.
Лунный цикл и традиционная медицина
Павел Павлович СОКОЛОВ,
кандидат медицинских наук, врач
Известно, что наш календарный месяц, насчитывающий 30-31 день, никаким периодическим природным процессам не соответствует. Хотя календарный солнечный год и отражает естественный период (время обращения Земли вокруг Солнца), месяц как временной отрезок его - единица условная (в рамках официально принятого во многих странах григорианского календаря). А между тем соизмеримый с ним естественный период существует и определяется временем обращения Луны вокруг Земли. Это так называемый лунный месяц, с которым связаны периодические изменения в природных процессах на нашей планете.
Свернутый текст
Фазы Луны
Лунный (месячный) цикл проявляется в ритмике приливов и отливов в морях и океанах, сказывается на поведении атмосферы, что в свою очередь отражается на многих метеорологических явлениях. Периодика прохождения Луны через магнитосферный шлейф Земли, лунного гравитационного и светового (отраженный солнечный свет) воздействий влияет на живую природу, порождая одну из составляющих биологических ритмов - "лунный" биологический цикл.
Говоря о колебательном характере влияния Луны на земную жизнь, следует отметить, что лунный месячный цикл имеет не меньшее значение, чем существующий в живой природе суточный (циркадный), равный периоду обращения Земли вокруг своей оси.
Конечно, вычленить "лунную" составляющую в биоритмологической картине жизни организмов - дело не простое. Исследователи утверждают, что от лунного цикла зависят, например, пики и спады размножения в популяциях многих видов червей, интенсивность брожения, в частности вина, поглощения кислорода такими сельскохозяйственными культурами, как картофель, морковь.
Лунные циклы явственно сказываются на жизни морских растений и животных; различные виды наземных животных (включая мышей и крыс) синхронизируют свою активность с определенными фазами лунного месяца и, что особенно важно, периоды размножения. Известный факт - месячная периодичность овуляции - не единственный пример зависимости от лунных циклов, общих для человека и животных.
Но обратимся к вопросу о том, как в традиционной восточной медицине (на примере китайской) учитывались биоритмы, связанные с лунным (месячным) циклом.
Практика традиционной китайской медицины основана на возникших еще в древности представлениях о регуляции обмена энергией между организмом и окружающей природой, о пульсации этой энергии внутри организма в соответствии с периодичностью земных и космических влияний. Речь идет о некоей универсальной энергии, пронизывающей весь мир, аналогичной пране индусов, называемой "чи" или "ци" (по-китайски) и "ки" (по-японски). Энергия "чи" существует в двух диалектически противоположных формах, как бы переходящих друг в друга: энергия "ян" и энергия "инь".
Приливы и отливы энергии в природе вызывают соответствующее увеличение и уменьшение количества энергии в организме. Восходящее солнце дарит свою энергию миру Земли, в полдень ее количество достигает максимума, а к ночи существа, живущие одной жизнью с природой, вместе с заходящим солнцем переходят к покою. Впрочем, покой этот относителен. Согласно представлениям древних философов, если Солнце, порождая активность, доставляет живому дневную энергию "ян", то Луна - ночную энергию "инь".
Здесь следует сказать, что содержание этих понятий весьма своеобразно передается обозначающими их иероглифами. Так, иероглиф "инь" состоит из элементов, в своей последовательности означающих "склон-покрытый-падающей-тенью-и-облаками". Содержательная сторона этого образа - северного склона, лишенного солнечного света,- вызывает яркое представление о нехватке света и тепла, что в свою очередь создает представление о холоде, неподвижности, недостатке жизни, темноте, а кроме того, о влажности, сырости, воде, скрытом, внутреннем. И наоборот, иероглиф "ян" состоит из последовательности элементов "склон-который-солнце-покрывает-своими-лучами". Легко возникает образ склона, обращенного на юг, пропитанного светом и теплом, с которым ассоциируется все сухое, светлое, теплое, а также внешнее, находящееся на открытой поверхности. Так характеризовали "инь" и "ян" китайские мудрецы.
