1) Святые способны путем использования специальных методов совершенствования «переплавить» свое тело в «чистую семенную ци». В таком теле полезные вещества не только «не утекают» вовне, но, наоборот, активно впитываются из внешнего мира, наполняя организм и позволяя ему существовать «вместе с небом и землей».
2) Святые обладают высокой нравственностью. В процессе совершенствования им удалось достичь такого высокого уровня развития, что все неблагоприятные для жизни факторы не могут причинить им никакого вреда. Поэтому они могут жить бесконечно долго.
3) Святые принимают «лекарство против старости», способное остановить процесс дряхления организма, обеспечить его необходимым для существования «питанием», обеспечить длительную жизнь без еды и питья.
4) Святые и алхимики умеют рассчитывать расположение и перемещение звезд, луны и солнца, отслеживать мельчайшие изменения взаимоотношений между субстанциями инь и ян, знают продолжительность века всего сущего в природе, приводят все свои действия в соответствие со свойственными временам года климатическими изменениями, избегают вредных факторов, способствующих дряхлению.
О бессмертных-небожителях рассказывается и в самом раннем медицинском трактате Китая «Хуанди нэйцзин». Согласно трактату, в «ранней древности» и жили «истинные люди», которые «владели луной и солнцем», дышали «семенной ци», думали только о сохранении своего духа-шэнь, поэтому их жизнь была «открыта» небу и земле, не имела конца. В «средней древности» жили «высшие люди», обладавшие «всей полнотой нравственности и дао». Они жили в гармонии с инь и ян, в соответствии со сменой времен года, накапливали «семя» и хранили дух-шэнь, видели и слышали все вокруг, странствовали между небом и землей. Благодаря этому их жизнь укреплялась, и они становились «истинными людьми». Были также совершенномудрые, которые жили в гармонии с землей, имели «негневливое» сердце, в делах своих не хотели отрываться от мира, но ни в чем не ориентировались на него. Они не уставали от «внешних» дел, не мучились от внутренних переживаний, постоянно пребывали в состоянии спокойной радости, «не рассеивали» свой дух и могли жить сотни лет. И, наконец, были добродетельные люди, которые подчинялись законам неба и земли, следовали инь и ян, «различали» времена года, жили в согласии с дао, и поэтому могли жить очень долго.
Достаточно проследить ход ранней истории человечества, и мы легко увидим, что между представлениями о святых и медициной не существует никакого противоречия. И первое, и второе являются продуктом непрерывной борьбы человека с природой за выживание. Представления о бессмертии и святых возникли в результате стремления людей избавиться от болезней и смерти, как источник мужества, необходимого для долгой жизни. Медицина отличается от представлений о святых тем, что она, хотя и не способна удовлетворить психологическую тягу человека к чудесному и укрепить его веру в себя, однако дает возможность более активно вести поиск реально осуществимых методов продления жизни.
2. Искусство долголетия святых
1) Достижение долголетия через «убийство трех демонов» Согласно представлениям о святых, в теле человека живут «три демона». «Верхний демон» зовется Пэнцзюй, он толкает человека к стяжательству; «средний демон» зовется Пэнчжи и влечет человека к наслаждению пищей; третий демон — «нижний» — называется Пэнцзяо, он склоняет человека к разврату. «Три демона» обычно коренятся во внутренних органах человека: «верхний демон» — в голове, «средний» — в точке минтан, «нижний» — в желудке и селезенке. Именно «демоны» являются источником, порождающим и питающим страсти, главным злом, вызывающим болезни и влекущим человека к смерти. Значит, чтобы продлить жизнь, надо «убить трех демонов». Достичь этой цели можно тремя способами. Первый — «воздержание от пищи», то есть прекращение потребления обычной пищи, питание с помощью ци. В результате погибают и питающиеся в организме человека ци пищи «три демона». Второй способ — «соблюдение дня гэншэнь». Именно в этот день «три демона» нашептывают человеку помыслы о совершении греха. Если всю ночь в этот день не спать, а сохранять бодрость сознания, считается, что «три демона» погибают. Третий способ — уничтожение «нижнего демона» с помощью лекарств. Среди трав, применяемых китайской медициной в качестве лекарств, есть немало таких, которые убивают «демонов» и излечивают «сто болезней».
2) «Пестование жизни» через «искусство спальни»
«Искусство спальни», или, как его еще называют, «искусство совокупления», имеет целью укрепление здоровья за счет правильно организованной половой жизни.
3) Продление жизни путем особых препаратов
Препарат, способный продлить жизнь, — это «чудесная пилюля». Древние считали, что такое средство способно изменить характер человека, его тело и довести до совершенного состояния. К таким средствам они относили: киноварь, золото, серебро, жемчуг, реальгар, кварц и т.д.
