От инфартов в долгожители (как Анатолий Митрохин вытащил себя из болезни)
Анатолий Митрохин перенес четыре инфаркта и побывал в клинической смерти. Но не сдался. Сам восстановил свое здоровье и готов научить этому других
За год до войны в 14 лет Анатолий пошел работать в сельскую кузницу молотобойцем. Силенок было маловато, но он мог сколько угодно "накачивать"мышцы самым тяжелым инструментом. А роль аутотренинга играла знаменитая в то врем песня "Мы—"кузнецы", которые куют "счастия ключи". Ее перефразировал для своего ученика веселый наставник Егор Иванович Шербачев: "А ты, дружок мой милый Толя, сильней кувалдушкой стучи.»
Но, как они ни стучали своими молотами в совхозе им Фрунзе, "ключей от счастия" выковать не удалось.. Грянула Великая Отечественная и когда Анатолию исполнилось17 лет, его забрали в армию на Дальний Восток. Собственно говоря, воевать ему пришлось только месяц», разгром миллионной
Квантунской армии начался, в августе и закончился в сентябре 1945 года .Но за это время рядовой Митрохин дважды чуть не отправился на тот свет.
В артиллерийском полку у него была самая мирная" специальность — радиотелеграфист. Быть может, потому его пуля миновала и штык не взял. Но однажды на болоте Анатолий "загремел в бурчалку" вместе со своей радиостанцией и стал быстро погружаться в трясину. К счастью, катушка с кабелем оказалась у его напарника. Он размотал несколько метров, бросил конец утопающему и вытаЩил его, как на лебедке. А в другой раз в лагере ночью загорелась большая палатка, в которой спали солдаты. Все пытались выскочить, один даже брезент пробил головой и повредил шею, боец Митрохин вооружился собственными галифе и стал сбивать пламя. Оно действительно потухло, и все остались живы. А вот в соседней палатке от подобно¬го пожара днем сгорел человек.
По молодости лет такие случаи казались ему пустяковыми, на которые не стоит обращать внимания. Но в старости они стали вызывать большие проблемы. Например, в 1995 году загорелась дача Анатолия Михайловича. Как полвека назад, он одолел пламя, но покрылся волдырями от ожогов и ссадинами. А врач, осмотрев его, сказал: "У вас очередной инфаркт". Тут ходячий больной сразу стал лежачим.
Он сорвался в 1982 году, КОГДА работал преподавателем Военно-политической академии имени Ленина. Огромного труда стоило ему без отрыва от службы в войсках защитить диссертацию и стать кандидатом исторических наук. А его коллеги получали ученые степени играючи за услуги высокому начальству. Очень не понравилось нашему правдолюбу, что "из преступников пекли философов". Он смело выступил против их не-благовидных дел и "загремел" с первым инфарктом в Центральный военный госпиталь имени Бурденко.
— Такой ценой я лишил одного прохвоста ученой степени, — сказал мне Анатолий Михайлович с грустной улыбкой.
Конечно, высокий чин на этом не успокоился и организовал широкомасштабную травлю своего "заклятого врага". Начальник политотдела академии генерал-лейтенант Герой Советского Союза Василий Александрович Данилов откровенно предупредил преподавателя, что кое-кто хочет загнать его в могилу. И действительно, в 1983 году после очередной провокации и нервотрепки на службе он попал в госпиталь с крупноочаговым инфарктом, из которого мог бы не выкарабкаться.
Но, наверное, не зря жизнь столь сурово воспитывала Митрохина с раннего детства. Было бы чрезвычайно нелогично, если бы бывший молотобоец и воин умер от огорчения, которое ему причинили сановные недоброжелатели, не познавшие ни сиротства, ни войны, ни каторжного труда. Нет, он должен вернуться в академию и доказать, что "ученым философом может быть только честный человек".
И он своего добился. А умер тот, кто "рыл ему могилу". Его убила водка на гулянке академической мафии. С тех пор ее силы стали быстро ослабевать, и в академии восторжествовала справедливость. По крайней мере так показалось майору Митрохину, который переживал в то время огромный подъем душевных и физических сил, как будто родился заново.
