МИСТИКА ПОД МАСКОЙ НАУКИ
В массовом буржуазном сознании сегодня господствуют иррационалистические сюжеты, которые в условиях новейшей научно-технической революции приобретают специфические формы, дополняющие и возрождающие «на основе нового содержания древние мистические представления. Современные формы оккультизма и мистики связаны с фетишизацией и мистификацией отдельных научных открытий и достижений научно-технического прогресса»
Современная мистика пытается найти опору различным домыслам в новейших научных концепциях типа общей теории относительности, множеств, общей семантики и т. д. В конце XX века оккультизм все чаще рядится в одежды наукообразия, используя в своих интересах последние достижения физики, химии, математики и других дисциплин. Нынешние оккультисты, пишет американский социолог М. Труззи, пытаются убедить общественное мнение, что оккультизм не только не отрицает науку, по, наоборот, тесно с ней связан, Для этого они избегают употреблять понятие сверхъестественного, заменяя его такими терминами, как супернормальное или паранормальное. Современная мистика, продолжает американский ученый, претендует на статус научности
Причиной подобных претензий, объясняет английский исследователь современных «культов неразумия» Р. Уоллис, является невиданно высокий авторитет и престиж науки и техники. Он стал таким, что практически каждое новое мистическое движение, дабы преуспеть, вынуждено стремиться к подтверждению своей научной узаконенноcти и авторитетности хотя бы путем включения в название слова «наука», как это случилось, например, с «Церковью сциентологии» (от английского слова «science» — «наука») 2.
Так как идея сверхъестественного не только не доминирует в этих мистических движениях, а обычно тщательно маскируется, подменяется псевдонаучной фразеологией, очень трудно бывает убедить их приверженцев и адептов в антинаучности взглядов и представлений. Последнее, по мнению Кендрика Фрэзера, автора статьи «Знать или верить», напечатанной в американском журнале «Сайенс ньюс», усугубляется еще одним обстоятельством — современные оккультисты часто спекулируют на том, что объектами их «изучения» являются те самые предметы и явления природы, которые выступают в качестве предмета исследования и ученых. Фрэзер подчеркивает, что современные апологеты мистики всячески затушевывают тот факт, что, хотя обращение к одним и тем же явлениям природы оккультизма и науки возможно (например, к небесным телам в астрономии и астрологии, к аномальным явлениям атмосферы в метеорологии и культах НЛО, к загадкам человеческой психики в физиологии высшей нервной деятельности и в парапсихологии и т. д.), между методами исследования этих явлений наукой и оккультными методами «изучения», между объяснениями, даваемыми этим явлениям наукой и оккультизмом, лежит глубочайшая пропасть.
Наука всегда допускает возможность того, что гипотеза может оказаться неверной; она обязательно требует повторного воспроизведения опыта (разные исследователи независимо друг от друга должны получить одни и те же результаты); наконец, она допускает возможность взаимоприемлемых условий проверки (защитник теории и ее критик должны договориться о критериях этой проверки). Кроме этого, наука отдает предпочтение тому из двух равно удовлетворительных объяснений явления или процесса, которое является более простым.
Современные формы оккультизма и мистики, связанные с фетишизацией и мистификацией научных открытий и достижений научно-технического прогресса, в последние десятилетия приобрели на Западе значительные масштабы. Советский учёный Е. Г. Балагушкин делит эти мистические воззрения на ряд групп в зависимости от степени мистификации предмета Ч
Помимо группы мистических воззрений, связанных со всякого рода антинаучными гипотезами, которыми так плодовита буржуазная пресса (домыслы о нарушении пространственно-временного континуума в районе Бермудского треугольника, измышления Адамского о его путешествиях в «тарелках» инопланетян и т. п.), Е. Г, Балагушкин выделяет еще две группы оккультных представлений.