4) Продление жизни с помощью цигун
Метод «пестования жизни набиранием и выведением» заключается в выведении из организма «грязной ци» и набирании «чистой ци», которая должна укреплять находящуюся в организме «изначальную ци». Согласно представлениям о святых, жизнь человека поддерживается благодаря полноте «прежденебесной изначальной ци», и задача состоит в том, чтобы «вернуться к корню», «вернуть начало». Достигнуть этого можно, если смешать воедино «чистую ци» природы и «изначальную ци» человека, тем самым создав неиссякаемый источник синтеза «изначальной ци».
5) Метод заклинаний
Согласно представлениям о святых, все болезни происходят от «злых духов» и «демонов». Противопоставить этой нечистой силе человек может чтение заклинаний, заговоров. Благодаря заклинаниям можно укрепить сердце и дух-шэнь, побороть посторонние мысли и другие напасти, обеспечить здоровье.
II.УЧЕНИЕ О ЖИЗНИ И СМЕРТИ И ИСКУССТВО ДОЛГОЛЕТИЯ
Идея долголетия является одним из наиболее своеобразных порождений мысли древних китайцев. Своими корнями идея долголетия уходит в даосизм. Не только китайские, но и западные ученые считают, что с самого начала идеология даосизма содержала представления о долгой жизни, чего не наблюдается в истории мысли других стран. Китайские представления о бессмертии имеют бесценное значение для науки.
Однако ученые ошибаются, утверждая, что учение о долголетии свойственно даосизму с момента его зарождения. Оно формировалось, непрерывно обогащалось и развивалось из многих других учений о жизни и смерти, и его смысловое содержание не так просто и наивно, как многим кажется. Учение о долголетии включает несколько составляющих и делится на ряд этапов.
1. Представление о непостижимости жизни и смерти
Древнекитайский философ Конфуций говорил: «Будучи не в состоянии познать человека, как можно познать душу человека после смерти? Не зная жизни, как можно узнать смерть?» Это высказывание в полной мере отражает ограниченный характер понимания древними процессов жизни и смерти. Конфуций спрашивает, что можно знать об иллюзорной бесплотной сущности человека, если мы не понимаем, что есть человек в реальной жизни? Если мы еще не познали жизнь, то разве мы можем судить о смерти? Однако древние философы считали, что несмотря на то, что мы не знаем жизни и смерти, можно попытаться занять по отношению к ним опреде ленную объективную позицию.
2. Естественное представление о жизни и смерти
В трактате «Лао-цзы» уже содержатся первые размышления об уникальном явлении человеческой жизни. Например, заставляет глубоко задуматься место о том, что человек, рождающийся в этом мире между небом и землей, похож на «солнечный луч, исчезающий так же быстро, как он появился в узкой щелке». Среди моря всего сущего все имеет свое рождение и развитие, все изменяется и увядает, нет ничего, не имеющего начала и конца. Одно изменение приводит к рождению и жизни, другое - к смерти. Это мучительно для всего живого, это заставляет скорбеть человека. Освобождение от пут природы, разрушение бренной оболочки, перерождение, «рассеивание» духа, за которым следует и исчезновение тела, — неизбежный процесс возвращения в природу, в естественное состояние.
Как видим, Лао-цзы уже понимал, что рождение, жизнь и смерть — закономерные естественные процессы, носящие неизбежный характер. Однако и ему не удалось прийти к правильному, объективному пониманию этих процессов.
3. Оптимистическое представление о смерти
В трактате «Чжуан-цзы» представлен более широкий взгляд на вопросы жизни и смерти. Перед смертью, узнав о желании учеников похоронить его, философ сказал: «Мой гроб - природа, небо и земля; мои траурные украшения - солнце и луна; мои чтения — все сущее, что же еще нужно для моего погребения?»
«Древние святые не ругали жизнь и не ругали смерть; они появлялись, никого не предупреждая, и в мгновение ока исчезали».
4. Представление о ценности жизни и отдалении от смерти
Воспринимаемые с легкой улыбкой взгляды Чжуан-цзы на то, как надо встречать смертный час, не могли сыграть никакой позитивной роли в развитии человечества. Общество должно идти вперед, поэтому даосизм несколько скорректировал накопленные человечеством познания и выдвинул идею ценности жизни. Эта идея легла в основу стремлений активно и инициативно работать над проблемой продления жизни.