Бывший блюститель философской чести и "борец с ветряными мельницами" (так он себя называл) вышел на бой с куда более грозными врагами — "неизлечимыми" болезнями и старостью — и одержал над ними крупные победы. Это доставило ему не меньше радости, чем капитуляция внешних врагов. А главное, свой опыт оздоровления он мог передать другим страждущим, которых было более чем достаточно.
Когда Анатолий Михайлович лежал трупом с трансмуральным инфарктом, ему принесли книгу доктора медицинских наук Юрия Сергеевича Николаева "Голодание ради здоровья". Ах, если бы он знал это раньше! Обладая огромной силой воли, перекроил бы себя заново и не довел бы сердце до инфаркта, на радость злопыхателям. Теперь много потеряно, но не безвозвратно. Ведь, судя по книге, голод — лучший доктор.
— Ребята, прекращаю есть. Если умру врач не виноват, — сказал он соседям по палате и, смущаясь, вызвал медсестру,чтобы она сделала ему клизму: так по правилам "входят" в голод. Но больной не сообщил о своем эксперименте доктору, который категорически возражал против голодания.
Он провел без пищи 36 часов и с великим удивлением почувствовал, что сил стало гораздо больше. Тут очень кстати повезли на обследование. Поставила беговую дорожку, подсоединили прибор. Неожиданно врачи засуетились: стали бегать вокруг больного, проверять датчики повторять замеры. Наконец, вытаращив глаза, они сообщили бегуну: "Что-то непонятное: у вас параметры, как у здорового человека".
— Да я и вправду здоров от ваших таблеток, — сказал он с улыбкой.
После этого эксперимента у Анатолия Михайловича словно выросли крылья. Он голодал еще несколько раз, пока не избавился от всех симптомов грозного недуга. А выписавшись из госпиталя, первым делом поехал в гости к профессору Николаеву.
Какие проблемы? — спросил Юрий Сергеевич.
Никаких, только благодарность за вашу книгу, которая вернула меня с того света, ответил офицер, "голодный ради здоровья»
Но воздержание от пищи было первым методом, который взял на вооружение новоявленный борец с болезнями и старостью. Потом он испытал на себе чуть ли не все системы естественного оздоровления. И добился поразительных успехов.
Было время, когда дедушка Толя лечился топором: рубил баню около своей хаты. И еще какую! Дубовые бревна — в обхват себя, их таскал, обтесывал, складывал. От прочней шей древесины топор отскакивал, как от стали. Но перенесший два инфаркта человек, которому врачи запретили поднимать больше двух килограммов, упорно продолжал свое богатырское лечение. Героические махи топором, как в юности — кувалдой.
...Боюсь, что многим врачам этот эксперимент над собой покажется самоубийственным. Но лет десять назад я описывал подобный метод, который испытывался в Институте скорой помощи имени Склифосовского. Уже через день после обширного инфаркта больным давали физические упражнения,которые можно было выполнять, лежа в постели. Через неделю они упражнялись, сидя на кровати. Через две вставали на ноги. На лечение уходило раза в три меньше времени, чем по старым методичкам, но главное - результаты были несоизмеримо лучше. Дело в том, что во время тренировок затягивающийся на сердце шрам обрастал мелкими кровеносными сосудами. В итоге кровоснабжение поврежденного участка становитесь даже лучше, чем было до инфаркта.
