Мы публикуем сегодня проблемную статью, речь в которой идет о новом методе лечения, об этапах становления целой новой отрасли науки.
Речь идёт о разработке и создании нового направления в медицине — информодиагностике и информотерапии. Рассказывается о практически безграничных возможностях новой медицины и о том, что, похоже, никому из медицинских чиновников она… не нужна.
Человеческая психология - удивительнейшее явление бытия. Мы мечтаем о несбыточном, надеемся на чудо, верим в сверхъестественное. Но когда что-нибудь из этой категории явлений всё же случается, мы отказываемся его воспринимать, особенно, если предложено оно своими отечественными умами, а не иностранными. "Нет пророка в своём отечестве", - с грустью соглашаются политики и экономисты, учёные и литераторы, "физики" и "лирики". Как вырваться из этого заколдованного круга психологической неуверенности и апатии - вот в чём вопрос!
КОГДА В СЕРЕДИНЕ 50-Х ГОДОВ первая группа советских учёных вернулась из Китая и привезла диковинные для европейского медицинского менталитета методы лечения ВСЕХ существующих болезней с помощью иглоукалывания (акупунктуры), казалось, вот она - панацея! Имена врачей-первопроходцев Табеевой, Тыкочинской, Вогралика были на устах всей медицинской общественности Союза, и от них ждали чуда непременно и сразу. Но, оказалось, что наблюдать возможности этого метода в исполнении восточных целителей, подготовка которых на их родине длится 25-30 лет, ещё не значит понимать его сущность и уметь эффективно пользоваться. Даже способность заучить название 618 основных акупунктурных точек и более тысячи биологически активных, знать их топографию и воспроизводить название на экзотическом языке, совсем не гарантировала успешного лечения.
Искусство составления целительных рецептов, их применения с учётом момента воздействия и понимания законов циркуляции некой мистической энергии "чи", откладывалось на неопределённое будущее. А тем временем мэтры "акупунктуры-рефлексотерапии" писали свои монографии, готовили учеников и методом проб и ошибок постигали премудрости восточной медицины.
ПРОШЛО ОКОЛО ДВАДЦАТИ ЛЕТ. Метод стал модным в определённых кругах "кремлежителей". С ним лично познакомился Сам - Леонид Ильич Брежнев. У Генсека к тому времени уже были серьёзные проблемы со здоровьем, и он пробовал почти всё, что ему рекомендовали. Волею случая, пред его "светлы очи" был представлен скромный старший научный сотрудник одного из Рижских НИИ - Фома Григорьевич Портнов. Этот врач не только владел методом иглоукалывания, но и разработал прибор, позволяющий проводить электроточечную диагностику и лечение. Вместо иголок применялись токи определённой конфигурации и модальности, не травмирующие кожу и не доставляющие проблем пациенту.
Всего за несколько минут, проведя безболезненное обследование "венценосного" пациента, он не только выявил все его недуги, но и сразу же устранил некоторые дискомфортные состояния, которые тому досаждали. И тут, по словам самого Фомы Григорьевича, он испугался так, как не боялся до этого никогда. "Живой бог" - Леонид Ильич буквально рассвирепел. С ненормативной лексикой и чуть ли не с кулаками он набросился на присутствовавших при обследовании кремлёвских медиков и своих помощников. Гнев его сводился к тому, что они, мол, беспрестанно подвергают его различным процедурам, облучают рентгеном, заставляют глотать отвратительные зонды и всячески досаждают другими способами. А тут человек "за пять минут" обнаружил все его проблемы без этих издевательств, да ещё и "вылечил" его без уколов и таблеток. Закончилась эта сцена в Кремле тем, что Брежнев всех прогнал, а у Портнова спросил, каким Институтом он руководит и что ему нужно для успешной работы. Леониду Ильичу и в голову не могло прийти, что ему представили фигуру меньшего масштаба, чем директор, профессор и так далее. А поскольку в реальности ничего подобного и близко не существовало, то дальше события развивались почти по сюжету одного из рассказов Михаила Жванецкого. Помните, "... на следующий день целый секретный институт, вместе с искусственным снегом и маскировочными ёлочками, переехал по новому адресу...".
