Желтый император говорит:- Я слышал, что в тексте "Методы укалывания", или "Цэ Фа", говорится, что если избыток - опорожняй, если недостаток - восполняй. Что называется избытком, а что недостатком?
Ци-Бо отвечает:- Есть пять видов избытка и пять видов недостатка. О чем император хочет услышать?
Император ответил:- Желаю услышать обо всем до конца.
Ци-Бо говорит:- Может быть недостаточность или избыточность духа-шэнь. Может быть недостаточность или избыточность энергии-ци, недостаточность или избыточность крови. Может быть избыточность или недостаточность телесной формы, недостаточность или избыточность воли. Энергии десятки этих понятий отличаются по значимости.
Император спрашивает:- В человеке есть семя, есть дыхание, есть иньские и янские жидкости - цзинь и е. Есть 4 конечности, 9 отверстий, 5 органов, 16 разделов, 365 сочленений. Рождается 100 болезней. Когда болезни рождаются, то все они делятся на пустоту и полноту. Сейчас мудрец говорит мне, что есть пять видов избыточности и пять видов недостаточности. Каким образом они рождаются?
Ци-Бо отвечает:- Все они рождаются из пяти органов-цзан. Ведь сердце накапливает дух-шэнь, легкие накапливают энергию-ци, печень накапливает кровь, селезенка накапливает плоть, почки накапливают волю. Таким образом завершается форма. Когда воля и мысли проникают, то внутри они связываются с костями и костным мозгом. Таким образом происходит завершение телесной формы и пяти органов-цзан. На пути работы пяти органов-цзан следуют меридианы-цзин, где движется кровь и энергия. Если кровь и энергия не в гармонии, тогда рождается болезнь - возникает изменение. Поэтому надо удерживать течение, движение энергии по меридианам-цзин.
Император спрашивает:- Если есть избыточность или недостаточность духа-шэнь - что это?
Ци-Бо отвечает: Если есть избыточность духа-шэнь, тогда человек смеется, не переставая. Если есть недостаточность духа-шэнь, тогда печалится. Если нет соединения между кровью и дыханием, а пять органов-цзан в стабильном и спокойном состоянии, то патогенная энергия находится в костях, затем она распространяется в кончики волос на коже, но еще не попадает в каналы и меридианы. Поэтому говорится, что это тончайшее, начальное проявление патогенеза духа-шэнь.
Владыка спрашивает:- Каким образом надо это восполнять и опорожнять?
Ци-Бо отвечает:- Дух может быть избыточным, тогда его надо опорожнять. В малых каналах-ло, где находится кровь, убираем ее. Когда выходит кровь, тогда нет глубинного проникновения, и если она не попадает в большой канал меридиана-цзин, тогда энергия-ци духа-шэнь выравнивается, успокаивается. Когда есть недостаточность духа-шэнь, то надо смотреть пустые каналы-ло, при этом надо закрывать их и гнать энергию туда. Когда колешь и проводишь это, делай так, чтобы не выходила кровь, чтобы не терялась энергия. Таким образом восстанавливаешь проходимость меридиана-цзин и дыхание-ци духа-шэнь выравнивается.
Император спрашивает:- Тончайшее укалывание - как оно осуществляется?
Ци-Бо отвечает:- Когда делаешь массаж и растирание, не рассеивай и не отпускай иглу. Перемещай энергию-ци в область недостаточного, и тогда энергия-ци духа-шэнь восстанавливается.
Император сказал:- Добро, если энергия-ци дыхания в недостаточности или избыточности, то что происходит?
Ци-Бо отвечает:- Если есть избыточность энергии дыхания-ци, тогда идут астматические процессы, и ци поднимается вверх. Если недостаточность, тогда дыхание частое, энергии-ци дыхания мало. Если кровь и энергия-ци не соединились и пять органов-цзан находятся в покое, тогда это небольшое проявление болезни кожи, имя ему "белая энергия-ци немного опустошается".
