...
Иглоукалывание и прижигание большинство врачей воспринимают как дополнительный параклинический метод лечения. В действительности ТКМ – это целостная медицинская система, включающая собственную теоретическую базу, диагностику, нозологические группы и разнообразные методы лечения (фитотерапия, иглоукалывание и прижигание, массаж туи-на, систему управления собственным обменом веществ и эмоциональным состоянием – ци-гун).
Так, когда многие мои коллеги узнают, чем я занимаюсь, то у них зачастую возникает неприязнь к моей работе. Но когда я объясняю основы этой медицинской системы, то практически все поражаются подходам к состоянию пациентов, целостности понимания и взаимосвязи психического и физического состояния.
На чем же основана китайская медицина, какие основные концепции?
Теоретическая система ТКМ имеет две типичные характеристики: простая материалистическая диалектика и интегральная идея – Небо и Человек взаимосвязаны.
Простая материалистическая диалектика
«Основная ци» – источник порождения и образования всего. Древние восточные философы считали, что источником космоса является основная ци. Все в мире было произведено основной ци, а именно, первичной ци. Ци – невидимый материальный элемент, который формирует все. Конечно, «все» также охватывает людей. Человек обеспечен основной ци из природы, и она называется ци, основная ци, жизненная ци, или первичная ци. Понятие ци проникло в медицинскую область. Ци – основной материал, который формирует не только организм, но и динамическую силу тела. Жизнедеятельность людей является проявлением движения ци. Различные комбинации ци могут порождать различные вещи. Так, согласно разным местам и разным функциям ци, определены конкретные названия ци, например, истинная ци, наследственная ци, питательная ци, защитная ци, ци печени, ци селезёнки, ци сердца, и т.п.
Интегральная идея – Небо и Человек взаимосвязаны
Небо и Человек взаимосвязаны. Это – уникальная особенность ТКМ, которая отличается от почти всей мировой медицины. ТКМ расценивает физиологические процессы и патологические изменения в организме человека как непосредственно связанные с Небом (природой). Многие сложные вещи находятся во взаимосвязи, такие, как расцвет и убывание инь и ян природы; пять элементов, которые составляют всё, то есть дерево, огонь, земля, металл и вода; движение солнца и луны, звезд. Климатические изменения весны, лета, осени и зимы; весеннее рождение, летний рост, осенний урожай и зимнее хранение; человеческая функциональная система, в которой пять органов цзан являются главными органами, – всё соединено таким же образом. Скрытые и внутренние связи Вселенной и человека демонстрируются невероятно выразительно.
Основные теории восточной медицины: инь-ян, пяти элементов, органов цзан-фу и проявлений, каналов и вторичных каналов, на основе этих теорий построены патогенез и патомеханизмы, болезни и симптомы, диагностические методы и терапевтические принципы.
Теория инь-ян утверждает, что все в физическом мире сосуществует в двух противоположных сторонах и что противоположные и связанные движения этих половин стимулируют изменения и развитие всего. Понятия инь и ян используются, чтобы описать эти две тесно связанные стороны.
Теория пяти элементов объясняет вообще взаимосвязи среди природных вещей и их относительно устойчивое состояние в течение функционирования. Её первичный принцип заключается в том, что мир состоит из пяти элементов: дерево, огонь, земля, металл и вода. Каждый элемент может или стимулировать, или сдерживать другой. Это явление рассматривается или как взаимопорождение, или как взаимоугнетение (превосходство одного элемента над другим).
Теория органов цзан и проявлений рассматривает физиологическое функционирование внутренних органов, их патологические изменения и соотношения. Это – очень важная часть теоретической системы ТКМ. Термин «органы цзан» относится к внутренним органам, то есть, пять органов цзан (печень, сердце, селезенка, легкие, почки) и шесть органов фу (желчный пузырь, тонкий кишечник, желудок, толстый кишечник, мочевой пузырь и тройной обогреватель). Термин «проявления» означает внешние проявления функционирования внутренних органов.
Концепция органов цзан в ТКМ включает не только материальные внутренние органы, но и связанные с ними функции. Поэтому, просто приравнять органы цзан в ТКМ к внутренним органам в современной анатомии будет ошибочно.
ТКМ исходит из того, что сложная жизнедеятельность человека – это всесторонние функциональные отражения внутренних органов, работа органов цзан и органов фу тесно связана и не может быть разрознена. В дополнение к соответствующим функциям органов цзан-фу есть тесная взаимосвязь между одним органом фу и другим органом фу, между одним органом цзан и другим органом цзан, между органами цзан и органами фу и между органами цзан-фу и внешними органами и тканями в процессе жизнедеятельности. Все они имеют тесную взаимосвязь с природными условиями.
