Интересная статья, Пациенту понравиться
http://www.massage.ru/forum/viewtopic.p … amp;t=3175
"Мифы.
В связи с тем что мне очень часто задают вопрос о целесообразности поездки в Китай на лечение, или о лечении методами, имеющими отношения к китайской традиции, или у китайских специалистов, то я решил ответить всем сразу.
Итак, по порядку.
I.Стоит ли лечиться методами Китайской Медицины (далее - КМ)?
Не стоит. Вернее — не стоит лечиться именно методами КМ, так как лечит не метод, а врач, который может владеть или не владеть методом. Поэтому необходимо искать не метод, а конкретного врача, при этом выборе руководствуясь не рекламой его самого (его центра, его школы, его метода, его книг и прочего), не количеством его дипломов (сертификатов и другой бумажной формальности), а здравым смыслом и отзывом людей, которым лично вы доверяете и которым его лечение действительно помогло. Но это не даёт гарантии, что лечение у данного специалиста однозначно поможет вам, но существенно повышает вероятность этого.
II.Действительно ли Китайская Медицина обладает высокой эффективностью?
Нет. Во-первых см. I. Медицина сама по себе не может быть лучше или хуже, так как не существует без носителя (врача) знаний и умений. Кроме того, мир медицины — это мир людей, многие из которых действительно искренне хотят помочь больным людям и ищут для этого наиболее эффективные методы. Да и с сегодняшней коммерческой точки зрения — нужно наиболее эффективный метод. И если бы КМ была действительно и однозначно эффективнее других, то все бы кинулись использовать именно её. Однако этого не происходит.
Кроме того, если говорить лишь об одном разделе китайской медицины — иглоукалывании, то обнаруживается следующий факт — укалывание любого (!) места на теле человека в 50-60 % случаев вызывает стойкое облегчение болевого синдрома, случается это, во-первых, из-за плацебо эффекта, а во-вторых, из-за того, что на дополнительное сильное болевое раздражение в результате укола организм реагирует выбросом эндогенных опиатов, наших собственных анестетиков. Эти данные многие иглотерапевты предпочитают не замечать, так как, зачастую, оказывается, что именно такой процент выздоровления они имеют в своей лечебной практике, но колят иглой, как им кажется, не в случайные места, а выбранные сообразно древним знаниям точки. А кто может себе честно признаться в собственной несостоятельности? Особенно если отдал этому делу не один год...
III.Откуда представления о Китайской Медицине как о панацее?
Во-первых, сегодня это результат очень серьёзной правительственной программы КНР по рекламе КМ и распространении её по всему миру, естественно такая деятельность мотивирована вовсе не гуманистическими идеями, а политико-экономическими. Для этого в Китае создана масса учебных программ для иностранных студентов, масса клиник для иностранцев и прочее. Во-вторых, благодаря массовой мистификации Востока вообще, а мистифицируется обычно непонимаемое. В-третьих, китайская наука (и медицина как её часть) в средневековье действительно была в некоторых областях развитие западной, но времена эти давно минули (после династии Мин, когда Китай самоизолировался, т.е. лет 500 назад). А инерция общественного мнения, закреплённая культурным фоном, продолжает тащить этот миф и до наших дней. В-четвёртых, срабатывает известный с библейских времён психологический принцип «нет пророка в своём отечестве», нам всегда кажется, что где-то там лучше, чем здесь. Особенно это характерно для российского менталитета, о чём много писал Николай Бердяев.
IV.Что случилось с Китайской Медициной за последнее время?
Конец 19-го, 20-ый и 21-ый века — помимо всего прочего ещё и история уничтожения китайской медицинской традиции. В конце 19-го века Китай был изумлён военно-техническим преимуществом Запада, продемонстрированным во время опиумных войн. Это повергло думающую интеллигенцию в уныние и разрушило представления о незыблемости Китая и мощи его культуры. И на то время многие западные медицинские достижения были существенно эффективнее, чем присутствующие в Китае, особенно по искоренению инфекционных болезней, эпидемии которых ещё свирепствовали в Китае, а Европа уже практически забыла о чуме, холере и прочих моровых поветриях. Затем последовала синьхайская революция 1911 года — свержение священной на протяжении нескольких тысячелетий имперской власти и ломка корней традиции. Далее шла гражданская война, война с Японией, культурная революция.
А медицина, как и всякая наука, это, помимо всего прочего, определённая школа преемственности знаний. И преемственность эта осуществляется не текстологическим материалом, а непосредственным обучением учителя учеников (профессора студентов, аспирантов и др.). Тексты несут дополнительную функцию, служат скорее определённой памяткой и хранилищем информации, оперирует же этой информацией живой ум, без которого текст — лишь чередование мест с краской и чистой бумаги. И закон этот осуществляется в любой области знаний — в математике, музыке, живописи, изготовлении часов, мистике и химии, квантовой физике и кулинарии. И без живой преемственности знание и умение умирает, сохраняя лишь формальные признаки жизни.