5. Даосская идеология долголетия и бессмертия
I) Даосизм считает, что жизнь в человеческом мире - величайшее благо, а смерть - величайшее зло. Согласно даосской идеологии, благо бессмертия святых не только в том, что они не умирают, но и в том, что их жизнь наполнена смыслом.
Даосские святые сами добивались этого блага. Они, согласно преданиям, старались обрести радость в земной жизни, а когда понимали, что пожили достаточно, «возвращались к истинной жизни на небесах», где можно легко и свободно перемещаться в пространстве. С этой точки зрения, даосская идеология выглядит более прогрессивной по сравнению с буддистской, которая гласит, что жизнь человека — это непрерывные страдания и освобождение приходит со смертью, что нисколько не способствует развитию человечества и вводит в заблуждение и общество, и человека.
2) Даосская идеология долголетия большое значение придает сохранению и укреплению «семени», ци и духа-шэнь. Способен ли человек, в конце концов, перехватить инициативу у природы и победить старость? Даосизм отвечает на этот вопрос утвердительно и указывает на определенную материальную основу такой уверенности. Согласно даосской теории, чем человек старше, тем дальше отходит он от «истинного изначального», тем быстрее дряхлеет. Значит, надо повернуть этот процесс вспять, овладеть возможностями «трех полных»: «полноты семени», «достаточности ци» и «преисполненности духа-шэнь», то есть путем самосовершенствования научиться управлять основными жизненными факторами. Такая точка зрения выглядит однозначно прогрессивной.
3) В даосской идеологии долголетия упор делается на метод «формирования внутренней пилюли», в соответствии с принципами которого «идущий вперед становится человеком, а идущий в противоположном направлении — святым». Движение против обычного течения человеческой жизни в стремлении отсрочить приход старости не чуждо определенной диалектической логике. Если исходить из принципа «идти вперед и стать человеком, идти в противоположном направлении и стать святым», отталкиваться от многочисленных признаков старения, встречающихся в нашей жизни, и бдительно пресекать зло в самом его зародыше, не позволяя «семени», ци и духу-шэнь понапрасну «истекать» вовне, можно в максимальной степени замедлить процесс старения.
Несомненно, что этот метод требует глубокого осмысления и изучения, однако его обоснование весьма оригинально и не может быть сброшено со счетов!
III. «НАУКА О СВЯТЫХ» И ИСКУССТВО ДОЛГОЛЕТИЯ
Первые письменные упоминания, связанные с идеей существования бессмертных-святых, можно обнаружить в древних памятниках эпохи Чжань-го, среди которых «Шаньхайцзин», «Чжуанцзы», «Ханьфэйцзы», «Чуцы», «Чжаньгоцэ» и «Люйши чуньцю». Именно в них впервые встречаются понятия «лекарство против смерти», «поселение бессмертия», «путь бессмертия», «долголетие и бессмертие». Наиболее подробно эти вопросы рассмотрены в двух книгах: в трактате «Чжуанцзы» и в «Юанью» Цюй Юаня. В «Чжуанцзы», например, рассказывается, что святые живут на горе Мяогушэ, «кожа у них подобна льду и снегу», «они грациозны, как девы, не едят мирской пищи, вдыхают ветер и пьют росу, передвигаются на облаках, запряженных драконами, могут перемещаться за четыре моря». По мнению автора, святые имеют «прочный дух-шэнь», «в море огня они не чувствуют жара, в ледяной воде они не чувствуют холода», им не страшны «ни гром, разверзающий горы, ни ветер, вздымающий моря». Они перемещаются на облаках, могут «оседлать Луну и Солнце», умчаться за «четыре моря». Им не ведомы ни рождение, ни смерть.
Широкое распространение легенд о святых не могло не оказать глубокого влияния на сознание людей. Поэтому уже в новейшее время была создана специальная наука, занимающаяся исследованиями феномена святых-небожителей, - «наука о святых». Остановимся на кратком изложении содержания искусства долголетия как составной части «науки о святых».
1. Основные положения «пестования жизни»
1) Суть искусства долголетия кроется в ци
Секрет и изощренного буддизма, и простой и понятной «науки о святых» кроется в одном и том же: в «истинной единой ци». Тот, кто уяснил, как продлевать жизнь с помощью сохранения ци, тот освоил большую часть искусства долголетия.