Первая связана с существованием вполне реальных, нередко полезных, нужных приборов, аппаратов и приспособлений, которым приписывается абсолютно ложное, иллюзорное, то есть фантастическое, значение, никоим образом не свойственное их подлинному устройству, их настоящим рабочим функциям,
Вера в «чудесную» технику, заменившую в наши дни место волшебной палочки, талисмана, фетиша дикаря, приобрела на Западе фантастические масштабы. Там вовсю развернулась торговля «волшебными» приборами в привлекательной современной упаковке, которые издают странные щуки, мигают разноцветными лампочками и обязательно имеют кнопки и ручки для управления и настройки. «Изобретатели» подобных магических коробок гарантируют поистине сверхъестественные качества своих изобретений»: немедленное исцеление от любых болезней, состояние счастья и нирваны на всю жизнь, умение разговаривать с растениями и животными,съёмку собственных мыслей на фотобумагу, противодействие вредным влияниям.
В Англии доктор Роберт Хитч построил, например, ...аппарат счастья, представляющий собой небольшую коробочку с двумя электродами, один из которых (отрицательный) помещается на лоб, а другой (положительный) — на затылок. После закрепления электродов следует нажать кнопку, и аппарат начнет подавать слабые электротоки определенного напряжения и частоты. Это, заверяет Хитч, вызовет в мозгу человека «волну счастья», и тот, кто регулярно будет пользоваться прибором, навсегда станет обладателем счастья, избавится от хандры и тоски.
Соотечественник Р. Хитча молодой англичанин Джереми Лорд сконструировал аппарат для разговора с растениями. С его помощью можно якобы слышать растения и разговаривать с ними. Аппарат называется «Биоактивный переводчик» и представляет собой ту же цепь электродов, что и аппарат Хитча.
В ФРГ покупатель может приобрести различного рода противолучевые аппараты, торговля которыми процветает. Аппараты стоимостью в 29 марок изготавливаются из двух металлических спиралек. Стоит прикрепить их к икрам ног или к груди, и пагубное влияние вредоносных лучей якобы прекратится. Некий Линов из Любека основал даже целую фирму под названием «Ангел-хранитель», которая предлагает для борьбы с лучами деревянные ящики разных размеров, содержимое которых состоит из воска для натирки полов, а также дюжины небольших бутылок с муравьиной кислотой, обтянутых медной проволокой. Цена ящиков в зависимости от размеров—от 30 до 120 марок.
Но еще более масштабной является торговля «магическими» коробками, заменившими в XX веке талис¬маны и амулеты средневековья. О масштабности такой торговли в Соединенных Штатах Америки можно судить по количеству экспонатов, представленных в музее современного шарлатанства в городе Сент-Луисе (штат Миссури). В музее находится множество разнообразных «приборов», обладающих, по словам их авторов, сверхъестественными качествами и предназначенных для исцеления человечества от любых болезней и несчастий.
Среди них аппарат, «чудесно исцеляющий» от «психических расстройств и заболеваний желез личности», никем, правда, еще не обнаруженных у живых существ, в том числе и у человека. Он представляет собой заурядный вибратор, предназначенный для снятия мышечной усталости. Рядом с аппаратом аккумулятор органической энергии.Это большой металлический контейнер, забравшись в который можно получить «лечебную дозу» «оргонической энергии», якобы стимулирующей защитные функции организма. Его «изобретатель»- Вильгельм Paйx -построил «чудо-аккумулятор» па основе развиваемой им оккультной теории о существовании некой космической психической энергии — оргона.
Поражает своими габаритами еще один экспонат, так называемый «спектрохром». Это огромный желез¬ный ящик, внутри которого находится всего лишь электрическая лампа в тысячу ватт, бутылка с водой и несколько цветных фильтров. Пользоваться этим аппаратом надо, став лицом к северу. В соответствии с представлениями антропософов, последователей Штейнера, изобретшего цветолечение,— зеленый цвет якобы излечивает диабетиков, красный — сердечников и т. п. Еще одно «изобретение» воспроизводит музыкальные мелодии, воспринимаемые не через слух, а через кожу пациента посредством электродов. «Излечивает» оно все подряд. Вокруг этих «магических» коробок выросли пышные оккультные наслоения, а сами они стали играть роль алтаря в оккультных церквах, пытающихся идти в ногу со временем.