Император говорит:- Каким образом происходит восполнение или опорожнение?
Ци-Бо отвечает:- Когда энергия в избыточности, тогда опустошаешь по каналу следования меридиана. Нужно следить за тем, чтобы не повредить меридиан - нельзя допустить, чтобы выходила кровь и опорожнялась энергия-ци. При недостаточности восполняешь канал меридиана, при этом также нужно следить, чтобы не выходила энергия-ци.
Император спрашивает:- Как осуществляются мельчайшие способы укалывания?
Ци-Бо говорит:- Когда изымаешь и растираешь - не рассеиваешь. Когда вытаскиваешь иглу, то смотришь, внимательно следишь за этим. Проводишь вглубь, чтобы приспособиться к тому, как устроена кожа человека, и понять ход изменений. Тогда энергия-ци сама прячется внутри, а патогенная энергия се-ци рассеивается. Патогенная ци рассеивается в беспорядке, и нет ни одного места, где она могла бы задержаться. И когда се-ци опустошается через поры на коже, тогда истинная энергия начинает осуществлять контроль.
Желтый Император говорит:- Хорошо, какова ситуация при избыточности и недостаточности крови?
Ци-Бо отвечает:- Когда появляется избыточность крови, тогда возникает гнев. Когда недостаточность крови - возникает страх. Когда кровь и дыхание-ци не соединяются, а пять органов-цзан находятся в спокойном, определенном положении, тогда она изливается в дочерние каналы-ло. При этом в каналах-ло образуется застой крови.
Император спрашивает:- Каким образом осуществляется восполнение и опорожнение?
Ци-Бо отвечает:- Если есть избыточность крови, тогда опорожняют наполненные каналы, выпускают кровь. Если есть недостаточность крови, тогда находят пустой канал и колют иглой прямо в пульс канала, оставляют иглу и наблюдают: если пульс большой, тогда быстро вынимают иглу и не позволяют крови выходить.
Император спрашивает:- Когда иглу оставляют - что происходит с кровью?
Ци-Бо отвечает:- Смотрят на каналы крови и вытаскивают иглу таким образом, чтобы кровь выходила, но не допускают, чтобы плохая кровь попадала в меридиан-цзин, так как в результате этого образуются болезни.
Император говорит:- Хорошо, каково проявление избыточности и недостаточности телесной формы?
Ци-Бо отвечает:- Когда есть избыточность телесной формы, тогда наблюдается вздутие живота и может происходить непроизвольное мочеиспускание. Когда есть недостаточность телесной формы, тогда не действуют четыре конечности. Если кровь и дыхание-ци не соединяются, а в пяти органах-цзан спокойствие и определенность, тогда мышцы сводит судорогой, они приходят в движение. Болезнь эта называется вэй фэн или "маленький ветер".
Император спрашивает:- Каким образом в этом случае восполнять и опорожнять?
Ци-Бо отвечает:- Когда есть избыточность телесной формы, тогда опорожняешь янские меридианы. Когда недостаточность - тогда восполняешь янские сосуды-ло.
Император спрашивает:- Как делать укалывание в малом?
Ци-Бо отвечает:- Нужно укалывать места соединения мышц. Не надо колоть меридиан и повреждать каналы-ло. Когда охранительная энергия (вэй-ци) восстанавливается и приходит, тогда патогенная энергия рассеивается.
Император говорит:- Хорошо, какова избыточность и недостаточность воли?
Ци-Бо отвечает:- При избыточности воли наблюдается вздутие живота, а от еды возникает понос. При недостаточности воли возникает анемия. Когда кровь и энергия не соединялись, а в пяти органах-цзан - покой, тогда приходят в движение суставы.
Император спрашивает:- Каким образом восполняют и опорожняют?