Ночью, при отсутствии Солнца на небосклоне, Луна, даже и не будучи видимой, испускает волны холода, покоя, подавляет, тормозит активность живого влиянием ночной энергии "инь". Количество и качество достигающей Земли "инь" зависит от фазы Луны. Отражая солнечный свет, она доставляет на Землю в своих собственных лучах и лучи Солнца. При новой Луне "инь" выделяется максимально - все в природе замирает. В новолуние энергия "инь" оказывает наибольшее действие, а энергия "ян" достигает минимума. В полнолуние - наоборот.
В принципе "инь" и "ян" подобно двум полюсам магнита, не существуют отдельно друг от друга. С другой стороны, они легко могут переходить друг в друга таким образом, что увеличение "инь" приводит к уменьшению "ян", и наоборот. Не существует абсолютного "инь", в нем всегда есть чуточку "ян" - содержится зародыш противоположного начала, способный постепенно развиться. Достигнув максимума, любое из начал изживает самое себя, порождая свою противоположность. И в масштабах вселенной, и в масштабах организма человека существует не постоянное стабильное равновесие двух начал "инь" и "ян", а их постоянное пропорциональное количественное изменение относительно друг друга: переход энергии "чи" из одной формы в другую. Отсюда приливы и отливы энергии в организме. Вот как с точки зрения традиционной медицины поддерживаются биоритмы организма.
Во-первых, смена преобладающих начал: два часа в организме главенствует "инь", следующие два часа - "ян" и так далее. Изменяется соотношение "инь - ян" и при переходе от дня к ночи: "инь" преобладает ночью, "ян" - днем. Оба эти одновременно существующих (суточный и двухчасовой) биоритма накладываются друг на друга. Лунный цикл еще больше усложняет картину биоритмов, не отменяя короткие циклы, но смещая их в зависимости от фазы то в сторону преобладания "инь", то в сторону преобладания "ян". Луна усиливает все проявления "инь" в двухчасовых циклах - ее подъемы становятся резче, сильнее.
Но как образуется в организме двухчасовой ритм? Человеческое тело имеет целую систему каналов циркуляции энергии "чи", строго закономерной, с определенной ритмикой. В течение суток по кольцу, образованному каналами, движется волна максимума энергии, а так как каналов всего двенадцать, то каждый из них становится зоной прилива энергии лишь на два часа в сутки. С позиций традиционной китайской медицины большинство, если не все, заболеваний человека связаны с избытком или недостатком энергии, нарушением баланса между отдельными ее видам; неправильным распределением (образованием местных пустот и перенаполнений в организме). Болезнь, в сущности, возникает за счет нарушения циркуляции энергии по каналам человеческого тела, а следовательно, тех или иных проявлений нарушения биоритмов.
Наряду с другими методами терапии, учитывающими биоритмику организма, в традиционной китайской медицине задолго до нашей эры распространилась и практика иглотерапии, направленная на коррекцию биоритмологических нарушений. В европейской медицине методов регуляции биоритмов не существует до сих пор, благодаря чему иглотерапия получила широкое распространение ныне в Европе и Америке. "Наконец-то мы получили медицину ритмов, о которой мечтали: теперь мы умеем манипулировать энергией в гармонии с великими ритмами природы", - писал известный французский врач Поль Мериель в начале нашего столетия после знакомства с китайской акупунктурой (французское название иглотерапии).
Дело в том, что каналы циркуляции энергии "чи" (меридианы) соединяют в определенной последовательности точки акупунктуры (иглоукалывания), так называемые биологически активные точки. Последовательностью повышения и понижения уровня энергии в отдельных каналах и обеспечивается, согласно традиционным представлениям, суточный (и околосуточный) ритм в системе акупунктурных точек и меридианов (каналов). И задача врача-иглотерапевта, берушегося регулировать потоки энергии в организме больного, состоит не в том, чтобы добиться стабильного их равновесия, а сбалансировать колебания энергии в каналах с ритмами природы - восстановить естественные биоритмы (двухчасовые, суточные, месячные - лунные, годовые - солнечные).