Изобретатель прибора «альфа-измеритель» доктор М. Ковин-Тумин, руководитель лаборатории психологических исследований в Лос-Анджелесе, свои идеи изложил в работе «Альфа-ритм: его значение и приложение» В ней он утверждает, что единственно реальной целью каждого члена общества должно быть умение осуществлять контроль за состоянием своего внутреннего сознания. Более того, это окажется полезным не только индивиду, но и всему обществу, ибо радикальное изменение личности приведет к изменению и существующего строя.
Достичь этого изменения, то есть контроля над состоянием своего мозга, якобы можно путем получения обратного сигнала о состоянии «волн мозга» в данный момент. Этот обратный сигнал и является целью изобретенного ученым прибора «альфа-измеритель», который, снимая показания с мозговых биотоков и регистрируя едва уловимые электрические импульсы, реагирует на них световыми вспышками лампочек или звуками.
Ничего нового в этом приборе, однако, нет, ибо это обычный энцефалограф, давно применяемый в медицине. Но доктор Ковин-Тумин приписал ему магические свойства, якобы позволяющие тому, кто прибегнет к его помощи, достичь успеха в жизни, избавиться от стрессов, познать тайны бытия.
Чудеса регулирования психики посредством «принципа обратной связи», широко разрекламированные печатью, быстро снискали популярность у американцев. Поклонники прибора «альфа-измеритель» и принципа «биологической обратной связи» стали объединяться вместе, образуя религиозные культы со своими ритуалами, молитвами, песнопениями и псалмами. Так появились «Церковь священной альфы» в Лос-Анджелесе, «Священная церковь обратной связи» в Сан-Диего и т. п. Движение получило название «Биофитбэка», что в переводе означает «Биологическая обратная связь». Его отделения сегодня можно найти не только в США, но и в Западной Европе. Имеются и центры, где готовятся священнослужители для «Церкви обратной связи».
Посредством обратной связи, которую дает «альфа- измеритель», говорят его поклонники, люди достигают не только индивидуального комфорта, по и одновременно выполняют великую социальную миссию по преобразованию общества. «Переменами в человеческом сознании,— гласит одна из проповедей «Церкви обратной связи»,— можно предотвратить любую катастрофу в мире. Об индивидуальном совершенствовании и говорить не стоит».
Изобретатель другого «чудо-прибора» — Лафайет Хаббард — также сулит своим поклонникам возможность не только исцеления неврозов, психозов, вообще всех болезней, но и достижения состояния, равного божественному,— возможность быть «хозяином материи, энергии, пространства и времени». И все это с помощью «электрометра», который в действительности представляет собой не что иное, как обычный психогальванометр, предназначенный в медицине для снятия показателей потенциалов с кожи тела. Чтобы прикрыть наготу своего голого короля, то есть «электрометра», Хаббард сочиняет, благо он ранее был автором научно-фантастических романом а также- сценаристом в Голливуде, богато разукрашенную мифологию.
Оказывается, когда-то были Тетаны — всемогущие, бессмертные существа, хозяева Вселенной. Однажды от скуки они придумали игру (что-то вроде складывания детских кубиков) и слепили из материи и энергии известный нам участок Вселенной, а сами стали людьми. Причем для большего правдоподобия даже отказались от своего всемогущества и бессмертия. Шли миллионы лет, Тетаны так увлеклись игрой, что начисто забыли о своих прежних качествах. Они забыли, что только играют! Но вот появился человек, которому открылась истина. И этот новый пророк, новый мессия — Лафайет Хаббард. Он говорит, что человек может вернуться к своему прежнему богоподобному состоянию, но чтобы снова стать Тетаном — хозяином материи, пространства, времени, энергии, надо очиститься от всех «энграмм», накопившихся в сознании человека как в течение этой, так и всех предшествовавших жизней (Хаббард верит в переселение душ).
