Молодая алтайка Зинаида живет на окраине Верхнеалтайска, единственного города Республики Алтай - части Российской Федерации, граничащей с Монголией, Китаем и Казахстаном. Она преподает в начальной школе, а в свободное время занимается шаманскими практиками.
- Я с самого детства знала, что стану шаманкой,-говорит она. - Это мое предназначение. У меня был необычный дар: я чувствовала запах смерти, знала, за кого выйду замуж. Озарение пришло, когда мне приснился старец в белом. Мой отец был тяжело болен; я излечила его. Я - двенадцатый шаман в моем роду. Я познакомилась со многими моими предками. Когда меня навестят все они, я смогу пользоваться бубном.
Тамара Михайлова, директор Института Гуманитарных Исследований в Верхнеалтайске, рассказывает:
-Некоторое время тому назад наши этнографы привезли в Новосибирск бубен некоего умершего шамана, и вскоре на их головы свалилось столько несчастий, что они предпочли как можно скорее отвезти его обратно. Но никто не захотел брать фатальный инструмент. Наконец на это решился начинающий шаман, двадцатипятилетний юноша. Он не смог справиться со скрытыми в бубне силами и вскоре покончил с собой.
Человек напряжен, словно кожа на бубне, который он держит в руках. Его лицо подрагивает, тело сотрясает дрожь. Внутри шестиугольной алтайской юрты царит полумрак. Только слабый отсвет огня скользит по искаженному лицу шамана и металлическим украшениям его одежды. Поблескивают капли пота на лбу. Дрожь усиливается, кровь отливает от лица. Слышны монотонные , быстро произносимые слова, но их нельзя различить. Голова человека мотается из стороны в сторону и падает на грудь...
У многих народов Сибири есть свои шаманы, но на Алтае их роль особенная. Это необычная страна: здесь столкнулись первобытные сибирские верования, буддизм ( а также ламаизм), ислам и христианство (несторианское, старообрядческое и православное).
Призвание шамана исходит от богов. Прежде чем получить посвящение, он должен пережить собственную смерть. Он лежит без жизни два, иногда три дня, в то время как в ином мире его подвергают различным испытаниям: демоны рвут его тело на части, ломают кости, вылизывают мозг, чтобы создать новое существо, обладающее сверхъестественными способностями.
Позже в экстазе шаман может совершать "магический полет" в иной мир. Тогда он исцеляет людей, помогает им в решении жизненных проблем. Его необычное путешествие напоминает полеты европейских ведьм.
В алтайской вселенной существует три мира: верхний, срединный и нижний. Первым правит бог Улген, во втором живут люди, а третий, приравниваемый к аду, - это страна Эрлика. Эти миры изображают на шаманских бубнах и одеждах. Туда путешествует шаман в погоне за похищенной демонами душой. Алтайцам известно несколько видов душ, а пантеон небожителей весьма многочислен. Шаман должен быть достаточно могущественным, чтобы победить демонов и вернуть украденную душу. Лишь тогда ее владелец может выздороветь.
Бубен оживает. Дерево для обода выбрано очень тщательно - шаман получил точные указания от духов. Перед тем, как срубить дерево, шаман обмазал его кровью и алкоголем. Теперь по ободу стекают капли пива и обрызгивают кожу, натянутую на бубен. Кожа подрагивает и начинает рассказ о своем прошлом. Шаман перевоплощается в лося, из чьей шкуры был сделан бубен, рассказывает о его жизни в тайге, о детстве, зрелости и о том охотнике, который лишил его жизни. Горловой голос время от времени переходит в рык раненого лося...
-Я никогда не практикую на протяжении нескольких дней после полнолуния и после захода солнца, - говорит Зинаида. - Особенно, когда закат окрашен в красный цвет. В такие моменты открываются врата ада. У меня еще недостаточно сил, чтобы противостоять духам тьмы. Когда-то они держались поодаль от алтайский хозяйств. Теперь же приближаются к очагам - сердцам дома и семьи. Это зло, посеянное в людях, придает им смелости.
Мы считаем местами нашего культа курганы на юге страны, хотя они преимущественно скифского происхождения, а у найденных в них останков немного общего с алтайской расой. Когда около десяти лет тому назад на плоскогорье Укок была обнаружена прекрасно сохранившаяся мумия "алтайской принцессы" (татуировки, покрывающие ее плечи, и впрямь впечатляют), ее сразу же признали национальной святыней.
Шаман мечется в невидимом кругу. Тяжелые одежды, увешанные несколькими килограммами металлических украшений, с длинного кафтана свисает множество платков и лент, имитирующих змей. На плечах позванивают медные круги. Ожерелье дополняют черные и коричневые совиные перья. Он подражает повадкам и голосам различных животных и духов, пьяной икоте демонов. Он мечется, безумствует... Даже пожилые шаманы проделывают такие акробатические трюки, которые не под силу молодым канатоходцам.
Весь обряд целиком - в зависимости от того, отправляется ли шаман в верхний мир или в ад - проводится либо в юрте, либо в березовом лесу. Произносится около ста магических формул, состоящих из нескольких предложений, а кульминационным моментом является жертвоприношение коня.
Зинаиде для обряда нужны: веточки можжевельника, лоскуты светлого цвета размером с покрывало и пища: хлеб, масло, молоко ( желательно из хозяйства клиента). Чтобы успокоить духов, добавляют алкоголь. Важно, чтобы на всем оставался "астральный след" просящего помощи. И речь не только о физическом исцелении: всякая проблема является в некотором роде болезнью. Зинаида развешивает лоскут, который, словно экран, должен благоприятствовать концентрации духов. Медленно входит в транс. Время от времени затягивается обычным табаком из трубки - это помогает ей сосредоточиться. Наконец звучит ответ - решительный, однозначный...
Кожа бубна вновь начинает подрагивать. Вокруг губ шамана засыхают хлопья белой пены. Он уплыл куда-то очень далеко,- плененный на границе миров, он сражается с могущественными силами. Его голова опущена, мокрые волосы прилипли к набухшим жилами вискам. Из-под полуприкрытых век он смотрит блуждающим взглядом, не видя собравшихся в юрте. Он приветствует Эрлика, владыку нижнего мира (Ты, мчащийся на черном жеребце в черном бобровом плаще, с черным поясом на чреслах, с шеей, которую не обхватить руками...)
-При советской власти заниматься шаманской практикой было опасно, - рассказывает Светлана, шаманка. - Мы делали это тайно. Теперь власти республики Алтай благосклонно относятся к исповедующим Ак-Тиан. Советские власти уже в 20-е гг. начали бороться с "сибирскими суевериями". Шаманы умирали в тюрьмах и лагерях. В 60-х репрессии ослабли, но бубны реквизировала милиция. Этнографы били тревогу: с каждым годом исчезновение фольклора приобретало все более угрожающие обороты.
Сегодня шаманизм на Алтае вне опасности и вокруг него, как и раньше, концентрируется духовная жизнь народа, хотя полные мистерии проводятся редко, а современные шаманы часто прибегают к иным, нежели их предки, способам предвидения будущего. Некоторые из них напоминают те, которыми пользуются гадалки, но общественный статус шамана несравнимо выше.|Читать, если охота...