Лунные циклы, их влияние на организм издавна учитывались в иглотерапии. Например, это означало, что если при лечении больного иглотерапевт, стремящийся уменьшить количество "инь" или затормозить ее активность, попытался бы сделать это в первую половину лунного месяца, то он противодействовал бы природному циклу энергии. Точно так же обстояло бы дело и в случае, если бы иглотерапевт попытался стимулировать "инь" на ущербе Луны. Вот почему в классических руководствах по иглотерапии рекомендуется проводить такие процедуры только в определенные фазы лунного месяца.
В древних китайских книгах по иглоукалыванию можно встретить рекомендации, подобные следующей. "При нарождающейся Луне в первый день - один укол иглой, во второй - два укола и так до четырнадцати уколов в середине лунного месяца. Потом волна пусть убывает, так же как и прибывала,- до одного укола иглой к следующему новолунию". Так и знаменитую процедуру, сулящую долголетие, "мокса по дзу-сан-ли" (прижигание точки "дзу-сан-ли", расположенной в верхней части передней поверхности голени на вершине мышечного бугра, возникающего при сгибании стопы, с попыткой поднять носок и пальцы возможно выше, опираясь пяткой о пол), рекомендуется проводить только первые восемь дней лунного месяца.
Месячные лунные биоритмы отражают лишь один из элементов в бесконечно подвижной мозаике циклических (суточных, месячных, годовых и многолетних) природных явлений, влияющих на организм. И представить себе во всех подробностях всю картину взаимоотношений биоритмов далеко не просто. Кроме знаний о них, китайские врачи используют пульсовую диагностику, а японские - электронные системы диагностики состояния организма по биофизическим характеристикам акупунктурных точек. На этой основе и проводится иглотерапевтическая коррекция нарушенных биоритмов.
ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ЛУННЫХ ЦИКЛАХ
Для определения даты новолуния в любой месяц любого за указанный тысячелетний период года (с точностью до 0,6 суток) достаточно сложить соответствующие коэффициенты из приведенных здесь трех таблиц и вычесть из суммы величину 29,5 (количество дней в лунном месяце). Покажем это на конкретном примере.
Календарь новолуний на тысячелетие
Календарь новолуний на период с 1800 по 2799 год включительно (Цыбульский В. Календари и хронология стран мира.- М., 1982. Публикуется в изложении), построенным на основе Табеля-календаря и таблицы фаз Луны с 6000 г. до н. э. по 6000 г. н. э. А. Эфросмана (Настольный календарь.- М., 1972)
Допустим, нас интересует, какого числа в апреле месяце 1989 года наступит новолуние. Для расчета определим вначале сумму коэффициентов для числа, обозначающего год:
в таблице сотен найдем коэффициент, соответствующий числу 19, а в таблице десятков и единиц найдем коэффициент, соответствующий (на пересечении вертикали и горизонтали) числу 8 (в разделе - десятки) и числу 9 (в разделе - единицы).
Искомая сумма: (6,8 + 6,2) = 13,0.
Затем в таблице месяцев найдем коэффициент, соответствующий месяцу апрелю (в верхней таблице), и прибавим его к полученной сумме: 22,6 + 13,0 = 35,6.
Далее, вычтем из этой величины (35,6) число 29,5 (в тех случаях, когда остаток больше вычитаемого, из него вновь вычитается число 29,5).
В полученном остатке (в нашем примере - 6,1) целое число означает дату новолуния (6 апреля), а дробная часть- время суток, по Гринвичу: 0,1 x 24 часа = 2 часа 24 минуты.
С помощью календаря можно выяснить и возраст (фазу) Луны в любой день. Допустим, требуется определить, в какой фазе будет Луна 1 января 2000 года по новому стилю. Для этого следует сравнить данную дату с полученной датой новолуния в этом месяце и выразить возраст Луны в сутках или фазах.