Ци-Бо отвечает:- При избыточности воли опорожняют сухожилия и кровь. При недостаточности - восполняют в точке фу-лю. При избыточности колют точку чжан-цянь так, чтобы выходила кровь. При недостаточности колют точку фу-лю.
Император говорит:- Если при укалывании нет соединения, то что происходит?
Ци-Бо отвечает:- Тогда колешь это место, но следишь за тем, чтобы не повредить меридиан. Укалываешь место, пораженное патогенной энергией, и тогда в нем устанавливается пустота.
Император говорит:- Хорошо, я уже услышал о пустоте и полноте в телесной форме, но я не знаю, каким образом они рождаются.
Ци-Бо отвечает:- Ци и кровь должны соединяться. Инь и Ян склоняются друг к другу. Когда дыхание-ци приходит в беспорядок в своей охранительной функции, тогда кровь идет против тока меридианов. Когда кровь и дыхание-ци разъединяются во взаимодействии, то полнота сменяется пустотой. Когда кровь более соединяется с Инь, тогда дыхание-ци более соединяется с Ян - поэтому возникают припадки страха. Когда кровь более соединяется с Ян, а ци более соединяется с Инь, то возникает жар внутри.
Когда кровь склоняется вверх, а ци склоняется вниз, тогда человек ощущает томление в сердце, обиду, склонен к гневу. Когда кровь соединяется с нижней частью, а дыхание-ци соединяется с верхней частью, тогда возникает беспорядок в эмоциях: человек склонен к забывчивости и экзальтации.
Император говорит:- Когда кровь соединяется с иньской частью, а ци соединяется с янской частью, то это говорит о том, что кровь и ци покидают свои местоположения. Что такое в этом случае полнота и что такое пустота?
Ци-Бо отвечает:- Кровь и ци любят тепло и не любят холод. На холоде слезы не могут течь, а когда тепло, происходит их растворение и они выходят - можно изгнать болезнь. Поэтому состоянию дыхания-ци, соответствует пустота крови, а состоянию крови соответствует пустота дыханиея-ци.
Император говорит:- То, чем человек владеет, это лишь кровь и дыхание. Вы говорите, мудрец, что крови соответствует пустота и ци тоже соответствует пустота. Что же можно сказать о принципе наполненности?
Ци-Бо говорит:- Когда есть что-то, то это полнота-наличие, когда что-то отсутствует, то это пустота-небытие. Выражению ци соответствует пустота-небытие крови. Выражению крови соответствует отсутствие ци. В данном случае ци и кровь теряют контакт друг с другом и потому образуется пустота. Таким образом, каналы-ло и дочерние пульсы и каналы соединяются с меридианами-цзин.
Если кровь соединяется с дыханием-ци, тогда есть полнота. Когда кровь соединяется с дыханием-ци и продвигается вверх, образуется очень сильная анемия. Анемия может привести к мучительной смерти. Если удается восстановить и вернуть обратно дыхание-ци, тогда человек выживает. Если оно не возвращается обратно, человек умирает.
Император говорит:- Когда наполнение, то как следовать этому и справляться с этим? Когда пустота, как следовать этому и справляться с этим? Ведь есть же основные критерии работы с пустотой и полнотой, хочу услышать об этом.
Ци-Бо отвечает:- Для Инь и для Ян есть свои точки соединения. Ян перетекает в Инь, а Инь наполняется вовне. Когда Инь и Ян уравновешены, пребывают в гармонии, тогда они наполняют телесную форму, и все девять разделов действуют, как один. Об этом говорится - здоровый человек.
Когда рождается патогенная энергия, она рождается или в Инь или в Ян. Если она рождается в Ян, то это обычно возникает в результате взаимодействия с ветром, дождем, холодом или жаром. Если она рождается в Инь, то это возникает в результате неправильного взаимодействия с пищей, питьем, местом обитания и поведением. Инь и Ян связаны так же, как радость и гнев. Это, соответственно, чувство радости и недовольства происходящим.