А раньше этого никак нельзя было получить, потому что больных заставляли месяцами лежать и не шевелиться — на сердце образовывался плотный рубец из соединительной ткани, который вообще не снабжался кровью. И потом при малейших перегрузках рядом происходил новый разрыв. По сути, инфартник был обречен: несколько рецидивов болезни сводили его в могилу. Но в Институте Склифосовского творили чудеса. Под руководством доктора тренировки продолжались после выписки из больницы. Я был на них несколько раз и поражался спортивным достижениям пожилых людей, многие из которых несколько месяцев назад лежали в реанимации в состоянии клинической смерти. Дедушки швыряли... пудовые камни, садились друг другу на плечи и бегали по полю. Они на равных играли с ветеранами советского футбола. По нескольку километров бегали на лыжах, десятки километров ездили на велосипедах... Но однажды позволили себе расслабиться на берегу водохранилища, и один из подшефных утонул в состоянии опьянения. Тренера выгнали с работы и эксперимент прекратился. Так был скомпрометирован очень хороший метод. Но Анатолий Митрохин, по сути, его реабилитировал. Он повторил достижения предшественников самостоятельно, без помощи тренера, вопреки своей неопытности. И это говорит об огромных возможностях силового восстановления здоровья и работоспособности... Я вовсе не призываю инфартников повторить смелый эксперимент. Но хочу, чтобы они знали: их положение не безнадежно. Вот характерный случай, — рассказывает Анатолий Михайлович. — Несколько лет назад у меня появилась катаракта: сначала зелёная "занавесочка" перед глазами, потом тёмное пятно. Ну, думаю, все — ослепну. Но когда после второго инфаркта я занялся гимнастикой, стал регулярно голодать, вместо сахара начал есть мед, цветочную пыльцу, прополис, катаракта неожиданно рассосалась. Чтобы от нее избавиться, мне даже капли глазные не понадобились. А однажды этот "самореабилитатор" вычитал, что с возрастом уменьшается жизненный объем легких. Проверил — точно: раньше он жал 5700 кубических сантиметров воздуха теперь — 3200. Но это не шокировало энтузиаста, он верил, что дело поправимо. Стал выполнять дыхательные упражнения и через полгода снова пошел в поликлинику на проверку. Объем легких увеличился на целый литр!
— Да они у вас как у 23-летнего! — в изумлениии сказал пульмонолог дедушке.
Неутомимый борец со старостью похудел на один пуд и теперь весит 64 килограмма: Для его роста и возраста это идеально. Раньше он при наклоне едва доставал руками до колен, а теперь, не сгибая ног, спокойно кладёт ладони на пол. Да и вообще его суставы стали гибкими, как у молодого гимнаста. Он может запросто подтянуться на турнике три раза. Ударный объем его сердца увеличился на 7 процентов.
Этот список можно было бы значительно продолжить. Но мораль, наверное, уже ясна: язык не поворачивается называть 73-летнего Анатолия Михайловича стариком и даже по¬жилым. Конечно, это не молодой человек, но весьма моложавый.
Какой смысл на старости лет изнурять себя голодовками (до двух недель!), ''топорным лечением", задержками дыхания и другими суровыми методами? — спросил я новоявленного молодца.
А теперь я и не изнуряю себя. Когда ухудшается самочувствие — переел, перетрудился, потерял сон, устраиваю себе суточную "сухую" голодовочку. Этого вполне достаточно, чтобы снова почувствовать прилив сил. Для меня смысл жизни — в радости бытия и возможности помогать людям. А хорошее здоровье позволяет обрести этот смысл, — ответил он с готовностью, как о решенном вопросе.
Но раньше философ ставил на первое место альтруизм. Он помогал людям изо всех сил, терпя неприятности, лишения и потери. Но сама природа восстала против этого самоистязания. Понадобилось два инфаркта, чтобы понять порочность такой морали. Когда он начал одерживать маленькие победы над собой, своя жизнь наполнилась радостью, здоровье быстро пошло на поправку.
Выйдя из госпиталя, он пошел в планетарий, чтобы увидеть небо во всем его величии. Потом из бинокля и объектива фотоаппарата сделал телескоп, который приближал в тысячу раз планеты и звезды. И разглядывал их часами, позабыв про сон.
— Когда посмотришь на небо, поражаешься бесконечности мира, который невозможно себе представить. Потрясает его величие и ... ничтожность человеческих пристрастий и суеты, — сказал он мечтательно.
И я увидел перед собой не молодяшегося старца, а романтичного юношу, который раскрывает тайны мироздания. Так, ему доставляет огромную радость наблюдать за пчелами у себя на пасеке: какой у них общественный порядок! А когда я предложил ему сфотографироваться, он захотел встать на голову и поболтать ногами: это, по его мнению, лучшая демонстрация здоровья. Я еле отговорил 73-летнего шалуна.
