Уважаемый Леонид!
Обсуждение конструкций прибора с заменителями микроамперметра заглохло совсем недаром: по-моему, все эти новинки рассчитаны на любителя, а для прямого назначения – лечения – лучше конструкции Леднева придумать что-то трудно.
Микроамперметр на 100 мкА, класс точности 4,0, я видел в продаже за 85 рублей. Конечно, хотелось бы, чтоб он был еще меньше. Но и так ведь он невелик (примерно в 2 раза меньше своего собрата повышенной точности, 2,0, и с более широкой шкалой – но кому нужна эта точность? А ведь «собрат» и дороже в 3 раза!). Например, в конструкции, фото которой было помещено ранее, в таре от шампуня и аскорбинки, простейший микроамперметр все же занимает основной объем (еще требует места батарейка или аккумулятор, остальное – сущая мелочь в буквальном смысле). Но и при этом разве прибор большой? Разве он в кармане так уж помешает чему-то? Я попробовал для любопытства схему из музыкальной открытки. Не говоря уж о неудобствах работы с таким прибором, и что не так уж радикально при этом снижается себестоимость прибора, скажу главное: прибор становится очень ненадежным. Наверное, если поработать над такой конструкцией, можно довести ее до ума. Но стоит ли, смысл-то в чем?
Так что, если кому хочется интересно провести время, можно собрать приборчик и в старом мобильнике, используя его дисплей и прочее. А если кому надо побыстрее сделать работоспособный и полноценный прибор, чтоб использовать его для лечения - стандартная схема вполне хороша.
Иметь же несколько экземпляров приборов для больного человека очень даже полезно. Не будет страха, что в самый критический момент прибор вдруг испортится...
А теперь, раз народ не против, продолжим дергать наше ухо. Опять использую книгу Ф.Г.Портнова. Эта единственная книга именно по электропунктуре, которая мне до сих пор попадалась. Обычно пишут про иглотерапию, а электропунктуру как бы присоединяют по аналогии. Тут же практика чистой электропунктуры.
Как пишет Портнов, если проанализировать приведенный ранее экспериментальный и фактический материал, подтверждающий ценность информации, получаемой при электрометрическом исследовании ушной раковины, то сравнение этого органа с дисплейным устройством, на котором отражается информация о функциональном состоянии организма, не покажется слишком смелым, хотя и является дос-таточно упрощенным.
Если представить устройство для электропунктуры и электрод-щуп, при помощи которого проводятся все манипуляции на ушной раковине, в виде «электрон-ного карандаша», которым обычно вносят исправление ошибки, замеченной на дисплее ЭВМ, то наше «вмешательство» в виде электростимуляции точек уха можно сравнить с этим действием.
Ушная раковина, на которую проецируются столь ценные сведения, может быть использована не только для диагностики, но и для лечения, т. е. можно не только выявить периферические нарушения, но и путем раздражения обнаруженных точек и зон устранить те или иные расстройства. Иными словами, ушная раковина представляет собой нечто вроде «табло управления», через которое можно осуществлять нормализацию нарушенных болезнью функций и оказывать воздействие на различные системы организма.
(примечание ПАЦИЕНТА: точно такие же сравнения применили Леднев и Усачев – см. их статьи выше на ветке).
Эти свойства ушной раковины как исключительной рефлекторной зоны объясняются богатством и разнообразием ее иннервации, а также расположением вблизи мозга, в связи с чем иннервация проходит по наиболее коротким связям.
На основании уже имеющегося у нас опыта можно утверждать, что метод электропунктурной аурикулотерапии весьма перспективен при лечении болевых синдромов различной локализации, функциональных заболеваний, центральной нервной системы (неврозов), дискинезий желудочно-кишечного тракта и некоторых других заболеваний.
МЕТОДИКА И АППАРАТУРА
Аурикулотерапии должна предшествовать классическая клиническая, а также аурикулярная диагностика, т. е. выявление функциональных или органических расстройств и их отражения в области ушной раковины.
Прежде всего врач должен тщательно осмотреть наружное ухо (правое и левое) с целью выявления патологии. Иногда в области проекции некоторых органов на ушной раковине наблюдаются покраснение, шелушение, точечное воспаление и т. п. Затем врач приступает к пальпации ушной раковины, обращая особое внимание на зоны повышенной болевой чувствительности. При этом следует определить, к какой из восьми зон, условно выделенных в разделе «Аурикулодиагностика», относится область повышенной болевой чувствительности. Именно в этой области при последующей электрометрии определяют аурикулярные точки повышенной электропроводности, на них и производится воздействие при электропунктурной аурикулотерапии.