Приведем пример расчета с помощью соответствующих коэффициентов по таблицам:
дата новолуния в январе 2000 года равна (11,2 + 0,0 + 25,0) - 29,5, то есть 6,7;
возраст Луны на 1 января (в 00 часов!) будет на (6,7 - 1,0) = 5,7 меньше и равен 29,5 - 5,7 = 23,8.
Эта величина (в сутках) больше возраста Луны в последней четверти на 1,7 суток.
Для таких расчетов полезно знать возраст Луны (в сутках) в каждой из четвертей смены лунных фаз:
в новолуние - 29,5 (или 0);
в первую четверть - 7,4;
в полнолуние - 14,8;
в последней четверти - 22,1
Полезно знать также, что период обращения Луны вокруг Земли и оборота Луны вокруг своей оси совпадают и равны так называемому сидерическому ("звездному") месяцу (27,321 суток). Вследствие этого Луна повернута к Земле всегда одной и той же стороной, но вот относительно Солнца возврат Луны в одно и то же положение в небесном пространстве происходит за 29,53059 суток (синодический месяц - от латинского слова "сближение"), и период этот хорошо прослеживается по лунным видимым фазам с Земли, непрерывно сменяющимся в закономерной последовательности.
Когда Луна, Солнце и Земля находятся на одной линии, так, что Луна расположена между Солнцем и наблюдателем, находящимся на Земле, то Солнце освещает только обратную сторону Луны, и тогда наш спутник становится невидимым. Это и есть синодическая конъюнкция, пишет профессор Э. Бикерман (США) в своей книге "Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность" (М., 1976). Но по мере того как Луна продолжает двигаться на восток (против часовой стрелки) от Солнца, она вновь появляется через один-три дня, в сумерках, в виде молодого месяца, в западной части неба. И освещенная (правая) часть лунного полушария увеличивается с каждой ночью.
Только через 14 дней вся видимая поверхность Луны становится освещенной, когда она находится в противоположном от Солнца направлении, а наблюдатель на Земле располагается как бы между двумя этими небесными светилами. Затем Луна вновь приближается к Солнцу, и сияет только левая часть лунного полушария, наконец, на рассвете Луна исчезает в восточной части неба, и лунный цикл опять возобновляется.
Астрономическое новолуние, момент которого не наблюдаем визуально и для определения которого требуются точные математические расчеты, принимается за начало синодического месяца в астрономических лунных календарях и таблицах фаз Луны, расчитываемых на многие годы. Наряду с ними на практике используются и лунные календари, основанные на визуальном определении новолуний - появлении на небосводе лунного серпа (фактически через 1 - 2 суток после астрономического новолуния).
В отличие от солнечного календаря, в котором солнечный год фиксирует время обращения Земли вокруг Солнца (365, 2425 суток), лунный год - величина условная, в то время как лунный месяц, являющийся единицей лунных и лунно-солнечных календарей, отражает естественный фактор - время обращения Луны вокруг Земли (синодический месяц).
Лунно-солнечные календари пришли в свое время на смену древнейшим лунным календарям, распространенным во многих цивилизациях древности, позволив согласовать лунный счет времени по месяцам с солнечным счетом времени - по годам.
Лунно-солнечный календарь, лежащий в основе и азиатского календаря, так называемого животного цикла, ныне широко распространен, наряду с официально принятым григорианским, в странах Восточной Азии, Иране, Израиле, появившись там еще в IV веке до н.э. Лунные же календари распространены главным образом среди населения, исповедующего ислам, в самых разных странах, в основном в тех, где господствует мусульманская религия.
В основе календарей лунной хиджры (по-арабски "переселение" - начало исламской эры летосчисления, отсчитываемогo от даты бегства Мухаммеда из Мекки в Мeдину, 16 июля 622 года) - представление o лунном годе, состоящем из 12 месяцев (по 29 и 30 дней в каждом), разделенных на семидневные недели (с праздничным днем в пятницу). Принятая продолжительность лунного месяца - 29,5 суток, что на 0,0306 суток меньше его фактической продолжительности, вследствие чего календарный месяц заканчивается намного раньше, чем синодический месяц.