«Энграммы», по Хаббарду,— это «душевные рубцы», запечатленные сознанием в памяти в результате пережитых трагедий и потрясений. Они не только стоят на пути человека к тетаническому могуществу, но и якобы являются источником всех болезней и недугов человека. А помочь избавиться от всех «энграмм» может тот самый волшебный «электрометр»-психогальванометр. Хаббард разработал «методику» стирания энграмм и выбросил ее на рынок вместе со своим «чудо-прибором». Кроме того, новоявленные поклонники вместе с новым пророком создали так называемую «Церковь сциентологии». Главой этой церкви, почитаемым как священная особа, и стал Хаббард. Священным писанием церкви является «научная» книга Хаббарда «Дианетика: современная наука об умственном здоровье», написанная более тридцати лет тому назад. Со времени опубликования этой книги прихожане «Церкви сциентологии» ведут свое летосчисление.
В церкви разработана тщательная обрядность, проводятся религиозные службы с хором мальчиков, роль священника выполняет «аудитор» — человек, умеющий обращаться с «электрометром». Сам прибор занимает в культе церкви центральное место, выступая в качестве священного алтаря. Есть здесь распятия особой конструкции. Вместо исповеди — сеанс у электрометра.
Отделения этой церкви имеются почти во всех западных странах, в Австралии и Африке. По данным печати, около 5 миллионов человек в мире вовлечены в деятельность сциентологической церкви — читают специальную литературу, пользуются различного рода лечебными «препаратами», посещают центры церкви. Из них один миллион составляют активные и непосредственные члены церкви: они делают регулярные взносы в кассу, занимаются пропагандой ее учения, регулярно посещают службы, проходят курсы обучения, очищаются от «энграмм». Совсем незначительное число людей составляет элиту церкви — маленькую группу прихожан, «познавших» тайну учения Хаббарда и посему выполняющих руководящие функции в церкви. На яхте «Шотландец короля» они бороздят воды морей и океанов, изредка навещая с контрольными проверками местные отделения. Именно эта яхта стала руководящим центром «Церкви сциентологии», прибежищем ее элиты и самого «пророка»...
Другую группу современных мистических поисков, связанных с мистификацией научных открытий, представляют широко рекламируемые буржуазными средствами массовой информации псевдоконцепции, в которых с религиозно-мистической позиции объясняются еще не изученные наукой явления психики и соответствующие попытки диагностики и лечения болезней.
Прежде всего это касается парапсихологии, или, как ее стали в последнее время называть, биоинформатики, охватывающей такие «паранормальные» явления, как передача мыслей на расстоянии, ясновидение и предвидение будущего, общение с духами, различные видения, а также левитация материальных объектов, телекинез, чудесные исцеления и т. п. Сегодня на Западе вера в парапсихологические феномены стала обычным делом. 58 процентов американцев заявляют, что они «на основании личного опыта» уверены в существовании экстрасенсорного (т. е. сверхчувственного, парапсихологического) восприятия.
Первые шаги парапсихологии относятся к концу XIX века, когда в Англии и Америке были основаны Общества психических исследований, а во Франции — Международный институт метапсихологии. К середине XX столетия центр парапсихологических исследований переместился и Америку, многочисленные организации которой, вроде «Американского института парапсихологии», пытаются доказать научный статус этой псевдонауки. Ведущим парапсихологом того времени стал Дж. Райн. В книгах «Горизонты духа» и «Экстрасенсорное восприятие» Дж. Райн доказывал существование так называемых «пси-явлеиий» посредством опытов со специальными картами Зенера.
Тем не менее, несмотря на все ухищрения парапсихологов, указывает английский психолог Ч. Хэнзел, «за сто лет так и не удалось обнаружить ни одного индивидуума, который бы смог продемонстрировать экстра-сенсорное восприятие так, чтобы оно удовлетворило и убедило непредубежденных, серьезных исследователей». Даже сам Джон Белофф, в прошлом президент Ассоциации парапсихологии, вынужден был признать, «что ни один эксперимент, продемонстрировавший существование паранормальных явлений у нас, не был повторен другими исследователями в других лабораториях».
Что же касается шумно рекламируемых западными средствами массовой информации «успехов» некоторых «чудо-людей», то на поверку оказывалось, что те просто-напросто дурачили людей и в этом им способствовали «экспериментаторы» от парапсихологии. Ч. Хэнзел, И. Лэнгмюр, Дж. Скорн и другие ученые и артисты иллюзионисты, посетившие лабораторию Райна, обстоятельно доказали, что все так называемые «эксперименты» оказались блефом. Их результаты подтасовывались, а сама обстановка проведения была такой, что позволяла получать любой желаемый результат.
