Медицинская мудрость Аюрведы насчитывает не менее шести тысяч лет, интерес к ней, за исключением "взятых отдельно" нас, не затухал нигде и никогда. Ее прозрения подтверждаются открытиями в квантовой физике и новейшей биологии. Использование методов ушу и цигун в странах Востока давно получило общегосударственное признание. Мы только подбираемся к тому, что давно очевидно для цивилизованного мира. У нас же до сих пор несть числа скептикам. Как их переубедить? Трудно. Что ж, могу только посоветовать им попробовать освоить, например, хотя бы начатки цигун, десяток несложных асан из хатха-йоги, найти в коловерти дня окошко для "покоя в состоянии готовности" — трансцендентальной медитации и самим убедиться в результате.
Скажем, в Лос-Анджелесе дела с медицинским обслуживанием в целом обстоят неплохо. И одноразовых шприцев хватает. Их здесь столько, сколько надо, и даже больше. Но есть в городе больные СПИДом. В том, что медикаментозные методы лечения используются при лечении этой "чумы XX века" можно не сомневаться. И тем не менее, в Центре поддержки больных СПИДом, который мне довелось посетить, считают необходимым использовать также и экстрасенсов, и инструкторов трансцендентальной медитации, и множество других специалистов в области холистических (немедикаментозных) методов. Оказывается, как это не покажется странным, они помогают больным,тормозят развитие болезни, прибавляют страждущим душевного покоя. Мне показалось, что доброе отношение к больным в Лос-Анджелесе является как бы продолжением доброго отношения к здоровым. Чего и нам остается пожелать.
На этом, пожалуй, можно было бы и закончить аргументацию в пользу нетрадиционных методов оздоровления, поскольку и без .моих доводов, как,было сказано, они признаны всем миром, а теперь, слава Богу, получают в конце концов права гражданства и на нашей шестой части земной суши. Но вот что важно иметь в виду. Процесс самооздоровления или лечения идет тем более успешно, чем глубже осознается связь между телом и духом, нашей внешней оболочкой, ее конкретным состоянием, и тем внутренним миром мыслей и эмоций, который бушует в каждом из нас, подчиняясь или не подчиняясь силе ума и воли. Древние глубоко поняли эту взаимозависимость и завещали свое знание нам.
Отсюда вырастает понимание общегуманитарной ценности лучших человеческих побуждений, чистоты помыслов и нравственного совершенства. Недаром, гостившая у нас "первая леди йоги", 91-летняя Шри Матаджи Индра Деви, в своих многочисленных выступлениях в аудиториях, на телевидении в ответ на вопрос о секретах здоровья и долголетия неизменно повторяла: "надо нести людям свет и добро, свет и добро!... Даже врагам. Так можно победить недуги в себе и зло в мире...". Вспомним, что в переводе с санскрита слово "йога" означает "преданность", "единение".
Поездка в США, о которой я упомянул выше, была связана с участием в конференции "Единство через йогу", которую организовала Рама Джиоти Вернон, красавица и мать пятерых детей, много лет преподающая йогу в своей стране и в Канаде, возглавляющая соответствующий журнал и учебный центр. Она, кстати, была среди первых инициаторов народной дипломатии между нашими странами. Вот что пишет Рама Джиоти Вернон в статье, распространенной среди участников конференции: "Истина одна, но путей к ней много... Разное обладает теми же правами, что и сходное. Они одинаково достойны признания. Человек, практикующий йогу, приобщается к Единству с другими людьми, он никогда не должен осуждать те пути к истине, которые отличаются от его собственных. Ибо свет истины может быть увиден многими глазами, слова истины могут звучать на разных языках".
Так, в восточных системах через совершенствование тела, через физиологию прокладывается путь к мировоззрению, к философии. А философия в свою очередь оказывается объяснением физиологической и психической гармонии человека, ее стимулом.
Возвращаясь к родным пенатам, приходится с грустью констатировать, что наша вершина в этой области, доселе не превзойденная, — комплекс ГТО ("Готов к труду и обороне"), некогда воздвигнутая на простодушной уверенности, что в здоровом теле без всяких на то усилий непременно будет содержаться и здоровый дух. То, что здоровое тело может оказаться в распоряжении подлеца или дурака, а здоровый дух, наоборот, поселиться во вполне тщедушном теле, как бы не учитывалось советской концепцией совершенной личности, десятилетиями взращиваемой с помощью комплекса ГТО.
За индийской и даосской йогами, за щедрым многообразием китайского ушу, за мудростью многотысячелетней Аюрведы — мощные философские системы, по-своему объясняющие мир и человека. Сегодня многие, начав с практики восточных единоборств или хатха-йоги, втягиваются затем в освоении нового для себя пласта знаний, берут в руки книги, вникают в непривычную живопись, пластику, музыку.
Мы образовываемся быстро, но плохо, когда, желая набрать скорость, забывают правила движения.
Разве не легкомысленны нередко звучащие утверждения о том, что при желании у нас, мол, йогом может стать каждый. Ну, прямо-таки "у нас героем становится любой"! Щедры на подобные утверждения самодеятельные руководители повсеместно расплодившихся платных групп. Их радикализм объясним, он подогрет хозрасчетом.