Во время пальпации ушной раковины или после сбора анамнестических данных врач проводит с пациентом беседу, разъясняя сущность электропунктурной те-рапии, общие принципы аурикулярного соматического представительства и рефлексотерапии. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо без такого разъяснения манипуляции врача на ухе могут восприниматься как разновидность знахарства и вызвать недоверие.
(примечание ПАЦИЕНТА: считайте, я и провожу с вами такую беседу!).
Несмотря на наличие электронных детекторов аурикулярных точек, некоторые специалисты предпочитают после пальпаторного обследования производить обследование на «контактную болевую чувствительность» при помощи специального пружинного щупа, как это делал в начале своей работы П. Ножье. Недостатком электронного детектирования они считают низкую точность этого метода. Говоря об аппаратурном методе исследования аурикулярных точек, Д. М. Табеева [1980] указывает, что «недостатком его является то, что сила, с которой придавливается электрод к коже, температура кожи человека, случайное попадание капельки воды на ушную раковину могут повлиять на точность определения местонахождения активной точки».
Указанные недостатки действительно могут иметь место, однако они вполне устранимы, если помнить о них во время обследования.
Имея в виду сказанное, следует все же подчеркнуть, что метод электронного обнаружения аурикулярных точек имеет довольно много преимуществ:
1) объективность — больной не участвует в выявлении точек, врач делает заключение не на основании ощущений больного, а на основании показаний индикатора;
2) безболезненность, что позволяет обследовать и лечить маленьких детей и пациентов с повышенной болевой чувствительностью;
3) быстрота получения информации — обследование уха проводится очень быстро — за 2—3 мин;
4) возможность выявить точки, оставшиеся незамеченными при использовании обычного механического (пружинного) детектора, так как известно, что не каждая проекция пораженной области болезненна при нажиме.
Поскольку нашей задачей является рассмотрение методики электропунктур-ной аурикулотерапии, остановимся еще раз на способе электронного детектирования аурикулярных точек. В работе применялись аппараты серии ЭЛАП. В последних конструкциях этих аппаратов имеется модифицированный подпружиненный электрод-щуп [Портнов Ф. Г., 1978]. Новая конструкция щупа облегчает поиск активных точек ушной раковины и исключает чрезмерное давление на кожу при их поиске. Все это значительно повышает точность определения местонахождения точек воздействия при электропунктурной аурикулотерапии.
(примечание ПАЦИЕНТА: все это прекрасно, конечно, но усложняет дело. Можно находить точки проще, при помощи стандартного прибора "Эледиа". Об этом расскажу позже).
Обычно поиск проводят круговыми или штриховыми движениями в зоне соматотопической проекции болезненного очага. В месте наибольшей электропроводности делают отметку на коже (точку) либо сразу же проводят ее электростимуляцию. Время электропунктурного воздействия — от 7 до 30 с.
Во время одной процедуры рекомендуется использовать 3—4, но не более 6—8 точек. Начинать процедуру следует с точек общего воздействия (например, нулевой), затем проводить электропунктуру точек, корреспондирующих определенный орган или систему.
Обычно электропунктуру проводят на стороне поражения.
В редких случаях стимуляцию осуществляют симметрично на правом и на левом ухе (например, при головокружении, неврастении, бронхиальной астме, расстройствах мочеполовой системы). Но даже в таких случаях лучше проводить первые две процедуры последовательно — сначала на одном, затем — на другом ухе. Дальнейшие процедуры следует проводить на той ушной раковине, при стимуляции которой был получен более выраженный терапевтический эффект.
На курс назначают 6—8 процедур: первые две — каждый день или через день, последующие — через 2—3 дня либо один раз в неделю. Лицам ослабленным и при хронических заболеваниях курс лечения можно продлить до 10—12 процедур. В этом случае первые две процедуры рекомендуется проводить через день, еще 2—3 — через 3—4 дня, последующие — один раз в неделю. При необходимости повторных курсов лечения их рекомендуется растягивать во времени и проводить не чаще, чем по одной процедуре в неделю (4—6 процедур на курс).
