"Преимущество" ФИ перед Закрытым Ящиком (ЗЯ)
Мнение большинства: сабвуфер с ФИ играет низА в два раза громче, чем ЗЯ вследствие более высокого КПД. Ну-ну.. А если бы он играл низА в четыре раза громче? Или в шесть? Счастье-то какО!
Утверждение, что сабы с фазоинвертором воспроизводят низкие частоты значительно громче, чем сабы типа ЗЯ - это прославление идиотизма безграмотного разработчика. И отчасти своей неграмотности. Да, действительно, сабы с ФИ МОГУТ играть низА громче, чем ЗЯ, НО БЫТЬ ТАКОГО НЕ ДОЛЖНО! Это искажение тонального баланса муз. произведения на частотах близких к резонансу ФИ. Шоб вам было понятно, это и есть бУхание саба на одной ноте. Зато с высоким КПД, что для некоторых, надо полагать, особо приятно.
В сабе с ФИ басы должны быть НЕ ГРОМЧЕ, А НИЖЕ, чем в ЗЯ.
Рис. 2 Правильно рассчитанный и настроенный ФИ.
Да, именно так: преимущество правильного ФИ над ЗЯ не настолько велико, как его рекламируют. Поэтому и делают горбатые бубнилки подешевше и попроще, чтоб колбасило. (boombox - бУхало)
***********************************************
Ошибка 1-я
Рис. 3 Ненастроенный фазоинвертор.
Типичный представитель сабвуферов с ФИ, бубнящий на одной ноте с высоким КПД. Годится для кинушек и игрушек, совершенно не годен для музона. Для музыки регулировка низких частот должна начинаться с 500-600 Гц и плавно повышаться к 20-40-ка герцам.
Следует уравнять по громкости звучания два резонанса: ФИ и динамика. Перекос излишней громкости ФИ над остальными низами устраняется совершенно кощунственным методом: надо своими ручками уменьшить отдачу фазоинвертора, завалить чрезмерный КПД. Ес-тес-но, на слух низов поубавится, зато они будут ровные, и на 35-40 % ниже, чем в ЗЯ. Как собственно и должен играть хорошо отлаженный ФИ-саб.
Задавить резонанс не сложно: надо уменьшить добротность ФИ созданием небольшого акустического сопротивления, помещая в трубу резонатора волокнистый материал. Какой и сколько подбирается опытным путём, лучше с генератором и можно на слух. Для снижения добротности резонатора (а вовсе не от тараканов), некоторые фирмы ставят в трубу мелкую, эластичную, упругую капроновую сетку, что-то вроде колготок, но в нашем случае можно просто затолкать не самый вонючий носок или шмат синтепона. Получается нечто промежуточное между чистым ФИ и чистым ЗЯ, и это нечто можно регулировать, подбирать. Операция займёт минимум времени: ломать - не строить.
(ГВЗ, правда чуть побольше будет, но что поделать, если вся конструкция порочна, пусть хоть слух не режет. Зато чуть уменьшится крутизна спада АЧХ)
Примечание. Между прочим, пассивные радиаторы (диффузоры) в сабах как раз это и делают: понижают добротность резонанса, сглаживают его. За счёт своей массы и инертности. Поэтому сабвуферы с пассивными радиаторами не склонны к бубнению, но у них "вялый" бас и большое ГВЗ.
************************************************
Ошибка 2-я
Рис. 4 Неправильный расчёт фазоинвертора. Рваный бас.
---------------------------------------------------------------------------------------
Типовой китайский саб. Реально снятая характеристика.
Чрезмерно разнесённые резонансы ФИ и динамика. Резонанс динамика - 58 Гц, фазоинвертора - 27 гц. Всё объяснимо: на более низких частотах тыльная сторона динамика излучает слабее, и слабее раскачивает резонатор. Чем больше разнос частот, тем ниже пик резонанса ФИ по отношению к общей АЧХ (той, что выше резонанса дина).
Обращаю ваше внимание: АЧХ ФИ (резонанс ФИ) как бы скользит вверх-вниз по ниспадающей наклонной АЧХ динамика, как по горке. В этом и состоит суть выбора частоты резонанса ФИ в любом сабвуфере. Когда вы будете изменять длину трубы ФИ (или её диаметр) именно так и будет меняться АЧХ вашего сабвуфера. Какую частоту резонанса ФИ выберете, так и играть будет.
Пример.
Китайцы (и не только они) иногда ставят в саб дешёвенький динамик с высокой резонансной частотой (я встречал Fs = 65 Гц). При установке в корпус его резонанс повышается до 85 Гц. Ес-те-сно, баса такой саб не даст. И тогда в саб ставят ФИ, настроенный на частоту, скажем, 30-35 Гц. Реклама-то какая: 30 герц !
Что получается? Ниже резонансной частоты динамик работает как в закрытом ящике, то есть ниже 80 Гц его звуковое давление плавно падает со скоростью 12 дб/октаву, значит на 40-ка герцах он будет играть в 4 раза тише, чем на 80-ти. Что делает нормальный человек? Правильно, добавляет громкость саба.
И вот тут начинаются фокусы. Я вам расскажу, как это выглядит.
Включает человек музон, оркестр, к примеру, низов ясен пень мало, и он их добавляет до нужного ему уровня. Всё, оркестр зазвучал, человек наслаждается. И вдруг, в какой-то непредсказуемый момент, одна из нот попадает в резонанс фазоинвертора. В натуре это выглядит так: на фоне ровной музыки, неожиданно закладывает уши, начинает дрожать пол и печень: дудочка ФИ запела. При этом звука практически не слышно, только штанины хлопают и посуда дребезжит. Через 1-2 секунды нота заканчивается, дрожь пропадает, и оркестр продолжает играть, как ни в чём не бывало. До следующей такой ноты. Не музыку слушаешь, а сидишь и ждёшь, когда ещё раз Ухнет.
Ребята, никаких бАек, я слышал такое своими ушами, при чём на фирменной акустике. Просто, в отличие от нормальных людей, я знаю в чём дело и почему так. Приведённый пример, конечно, редкость, но это же пример. Гораздо чаще хоть и менее выражено этот эффект можно наблюдать в массовых бюджетных сабвуферах. Когда резонансы динамика и ФИ через чур разнесены, тогда и будет резонанс ФИ выпирать на ровном месте, как член на поляне, в виде гула на одной ноте. Частота резонанса ФИ должна быть не более чем на 33% ниже резонанса динамика в том же корпусе с закрытым ФИ. Это должно быть всего лишь продолжение затухающей АЧХ динамика, НО НИКАК НЕ ОТРЫВ от неё.
- Подпись автора
Чтобы узнать, как полноценно работать на форуме,зайдите сюда: FAQ (Часто задаваемые вопросы)