешней Кореи и Индокитая. К этому периоду относится возникновение иероглифической письменности, исключительная сложность которой вошла в поговорку («китайская грамота»). Централизованное Китайское государство имело торговые связи со многими странами: с Индией, государствами Средней Азии, Персией, Сирией, а впоследствии, через них – с Римской империей.
По мнению древних китайских врачей («Книга истории»), человек представляет собой микрокосмос – мир в миниатюре. Он состоит из пяти основных космических элементов: земли, воды, огня (тепло), дерева (растительное начало) и металла. В организм эти элементы попадают вместе с пищей, перевариваются в желудке, а в тонких кишках превращаются в хилус, по каналам (сосудам) через печень проникают в сердце и превращаются в кровь. Кровь остается неподвижной, густой, холодной, черной и составляет пассивное начало «инь» до тех пор, пока в нее не проникает из легких воздух, который проталкивается в сердце при дыхании и создает активное начало «янь». После этого кровь приходит в движение, становится разреженной, горячей, светлой, разливается по всем органам тела и питает их. Человек отличается наличием разума и является частью материализованного мира. Смерть – естественный конец жизни, за которым уже ничего нет. Медицина в эти ранние времена истории Китая обладала элементарными знаниями анатомии, физиологии, патологии.
Для лечения употребляли растительные и животные средства, существовало иглоукалывание. Для истории фармации представляет интерес древнейший «Травник» легендарного правителя Китая Шэнь Нуна.
В III в. до н.э. появился первый крупный медицинский трактат: труд о природе и жизни – «Книга о внутреннем» («Нэй-цзин»), превратившаяся в дальнейшем в канон китайской медицины. «Нэй-цзин» представляла собой многотомное сочинение. В нем содержались основные принципы китайской медицины: описание анатомии, физиологии и патологии человека, методов исследования и лечения больных, синдромов основных болезней, были указаны пути укрепления здоровья народа, т.е. была дана четкая и содержательная формулировка задач медицины. Наставления давались в форме стихов. Врач должен стремиться улавливать минимальные нарушения в жизнедеятельности организма, должен помнить, что болезнь изменчива, а врач не может быть созерцателем – он должен быть исследователем, ему необходимо искать причины болезни. Исходя из теории «пяти первоэлементов» и теории взаимодействия и борьбы «противоположных начал», надо изучать не только заболевший орган, но и нарушающееся при этом взаимодействие всех органов тела между собой. Врач должен быть деятелем – найдя и поняв болезненные явления, происходящие в организме, а также их причины, он должен действовать для урегулирования возникающих расстройств и восстановления слаженности в организме больного.
В разделе патологии говорится о том, что болезни могут возникнуть от внешних причин (холод, жара, ветер, сырость) или от внутренних причин (гнев, страх, горе, тоска, чрезмерная радость и т.д.). С целью диагностики рекомендовалось исследование «окон» тела (глаза, нос, уши, рот). Рекомендовалось выслушивание голоса больного, изучение пульса, распространяемых больным запахов. Лечили людей успокаивающими, обезболивающими средствами, улучшающими кровообращение и регулирующими деятельность кишечника. Большое внимание в «Нэй-цзин» уделялось вопросам гигиены и профилактики заболеваний. Трудно переоценить значение «Нэй-цзин» в истории китайской медицины. Эта книга по популярности в Китае стала на уровень сочинений Гиппократа в Древней Греции, Галена в Древнем Риме и Авиценны в Арабских халифатах Азии в средние века.
