-
Айрис Р. Белл, Мэри Койтан
Модель гомеопатического лекарственного воздействия: низкие дозы наночастиц, аллостатическая перекрестная адаптация и зависящая от времени сенсибилизация в комплексной адаптивной системе
BMC Complementary and Alternative Medicine, 2012, 12:191
Исходные данные
В данной статье предлагается оригинальная модель действия гомеопатического лекарства на живые системы. Исследования показывают, что гомеопатические лекарства (а) содержат измеримый источник и наночастицы кремнезема, рассеянные однородно в коллоидном растворе, (b) действуют путем модуляции биологической функции реагирования на стресс в аллостатической сети, (с) вызывают двухфазное действие в живых системах посредством зависящей от организма адаптации и эндогенно усиленных эффектов, (d) укрепляют системную устойчивость.
Обсуждение
Предполагаемые активные компоненты гомеопатических лекарств — это наночастицы исходного лекарственного вещества в водном коллоидном растворе, а не лекарство в балк-форме. (Вещество в балк-форме, или объемное вещество, — вещество в привычной для нас форме, свойства которого объясняются свойствами составляющих его молекул и особенностями их взаимодействия. — Прим. перев.) Наночастицы имеют уникальные биологические и физико-химические свойства, в том числе повышенную каталитическую активность; являются адсорбентами белка и ДНК; обладают биодоступностью; обеспечивают щадящую дозу; оказывают электромагнитные и квантовые эффекты, отличные от эффектов материалов в балк-форме. Тритурация и/или встряхивания жидкости в процессе классической подготовки гомеопатических лекарств создают "нисходящую" наноструктуру. Растения могут биосинтезировать наноструктуры кремнезема, подобные присутствующим в лекарствах. Наночастицы стимулируют гормезис, низкие дозы вызывают благотворный адаптивный ответ.
Гомеопатические лекарства, назначенные в низких дозах с временны́ми интервалами, действуют как биологические сигналы, стимулирующие аллостатический биологический сетевой ответ организма на стресс, вызывая нелинейные модуляторные самоорганизующиеся изменения. Потенциальные механизмы включают в себя зависящую от времени сенсибилизацию — тип адаптивной пластичности/метапластичности, инициирующую прогрессивное усиление ответов хозяина, которые меняют свое направление и колеблются в физиологических пределах. Для мобилизации гормезиса и зависящей от времени сенсибилизации, лекарство должно быть оценено в организме как заметный, но низкоуровневый, несущий оригинальную угрозу стресс-фактор, или как нарушение гомеостаза всего организма. Наночастицы кремнезема адсорбируют исходное лекарственное вещество и усиливают его действие. Своевременно назначенная доза вызывает праймированный болезнью компенсационный разворот направления неадекватной динамики аллостатической сети, тем самым способствуя устойчивости и восстановлению от болезни. (Прайминг — влияние прежнего контекста на скорость опознания связанных с ним стимулов. — Прим. перев.)
Выводы
Гомеопатические лекарства рассматриваются как источник наночастиц, которые мобилизуют гормезис и зависящую от времени сенсибилизацию посредством нефармакологических воздействий на специфические биологические адаптивные и усиливающие ответ (амплификационные) механизмы. Наноприрода гомеопатических лекарств создает их отличие от обычных объемных лекарств по структуре, морфологии и функциональным свойствам. Результаты могут зависеть от способности организма реагировать на гомеопатическое лекарство как оригинальный стрессор или гетеротипическую биологическую угрозу, инициируя развороты кумулятивной, перекрестно-адаптированной биологической дезадаптации, лежащей в основе заболевания, в аллостатической сети реагирования на стресс. Системная устойчивость улучшится. Предлагаемая в данной статье модель создает основу для ориентированного на эту теорию исследования роли наноматериалов в живых системах, механизмов действия гомеопатических лекарств и трансляционного использования наномедицины. (Трансляционными называют такие научные исследования, которые облегчают использование результатов фундаментальной науки в практических приложениях. — Прим. перев.)