Действительно, в течение года под Ригой был построен новый современный Институт медико-биологических проблем электротехники с первоклассным оборудованием и "звёздными" перспективами. А Фома Григорьевич Портнов, естественно, был назначен его директором, стал доктором медицины, профессором, лауреатом Государственной премии, председателем одного из Научных советов Государственного Комитета по науке и технике и так далее.
Приблизительно в это же время в Москве "по щучьему велению, по чьему-то хотению" был создан Всесоюзный Институт Рефлексотерапии. В отделе науки ЦК КПСС его первого директора господина Дуриняна вначале поздравили с "высоким доверием", а затем строго приказали найти пресловутые "каналы" в человеческом организме, по которым что-то там циркулирует. И вообще, подвести научно-марксистскую базу под эти "восточные штучки"!
Снова шли годы, "каналы" не находились, и после нескольких "разборок" в том же ЦК и двух инфарктов, первый директор отказался от дальнейшей борьбы. Пришедший ему на смену господин Нечушкин начал поиски с самого начала, но с другого конца. Он снова ездил по миру и интересовался разработками в данном направлении. На одной из небольших ведомственных конференций в Киеве ему объяснили, что в организме циркулирует ИНФОРМАЦИЯ, и не столь важно, как её кто называет - "чи", "ци" или "прана". "Каналы" тоже существуют, но не в виде сплошных "тоннелей" или "труб", а в виде нейрометамерно обусловленных фрагментов кровеносных сосудов, нервных волокон, синаптических передач, медиаторных систем, которые генетически объединены в единый механизм обратной связи между различными структурами организма и зонами их проекций на кожные покровы человека.
На этой же конференции впервые официально прозвучали определения таких понятий как ИНФОРМОДИАГНОСТИКА и ИНФОРМОТЕРАПИЯ. Молодые киевские учёные, возглавляемые профессором Ией Владимировной ТОРСКОЙ, предложили новую концепцию биофизических процессов в живом организме, согласно которой, наряду с веществом (химический фактор) и энергией (физический фактор), лечебными свойствами обладает и ИНФОРМАЦИЯ. Более того, именно информация в конечном итоге определяет состояние здоровья (нормофункцию) всех систем организма, начиная от последовательности белковых молекул в цепочках ДНК и заканчивая клеткой, органом или любой другой целостной функциональной системой. А, собственно, вещество, энергия, цвет, запах, музыка, слово, жест и прочие факторы чаще всего выступают только средствами и способами выражения, передачи и доставки информации к цели.
Браво! Молодцы! Где вы были раньше! - воскликнул Александр Иванович Нечушкин и бросился обратно в Москву спасать свой Институт. Но было уже поздно! Шёл 1987 год. В Кремле несколько раз поменялось руководство и было принято решение преобразовать "бесперспективный" Институт в "модный" Центр климатотерапии, естественно, с новым директором.
Но, "московский след" в истории информотерапии всё же случился, и именно он создал предпосылки для превращения блестящей научной идеи в фундаментальное направление развития медицины будущего. Но обо всём по порядку.
На Украине, как и можно было ожидать, информотерапия оказалась не нужна. Министр здравоохранения Украины, к которому авторам метода с большим трудом удалось в 1986 году попасть на личный приём, даже не попробовал вникнуть в суть проблемы. "Покажите мне, дайте пощупать эту самую вашу информацию, которая лечит! Не можете! Так вот, знайте, советскому народу не нужны оккультные науки", - заключил министр. И это говорил доктор медицинских наук о биофизике в конце ХХ столетия - оккультная наука! Хотя чему тут удивляться, если несколькими десятилетиями раньше такие же чинуши от медицины называли генетику "продажной девкой империализма". А совсем недавно и кибернетика относилась к "провокациям" западной идеологии. Бывшему министру в той ситуации, наверное, можно было даже посочувствовать и попытаться войти в его положение. Действительно, кому нужны новые методы диагностики и лечения, если в это время министр с телеэкранов как раз убеждал этот самый "советский народ", что Чернобыльская авария это просто технологический сбой, а плохое самочувствие людей не от радиации, а от нервов. И слово умное по бумаге при этом читал - радиофобия, мол самовнушение всё это, дорогие товарищи, к утру само пройдёт. Так что ему лично информотерапия точно не нужна была.