Фармация тибетской медицины
Видное место в развитии медицины и фармации в странах Востока принадлежит тибетской медицине. У ее истоков лежат достижения древнейших медицин Востока – индийской, персидской и китайской. В основе лекарственной терапии тибетской медицины лежало положение: «Нет в природе вещества, которое не годилось бы в качестве лекарства. Если посмотреть на природу взглядом ищущего лекарственных средств врача, то можно сказать: мы живем в мире лекарств». И действительно, тибетская медицина и фармация используют окружающий человека растительный, животный и минеральный мир. Так, в трактате «Вайдурья-онбо» приводится перечень 98 групп лекарственных средств, которые объединены по вкусовым качествам. Например, в группе сладких лекарственных средств представлена солодка уральская, разные виды винограда, сахарный тростник. В группе кислых – гранатовое дерево, айва китайская, кумыс. В группе соленых – минеральные соли. В группе горьких – горечавка, борец разнолистный, шлемник байкальский, мускус, мумие. В группе жгучих – перец черный, имбирь лекарственный, чеснок. Вкусовые качества как факторы, определяющие лечебное действие лекарственных средств, служили основанием при рекомендации пищевых продуктов для здоровых и больных людей. Сладкие, кислые и жгучие лекарства, по мнению тибетских врачей, излечивают нарушения нервной системы (рлунг). Горькие, вяжущие и сладкие – благотворно влияют на кроветворение (мкхрис), жгучие, кислые, соленые – на гуморальную и эндокринную систему (бад-кан).
Тибетская фармация применяла лекарства, которые получали из трав, животных, драгоценных камней, земли, из деревьев и их частей – пней, коры, стволов, ветвей, листьев, цветов и плодов. Применялись различные соки из растений.
В системе лечебных мероприятий индо-тибетской медицины значительное место уделялось физическим методам лечения: очистительные лечебные клизмы, орошения кишечника, гидропроцедуры, минеральные и лекарственные ванны, кровопускания, прижигания, иглоукалывание.Лекарствоведение в Древней Греции
В V-IV вв. до н.э. наступил расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя, греческой культуры. Развитие медицины и фармации было тесно связано с другими науками, которые объединялись общим понятием «философия».
Видное место в Древней Греции занимала медицинская наука. Ее развитие и уровень были обусловлены ростом колоний, развитием торговли и международных связей; происходили эпидемии, обширные территории греков требовали увеличения не только численности войск, но и числа врачей. Поэтому в Греции открывается ряд школ по подготовке врачебных кадров в г. Кротоне, на островах Книдосе и Косе.
Медицина Древней Греции в значительно меньшей степени испытывала влияние религии, чем это наблюдалось в странах Древнего Востока. Лечение в Элладе осуществлялось в храмах, в специальных помещениях, которые назывались «асклепейонами». Кроме того, существовали светские профессиональные, носившие то же название, лечебницы и школы врачей-не-жрецов. К светским лечебницам относились и мелкие «ятрейи» – лечебницы на дому у врачей.
Термин «асклепейон» произошел от имени Асклепия (в латинской мифологии Эскулап). По преданию, Асклепий жил в Фессалии, в Северной Греции. Он имел много учеников. Впоследствии Асклепий был обожествлен и вошел в греческую и мировую литературу в качестве бога врачебного искусства. Покровительницы отдельных отраслей медицины – Гигейя (отсюда термин «гигиена») и лекарственной терапии – Панацея считались его дочерьми. Гигейя прославилась разумными профилактическими советами и почиталась как богиня здоровья. Она изображалась юной девой, держащей в левой руке чашу, из которой пьет змея. Изображение змеи и чаши впоследствии стало эмблемой медицины. Смысл эмблемы состоит в том, что врач должен быть мудр, как змея, а мудрость черпать из чаши познания природы. Панацея умела лечить «от всех болезней». Впоследствии «панацеей» стали называть средство, которому приписывалось аналогичное лечебное действие.
Врачи Древней Греции дали новые решения многих вопросов медицины и особенно фармации. Они выявляли материальные причины болезней, их связь с внешней средой; создали представление о болезни как изменяющемся явлении, которое проходит в своем течении определенные стадии, и о необходимости наблюдения за ними. На практике данные принципы первым применил Гиппократ (460-377 до н.э.), которого с достаточным основанием называют «отцом медицины».
Гиппократ принадлежал к семейной династии врачей – весь род знаменитого врача на протяжении 18 поколений занимался медициной. Одно поколение передавало свой опыт другому, создавая таким образом стойкую семейную школу. Знания он получил от отца, которого звали Гераклит. Учился Гиппократ в медицинской школе на острове Кос. От времен Гиппократа до нас дошел «Сборник Гиппократа», включающий около 70 сочинений.