Вспомните слова одного из авторитетнейших знатоков культур Востока академика Б.Л. Смирнова, который говорил о важном правиле йоги. Изучение ее может быть плодотворно, если начинается весной или зимой, но не летом. Имеется её вид даже в отрочестве или в старости, но не в зрелом возрасте, когда человек отдает обществу свои творческие силы. В древней книге "Мокшадхарме" говорится по поводу метода и цели йоги: "Сильный зверь разрывает сети уходит, слабый в них запутывается и гибнет". Известный йог Дхармавирсингх, при встрече его в Шереметьево на вопрос восторженной нашей соотечественницы "неужели вы и есть настоящий йог?" ответил так: "Настоящие йоги в Гималаях, а я — здесь..."
Так что одно дело заниматься хатха-йогой для здоровья, имея в виду разработку суставов, выпрямление позвоночника, постановку дыхания, другое — претендовать на постижение всего искусства и мудрости Патанджали — древнего основателя классической йоги. Чему посвящать жизнь — надо подумать...
Не секрет, что для иных увлечение восточными системами здоровья, а заодно и мировоззренческими постулатами далекого для них мира, оказывается не столько способом самосовершенствования и образования, сколько некоей социальной нишей, в которой удобно скрыться от раздражающих проблем реального дня, оставаясь, правда, в уверенности о собственной исключительности.
Эта ситуация также рождает предпосылки для появления вполне доморощенных учителей из числа побросавших даже свои основные специальности ради удовлетворения интеллектуальных амбиций. Осведомленность и подготовленность их часто оказывается обратно пропорциональной энтузиазму и нахальству.
Если в подлинной йоге сильный действительно, становится сильнее, то в доморощенной больной рискует окончательно растерять здоровье. Во всяком случае, психоневрозы у новообращенных отечественных фанатиков наблюдаются сплошь и рядом.
Легковерие порой приобретает забавные формы. Недавно, например, мы имели возможность наблюдать в Москве так называемую сахаджи йогу в исполнении Шри Матджи Нирмалы Деви (не путать с Индрой Деви, коорая упоминалась выше). Так вот. она гарантирует любому "самореализацию" за четверть часа. Духовное слияние происходит не с Абсолютом а с нею самою, с Матаджи. Новоявленная наставница духа несколько лет назад поселилась в Лондоне и наносит неутомимые визиты повсеместно, включая и нас, простодушных.
Будучи гостем индийской общины Брама Кумари (она располагает 1700 центрами в 55 странах), предавая медитациям на теплых розовых туфовых скалах Монт-Абу, наслаждаясь видом прекрасного дворца — центра раджа-йоги, я время, от времени вспоминал жуткую картину нищеты, увиденную в Бомбее. Здесь же, среди всеобщего благополучия, умиротворенно-расслабленных людей в белых одеяниях из разных стран мира мне подумалось как же все-таки сложно достичь гармонии не только между духовным и физическим, но и социальным благополучием непременно, без которой не может быть не только простого человеческого счастья, но и предпосылок для полной самореализации.
Рассматривая в местном музее "Брама Кумари" картину Мироздания, где центральное место панно, наряду с чертями и демонами, занимал сюжет из Апокалипсиса в их видении, в котором парень в буденовке с красной звездой штыком колет одну часть Земного шара, а его ровесник в котелке звездно-полосатого окраса пакостит на другой, я спросил у них, а в чем они видят, спасение и развитие мира? Ответ был прост. Мне показали в следующем зале картину, где явившиеся женщины в Белых одеждах спасают мир. Предавайтесь медитациям, сливайтесь с "Супремом" в медитации, любите Брамабабу — основателя общины и окружающих и мир будет спасен. Но даже если так, то где брать средства, чтобы жить, предаваясь медитациям, не на голой земле в Бомбее, укрываясь рваным грязным одеялом, с находиться в королевском дворце Монт-Абу с трехразовым питанием и кипяченой (без амёб) во¬дой. На это я ответа так и не получил.
Я не увидел там, во дворце, ни одного нищего. Ну что же, такова карма, как говорят в Индии. Каждому свое. Но мне подумалось. Какова все же ответственность учителя перед учеником, общины перед своей паствой. Ведь жаждующих получить пищу духовную можно завести в такой тупик, из которого путь может быть найден только внуками, через поколения. Мы тому свидетели...-
Но, между прочим, учителя Брама Кумари высказывали желание распространить свое влияние и в нашем Отечестве. К "охваченным" 55 странам, добавить 56-ую. Что ж, наверное, они найдут своих последователей. У нас с этим делом просто. С присущей нам широтой мы готовы порой принять все, что ни замаячит на горизонте, лишь бы оно было ново и обещало быстрый эффект без особых усилий. Забываем только при этом, что таким образом, вырываясь из одного духовного рабства, рискуем оказаться под веригами другого...
Так что, вопрос изучения и внедрения нетрадиционных методов оздоровления, достаточно ясный на первый взгляд, имеет, как мне кажется, целый ряд очень не простых аспектов. Ибо связан он не только с состоянием нашего тела и духа, но и миропонимания. А ведь то и другое, и третье оставляют сегодня, как говорится, желать лучшего.
Выход — в продуманном, не суетливом изучении богатейшей сокровищницы накопленного человечеством опыта, в научных исследованиях, опирающихся на точный анализ, современные методики, новейшие возможности лабораторий. Он также в том, чтобы здраво оценивать открывающиеся возможности для физического и духовного самосовершенствования человека. Они, действительно, велики, но подступиться к ним можно только с уровня высокого профессионализма, привлекая в помощь первых специалистов в своих областях.
От того, как встретятся, как будут взаимодействовать традиционные и нетрадиционные методы зависит здоровье и духовнее состояние человека, а значит и е о счастье