Цель данной работы — предложить модель, которая объясняет, как гомеопатические лекарства действуют на живые системы Модель действия гомеопатического лекарства на основе наночастиц: гормезис, аллостатическая перекрестная адаптация и зависящая от времени сенсибилизация нелинейной медиаторной сети реагирования на стресс
Конвенциональные научные исследования показывают, что классически приготовленные гомеопатические лекарства (A) содержат измеримые наночастицы источника (НЧ) и/или наночастицы кремнезема с адсорбированными исходными материалами, которые гетерогенно рассеяны в коллоидном растворе; (B) действуют путем модуляции биологической функции в аллостатической сети реагирования на стресс, включая цитокины, окислительный стресс, экспрессию белков теплового шока, а также функции иммунной, эндокринной, метаболической, вегетативной и центральной нервной систем; (C) вызывают двухфазное действие на адаптивную пластичность живых систем посредством зависящих от организма эндогенно усиленных, а не агентозависимых фармакологических эффектов. Действие наночастиц гомеопатических лекарств включает в себя зависящие от состояния и времени адаптивные изменения в сложном адаптирующемся организме. Основной клинический результат заключается в (D) улучшении системной устойчивости к будущим экологическим стрессорам и восстановлении и возвращении к нормальному здоровому гомеостатическому функционированию23. Болезнь исчезает как косвенный результат изменения динамики системы, поддержанной в своем первоначальном проявлении21–22, а не как прямой результат подавления симптомов органов-мишеней.
Предложено много теорий для объяснения действия гомеопатических лекарств, например, постоянная память уникальных структур воды, кластеры вода-этанол, эпитаксия и нанопузырьки, образующиеся из стеклянной тары кремниевые кристаллы и структуры, электромагнитное воздействие, биологические сигналы, квантовая макрозапутанность нелинейная динамика сложных систем, стрессорные эффекты и гормезис. Настоящая модель "наночастицы — перекрестная адаптация — сенсибилизация" включает в себя многие концептуальные положения и эмпирические выводы из всего корпуса ранее выполненных работ, опирается на них и предлагает их всеобъемлющий синтез для дальнейшего систематического исследования.
Гомеопатия представляет собой более чем двухсотлетнюю систему комплементарной и альтернативной медицины (CAM), разработанную немецким врачом д-ром мед. Самуэлем Ганеманом. Эта область имеет хорошо сформулированную практическую теорию, обширную клиническую литературу с описанием случаев, высокий уровень удовлетворенности пациентов и растущую современную исследовательскую базу.
Тем не менее, гомеопатия вызывает сильный скептицизм на фоне других методов альтернативного лечения, в значительной степени из-за природы своих лекарственных средств (гомеопатических лекарств). Классический процесс приготовления гомеопатических лекарств включает в себя растирания с лактозой и/или серийные разведения в водном растворе этанола, а также последовательные встряхивания (энергичные повторяющиеся циклы встряхивания с помощью руки или стандартизированного механического рычага, стучащего о твердую поверхность) в стеклянных флаконах, содержащих водный раствор этанола. Обычно разведение состоит из 1 части исходного вещества и 9 частей растворителя (1/10, десятичные, D или X потенции) и 1 части исходного вещества и 99 частей растворителя (1/100, сотенные потенций, или C). Исходное вещество имеет как правило растительную, минеральную или животную природу.
После выполнения последовательных шагов разведения и растирания с лактозой и/или встряхивания в жидком растворителе, низкие потенции гомеопатического лекарства, полученные из материнской настойки, т. е. от 1X до 23X или от 1С до 11С, теоретически должны по-прежнему содержать молекулы исходного материала в балк-форме, а также наночастицы исходного вещества. Теоретически также предполагается, что при дальнейшем повторении шагов разведения остается все меньше и меньше молекул исходного материала в истинном разведении, пока, в конце концов, их вообще не должно остаться в растворе, когда превышено число Авогадро (6 х 1023), т. е. в потенциях выше 24X или 12С. Обычный клинический химический анализ может в лучшем случае найти относительно низкое число молекул исходного вещества в балк-форме в лекарствах низких потенций и вообще не обнаруживает их в высоких потенциях. В результате, конвенциональные ученые-медики и химики отказываются от признания правдоподобности гомеопатии из-за предполагаемого отсутствия молекул исходного материала в балк-форме, которые могли бы оказывать "обычный" фармакологический дозозависимый эффект. Согласно стандартной клинической фармакологии, более низкие "дозы" вещества в балк-форме должны оказывать меньший эффект или вообще не оказывать никакого биологического эффекта.