Учение Гиппократа коренным образом отличалось от идеалистических учений в медицине. Своими материалистическими взглядами Гиппократ отвергал положения жреческой медицины. Он понимал болезни как общий процесс всего организма, склонялся к пониманию организма и процессов, в нем происходящих, в единстве и целостности. По принятым Гиппократом гуморальным представлениям, жизнь организма определяется четырьмя соками (влагами, жидкостями): кровь, слизь (флегма), желчь желтая и желчь черная. В основе этих соков лежат различные сочетания четырех начал природы: тепла, холода, сухости, влажности. Каждому из четырех соков соответствует определенный «темперамент»: крови – сангвинический, слизи (флегме) – флегматический, желтой желчи – холерический, черной желчи – меланхолический. Количественное изменение одного из приведенных веществ в организме человека приводило к болезни. Отсюда и требования к лекарственным средствам сводились к воздействию их на одну из четырех жидкостей. Для нас огромный интерес представляет фармакотерапия, нашедшая отражение в «Сборнике Гиппократа» и являющаяся основным источником сведений о состоянии фармации в Древней Греции.
Каждый врач имел свои запасы лекарственного сырья, которые хранились в специально отведенном для этой цели помещении: кладовой, амбаре и т.д. Такие помещения по-гречески назывались apotheca – отсюда и произошло название «аптека». В этих аптеках врач с помощью своих рабов готовил лекарства, отпускаемые для обслуживаемых им больных. Орудия производства тогда были весьма примитивны, однако греческая фармацевтическая техника стояла гораздо выше египетской и индийской. Врачи применяли твердые, жидкие, мягкие и газообразные лекарственные формы. В форме порошков были известны средства растительного, животного и минерального происхождения. Готовили порошки путем измельчения, просеивания и смешения компонентов. Применялись порошки главным образом наружно. Из жидких лекарственных форм в «Сборнике Гиппократа» описано приготовление растворов, настоев, отваров, взвесей. Отвары из растений готовились на воде, вине, козьем молоке и применялись в виде влагалищных впрыскиваний с помощью свиного пузыря с наконечником. При изготовлении жидких лекарственных форм древнегреческие врачи-фармацевты применяли измельчение, растворение, вымачивание, настаивание, кипячение, процеживание.
В своей практике Гиппократ особое внимание уделял лечению травами. Он старался наиболее полно сохранить природу лекарственных средств, разработал способ их хранения и упаковки, что подтверждается раскопками античных аптек. Гиппократ назначал банки и кровопускание. Он рекомендовал соблюдать осторожность, учитывать реакцию организма, не торопиться, не заменять быстро одно лекарство другим.
С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. В «Клятве Гиппократа» содержится требование заботливо и милосердно относиться к больному, не использовать знания и лекарства во вред человеку.
Ученик Платона Аристотель (384-322 до н.э.) был самым видным ученым древности. Энциклопедист, он охватывал и разрабатывал самые различные области знания. Сын врача, Аристотель получил и медицинское образование. Это был первый по времени натуралист, поставивший научно-экспериментальную работу на небывалую до него высоту. Необходимо отметить, что Аристотеля интересовал и мир растений, но почти все его ботанические работы погибли, а продолжал это направление Теофраст из Эфеса (370-285 до н.э.).
Теофраст написал большое количество трудов по ботанике. Книга «Исследования о растениях» посвящена лекарственным растениям. В ней описаны соки растений, смолы, бальзамы, ядовитые растения. Описывая применение трав (мирра, кассия, корица, кардамон, гальбан, ассафетида, стиракс, шафран, лотос, укроп и др.) при различных заболеваниях, Теофраст указывал, как заготавливать некоторые из них (чемерица, пион, золототысячник). Он писал о применении алтея при кашле, мальвы – при нарывах, о папоротнике как средстве, изгоняющем ленточных глистов. Он приводит интересные наблюдения о влиянии растений на свойства коровьего молока, дает советы по хранению лекарственных растений. Из этого сочинения мы получаем подлинное представление о теоретической и прикладной ботанике и фармакогнозии на заре развития фармации.