2) Цель искусства долголетия состоит в продлении жизни
Древние святые для достижения этой цели начинали с поиска «внешней пилюли». Позже стремившиеся к самосовершенствованию мужи разуверились в действенности сложной и запутанной теории «внешней пилюли» и, увлеченные простотой и доступностью «внутренней пилюли», пошли по пути использования присущих физическому телу человека элементов: «семени», ци и духа-шэнь. Благодаря этому возник метод «укрепления семени и его трансформации в ци, укрепления ци и ее трансформации в дух-шэнь, укрепления духа-шэнь и его трансформации в пустоту». Древние представления о святых не базировались на приоритете «пустоты», ведь мир — это вещество, а не пустота. Древний путь к достижению святости был привязан к приоритету материального, в нем доминировала реальная действительность, считалось нецелесообразным размениваться на какую-то «пустоту». «Наука о святых» полна радости жизни, дорожит жизнью как наивысшей ценностью, направлена в будущее. Согласно «науке о святых», понятие «отсутствие» включает в себя «присутствие», а «пустота» хранит в себе «механизм безграничной жизни»: все сущее и я — едины, природа и я сосуществуем параллельно. Стремящиеся к достижению уровня святых никогда не говорят о смерти, не могут согласиться, что жизнь конечна, тем более не заявляют, что «все — пустота», «все — ничто», а, наоборот, искренне исповедуют этот мир, эту жизнь, спокойно и уверенно занимаются цигун, «пестуют естество», пьют снадобья, ищут дао. Поэтому получается, что буддизм слишком отвлечен, даосизм туманен и только «наука о святых» дает надежду, сообщает реальный результат и дает возможность действительно заниматься своим самосовершенствованием.
3) Искусство долголетия предполагает не только «укрепление сердца» но и «тренировку тела».
Искусство долголетия говорит о том, что изучение только старых традиций («чистоты и покоя», «недеяния»), удовлетворенность тем, что есть, делу не помогут. Мало пользы будет и в том случае, если вы добавите к этому изучение «искренности», «правильного сердца», «совершенствования тела», «пестования ци», разработанных Конфуцием и Мэн-цзы. Даже если приплюсовать к тому, что уже перечислено, медитацию и чтение сутр, толку не будет. А все потому, что указанные выше методы делают упор на «сердце», на «естество», совершенно игнорируя вторую — физическую — сторону человеческой сущности, то есть тело. В результате чего человек оказывается во власти ложных представлений о ценности «сердечного естества» и неважности роли тела. Таким образом, получается, что искусство долголетия — это не просто еще одна теория, а, что еще важнее, комплексный и целостный метод «пестования жизни».
4) Искусство долголетия выступает за то, чтобы брать самое лучшее и ценное от всех школ и теорий «пестования жизни», а не держаться только за одну из них.
Все три древние школы — конфуцианство, буддизм и даосизм — считают источником неприятностей и страданий человека его желания, страсти. Грубо говоря, конфуцианство предлагает «исправлять» желания, ограничивая их. Буддизм выступает за усмирение желаний и отказ от них. Даосизм, в разных направлениях, соглашается или с конфуцианцами, или с буддистами. Если говорить в целом, древние, с одной стороны, не отвергали мирские дела, а, с другой, — по-прежнему оставались на позициях, предполагавших возможность сохранения физического здоровья, главным образом, за счет умения накапливать и правильно использовать энергию, ни в коем случае не тратить ее напрасно, не расходовать.
2. Методики «пестования жизни»
Методики «пестования жизни», используемые «наукой о святых», основаны на взаимной зависимости «сердца» и дыхания в качестве главной идеи и «свертывании сердца», «погружении в состояние покоя» в качестве основного условия.
1) «Истинный человек (святой) появляется благодаря дыханию» Легко, мягко и медленно выполните вдох. С помощью «мысли» распространите ци по телу. Затем выполните выдох, причем так, чтобы ци выходила, рассеявшись, через все поры тела. «Мысль» и дыхание должны непрерывного возникать, то исчезать. Они должны быть тонкими, на грани существования: о них нельзя забывать, но им не стоит и помогать. Выполняя это упражнение, постепенно можно добиться такого положения дел, когда «сердце и дыхание будут полностью опираться друг на друга, зависеть друг от друга. А дальше -погружение в уединенные и неземные пределы, где сердце пребывает в состоянии безмолвия, словно в абсолютной пустоте».
2) «Приведение сердца в порядок» («Прислушивание к дыханию») Прежде всего соберите свои мысли «в одном месте», сосредоточьтесь, а затем начинайте «прислушиваться» к своему дыханию. «Прислушиваться» означает слушать не ушами, а сердцем, а на последующих этапах слушать даже не сердцем, а ци. Остаются только дух-шэнь и ци (дыхание), которые соединяются и становятся «одним». Так достигается требуемое состояние: «сердце и ци зависят друг от друга», и человек становится «не-я».