Учитывая тот факт, что за 20-ый век в Китае был сломан весь традиционный уклад знаний и их передачи, разрушены учебные центры, физически уничтожены носители знаний (во времена культурной революции даже знание иностранного языка или обладание образованием могло послужить смертным приговором), то говорить о существовании на сегодняшний день классической китайской медицины бессмысленно. Но в середине 50-х годов сверху был отдан приказ создать фактически с нуля традиционную китайскую медицину, очистив её от «феодальных пережитков». И прокрустово ложе сознания необразованных «чистильщиков», социально активных дилетантов и партийных функционеров активно принялось за дело (именно в это время было создано «Новое учение о чжэнь-цзю» Чжу Лянь, так популярная в России переводная книга из самого Китая!). Что они не успели осуществить, то доделала культурная революция 60-х годов. На этом бедствия для китайской медицины не закончились. Когда Китай смог оправиться от потрясений 20-го века, то оказалось, что опять он сильно отстаёт от Запада в научно-техническом развитии, которое спешно надо преодолеть, но ведь подражать в чистую гордость не позволяет. Тогда была создана общественная идея о том, что опираясь на китайскую традицию строить светлое будущее, заимствуя с Запада то, что сообразно. Слукавив таким образом Китай стал «заимствовать» всё, хоть сколько-нибудь успешное и выдавать за своё. Именно благодаря этому сегодня мы видим небывалый экономический подъём страны. «Заимствование» пропитало и медицину, что поставило её в странную ситуацию — с одной стороны от классической медицины с её феодальными пережитками отошли, но на неё опираются, а к чистой западной не подошли, опять же из-за опирания на «кастрированный» вариант своей. Возникло значительное противоречие, не рефлексируемое в самом контексте культуры. Но, поскольку реклама работает (см. II и III), то едут иностранцы за панацеей, тогда как сами зажиточные китайцы стараются лечиться на Западе, а простые обыватели — в клиниках западной медицины в самом Китае. Естественно из-за такой несуразицы и врачебное образование в Китае носит весьма странный характер. Во-первых, есть две больших специализации — китайская и западная медицина, но те и те изучают в каком-то скомканном виде противоположную медицину. Во-вторых, само образование построено на бесконечной зубрёжке, а экзамены проходят только письменно, в основном в виде тестов. А из-за особенностей политического строя развитие науки и свободной научной дискуссии, как фактора развития науки, затруднено, процветает традиционное преклонение перед авторитетами и буквализм.
Безусловно, существуют и в Китае талантливые врачи, да и не все нити передачи знаний были перерезаны за лихолетье, но я говорю об общей тенденции.
V.Есть ли какие преимущества лечения в Китае?
Безусловно. В клиниках очень хорошо построена забота о пациентах — медсестёр, зачастую, больше чем пациентов, так что без внимания младшего медицинского персонала остаться не удастся. Да и подбирают их в дорогих клиниках больше по модельной внешности. В санаториях примерно такая же ситуация. Но ведь лечит не младший медицинский персонал, а врач...
VI.Так, стало быть, Западная медицина лучше Китайской?
Нет. См. I. Лечит не медицина, а врач.
VII.Немного о ситуации с Китайской Медициной в России.
Поскольку (см. IV) в Китае медицинская традиция практически вымерла, то неоткуда ей взяться и в России. Существующая на сегодняшний день рефлексотерапия — это попытка объяснения (зачастую удачная) методики воздействия на тело разными раздражителями (иглами, теплом, магнитным излучением и т. д.) с позиций классической физиологии. И базируется она на иных методологических принципах, нежели китайская классическая медицина.
А многочисленные «гуру» от китайской медицины, появившиеся на просторах нашей родины в последнее время — недобросовестные люди, эксплуатирующие повсеместную необразованность и мистифицированность знаний Востока, которые работают как раз в тех 50-60 % излечения, о которых мы говорили выше (см. II ), но коммерчески грамотно подающие себя и обладающие определённой харизмой, создающие свои центры и школы со звучными названиями. А если эти «гуру» ещё обладают восточными чертами лица, то «эффективность» лечения и поток доверчевых пациентов возрастает значительно.
Единственный способ изучать китайскую медицину — это опираться на здравый смысл, а не на беспочвенные эзотерические фантазии о бестелесных энергиях, трудолюбиво учить классический китайский язык вэньянь, изучать западную классическую медицину (так как у любой медицины субстрат один — человек) под руководством хорошего врача, искать достойного знатока и практика китайской медицины (не взирая на его национальность) и не торопиться — это путь не на три-четыре месяца, а на много десятилетий. Если вы спешите — медицина наука не для вас.
Имею ли я право на такие громкие заявления? Безусловно, как каждый человек волен высказывать своё мнение. Кроме того, с данным вопросом я немного знаком не по наслышке. Я — врач по образованию, закончил факультет фундаментальной медицины МГУ, затем проходил двухлетнюю клиническую ординатуру по специальности неврология в России. В процессе съездил два раза на месячные курсы по иглоукалыванию, прогреванию и массажу в Китай. Через некоторое время поступил в аспирантуру нанкинского университета традиционной китайской медицины, где три с половиной года учился вместе с китайскими врачами, работая в той же клинике где и они, наблюдая непосредственно китайскую медицинскую жизнь.
А доверять моим словам или нет — дело вашего здравого смысла и жизненного опыта."
Лобусов Егор опубликовал на livejournal.com