Тогда же Митрохин пожалел, что не взял с собой... балалайку, на которой недавно научился играть по нотам. Очень проникновенно мог бы исполнить, позируя, "астрономический романс" "Гори, гори, моя звезда".
Тут стало ясно, что пульмонолог был прав лишь отчасти: не только легкие, но и весь организм Митрохина как у 23-летнего здоровяка. А главное, что это его психологический возраст, который и заставляет тело молодеть. К сожалению, процесс тормозится социальными факторами: знакомые реагируют на Анатолия Михайловича как на деда, который давно ушел на пенсию. А то бы он внешне стал похож на юного мечтателя у самодельного телескопа.
Он заново постигает мир, подобно юноше, который впервые вступил на путь познания. Философ нашел некий ключ к омолаживанию души. А расцветающее тело подтверждает истинность его находки.
Р.S. Переместившись на второй план, альтруизм Митрохина отнюдь не убавился. Наоборот, он стал сильнее и ярче в лучах великого жизнелюбия. Самая большая мечта Анатолия Михайловича — издать некую памятку оздоровления, прочитав которую почти любой кандидат на тот свет сможет при желании вытащить себя из болезней и старости. С ней уже ознакомились многие светила медицинской науки и практики и сочли ее издание весьма полезным, особенно в наше бедственное время.
Мы решили ускорить обнародование этих идей, опубликовав памятку в сокращенном виде. Итак, перед нами квинтэссенция ценного опыта, которую Анатолий Митрохин собрал по крупинкам у корифеев оздоровления и проверил на себе. Как и подобает молодеющему человеку, он назвал ее весьма романтично и загадочно: ''Формула "7Д".
1.Душевное равновесие — главнейшее условие активного долголетия. Достигается анализом собственного поведения, адекватным реагированием на внешние и внутренние раздражители, психотерапевтическими мероприятиями. Убеждайте себя: не трагедия, если что-то получилось не так, могло быть и хуже. Больше улыбайтесь и смейтесь. Ничто так не губит человека, как тоска и уныние. Радуйтесь тому, что у вас есть. Не огорчайтесь, если чего-то нет или быть не может. Не завидуйте, не расстраивайтесь по пустякам. Не зло¬употребляйте лекарствами. На врача надейтесь, а сами не плошайте.
2.Дело творческое, по силам и по душе -источник радости, обновляющий душу и тело. Непременное условие постоянной активности и крепкого злоровья — соблюдение режима труда и отдыха.
3. Движениё по своему действию может заменить любое лекарство. Лучший способ держать себя в форме ходьба, а самые хорошие тонизирующие средства — свежий воздух и солнечный свет,
4.Дыхание. Правильное дыхание и дыхательные упражнения улучшают кровообращение, обеспечивает полноценный газообмен предупреждает развитие пневмосклероза, эмфиземы легких, бронхитов, способствует сохранению жизненной емкости легких. Важно расстаться с курением. От этого во многом зависит благополучие сердца, здоровье в целом.
5.Душ, водные процедуры с постепенным понижением температуры укрепляют нервную систему, увеличивают сопротивляемость организма простудным и другим заболеваниям.
6.Диета. Желудок — кузница здоровья при правильном питании. Меню должно соответствовать возрасту, содержать все виды необходимых организму веществ — белков, углеводов, клетчатки, витаминов, но мало жиров. Отдавайте предпочтение овощам и фруктам, кисломолочным и морским продуктам, ограничьте потребление мучных изделий, соли, сахара, откажитесь от алкоголя. Держите в пределах нормы вес тела. Важнейший принцип — не переедать! Помните: чем короче пояс, тем длиннее жизнь!
7.Дешлакизация: очищение организма с помощью лечебного голодания, разгрузочных дней, бани, клизмы и других процедур.
Не ленитесь быть здоровыми!
Дмитрий МИХАЙЛОВ