Провалом закончился и недавний бум, поднятый западной печатью вокруг сверхъестественных способностей некоего Ури Геллера, обладающего «чудесным» даром гнуть и ломать ложки, вилки, ключи, пускать в ход остановившиеся часы, отклонять стрелку компаса — и все это посредством одной только силы мысли. Ему удалось ввести в заблуждение даже ученых-физиков в Стэнфордском научно-исследовательском институте. Разоблачил его член американского Комитета по изучению паранормальных явлений артист-иллюзионист Джеймс Рэнди — «удивительный Рэнди», как его называют в Америке. В течение двух лет он изучал технику опытов Ури Геллера и пришел к выводу, что тот является «отъявленным мошенником».
Рэнди собрал целый ряд документов, свидетельствующих о том, что Геллер использует в своей деятельности не «психические силы» и не помощь «космических сил», а приемы фокусника. Рэнди обнаружил также и то, что Геллера нередко разоблачали как мошенника, а проверка его «способностей» в Стэнфордском институте отличалась крайней небрежностью. Главным доказательством того, что Геллер всего-навсего шарлатан, является тот факт, что Рэнди и другие его коллеги-фокусники повторяют все эти трюки.
Разоблачению Геллера Рэнди посвятил книгу «Магия Ури Геллера», в которой документально, с использованием многочисленных фотографий объяснил, какие трюки использует этот «чудо-человек», обманывая доверчивую публику. В ней он упрекает ученых за то, что они считают себя способными подтвердить достоверность опытов. В действительности, говорит Рэнди, ученых с их «прямолинейным мышлением» одурачить совсем нетрудно. «В таких случаях,— пишет он,— необходимо приглашать опытного иллюзиониста, но не любого, а такого, который специализируется именно в данной группе трюков.
По словам Рэнди, Геллер и компания процветают лишь благодаря тем людям, которые верят в четыре особых допущения:
1) ни один человек, владеющий даром телекинеза, не в состоянии проявить свои способности в связи с просьбой или приказом кого-либо;
2) обладатель телекинетического или телепатического «дара», когда тот временно ослабевает, вынужден прибегать к мошенничеству;
3) в случае, если не удастся объяснить все продемонстрированные «опыты», разоблачение считается неубедительным;
4) носитель телепатических или телекинетических сил не может достичь желаемого результата и случае, если и зале имеется хотя бы один скептик. «Если мы попытаемся применить подобные допущения, к примеру, к астрономии, то нас просто-напросто поднимут па смех»,— пишет в заключение Рэнди.
В чем же кроются причины массового интереса на Западе к парапсихологии, которую ученые относят не к области естествознания, а к магии? По мнению П. С. Гуревича, они кроются прежде всего в идеологическом кризисе традиционной религиозности, оказавшейся не в состоянии дать последовательную, систематизированную картину мироздания. Теоретическая несостоятельность религии, которая неспособна ничего противопоставить естественнонаучным данным, вызывает у западного обывателя потребность в новой магии, роль которой и выполняет парапсихология, заполняя вакуум веры. Парапсихология, таким образом, в условиях массовой секуляризации общества выполняет роль посредника, предлагающего, по словам американского ученого Р. Л. Мура, «разумное» решение проблемы того, как примирить религиозные и научные интересы в эпоху НТР .
Свою роль в росте интереса к парапсихологии сыграло и определенное разочарование в рациональных научных гипотезах и теориях, в социальных последствиях науки. Еще не столь давно всем казалось, что наука в состоянии дать исчерпывающие ответы на все загадки природы, мироздания, что она явится тем средством, при помощи которого будут решены все проблемы человечества. Однако оказалось, что в процессе познания мира одновременно с построением цельной картины мироздания наука порождает и множество вопросов, которые в определенных социальных условиях вызывают мистические настроения. Выяснилось, что в условиях эксплуататорского общества результаты применения науки могут иметь антигуманную направленность .