Основные компоненты этой теории включают пять органов цзан, шесть органов фу, постоянные чудесные органы фу (головной и спинной мозг, матка, кости, кровеносные сосуды и желчный пузырь), эссенцию (то, что ответственно за рост, развитие, размножение и определяет прочность конституции человека, проявляется физически у мужчин в виде спермы, у женщин яйцеклетками), дух, ци, кровь, жидкости, и т.д. Из них пять органов цзан – главные участники.
Теория каналов и вторичных каналов охватывает исследования физиологического функционирования и патологических изменений системы каналов и вторичных каналов человека. Это важная часть теоретической основы ТКМ. Первичные функции каналов и вторичных каналов – ход ци и крови всего организма, связь органов цзан-фу и конечностей, соединение верхней и нижней части организма, внешнего и внутреннего. Следовательно, каналы и вторичные каналы связывают все части тела в одно органическое существо.
Теория каналов и вторничных каналов чрезвычайно значима в физиологии и патологии. Она также играет определенную направляющую роль в различных клинических предметах, особенно в акупунктуре, которая использует эту теорию как логическое обоснование.
Теория патогенеза исследует все болезнетворные факторы и их свойства, классификацию и характеристики вызываемых этими факторами заболеваний. Эта теория также описана во Внутреннем Каноне Желтого Владыки и основана на интегральной идее, что Человек и Небо взаимосвязаны. Основа теории – концепции инь-ян, пяти элементов, органов цзан и проявлений, и теория каналов и вторичных каналов. Она утверждает, что причины болезней включают воздействие внешних патогенных факторов, эмоциональные нарушения, несбалансированную диету, неправильный образ жизни, физическое, умственное и сексуальное истощение, ранение при падении, перелом, ушиб или растяжение и другие такие же факторы. Среди этих воздействий есть внешние факторы, которые, вторгаясь в тело, проникают в ян, и внутренние факторы, которые, возникая внутри, поражают инь. Так как внешние и внутренние причины болезней и их проявления имеют много разновидностей, в клинической практике врач должен синтезировать все симптомы, определяя исходную причину болезни. О таком подходе говорится: «Обнаруживая симптомы, искать причину».
Диагностические методы – способы, использующиеся для сбора клинических данных, которые анализируются с учетом теорий инь-ян, пяти элементов, органов цзан и проявлений, каналов и вторичных каналов, патогенеза и патомеханизмов и т.д., чтобы идентифицировать синдром и определить оптимальные методы лечения. Применяемые диагностические методы напрямую относятся к идентификации синдрома и определению лечения.
Диагностические методы, заимствованные из Внутреннего Канона Желтого Владыки, включают четыре пункта: наблюдение, осмотр и аускультацию, опрос, ощупывание пульса и пальпацию. В поздние периоды они названы «четыре исследования». Однако некоторые конкретные методы в четырех исследованиях редко используются в практике сегодня вследствие ряда исторических причин, но врачи всегда придерживаются их идеологии и теории. Развитие диагностики в ТКМ во многом основано на содержании «Канона».
Терапевтические принципы – основные правила лечения болезней. Различные терапевтические принципы основаны на интегральной идее, развитой из соответствующих данных, собранных четырьмя исследованиями, и созданы согласно различным болезням и симптомам. Методы лечения зависят от использования различных величин, применимых к разным обстоятельствами, разным индивидуумам, и разных частям организма; верхушка и корень; плановость и неотложность; прямое лечение и парадоксальное лечение; согревание холода и охлаждение жара и так далее.
Терапевтические методы – определенные способы лечения болезней, в соответствии с указаниями терапевтических принципов, согласно виду болезни и симптомам. Определенный метод относится к определенному принципу. Например, терапевтический принцип «опорожнять избыточное» включает такие терапевтические методы, как выпускание внешнего, вызывание рвоты, рассеивание и выведение, очищение кишечника с помощью слабительных и т.д. Терапевтический принцип «восполнять недостаточное» включает такие терапевтические методы, как обогащение ци, увлажнение инь, согревание ян, питание крови, и т.д.
Вы ясно видите, что концепции и теории ТКМ отличаются от понятий Западной медицины. Но при этом современная фармакология не использует и 10% трав известных в восточной медицине. Я ни в коей мере не умоляю достоинств современной медицины и технологии.
Кто противопоставил Западное и Восточное?
Есть правильное и неправильное.
В медицине любой подход проверяется опытом. И правильным подходом считается, тот при котором эффективность выше эффекта плацебо. Следует отметить, что в акупунктуре эффект зачастую зависит от мастерства врача, поэтому двойной слепой плацебоконтролируемый метод исследования в данной ситуации неприемлем. Ряд исследований в Китае доказывает эффективность акупунктуры и фитотерапии, тогда как на западе эффективность опровергается, это связанно, прежде всего, с недостаточным или отсутствием изучения основ ТКМ на Западе.
Конечно, когда в наш центр приходит пациент с болью в спине, его обязательно направляем на рентген обследование, чтобы до лечения исключить патологию, при которой противопоказан акупунктура.
