Теория «управляемого хаоса»
– это чрезвычайно интересный феномен,
который требует специального изучения,
свободного от идеологических пристрастий
и поспешных оценок.
Классическая механика, начало которой было положено работами сэра Исаака Ньютона, существование подобных структур не просто отрицала. Диссипативные структуры прямо противоречат основным принципам классической механики, однако вполне отвечают принципам теории относительности. Одним из последствий отхода от принципов классической ньютонианской механики стал отказ от признания мира детерминистически определенным. Иными словами в исследования естественнонаучных процессов было привнесено понятие неравновесности или одновременного сосуществования порядка и беспорядка, то есть понятие энтропии.
Понятие энтропии не являлось чем-то новым для физики. Еще второй закон термодинамики, ставящий ограничение для создания «вечного двигателя», предполагал, что в закрытых физических системах энтропия или хаос в силу физических процессов нарастает. Соответственно при достижении определенных показателей энтропии физическая система разрушается. Новаторство Пригожина состояло в признании позитивной роли энтропии в физических процессах. Рост энтропии в физических системах, по его мнению, подтвержденном многочисленными экспериментами, ведет отнюдь не только к разрушению физической системы, но и открывает возможность для перестройки этой системы в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. Какой станет система после трансформации и произойдет ли трансформация зависит от выбора системы того или иного аттрактора, служащего для обозначения пути дальнейшего изменения. Выбор этот происходит в период пребывания системы в точке бифуркации. Причем количество возможных путей развития системы после точки бифуркации не сводится к двум – либо погибнуть от роста энтропии, либо каким-либо образом ее понизить, а может быть огромным и ограничиваться только количеством аттракторов, порожденных системой в добифуркационный период своего существования.
Идея нестабильности и отказ от детерминистической картины мира возобновили попытки создать единую науку, в которой были бы объединены представления о физическом и социальном универсуме. Одним из немногих научных учреждений, цель которых состоит в том, чтобы создать такую единую науку является Институт сложности в Санта-Фе, созданный в 1984 году физиками Джорджен Коуэном и Мюрреем Гел-Манном. Это научное учреждение объединяет тех, кто решил посвятить свою жизнь возрождению ренессансной науки, науки, не разделенной на течения и разделы, науки, интегрированной в единое целое. Ведь в современной науке уже образовались свои течения, которые препятствуют формированию цельной картины мира, в свою очередь требующей от современных ученых желания и умения учить других и самому у них учиться. Как считали Коуэн и Гелл-Манн, только это позволит создать общую терминологии и общий понятийный аппарат, необходимый для единой междисциплинарной науки. Необходимо отметить, что важнейшим условием существования Института сложности в Санта-Фе является его аполитичность. В Институте традиционно не проводятся исследования с политической окраской, которые могут сузить круг партнеров Института или лишить его дополнительного финансирования. Тем не менее, в Институте изучаются проблемы гуманитарных наук, в том числе политической и международных отношений.
Так, в 1998 году в стенах Института сложности в Санта-Фе прошла конференция по проблемам современных международных отношений, на которой Стивеном Манном, функционером Государственного департамента США, был прочитан доклад «Реакция на хаос», в котором были изложены основы теории «управляемого хаоса».
Методологические основания теории «управляемого хаоса» покоятся на выводах Пригожина о том фундаментальном изменении, которое претерпела природа научного знания во второй половине XX столетия. Соглашаясь с выводами бельгийского физика относительно естественных наук, Манн экстраполировал его выводы и на науки гуманитарные – социологию, экономику, психологию. Этим наукам, с его точки зрения, как и естественным наукам немногим ранее, пришло время отказаться от ньютонианской парадигмы, предполагающей механицистскую модель осмысления процессов мировой политики, которая покоится на признании взаимодействия ограниченного количества факторов политики и экономики.
Как признает Манн, механицистская модель работала вполне достойно в течение двух веков (XVIII-XIX вв.), но в XX столетии она все перестала соответствовать требованиям эпохи, поскольку не предоставляет возможности объяснить причины столь значимых событий как Первая и Вторая мировые войны, а также окончание Холодной войны. В самом деле, как убийство одного человека, пусть и наследника европейской империи, могло привести к гибели 10 миллионов человек?
Или как объяснить одномоментное, никем не предсказанное разрушение СССР?