Заключительный период истории Древней Греции носит название периода эллинизма (IV-I вв. до н.э.). Медицина в Александрии была представлена врачом по имени Эрасистрат (ок. 300 – ок. 240 до н.э.), который проводил анатомические исследования трупов. Другой знаменитый александрийский врач Герофил (родился около 300 г. до н.э.) известен тем, что широко применял самые различные лекарства при лечении болезней. Герофил стал использовать рецепты с огромным количеством ингредиентов, положив тем самым начало применению сложных лекарств в практической терапии (он явился, таким образом, основоположником полифармации).
Имеются сведения о наличии в Александрии, а также в других эллинистических государствах аптек, в которых работали врачи. Аптеки как специальный вид учреждений получили дальнейшее развитие в странах Востока позднее, в средние века.
Фармация в Древнем Риме
Римская история составляет заключительное звено древней истории Средиземноморья. Рим объединил под своей властью большое число стран от Пиренейского полуострова на западе до границ Армении и Персии на востоке, от Британии на севере до Египта на юге. Было создано крупное централизованное государство, которое существовало сначала в форме республики (Ш-I вв. до н.э.), затем в форме империи (с конца I в. до н.э.).
Большое место в древнеримской народной медицине и фармации занимало лечение травами и сельскохозяйственными растениями, прежде всего сырой капустой. Однако в Риме наряду со специализацией врачей появляются первые признаки выделения фармации в самостоятельную отрасль медицины. В те времена при больницах уже устраивались отдельные помещения (officinae), в которых хранились и изготавливались различные медикаменты, препараты и лекарственные формы.
Авл Корнелий Цельс (30-25 до н.э. – 45-50 н.э.) – римский ученый-энциклопедист и врач. Он написал обширный «лечебник», в который вошли все лекарственные средства и медицинские сведения того времени. В его труде представлен обширный материал по лекарственным средствам растительного, животного и минерального происхождения. Он классифицирует их по способам применения: кровоостанавливающие, раноочистительные, разъедающие, прижигающие, возбуждающие (пищеварение), смягчающие, очищающие кожу и др.
В книге Цельс описывает лекарственные формы для наружного применения и технологию их приготовления (компрессы, пластыри, маточные кольца (вагинальные лекарственные формы на основе мягкой шерсти, пропитанной сложными лекарствами), порошки, присыпки, акопы (жидкие своеобразные мази, напоминающие современные линименты). Из средств для внутреннего применения приведены пилюли, настои, отвары, растворы водные и масляные.
Труд Авла Корнелия Цельса для нас является своеобразной римской фармакопеей, в которой выделены и описаны некоторые фармацевтические разделы, касающиеся приготовления лекарственных форм.
Гораздо более сложным и значительным было творчество знаменитого римского врача и фармацевта Клавдия Галена (131-201). До нас дошло около 140 его медицинских работ. Из всех древних врачей Гален первым оказался в счастливом положении человека, который подошел к медицине как к науке. Условия, необходимые для этого, были уже налицо: опыт александрийской школы и понимание врачебного искусства, анатомия и физиология достигли высокой степени развития. Для нас Гален интересен своими работами в области фармации. Он являлся продолжателем дела Цельса, стремившегося к отделению фармацевтической деятельности от медицинской. Гален описал около 450 лекарственных растений и примерно 250 препаратов животного и минерального происхождения. По номенклатуре они близко совпадают с лекарственными препаратами «лечебника» Цельса.
У Галена была собственная аптека, при которой находилась лаборатория (officina), где изготовлялись медикаменты и лекарства. Лекарства были преимущественно растительного происхождения, и многие из них были довольно сложны по своему составу. Гален описал производство следующих лекарственных форм и препаратов: пилюль, порошков, болюсов, лепешек, мыл, мазей, пластырей, горчичников, сборов, настоев, отваров, растворов, сиропов, микстур, соков из свежих растений, жирных растительных масел, вин, смазываний, примочек, припарок. Он первый предложил получать извлечения из лекарственного сырья с помощью вина, масел и жиров (медицинские вина, медицинские масла и др.). Одновременно Гален ввел определенную регламентацию в приготовление лекарств из растений. Он установил весовые и объемные соотношения сырья (листьев, цветков, корней, коры и других частей растений) и экстрагентов (вина, уксуса, меда) при получении извлечений. Полученные Галеном препараты явились предшественниками современных настоек и экстрактов.