Это представление выглядит верным, если верны основные предположения, то есть, если бы гомеопатические препараты были обычными, растворенными и разбавленными химическими препаратами в балк-форме в обычном (истинном) растворе, которые могут действовать только фармакологически, с линейной связью доза-реакция. Однако тритурация и процедура встряхивания при классическом приготовлении гомеопатических лекарств могут на самом деле быть грубыми ручными методами создания "нисходящей" структуры наночастиц исходного материала. Размер стороны наночастицы изменяется в диапазоне от 1 нанометра (нм) до 1000 нм или более, хотя большинство исследований наночастиц фокусируется на особых свойствах, приобретаемых наночастицами, имеющими размер менее 100 нм48. Тритурация с помощью ступки и пестика является ручным методом механического измельчения или дробления, подобно шаровой мельнице, используемой в современных нанотехнологиях49–50. Как и современные нанотехнологические методы микрофлюидизации (смешивание путем сталкивания противоположных струй жидкости. — Прим. перев.)51–52, разрушения ультразвуком и использования вихревого эффекта, встряхивания, совершаемые вручную, приводят к интенсивной турбулентности, столкновениям частиц и действию в разведении поперечных сил, которые отламывают все более мелкие частицы исходного лекарственного материала, а также кремнезема из стенок стеклянного контейнера или флакона1. Совокупное действие этих механических процедур, приводящих к образованию наночастиц54, может изменить свойства лекарства, образуя наночастицы в исходном лекарственном веществе, а также кристаллы кремнезема и аморфные наночастицы.
Стойкость наночастиц из исходного лекарственного вещества продемонстрирована с помощью электронной микроскопии с высоким типом разрешения на гомеопатических лекарствах, приготовленных из металлов и растений, в разведениях как ниже, так и выше числа Авогадро. Исследования также сообщают об обнаружении измеримого количества нанокремнезема и его предшественников в препаратах, приготовленных в стеклянной посуде, и в других лекарствах. Тип стеклянной посуды (или полимерного контейнера), рН, температура, количество встряхиваний и пропорция этанола и воды в растворителе могут также повлиять на размеры и свойства образующихся наночастиц. Наночастицы отличаются от материалов в балк-форме своим малым размером, а также приобретенными адсорбционными56, 59, электромагнитными, оптическими, тепловыми и квантовыми свойствами.
Имея высокореактивные и каталитические поверхности48, наночастицы объединяются путем самосборки и легко адсорбируют другие наночастицы и органические материалы на своей поверхности, например, ДНК, белки, растительные экстракты или лактозу. Как показали многочисленные исследования, кроме возникновения наночастиц при механических методах измельчения, материнские настойки растений могут биосинтезировать наночастицы и структуры металла (серебро или золото) или кремнезема (диоксид кремния) посредством естественных фитохимических реакций in vitro. Исследования, включающие использование настоек травянистых растений для биохимического синтеза наночастиц серебра или золота из растворов солей металлов, показывают, что трава адсорбирует на своей поверхности полученные во время этого "зеленого" производственного процесса наночастицы металла и изменяет их размеры и свойства. После этого наночастицы металла, модифицированные растением, могут оказывать специфические биологические эффекты. Такие наночастицы могут увеличивать и усиливать свойства, присущие травам в балк-форме, в лекарствах в очень низких потенциях, приготовленных из растительных материнских настоек в растворе этанола.
В более высоких жидких потенциях кремнезем, выделяющийся при встряхивании из стенок стеклянного контейнера, вносит важный вклад в увеличение активности гомеопатических лекарств. Экспериментальные данные также показывают, что нанокремнезем может самособираться в выдерживающие сушку трехмерные структуры по биологическим паттернам с использованием ДНК, белков или живых клеток (по типу эпитаксии). (Эпитаксия — нарастание кристаллического материала на другом кристалле как подложке. — Прим. перев.) Взаимодействие и адсорбция специфического лекарственного источника с лактозой и/или кремнеземом в низких гомеопатических потенциях, таких, как 1C или 1X, а также в нескольких ближайших очень низких потенциях, хранящихся в стеклянных флаконах в водном растворе этанола, могут создать специфические для данного лекарства, адсорбированные лактозой и/или кремнеземом "наносемена" для активации последующих потенций.