Но с другой стороны ТКМ оказывается эффективной даже в ряде диагностически неясных случаев. Это как раз связано с наличием своей диагностики в ТКМ, а все терапевтические принципы вытекают напрямую из диагноза. Приравнивать диагнозы ТКМ и Западной медицины невозможно. Например, для широко распространенного диагноза – «Спондилопатия» (остеохондроз позвоночника) отсутствует аналог в ТКМ. Боль в спине с точки зрения ТКМ – это симптом или синдром поражения какого-либо органа цзан-фу или канала, но не болезнь. С другой стороны «Болезнь Преграды» (онемения) в ТКМ воспринимается на много шире, чем ревматизм в современной Западной медицине. По сути, «Болезнь Преграды» охватывает все коллагенозы, классифицируя их по уровню поражения, органам и тканям, и по характеру проявлений.
В моей практике было несколько диагностически неясных случаев, где акупунктура, как самостоятельный метод оказалась эффективной.
Клинический пример
Больная В, 64 года
Поступила в гинекологическое отделение с жалобами на острую задержку мочи, отсутствие позывов на мочеиспускание.
Anamnesis morbi: Задержка мочеиспускание появилось остро. Раньше были моменты с затруднением мочеиспускание, вялой струи мочи.
При внешнем осмотре определяются признаки акромегалии.
В неврологическом статусе: ЧМН. Движения глазных яблок в полном объеме. Слабость конвергенции, аккомодации. Тригеминальные точки безболезненны, чувствительность на лице сохранена. Лицо симметрично, язык по средней линии. Глотание, фонация в норме. Мягкое небо подвижно, глоточный рефлекс живой. Активные движения в полном объеме. Намечены рефлексы орального автоматизма. Мышечная сила 5 баллов во всех сегментах. Сух/пер. рефлексы D=S с рук и с ног. Чувствительных нарушений нет. В позе Ромберга устойчива, координаторные пробы выполняет. Менингиальные знаки abs.
Больной было выведено катетером 3 литра мочи.
Для исключения эндокринной патологии и V-процесса спинного мозга сделаны анализы на гормоны ТТГ, СМТГ, МРТ поясничного отдела позвоночника
В данных анализов на гормоны показатели в пределах нормы.
МРТ поясничного отдела позвоночника: данных за V-процесс нет, спинной мозг без особенностей.
Была проведен консилиум с участием эндокринолога, уролога, невролога, нейрохирурга, диагноз: Нейрогенный мочевой пузырь. Диффузный узловой зоб, эутиреоз.
Больная получала лечение: вазоактивными препаратами, ноотропами.
Эффекта от медикаментозного лечения в течение 2 недель не было, больной выводилась моча катетером каждый день в количестве около 1,5 литров. Через 2 недели больную направили на консультацию в ЦНМЛ. После осмотра больной, ознакомления с историей болезни было решено провести 3 сеанса рефлексотерапии.
У данной больной с точки зрения западной медицины диагноз не был до конца уточнен и по-моему мнению диагноз: Нейрогенный мочевой пузырь, является рабочим, но не заключительным.
Поэтому ведение этой больной было с точки зрения ТКМ, и перед первой процедурой была проведена классическая диагностика по БА-ГАН, органам цзан-фу и системе каналов и вторичных каналов. Выбор точек проводился в соответствии с диагнозом ТКМ.
Диагноз ТКМ: Задержка ци и жидкостей мочевого пузыря, блокирование нижнего обогревателя, на фоне дефицита ян ци почки.
Так, после третьего сеанса акупунктуры у больной появились позывы и мочеиспускание по каплям. Курс лечения был продлен до 10 процедур. После 5 процедур мочу перестали выводить катетером, так как появилось самостоятельное мочеиспускание. Перед 9 процедурой было проведено УЗ обследование для определения остаточного количества мочи – 200 мл.
В данном случае иглоукалывание, с позиций ТКМ оказалась единственным эффективным методом лечения, так как предлагает не только метод терапии, но и диагностику со своей методологической основой.
Как уже описывалось вначале статьи, в России недостаточно грамотное и полное изучение ТКМ. А также катастрофическое положение с переводами первоисточников ТКМ на русский язык, существующие переводы (за редчайшим исключением) содержат непонятную эзотерику или это элементарные подстрочники. Поэтому после специализации по рефлексотерапии и клинической практики я принял решение перевести основной источник ТКМ – «Внутренний Канон Желтого Владыки». На данный момент на основе своего перевода написана книга «Современная трактовка Желтого Владыки. Основы восточной медицины», где скомпонованы статьи из «Канона» по 8 разделом, к оригинальному тексту прилагаются комментария и примечания на основе изучения других переводов этого канона и собственной клинической практики. Книга в настоящее время готовится к печати, с содержанием книги можно ознакомиться на сайте http://www.acupuncture.org.ru/book.htm
Источник