В больших количествах изготовлялись косметические средства: зубные порошки, средства для ухода за волосами. В лаборатории Галена не только совершенствовались технологические способы и приемы получения препаратов и лекарственных форм, но и, по сравнению с египетскими и греческими способами и приспособлениями, появились уже некоторые достижения – винтовой пресс, сливные устройства, специальные емкости для настаивания лекарственного сырья, воронки для процеживания, фильтрации, другое оборудование.
Заслуга Галена состоит не только в создании целой группы новых лекарственных препаратов и соответствующего технологического оборудования, но и в теоретическом обосновании применения новых лекарств. Гален настойчиво оспаривал мнение последователей Гиппократа, утверждавших, что лекарства в природе имеются в готовом виде и в оптимальном составе. Исходя из этого, последователи Гиппократа применяли в своей практике целые растения или целые органы животных. Гален доказывал, что в природных средствах есть полезные и ненужные (балластные) вещества и их необходимо отделять друг от друга. Это положение Галена актуально и в наше время при разработке суммарных и индивидуальных препаратов из лекарственного растительного и животного сырья.
В честь Галена в средние века выдающимся ученым Парацельсом была названа, и в настоящее время носит его имя целая группа лекарственных препаратов (галеновые и новогаленовые препараты), а учреждения, в которых получают эти препараты, называют галеновыми лабораториями, галеново-фармацевтическими фабриками и т.д.
Продолжала развиваться и наука о лекарственных растениях. Во второй половине первого столетия в Риме появилось энциклопедическое сочинение Гая Плиния Секунда (Плиния Старшего, 23-79 гг.) «Historia naturalis» – «Естественная история», которая включала материалы по ботанике, зоологии, астрономии, физике, медицине и др. В ботанической части этого произведения описано свыше тысячи растений. «Естественная история» Плиния является также обширным «лечебником», в котором описываются сотни болезней человека и животных, бесчисленное множество лекарств для их лечения, и среди них первое место занимают растения.
Одновременно с энциклопедией Плиния, а может быть, и несколько раньше, появился труд, пользовавшийся известным авторитетом в средние века и служивший руководством для ботаников, врачей и фармацевтов вплоть до эпохи Возрождения. Это ботанический труд Диоскорида (I в.) «Materia medica» или «Peri hylus iatrikus».
Уроженец города Анасарбы в Киликии, грек по происхождению, Диоскорид Педаний {Dioscorides) был образованным врачом-практиком, пользовавшимся широкой популярностью в Риме. Он много путешествовал, бывал в Малой Азии, Греции, Египте, Германии, Испании, Галлии и в различных областях Италии. Он состоял врачом при римской армии в правление Клавдия и Нерона.
Диоскорид сам много наблюдал и многое знал по собственному опыту. Это придавало особую ценность сообщаемым им сведениям.«Materia medica» («Лекарственные средства») была написана в 70 г. н.э. и состояла из 5 книг. Она была спасена от забвения арабами, которые перевели ее на свой язык. На латинском языке она была издана примерно в 1495 г. В своем труде Диоскорид обстоятельно описал около 600 видов растений, имеющих отношение к лечебному искусству. Значительное внимание Диоскорид уделяет растительным смолам и камедям (стиракс, камедь астрагала, хилтит, сафиор) и описывает способы их применения.
Диоскорид сгруппировал растения по некоторым морфологическим признакам, описал их местонахождение и распространение. Сведения Диоскорида о растениях сыграли впоследствии значительную роль в систематике растений, а также в лекарствоведении всех последующих времен и народов.
Фармация в средние века
Для эпохи раннего средневековья было характерно теологическое мировоззрение. Католическая церковь жестоко преследовала естественнонаучные исследования, философские, рационалистические искания, светскую науку и культуру, требовала безоговорочного подчинения ее авторитету, душила передовую мысль. Процветали мрачный аскетизм, безудержный мистицизм, периодически пылали костры инквизиции. Но было и другое – во времена средневековья, особенно в первый его период, в отдельных странах получили дальнейшее развитие культура и образование, были созданы научные центры.