Занятия по одной из приведенных методик позволяют излечить самые разные болезни, а на более продвинутом этапе без всякого сознательного усилия вернуть свое тело и душу в первоначальное «прежденебесное состояние», достичь просветления. То, что человек, находящийся в таком состоянии, воспринимает как свое тело и сердце, уже не есть познаваемое «посленебесным» сознанием «развращенное тело», а есть «тело закона», то есть тело, существующее по законам изначального истинного естества и жизни. Самое ценное, что имеет святой, — это «тело закона».
На начальном этапе методы «пестования жизни» «науки о святых» отличаются друг от друга в зависимости от возраста человека и его пола.
Людям пожилым с утраченной детородной функцией прежде всего надо специальными приемами ее восстановить. И только потом приступать к дальнейшему самосовершенствованию. Девушкам надо практиковать методику «разрубание красного дракона», направленную на то, чтобы путем концентрации ци в молочных железах постепенно научиться прерывать менструацию, что позволит дольше сохранить молодость и не допустить прекращения месячных с наступлением старости. Молодым людям не следует накапливать чрезмерно большое количество ци в нижнем даньтяне, поскольку это приведет к избыточному расходованию семени, что отрицательно скажется на «пестовании жизни».
Кроме перечисленных методик можно порекомендовать еще одну — «Самое ценное от солнца».
3) «Самое ценное от солнца»
Рано утром встаньте лицом к поднимающемуся из-за горизонта солнцу. Примите позу «три к семи»: левую ногу надо выставить вперед, а правую отодвинуть назад так, чтобы расстояние между ними было 30-40 см. При этом вес тела надо распределить так, чтобы 3 части (30%) приходилось на переднюю ногу, а 7 частей (70%) — на ту, которая сзади. Руки свободно опустите вниз вдоль бедер. Не мигая, посмотрите на солнце, разведите руки и выбросьте их вперед, стремясь «обнять» его. В этот момент тяжесть тела перенесите на переднюю ногу, приняв левостороннюю «позу лучника». Придав рукам положение, как будто вы держите перед собой баскетбольный мяч, «обнимите солнце». Сохраняйте эту позу в течение некоторого времени, думая о том, чтобы прочно «удержать» солнце, не уронить его. Затем медленно «уберите» солнце в нижний даньтянь, поместив кисти на живот. Тяжесть тела перенесите на заднюю ногу, откинув назад корпус. Замрите на некоторое время, мысленно представляя, что вы «глотаете» солнце, эту самую полезную «золотую пилюлю», направьте ее в нижний даньтянь, превращая солнце во «внутреннюю пилюлю». Крепко-накрепко зафиксируйте эту «пилюлю» в нижнем даньтяне, чтобы она «не вырвалась». Начните упражнение сначала и повторите несколько раз. Однако прекратить выполнение упражне ния надо до 9 часов утра, потому что после 9 часов солнце из фазы «малого огня» переходит в фазу «сильного огня» и его свет может повредить и глазам, и здоровью в целом*.
Обычно после выполнения этого упражнения в течение десяти минут во рту появляется обильная слюна. В древности ее называли «влагой из высшего источника», «золотой слюной», «яшмовой жидкостью», «высшим чудесным веществом». Слюну надо медленно проглотить и «вернуть» в нижний даньтянь. Во время выполнения упражнения от солнечных лучей на глазах могут навернуться слезы. Пугаться этого не надо. Глаза быстро привыкнут, и слезотечение прекратится.
С теоретической точки зрения, суть упражнения состоит в том, чтобы «набрать» «природную ян-ци и превратить ее в недостающую организму «инь-слюну», то есть использовать принцип, в соответствиии с которым «инь и ян опираются друг на друга», «ян рождается — инь растет». Методики, базирующиеся на учении об инь и ян, превратились в основное направление «искусства пестования жизни».
3. Примечания
1) Надо суметь встать выше мирской суеты, тревог и забот, преисполниться позитивного оптимистического взгляда на жизнь.
2) Жизнь — движение, поэтому надо находиться в постоянном движении. В народе говорят: «Если не выпускать из рук Великий предел, можно достичь долголетия». Тайцзицюань — прекрасный метод «пестования жизни», секреты которого, к сожалению, мало известны за пределами монастырей.
3) Надо следить за питанием. Выберите один день в неделю, в который вы могли бы полностью отказаться от употребления в пищу круп и продуктов животного происхождения. В этот день питайтесь исключительно фруктами, что способствует очищению кишечника и костей.
* В статье не указывается, о каком времени года идет речь. Летом надо быть особенно осторожным. Советовал бы использовать только самые ранние часы, когда солнце едва встает над горизонтом. — Прим. ред.
Источник