Терапевтический эффект, особенно при выраженном болевом синдроме, нередко наблюдается уже во время процедуры либо к концу ее. Реже эффект проявляется через 30 мин — 1 ч.
В некоторых случаях (около 5%) не отмечается никакого терапевтического эффекта, в основном у больных со стойкими органическими и хроническими заболеваниями, которые не показаны для аурикулотерапии. У отдельных больных через 24—48 ч может проявиться «реакция обострения». Проведение после такой реакции электропунктурной аурикулотерапии обычно дает выраженный лечебный эффект.
При стимуляции аурикулярных точек определенное значение имеет выбор полярности активного электрода. Следуя рекомендациям П. Ножье [1968] и используя их применительно к электропунктурной терапии, целесообразно при любых страданиях воспалительного характера, усиливающихся при движении в дневное время, производить стимуляцию с анода (электрод положительной полярности). При ночных болях, усиливающихся в покое, при травмах и в области особенно легко определяемых точек предпочтительнее использовать электропунктуру с катода (электрод отрицательной полярности). Этой рекомендации нужно придерживаться и в случаях сильной болезненности при пальпации аурикулярной точки.
(примечание ПАЦИЕНТА: Леднев применяет только отрицательную поляр-ность. Это упрощает дело: действительно, критерий – боль сильнее днем ли же ночью – для пользователя-немедика не очень убедительный).
При электропунктурной аурикулотерапии сила тока, проходящего через аурикулярную точку, не должна превышать 50 мкА. Обычно используется ток силой в 20—30 мкА. При лечении детей и ослабленных пациентов, как и особенно чувствительных лиц, сила тока устанавливается в пределах 15—20 мкА.
Ощущения больного должны быть слабо дифференцированными, без четкой болевой окраски, скорее — даже приятными. В аппаратах позднейших конструкций предусмотрено импульсное воздействие постоянным током на аурикулярные точки.
Аппарат ЭЛАП-1-ВЭФ дает возможность производить поиск точек с использованием минимального тока (до 0,2 мкА), что практически исключает активное воздействие процесса измерения на точку. Кроме того, аппарат позволяет получить данные непосредственно в единицах измерения (кОм). Индикация точек осуществляется одновременно с помощью трех видов сигнализации: по показаниям прибора, звуковому сигналу и индикаторному светодиоду, встроенному в торец активного электрода. Он также позволяет осуществлять воздействие на аурикулярные точки как в постоянном, так и в импульсном режиме с частотой 1; 2; 5; 10; 20; 40; 80, 160 Гц. Подпружиненный активный электрод с петлеобразным щупом весьма удобен для индикации аурикулярных точек и воздействия на них.
В заключение отметим, что если лечебная процедура была проведена правильно (при соответствующих показаниях, правильном выборе точек), то благотворное ее действие очевидно как для пациента, так и для врача.
П. Ножье справедливо отмечает [1968]: «Неудачи вызываются наличием причин, которые метод не может устранить: вертебральная блокада, неправильные швы, глубокие и постоянные психологические конфликты, грубые нарушения в гигиене и питании. Нужно лечить причины, чтобы иметь стабильный результат от аурикулотерапии».
Золотые слова! Что касается прибора, использованного Портновым. В отличие от нормального «Эледиа», он никак уж не портативный. Да и то, чего только в него не ввели! А к чему? Как мы увидим, почти ничего из этого не используется. Что же касается «плюса», в «Эледиа» ведь он имеется, если нажать и не отпускать кнопку диагностики. А при желании, можно переключатель зпменить на фиксируемый, вот вам и плюс. А если кому очень захочется все же иметь в приборе индикацию точек - схема несложна... Но только подобные схемы, как отмечал Леднев, пропускают точки с повышенных сопротивлением. Впрочем, для аурикулотерапии это уже не существенно.
Скачать [sharing.ru] - 0.03 Mb
Если кто-то умудрится воспользоваться новым сервисом, предоставляемым нам форумом, и скачать это, то увидит простейшую конструкцию "Эледиа". А далее - прибор, использованный Портновым:
Скачать [sharing.ru] - 0.04 Mb
Отредактировано ПАЦИЕНТ (14.01.2008 12:30)
- Подпись автора
Всё есть яд, и всё есть лекарство, а разделяет одно от другого лишь доза (Парацельс)