На развитие лекарствоведения в этот период оказывали свое влияние магия, астрология и в особенности алхимия. Особое место в исследованиях алхимиков занимали ртуть и сера. Ртуть именовалась ими «матерью металлов», а сера – «отцом». Ртуть и сера в представлении алхимиков порождали любой металл. Благодаря алхимикам увеличилось число веществ, получаемых лабораторным путем, которые впоследствии нашли применение в фармации. Заслугой их явилось и значительное расширение знаний в области практической и прикладной химии. Кроме водяной бани, известной до алхимического периода, были созданы аппараты, применяемые при различных операциях, связанных с нагреванием на прямом огне и на песчаной бане. Важнейшим изобретением периода алхимии было открытие метода дистилляции и конструирование перегонных аппаратов. В результате этого появились эфирные масла, дистиллированная вода, алкоголь, скипидар, соляная и азотная кислоты и т.д. Путем многократной дистилляции был получен очищенный алкоголь, который назвали винным спиртом, ибо он был продуктом перегонки вина, а все улетучивающиеся вещества тогда назывались спиртами, т.е. духами. Отсюда название Spiritus vini – дух вина. В то время были убеждены, что алкоголь является наиболее сильным лекарством.
В то же время алхимики улучшили процесс очистки золота путем купеляции (нагревания богатой золотом руды со свинцом и селитрой) и стали применять амальгаму золота для позолоты. Арабские алхимики имеют большие заслуги в создании многих фармацевтических препаратов, в обучении правилам приготовления лекарственных веществ, в открытии первых аптек.
Одновременно алхимия оказала и отрицательное воздействие на развитие практической фармации. Идея о панацее, эликсире долгой жизни направила поиски лекарственных средств по ложному пути. Примером тому является так называемое «питьевое золото», которому приписывались фантастические лечебные свойства.
Характерной чертой средневековой фармации было появление сложных лекарственных прописей – полифармации. Зачастую число ингредиентов, входящих в один рецепт, доходило до нескольких десятков. Особое место среди лекарств занимали териаки (кашки из различных порошков с медом, основной составной частью которых являлись опий и змеиное мясо). С помощью териака проводилась иммунизация организма, он считался также средством против всех внутренних болезней.
Фармация в Византийской империи
После падения под напором варваров Западной Римской империи в 476 г. н.э. Восточная Римская империя (Византия) продолжила традиции античной греческой и римской эллинистической медицины и фармации.
Врач византийского императора Юлиана Отступника Орибазий из Пергама в IV в. по поручению императора собрал греческую и римскую медицинскую литературу и составил обширную медицинскую энциклопедию «Свод» в 72 томах. Из этих книг до нас дошла ничтожная часть, благодаря которой ясно, что Орибазий в свою энциклопедию включил работы Галена, Геродота, Диоскорида, Руфа, Диокла, Демосфена и др.
Работы других крупных энциклопедистов Византии также имели характер компиляций. Аэций из Амиды в Месопотамии написал труд в 16 книгах («Tetrabiblos»), представляющий собой не что иное, как ряд дословных выдержек из Орибазия, Галена, Филумена и других многочисленных греческих авторов медицинских трудов более поздней эпохи. Александр из Траллеи (VI в.) составил сочинение в 12 книгах, а Павел из Эгины (VII век) написал труд в 7 книгах. Оба они были энциклопедистами, составителями больших сочинений, в которых были собраны и систематизированы богатства античной медицины и фармации.
Крупной заслугой средневековой медицины Византии явилось создание гражданских больниц и аптек. Аптечным учреждениям предписывалась функция сбора лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. Аптеки должны были готовить лекарства, регулировать вопросы, связанные с их продажей, формировать взаимоотношения между врачами и больными.
Больницы для гражданского населения впервые появились в средние века в Византии – они возникли из приютов для путешествующих.
Монастырская фармация
Наставления Христа ученикам, принятые христианской церковью для исцеления души и тела, оказали сильное влияние на развитие медицины и фармации, начиная со средних веков и до настоящего времени.
Монастыри играли в жизни общества положительную роль и способствовали распространению грамотности, книжного дела, медицинских знаний среди населения, проживающего около них. При монастырях монахи закладывали огороды лекарственных растений, занимались их выращиванием и разведением, составляли свои собственные книги-зелейники (herbaria). Отсюда впоследствии произошло название книг «Hortus sanitatis» для изданий, в которых описывались лекарственные растения.