Император спрашивает:- Каким образом наносят вред человеку ветер и дождь?
Ци-Бо отвечает:- Ветер и дождь сначала попадают в кожу, потом переходят в дочерние каналы сунь-май. Когда наполняются дочерние каналы, тогда они переходят в каналы-ло. Когда наполняются каналы-ло, тогда они переходят в каналы больших меридианов-цзин. Когда кровь и дыхание-ци соединяются с патогенной силой, которая проникает в пространство под кожей, тогда каналы становятся твердыми и большими - поэтому и называется наполнение. Наполненности соответствует приход из внешней среды твердости и силы, которые переполняют организм так, что к телу нельзя прикоснуться - прикосновение вызывает боль.
Император говорит:- А каким образом вредят человеку холод и влажность?
Ци-Бо отвечает:- Когда холод и влажность проникают в человека, кожа стягивается, а мышцы становятся твердыми и напряженными. Образуются застои крови, питающей субстанцию Инь, тогда уходит-истощается охранительное дыхание-ци (вэй-ци). Поэтому образуется пустота - она вызывает синдром астении, недостаточности, слабости. Кровь застаивается и, в результате, если закрываешь при укалывании, тогда энергии дыхании-ци становится достаточно, и она согревает. При этом человек не ощущает боли.
Император говорит:- Хорошо, каким образом в Инь рождается полнота?
Ци-Бо отвечает:- Когда нет ритмики при смене радости и гнева, тогда иньская энергия, иньское дыхание-ци идет вверх против потока, а так как произошел поворот движения наверх, внизу образуется пустота. Таким образом, янская энергия-ци уходит на ее место, поэтому такая ситуация называется полнотой.
Император говорит:- Каким образом Инь рождает принцип пустоты?
Ци-Бо отвечает:- Если человек радуется, тогда дыхание-ци идет вниз. Если он печалится, тога дыхание-ци рассеивается. Когда дыхание-ци рассеивается, в каналах происходит опустошение. Если в это время человек ест холодную пищу или питье, тогда холодная энергия-ци попадает в органы-цзан, при этом кровь застаивается, уходит и образуется пустота.
Император говорит:- В канонах говорится, что когда янская пустота, тогда вовне холод. Когда иньская пустота, тогда внутри жар. Если Ян переполнен, тогда вовне жар. Если Инь переполнен, тогда внутри холод. Я хочу услышать об этом, не знаю, каковы причины возникновения этого.
Ци-Бо говорит:- Когда Ян принимает ци в верхнем обогревателе, то происходит согревание кожи и пространства между мышцами. Если же происходит так, что холодная энергия-ци находится вовне, это означает то, что верхний обогреватель теряет проходимость. Когда верхний обогреватель теряет проходимость, тогда холодная энергия одна остается вовне. Поэтому человек дрожит от холода.
Император говорит:- Каким образом пустота субстанции Инь рождает внутренний жар?
Ци-Бо отвечает:- Если человек сильно устал, переутомился, то его тело и дыхание-ци в упадке, слабые. Если энергии-ци от питания злаками недостаточно, тогда не действует верхний обогреватель, а нижний пищеприемник теряет проходимость. В желудке образуется энергия-ци жара, горячая энергия, она поднимается вверх, в область груди. Поэтому внутри образуется жар.
Император говорит:- Каким образом рождается внешний жар при расцвете субстанции Ян?
Ци-Бо отвечает:- При непроходимости верхнего обогревателя кожа становится плотной, все поры кожи закрываются. При этом нет возможности для выхода пота, охранительная энергия-ци также не может проходить и перемещаться, поэтому вовне образуется жар.
Император говорит:- Если Инь наполняется, то рождается внутренний холод. Как это происходит?
Ци-Бо отвечает:- Когда ци анемична, поднимается вверх и застаивается, тогда холод накапливается в грудной клетке. Если ци холода не может рассеяться, уходит теплая энергия. Остается один холод, и потому кровь застаивается, в сосудах теряется проходимость, они переполняются. Так внутри образуется холод.
