#p124049,Профессор Преображенский написал(а):Про недостаток МПЗ.
Дело всё в том, Уважаемый, что подводная лодка и корабль намагничивается естественным магнитным полем Земли... Значит у неё (лодки) есть Север и Юг (примем условно). Этот искусственный магнит может менять свою полярность в зависимости от того - куда идём, по вашему - плывём. Ещё раз повторяю - о заболеваемости среди личного состава - не слышал.На самолёте летали? Так там всё это происходит намного быстрее... Не всё, я не спорю, легко переносят эти изменения, но мы же умеем адаптироваться... Экранировка девственна для искусственных полей, созданных людьми... Не имеет компас внутри АПЛ погрешности, на Это и существует сертификат на размагничивание, где учитываются все погрешности и подсказки для штурмана! И где вы предлагаете поставить компас на АПЛ? Вынести на шнурке с лодки? Ну так для этого есть другие системы и приборы.
Находясь на поверхности, глобальная навигационная спутниковая система (GPS) точно вымеряет долготу и ширину, однако при погружении она не работает. Под водой субмарина использует инерциальную систему наведения, которая отслеживает движение корабля с определенной фиксированной точки при помощи гироскопа. Инерциальная система наведения показывает точные данные в течении 150 часов, но после ее следует проверить другими наземными навигационными системами (GPS, радио, радаром, спутником). Имея такие системы на борту, подводная лодка может правильно ориентироваться и не сбиваться с курса под водой.
Под водой ориентируется не только штурман, а весь центральный пост подводной лодки. Это и вахтенный офицер, который должен знать место лодки. Он несет за нее ответственность, и вахтенный инженер - механик и боцман, сидящий на рулях и акустики и торпедные электрики и специалисты ракетной боевой части. О командире лодки и речи нет. Он знает где лодка, даже когда спит.
Обычно перед погружением штурман определяет место лодки. Сейчас для этого используется ГЛОНАСС и GPS. Раньше были другие системы попроще. Точность места несколько метров. Затем лодка погружается и дальше идет по счислению. Это значит, что зная курс по компасу и скорость по лагу, можно всегда определить место, куда ушла лодка с места погружения. Конечно точность и лага и компаса не слишком высокая и поэтому на каждом всплытии на сеанс связи штурман корректирует место опять таки по спутникам. Кроме того перископ лодки так устроен, что можно определить высоту солнца или звезд, когда они видны и определить место по этим данным. Этим методом тоже пользуются офицеры лодки, чтобы не потерять навыки. Ведь в случае войны ГЛОНАСС могут вывести из строя, а место лодки все равно знать нужно. Все эти данные наносятся на навигационную карту, которую ведет штурман и место всегда известно! Если лодка в пределах видимости берега, то найти место можно по прибрежным маякам. Взять три пеленга на разные маяки и точка пересечения их и будет местом лодки. Но такое возможно лишь у своих берегов. Обычно лодки к чужим берегам так близко не подходят... Ну как то так.
С Вами спорить бесполезно, Уважаемый...