ЛОВЕЦ СНОВ
...Есть множество дорог по которым двигается человек
- каждый сам выбирает свой путь.
И в каждый момент жизни человеком владеют страсти.
Если они добрые - то направляют его по верному пути,
а если они злые - человек идёт по ложному пути.
===
Шаманизм, как особая система знаний о мире,
основанная на экстатическом опыте, возник, по некоторым данным,
в период мезолита (9-12 тыс. лет назад) и совпал с окончанием
ледникового периода, сопровождавшегося миграцией евроазиатских
народов на Север, вслед за уходящими от болотистой почвы крупными
промысловыми животными.
Это время характеризуется также бурным расцветом первобытного искусства,
основа которого была заложена еще в верхнем палеолите, и распадом больших общин,
с образованием более мобильных мелких групп охотников, рыболовов и
собирателей, связанных родовыми узами.
"Если палеолит был для человечества школой мужества и организованности,
– пишет академик Б. А. Рыбаков, – то мезолит стал школой
находчивости и личной инициативы".
Мезолит внес изменения в религиозные представления:
у человека появилось больше свободного времени, что дало возможность
глубокому погружению в собственное сознание в поисках смысла
окружающего бытия и самого зарождения жизни.
"Исходя из религиозных свидетельств и уцелевших памятников поэзии
и пластических искусств совершенно ясно, – замечает О. Хаксли, – что в
большинстве эпох (после палеолита – О. Д.) и у большинства народов,
люди придавали большую важность духовному ландшафту, нежели объективно
существующему, и ощущали, что увиденное с закрытыми глазами обладает
духовно более высокой значимостью, нежели видимое с открытыми
глазами".
Те, кто особо преуспел в таком способе видения, и стали первыми шаманами.
Роль шамана, как мастера экстаза, то есть обладавшего способностью целенаправленно
вызывать у себя измененное состояние сознания, была очень велика в первобытном
обществе.
Измененное состояние сознания (ИСС) - это любое психическое состояние,
индуцированное различными физиологическими, психологическими или фармакологическими
приемами или средствами, которое распознается, как отклонение от обычного состояния
бодрствования и бдительности.
Благодаря шаману, как мастеру ИСС, устанавлива лась связь между видимым,
обычным миром живых и невидимой обителью духов и умерших.
С социальной точки зрения потребность племени удовлетворялась через
косвенную идентификацию с шаманом, который регулировал различные
групповые конфликты, находил причину возникновения болезней,
устранял неудачи на охоте, устанавливал различные культурные табу и т. д..
Для облегчения вхождения в ИСС, при возрастающей потребности общества к
этому действию, нередко применялись различные психотропные
(психодислептические, психоделические) вещества, изменяющие психологию
человека и влияющие на умственную деятельность.
"Там где растительные галлюциногены не встречаются,
обновление культуры происходит очень медленно (если происходит вообще),
но мы видим, что в присутствии галлюциногенов культура регулярно
знакомилась со все более новой информацией, с новым сенсорным
вводом и поведением и таким образом продвигалась ко все более
и более высоким состояниям саморефлексии.
Шаманы были авангардом этого творческого процесса".
Маккенна Теренс. Пища богов. – М., 1995.
===
Издавна и повсеместно чрезвычайные ситуации,
резко выделявшие на общем фоне привычного бытия,
находились в центре самого пристального внимания человеческих обществ.
В течение жизни многих поколений были выработаны многообразные системы
символических средств, предназначенных для того, чтобы обеспечить контроль
над развитием событий в наиболее знаменательные или необычные моменты,
отвратить связанные с ними опасности, преодолеть испытание с наименьшими
потерями и наибольшей пользой для затронутых им лиц.
Ловец снов - индейский талисман, защищает спящего от злых духов.
Плохие сны запутываются в паутине, а хорошие проскальзывают
сквозь отверстие в середине.
Представляет собой паутину из суровых ниток и оленьих жил,
натянутых на круг из ивовой ветви; также на нитке вплетают несколько перьев.
Вешают над изголовьем спящего.
Смысл и назначение Ловца Снов у разных индейских народов различны.
Так у племени Лакота, считают что Ловец Снов ловит добрые мысли и сны,
а пропускают все негативное.