Первые сведения о существовании при монастырях аптек, т.е. помещений, в которых изготавливались лекарства, приходятся на эпоху Карла Великого (VIII в.). Изучая сохранившиеся развалины монастыря Святого Галена в Швейцарии (830 г.), ученые предположили, что в нем было несколько специальных помещений, предназначенных для приюта и лечения больных. Документы свидетельствуют о том, что кельи, в которых лежали тяжелобольные, назывались Cubiculum valde infirmorum, помещения, в которых проводилось лечение (различные операции, процедуры и т.д.) – Domus medicorum, а помещения, приспособленные для изготовления лекарств, – Armarium pigmentorum.
Над приготовлением лекарств в аптеках трудились специально подготовленные монахи, их называли инфирмирцы (от лат. infirmorum). С тех времен в обиход вошел обычай выдавать лекарства из монастырей по предъявлении рецепта и за оплату.
Фармация в арабских халифатах
Начиная с VII в. в странах Ближнего и Среднего Востока возникла, сложилась и развилась богатая и разносторонняя культура, именуемая арабской. К числу народов средневекового Востока, внесших свой вклад в сокровищницу мировой культуры, относятся таджики, туркмены, узбеки, грузины, армяне, азербайджанцы, иранцы, арабы и другие.
В VIII-IX вв. появились арабские химики. Вместо греко-латинского названия «химия» арабы ввели свое название «алхимия». Главное место в алхимии отводилось учению о металлах, их получению и очистке, металлическим сплавам и трансмутации металлов.
Одним из первых крупных арабских алхимиков был Джабир ибн Хайан (721-815). Джабиру приписывают авторство «Книги-70», представляющей собой энциклопедию политических, теологических и натурфилософских знаний. В последних главах «Книги-70» содержатся сведения о металлах, минеральных солях и других веществах. Джабир получил серную и азотную кислоты, серебра нитрат, ртуть хлорную. Азотная кислота была им получена при нагревании смесей селитры, медного купороса и квасцов. Он отметил воздействия царской водки (смеси соляной и азотной кислоты) на золото, считавшееся до тех пор не поддающимся изменениям. Также были изучены и соли: натрия хлорид, селитра, соли аммония и др.
К более позднему периоду относится деятельность другого арабского алхимика – ар-Рази (865-925). Он занимался медициной и алхимическими опытами. До нас дошли его сочинения «Книга тайн» и «Книга тайны тайн». В сочинениях ар-Рази упоминаются разнообразные вещества, описываются химическая посуда и различные лабораторные приемы. Предполагают, что ар-Рази создал классификацию веществ, известных в то время. Он разделил их на три большие группы: землистые (минеральные), растительные и животные. Минеральные вещества по ар-Рази наиболее распространены и составляют шесть отделов: 1) спирты (ртуть, нашатырь и др.); 2) тела (золото, серебро и др.); 3) камни; 4) купоросы; 5) бура; 6) соли. Спиртами (алкоголями) ар-Рази называл все, что при нагревании улетает без остатка.
Ар-Рази основал больницу в Багдаде. Интересно предание о способе, с помощью которого ар-Рази выбирал место, наиболее подходящее для построения больницы: он развешивал куски мяса в различных частях города и наблюдал, где оно дольше сохраняется и не загнивает. Это место он считал наиболее здоровым и, следовательно, подходящим для постройки лечебного заведения.
Вслед за организацией больниц в странах Арабского халифата впервые появились аптеки. Первая регламентированная аптека была открыта в 754 г. в Багдаде. В этих аптеках арабы ввели правила приготовления лекарств. Они избегали применения сильнодействующих средств и рекомендовали прибавлять к ним лимонный сок, фиалковый корень и другие вещества. Для лечения больных они широко использовали легкие слабительные вещества: сенну, тамаринд. Особое место в фармации арабов занимало учение о ядах и противоядиях. Слова-термины: алкоголь, юлеп (по-персидски «розовая вода»), лоох, нафта, камфара, безоар и многие другие – арабского происхождения. Арабами введены в фармацевтическую практику сахар (вместо меда) и лекарственные сиропы.