................................................................................................................................................................
Резюме
Таким образом, основные принципы модели следующие39: гомеопатические лекарства представляют собой наночастицы исходного вещества и/или наночастицы модифицированного лекарственным веществом кремнезема, которые действуют как экзогенные стрессоры, мобилизуя гормезис и зависящую от времени сенсибилизацию через нефармакологическое воздействие на специфические биологические адаптивные механизмы. Как нисходящее механическое измельчение (растирания мельничкой с лактозой; встряхивания в стакане с раствором этанола в воде), так и биосинтетические методы получения растительных настоек создают исходные наноструктуры. Природа наночастиц гомеопатических лекарств отличается от природы обычных лекарств в балк-форме по структуре, морфологии и функциональным свойствам. Кроме того, наночастицы лекарственного источника, особенно при взаимодействии с нанокремнием, имеют возможность инициировать восходящую самосборку биомиметических наноструктур либо по кристаллической модели, либо биологически, например, по паттернам ДНК, белков, коллагена71, 76, 239. (Биомиметика — заимствование идей у природы и использование их для решения задач, стоящих перед человеком. — Прим. перев.) Таким образом, гомеопатические лекарства, подобно вирусам, хотя и не являются инфекционными, играют роль особых низкоуровневых сигналов об опасности или угрозы для выживания организма.
Результаты зависят от способности организма оценить первоначальные стрессоры высокого уровня, которые вызвали заболевание, и наночастиц гомеопатического лекарства — последующего оригинального чужеродного стрессора. Факторы, идентифицированные как биологическая угроза, будут сигнализировать о необходимости зависящей от времени сенсибилизированной компенсаторной адаптации (гормезисе) в компонентах аллостатической сети реагирования на стресс.
Совокупное воздействие аллостатической перегрузки, вызванной несколькими различными стрессорами, привело в прошлом, на основе возникшей болезни, к паттерну специфической дисфункциональной адаптации в сети реагирования на стресс195, 240. Перекрестно-адаптированные/перекрестно-сенсибилизированные наночастицы гомеопатического лекарства обладают преимуществом эффекта праймирования ранее подействовавших стрессоров высокого уровня, которые первоначально вызвали болезнь10. Лекарственные наночастицы, будучи низкоуровневым стрессором, вызывают разворот направления в заранее установленных связанных с болезнью неадекватных паттернах. Конечным результатом оказывается бо́льшая устойчивость к стрессу с восстановлением нормальной гомеостатической функции, освобождение от болезни и появление чувства общего благополучия.
С другой стороны, термин "стрессор" относится к биологическим, инфекционным, химическим, физическим, электромагнитным, пищевым и/или психологическим типам стимулов из окружающей среды, которые организм распознаёт как новую угрозу для своего выживания в данный момент или в будущем. Высокая или низкая интенсивность стрессора определяет направление адаптации, которую он инициирует98, 187, 216, но именно посягательство стрессора на организм мобилизует пластические и метапластические изменения. Вкратце, для вызова адаптивного ответа, воспринятая или испытанная новая угроза является более важной, чем уровень дозы. Доза начинает действовать, чтобы модулировать направление ответов посредством прайминга прошлой истории клеточной активности, например, метапластичности, и текущий пластичности различных типов ответов организма на стресс.
В организме как сложной адаптивной системе или сети, причинность этих событий скорее косвенная, а не прямая, отдаленная во времени и пространстве от первоначального приема гомеопатических доз как небольших, но важных стимулов или стрессоров241. Организм продолжает выполнять работу исцеления в виде нелинейного усиленного динамического адаптивного ответа21–23, 145. Этому соответствует характер классических гомеопатических назначений, а именно: выбирается одно лекарство, которое принимается с перерывами, через большие интервалы времени, в строго импульсном режиме дозирования, чтобы система лечения была безопасной и полезной.
Статья полностью (можно скачать):
https://1796web.com/homeopathy/essence/nano_model.htm