А у племени Оджибве Ловец Снов «фильтрует» сны, пропуская
лишь приятные и добрые.
Злые и страшные сны запутываются в его паутине
и с первыми лучами солнца рассыпаются.
Легенда племени Лакота
По одной из древних легенд, старейшина индейского племени Лакота
взошёл на гору, и там у него было видение, в котором к нему явился
древний учитель мудрости в обличье паука.
Пока они разговаривали, паук согнул ветвь старой ивы в кольцо и,
украсив его пером птицы, стал плести вокруг кольца паутину.
Он говорил о том, что этот ивовый круг символизирует круг жизни человека:
младенец рождается, вырастает, вступает во взрослую жизнь…
Потом он начинает стареть и берёт на себя заботу о новых младенцах.
Так круг замыкается. Обруч из лозы также символизирует жизненный путь человека.
Говоря это, паук плёл свою паутину, и только в её центре осталось отверстие.
Тогда он сказал:
«Есть множество дорог по которым двигается человек
- каждый сам выбирает свой путь.
И в каждый момент жизни человеком владеют страсти.
Если они добрые - то направляют его по верному пути,
а если они злые - человек идёт по ложному пути.
Паутина - это идеальный круг, но в самом центре есть отверстие.
Добрые мысли пройдут через центр к человеку.
Злые мысли запутаются в паутине и исчезнут с рассветом».
Оджибвейская легенда
Давным давно народ оджибве жили на Черепашьем Острове
(так некоторые индейцы именовали Америку).
Бабушка-Паучиха, Асабикаши, заботилась о своих детях, людях земли,
но когда народ оджибве расселился по четырем углам Северной Америки,
Асабикаши стало трудно совершать путешествия к каждой колыбели,
и тогда она научила женщин плести волшебные паутинки для маленьких детей,
из ивовых прутьев и сухожилий или ниток из растений.
Круглая форма Ловца Снов символизировала ежедневное путешествие
солнца по небу, количество мест, где паутинка соединяется с обручем
равно восьми, означая восемь ног Бабушки-Паучихи.
Паутинка на обруче задерживала плохие сны, а через маленькую дырочку
в центре пропускала к детям только приятные сны и добрые мысли.
По этому когда вы увидите маленькую асабикаши,
не следует ее пугать - уважайте и защищайте ее как она защищает
вас от плохих снов.
По традиции к центру Ловца Снов привязывали перо,
символизирующее дыхание, воздух - самое главное в жизни.
Ловцы Снов оджибве делали и для детей.
Они не были предназначены для длительного использования
и в этом есть своя философия.
Со временем ива высыхала и напряжение сухожилий ломало обруч.
Это символизировало быстротечность молодости.
=== === === ===
Некоторые полагают, что Ловец Снов это наследие культуры
североамериканских индейцев.
Однако это, если и не ошибочно, то, во всяком случае, не полно.
Ловцы Снов, Ловушки для духов сновидений пришли к нам из шаманских практик
не только коренного населения Америки, но и народов Севера, Сибири, Азии и т.д.
Сибирский ловец снов Кытгьем (корякск. «приманка»).
Кытгьем - один из вариантов азиатской ловушки для сновидений
– рама с натянутыми двухцветными жилами (нитями),
часть из которых разбивает окружность на 36 неравных частей,
а другая часть формирует левостороннюю спираль.
Смещенный вверх центр обозначается меховым кружком,
от которого отходит длинный кожаный шнурок с меховыми
кисточками на концах.
Еще три таких же шнурка прикрепляют к нижней части рамы.
Различные фигурки животных и духов размещают без какого-либо
порядка по всему полю плетения.
Кытгьем - исключительно шаманская вещь.
Он предназначен отсортировать сны на плохие и хорошие и доставить
спящему хорошие (как в северо-американском), а с целью словить
и усилить как можно больше абсолютно разных сновидческих образов.
Смысл его в том, чтобы таким образом научить шамана прорабатывать
подсознание и осознавать себя во сне.
Работая с такой ловушкой, человек учится бороться и побеждать.
Насыщенность сновидения различными образами (иногда пугающего содержания)
способствует осознанию себя внутри сна.