Но вскоре после визита А.И.Нечушкина в Киев и практического ознакомления с возможностями метода информодиагностики и информотерапии в кабинете И.В.Торской раздался телефонный звонок. Звонил парторг Кремля, оказавшийся к тому же ещё и фронтовым товарищем мужа Ии Владимировны. Её приглашали на официальные торжества, посвящённые Дню Победы, и для частной беседы. Как потом выяснилось, у одного из "кремлежителей" высшего уровня оказалась больна тяжёлой формой ДЦП (детский церебральный паралич) любимая внучка. Лечение в престижных клиниках Европы ничег о не дало, и родственники пользовались любой новой возможностью для облегчения участи ребёнка. И когда девочке действительно реально помогли киевские информотерапевты, счастливый дедушка посчитал это чудом и превратил на какое-то время для этих учёных серые будни в праздник.
Ещё до конца 1987 года скромная лаборатория из 8 человек, ютившихся в трёх полуподвальных комнатах, превратилась в огромный отдел почти в сто человек. В спешном порядке для новой структуры "нашли" несколько этажей в одном из престижных медицинских НИИ в самом центре Киева, а затем "выделили" ещё и клинику на 40 койко-мест для стационарных больных. Только тот из руководителей медицинских структур, кому довелось пройти через подобные организационные мытарства, сможет в полной мере оценить эти превращения.
Но это было только началом праздника науки. Поскольку финансирование шло прямо из бюджета Союза, то проблем с оснащением всем необходимым тоже не существовало. Из Италии поступила электронная диагностическая лаборатория с компьютерным обеспечением - это в те то годы! Из Швеции привезли "криогенный стол" для комплексных биохимических исследований при низкой температуре, стоимостью в несколько десятков тысяч долларов. Из Ленинграда доставили последнюю модель ЛОМО-вского флюоресцентного микроскопа, в ту пору чуть ли не единственного на Украине. Из Горьковского автозавода пригнали два медавтомобиля для транспортировки тяжёлых больных. О недопоставках или внутриреспубликанском перераспределении фондов не могло быть и речи, так как оборудование и техника шли целевым назначением в этот спецотдел, минуя не только Минздрав, но и Госснаб Украины.
Когда на очередной "пятиминутке" кто-то вспомнил о нехватке бытовых холодильников в палатах, то уже через месяц из ближайшего завода холодильников доставили целый трейлер этих агрегатов. Стоило девушкам из машбюро пожаловаться на усталость пальцев и несовершенство механических пишущих машинок ( а работы у них действительно было очень много) , как последние тут же заменили на электрические "Ятрани" и электронные "Ромашки" и "Оптимы".
Перед сотрудниками отдела были открыты все мыслимые библиотечные фонды и архивы, а патентный отдел НИИ информатики один полный день каждой недели обслуживал только одну тему: "Разработка новых методов ранней диагностики и безмедикаментозной коррекции функций организма". Как заметил тогда кто-то из остряков, в переводе на нормальный язык она звучала почти как в известной сказке: "Пойди туда – не знаю куда! Найди то - не знаю что!" Но ходили и ездили куда и сколько было необходимо, а квартальной премии младшего научного сотрудника мог бы позавидовать и директор небольшого академического НИИ.
Но и работали не за страх, а на совесть - сутками, без выходных и праздников. Исследовались молекулярные и клеточные механизмы восприятия информации и её кодирования в различных структурах организма. Изучались возможные пути передачи информации в организме человека, а также способы её запоминания, обработки и хранения на различных уровнях структурной организации. Определялись механизмы формирования "обратных связей" в системе организм – среда при различных способах поступления коррегирующей информации, например, при воздействии на организм сверхслабых электромагнитных полей, резонаторных контуров, гомеопатических препаратов, акупунктуры, массажа и многого другого.
Стоило взглянуть на привычные проблемы функционирования организма человека несколько "со стороны", со стороны концепции информотерапии, как открылись неожиданные грани того, что казалось хорошо известным и само собой разумеющимся.
http://www.jewishwoman.ru/dynamics/kras … thor_1379/