Для устранения этой разницы один раз в каждое тридцатилетие добавляется 11 суток, составляющих разницу за этот период. Порядок добавления их в чередовании по високосным лунным годам устанавливается особо (Цыбульский В. 1982).
Первый день нового года в лунных календарях (как и другие постоянные даты) блуждает, поскольку лунный год короче солнечного: обходит все времена года за 33-летний период по григорианскому календарю. Известно, что 33 лунных года примерно равны 32 годам по солнечному календарю, и поэтому григорианский календарь систематически отстает от летоисчисления по лунной хиджре.
У христиан с возрастом Луны связаны так называемые "пасхальные пределы" (в принятом во всем мире григорианском календаре это период с 4 апреля по 8 мая). С тех пор как в 325 году н.э. Никейский церковный собор принял юлианский (солнечный) календарь и установил во всей Римской империи единые церковные праздники, было установлено, что начало пасхи должно совпадать с первым воскресеньем после полнолуния, наступившего вслед за днем весеннего равноденствия. И если полнолуние придется на день равноденствия, все равно его не считают началом пасхи.
Церковные праздники велись по юлианскому календарю вплоть до 1582 года, когда папа Григорий XIII произвел его реформу, ввел календарь нового стиля (в отличие от старого, юлианского стиля), разработанный Луиджи Лилио из Перуджи и названный григорианским. Реформа юлианского (введенного Юлием Цезарем в 46 году до н.э., разработанного александрийским ученым Созигеном) календаря была вызвана прогрессировавшим с годами, десятилетиями и веками несовпадением даты 21 марта реальному дню весеннего равноденствия, что существенно затрудняло вычисление пасхалий. Так, в текущем столетии поправка составила уже 13 суток, что и было учтено в декрете о переходе на новый стиль в нашей стране (в 1918 году).
Примечательно, что составителю пасхалий, кроме постоянного астрономического явления (дня равноденствия) было необходимо вычислять такие переменные, как - полнолуния и воскресные дни (согласно евангельскому указанию о воскрешении Христа на рассвете первого дня недели, то есть в воскресенье). Но уже в те далекие времена было известно, что все фазы Луны приходятся на одни и те же числа месяцев через каждый 19-летний период, так называемый "круг Луны". Кроме лунного цикла, был установлен и солнечный цикл (в рамках солнечного календаря), так называемый "круг Солнца",- повторение одних и тех же дней недели (в частности, и воскресенья) в одни и те же числа месяца через каждые 28 лет. Таким образом, расчеты, основанные на этих закономерностях, позволили определять начало пасхи - день, блуждающий из года в год в "пасхальных пределах".
В хронологическом отношении с вычислением пасхалий связано и установление современного летосчисления от "рождества Христова" (новой эры). В 525 году н.э. папа Иоанн I приказал монаху Дионисию Малому составить новую таблицу подсчета пасхальных циклов. Ученый монах использовал таблицы александрийской церкви, в которых употреблялась распространенная в Римской империи эра императора Диоклетиана, однако, не желая вести счет по годам правления "нечестивого гонителя" христиан, он решил установить новый отсчет - от "воплощения" (рождения) Христа (Э. Бикерман, 1976).
Перемножив числа циклов лунного и солнечного (19 и 28 соответственно) и вычтя из произведения число 284 (начальная дата эры Диоклетиана), Дионисий получил дату первой христианской пасхи - 248 год до эры Диоклетиана, а прибавив число 30 (возраст распятого Христа), он предположил и год рождения - 278-й до начала эры, установив новую эру - от "рождества Христова" (А. Д.). Способ счета обратного (до н.э.) от этой даты впервые был предложен в 1627 г. Д. Петавиусом.
подготовил Л. ЖУКОВ
источник