Достижение осознания себя во сне является одной из самых распространенны
техник шаманского наследия, но ко всему следует подходить разумно.
===
Каждая часть ловушки наделяется особым сакральным смыслом.
Круглая деревянная рама передает целостность и гармонию Вселенной,
ее оплот и одновременно бесконечность.
Иногда к ней привязывают 12 фигурок годового цикла.
36 направляющих нитей темно синего (черного) цвета символизируют Землю
и Серединный мир вообще, а левосторонняя спираль из красной нити отражает
характер Полуночного Солнца, светила страны сновидений.
Меховой центр – это приманка для духов, 4 кожаных шнурка – дороги духов,
узлы – сила намерения.
Считают, что в течение дня духи поднимаются по трем нижним шнуркам,
проходят через спираль и задерживаются в ворсинках центра.
С наступлением ночи пойманные таким образом духи спускаются по центральному
шнурку и становятся образами снов. Приснившиеся образы запечатляются
впоследствии на ловушке в виде маленьких фигурок, которые шаман подвешивает
в разных местах поля плетения.
Таким образом, ловушка служит и своеобразной записной книжкой,
по которой можно вспомнить давнишние сны.
===
В мансийском сказании «Сонный человек» приводится пример
неумелого использования сновидческой ловушки.
Герой сказания, желая избавиться от сонливости, вешает в изголовье
слопец (силок) и ложится спать.
Ночью в его силок попадается пестрая тетерка - его душа.
Герой бросает ее в огонь, думая, что это она виновата в его недуге.
О случившемся узнает его друг. Он неодобрительно отзывается о происшедшем
и говорит, что тетерку надо было съесть, дабы душа не ушла.
В крайнем случае надо было выпить тетеревиное яйцо,
чтобы душа возродилась вновь.
Герой не находит яйца и вскоре умирает.
Так он расплачивается за свое незнание шаманских приемов.
Одной из черт обско-угорской религиозной практики является существование
многих категорий особых лиц, выделяющихся своими сверхъестественными
способностями, имеющими дар-общения с духами и обладающие возможностью
воздействовать на человека и его судьбу.
К ним относятся провидцы, ворожеи, лекари, предсказатели.
Выделялись также люди, обращавшиеся к богам и духам во время
коллективных жертвоприношений.
Согласно обско-угорским представлениям, жизнь человека
не заканчивается со смертью.
В некоторых районах существовало представление,
что жизнь в мире мертвых течет наоборот и человек, уменьшившись
до минимальных размеров, умирает окончательно, превращается в жука.
Иногда душа покойного может начать новую земную жизнь,
вселившись в новорожденного ребенка.
===
Сновидениям в шаманизме всегда уделялось особое внимание.
При определенном подходе они становятся не просто набором стихийно
развивающихся сюжетов, а самой настоящей реальностью,
в которой человек мог жить и действовать точно так же как и на земле
- без потери осознания.
В чукотском предании «Шаманящий во сне», записанном В. Ятыргыном
со слов сказителя Ваальгыргына, рассказывается об одном шамане-сновидце,
который был настолько сильным, что взялся за оживление трупа юноши.
Шаман попросил у отца юноши бусы, лег рядом с умершим и заснул на три дня.
Во сне он поднялся на дальнюю звезду и увидел двух волков, охраняющих дверь.
Он дал волкам бусы и зашел в ярангу.
Умерший был прибит гвоздями к задней стенке полога (спальная часть яранги).
Шаман попросил хозяина яранги отпустить душу юноши, но получил отказ.
Тогда он вновь дал волкам бусы и приказал им спустить ярангу вниз, на землю.
Хозяин испугался и отдал шаману душу. Через три дня шаман проснулся.
Вместе с ним поднялся и покойник."
К вопросу о чистоте Ловца – согласно легенде племени Лакота - «плохие» сны
растворяются с первыми лучами солнца.
Выходит, что как таковую чистку ловушки проводит не надо.
Однако, эфир настолько наполнен всякими «чудами», что Ловец снов время
от времени надо «проветривать» - вешать его под белые хлопья снега
или же держать на ветру и в лучах Солнца и в свете Луны...

- Подпись автора
=