Император говорит:- Инь соединяется с Ян, кровь соединяется с ци. В результате образуется болезнь - каким образом надо колоть?
Ци-Бо отвечает:- Колоть надо по движению меридиана. Надо воздействовать на кровь через питающую субстанцию-ци (инь-ци), и воздействовать на энергию через охранительную субстанцию-ци. Чтобы привести в движение телесную форму, надо руководствоваться характеристиками количества и высоты по четырем временам года.
Император говорит:- Если болезнь образуется в результате того, что кровь и дыхание-ци смешиваются, а Инь и Ян соединяются и переворачиваются, то каким образом надо восполнять и опорожнять?
Ци-Бо говорит:- Когда ци переполнена - опорожняешь полноту, это значит, что надо колоть внутреннее. Когда колешь, игла должна вместе с ци действовать внутри. Тогда открываешь врата и создаешь проходимость в этом месте. Когда игла вместе с дыханием вынимается, тогда дыхание-ци не повреждается, а патогенная ци движется вниз. Внешние врата не закрываются, и тогда болезнь выходит. Нужно широко раскачивать, чтоб образовать ей путь. Когда открывается дорога, это называется большое опорожнение. При этом действовать нужно быстро, убирать иглу, уходить от большого ци, не вступать с ним в контакт.
Император говорит:- А каким образом надо восполнять пустоту?
Ци-Бо отвечает:- Надо удерживать иглу и не просто ставить ее - надо иметь определенное намерение, согревать иглу дыханием. Когда ци выходит, игла входит. Игла закрывает пустоту с четырех сторон и субстанции ощущений некуда уйти. Когда происходит наполнение, быстро вынимаешь иглу. Энергия-ци входит, игла выходит, при этом жар не может вернуться. Тут же закрываешь врата, и патогенная энергия распространяется-рассеивается, а дыхание-ци, субстанция ощущений - сохраняется. Когда приводишь в движение дыхание-ци, тогда не теряешь близкое ци и приходит далекое ци. Это называется методом преследования.
Император говорит:- Мудрец говорит, что существует десять видов пустоты и полноты. Они рождаются в пяти органах-цзан. Пяти органам-цзан соответствуют пять пульсов. Существуют двенадцать каналов, которым соответствуют 12 пульсов и в них тоже рождаются болезни. Здесь вы говорите только о пяти органах-цзан. А двенадцать каналов меридианов объединяют 365 сочленений, в которых также возникают болезни. И во всех пульсах и каналах-меридианах есть пустота и полнота. Как объединить все это?
Ци-Бо отвечает:- Пять органов-цзан получают поддержку шести органов-фу и являются поверхностным и внутренним. В меридианах-цзин, каналах-ло, ответвлениях и сочленениях также рождается полнота и пустота и находит свое прибежище болезнь. В зависимости от этого надо приводить организм в порядок.
Если болезнь находится в сосуде, надо регулировать кровь. Если болезнь находится в крови, тогда надо регулировать ситуацию через канал-ло. Если болезнь находится в дыхании-ци, надо регулировать через охранительную-ци. Если болезнь в плоти, надо регулировать через соединение мышц. Если болезнь в сухожилиях, надо регулировать через сухожилия. Если болезнь в костях, надо регулировать через кости: нагреваешь иглу, через согревающую иглу быстро делаешь укалывание в нижней части и применяешь примочки из травяных отваров. Если не знаешь откуда исходит боль, тогда лучше колоть два пяточных канала. Если есть болезнь телесной формы, а по девяти разделам болезни не находишь, тогда надо делать смешанные укалывания. Если боль находится слева, а болезнь в правом пульсе, то надо делать большое укалывание. Надо обязательно внимательно просматривать девять разделов, тогда ты постигнешь путь-дао укалывания.