Определенное влияние на вспышку интереса к парапсихологии оказало некритическое отношение некоторых западных ученых к объяснению ряда физических, физиологических и психологических процессов. Об этих
ученых упоминал Рэнди — автор книги «Магия Ури Геллера».
Еще в конце XIX века Ф. Энгельс в статье «Естествознание в мире духов» вскрыл причины того, почему в обстановке повального в то время увлечения населения капиталистических стран спиритизмом многие буржуазные ученые не только не выступили против этого массового суеверия, но и сами отдали ему дань1. Ф. Энгельс показал, что для буржуазных ученых «самый верный путь от естествознания к мистицизму» — это пренебрежение к теоретическому мышлению, увлечение «ползучим эмпиризмом», «плоской эмпирией». «Чистые эмпирики» — А. Уолесс, В. Крукс, Ф. Цельнер и другие — с презрением отвергали теорию, признавали только чистый, то есть субъективный, опыт — и стали жертвами обмана со стороны спиритов. А ведь, как до¬казал В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм», «чистый опыт» не может служить верной гарантией в деле различения объективной действительности и ощущений реальных вещей от галлюцинаций и обмана чувств.
Свое влияние на веру в магию, к которой относится парапсихология, оказывает и неверное понимание при-чинно-следственных связей между вещами или событиями. Американский ученый Дж. Алкок в качестве объяснения феномена веры в парапсихологию приводит слова известного французского психолога Жана Пиаже, отметившего, что понятие причины в процессе развития ребенка не остается постоянным, а проходит шесть последовательных стадий эволюции. В возрасте 6—8 месяцев наблюдается так называемая магическая причинность, когда непонимание подлинных связей между вещами, окружающими ребенка, между событиями, про-исходящими в его жизни, приводит к тому, что причин-но-следственными связями оказываются соединенными явления, события, в действительности всего лишь сов-павшие по времени. Аналогичный психологический механизм может сработать и у взрослых людей в силу некритического отношения к происходящему. В результате может возникнуть иллюзия воздействия на события, вещи.
Ну и, конечно, нельзя полностью понять феномен массовой веры в парапсихологию без анализа той роли, которую играет идеологический аппарат капиталистических стран в привитии массам не критического отношения к действительности, интереса к мистическим проблемам, тяги к чуду». Французский журналист Морис Машино в журнале «Монд дипломатик» писал, что проникновению иррациоиалистических, мистических сюжетов и образов в массовое сознание во многом помогает «идеологический аппарат, который, в частности во Франции, выступает как машина оглупления. Невысокий уровень образования, глупость многих программ радио и телевидения, нарушение свободы печати, постоянная драматизация сенсаций, крикливая реклама реакционных взглядов — вот средства, с помощью которых у человека отнимается возможность и потребность думать, анализировать. Разум заставляют молчать, и человек предается грезам, которые распространяют ясновидящие, прорицатели и оказавшиеся с ними в одном ряду торговцы наркотиками».
О том, насколько сильна искусно воспитанная тяга к грезам, молено судить по приведенному Машино примеру. Оказывается, значительное число читателей французского журнала «Сьянс э ВИ» («Наука и жизнь); принимает за чистую монету все небылицы и сказки, предложенные редакцией в качестве первоапрельской шутки. Они не обращают никакого внимания на специальное оформление юмористических публикаций, а также на саму рубрику «апрелаида». В частности, в первоапрельской заметке «Тайна треугольника Буш-дю-рон» (по аналогии с «тайной Бермудского треугольника») рассказывалось, по каким причинам в этом районе происходит особенно много автомобильных аварий и катастроф, Заметка «разъясняла» читателям, что в этом районе якобы существует некий магнетизм, являющийся результатом обилия здесь доисторических памятников. «Вполне вероятно,— писалось в заметке,— что именно гравитационные аномалии, изменяя вес мозга в черепных коробках водителей, оказывают влияние на поведение автомобилей». Читатели-водители приняли сей «диагноз».
За чистую монету принимают читатели западных журналов сказки, небылицы и все сенсации, относящиеся к истории человечества, его прошлому. Сегодня в буржуазном сознании объектом мистификации являются не только законы природы, но и законы общества.