Физика магии (Платонический диалог)
«Убрать магию из физики достаточно просто
— нужно лишь закрыть на нее глаза»
(С.И. Доронин)
- Вот, послушайте: «Мир – это сон, который видит себя во сне». А, каково?
- Это кто?
- Это сказал один бушмен из пустыни Калахари. А вот еще: «Гладкая поверхность фарфоровой чашки и ощущение песка на берегу под ногами на самом деле всего лишь утонченная версия синдрома фантомных болей»,
- Это тоже бушмен?
- Нет, это нейрофизолог Карл Прибрам. Он вместе с физиком Бомом создал концепцию «голографической вселенной», согласно которой реально существует только некоторая голограмма, а сознание считывает физические объекты из этой голограммы. Привычка считывания обусловливает неизменную природу физической реальности. То есть физика мира это такой типичный «невроз» восприятия,
- Откуда это?
- Это книга Майкла Талбота «Голографическая вселенная». Я зачитывался ею во время Рождественских каникул. Очень рекомендую ее и Вам,
- А я отвечу Вам цитатой на цитату: «Голографическую парадигму можно рассматривать как один из вариантов иллюстрации теории запутанных состояний»,
- А это что такое?
- Это книга С.И. Доронина «Квантовая магия», которой я зачитывался во время Рождественских каникул. И поверте мне, она стоила того,
- Похоже, что мы читали об одном и том же. Но что такое «запутанные состояния»?
- О! Это «магические» состояния, которые выходят за рамки наших привычных представлений о реальности,
- Так-таки магические?
- Именно! Они в прямом смысле являются запредельными, потусторонними, трансцендентными по отношению к материальному миру,
- И в чем эта «потусторонность» проявляется?
- В том, что «запутанные» объекты нелокально связаны друг с другом квантовыми корреляциями. «Квантовые корреляции — это не просто взаимодействия, а скорее «телепатия», когда один объект непосредственно «ощущает» свое единство с другими телами. Объекты, находящиеся в запутанном состоянии, в принципе не могут быть полностью описаны в предметном мире. Они не принадлежат целиком и
полностью привычному для нас пространству-времени и могут не подчиняться причинно- следственным связям. В своем обычном режиме восприятия мы способны видеть лишь проекции этих состояний, и их поведение может противоречить всем известным законам предметного мира»,
- Вы хотите сказать, что сам предметный мир представляет собой только часть квантовой реальности?
- Именно так! Более того, есть еще более радикальная точка зрения, что «Классического мира вообще объективно не существует, а иллюзия классического мира возникает лишь в сознании живого существа»,
- Это кто ж нас так опустил?
- А может быть наоборот возвысил – это М.Б. Менский в статье «Концепция сознания в контексте квантовой механики»,
- Ну а что собой представляет эта более обширная квантовая реальность?
- Согласно Доронину – это чистое запутанное состояние Универсума,
- Поясните, что это такое?
- Основной принцип квантовой механики это принцип суперпозиции состояний: любой квантовый объект находится одновременно в разных возможных состояниях, которых может быть бесконечное число. Это так называемое чистое состояние объекта. Но это продолжается только до момента его взаимодействия с другим объектом. Этот другой объект осуществляет редукцию числа возможных состояний исходного объекта – такой процесс называется измерением или декогеренцией. Чистое состояние переходит в смешанное состояние. В результате измерения квантовый объект превращается в классический. «Весь классический мир — это «эффект декогеренции»», - говорит Доронин,
- А что же Универсум?
- У Универсума нет внешнего окружения, следовательно, никто не может осуществить его редукцию. «Универсум, как единая система, в любом случае будет оставаться в чистом состоянии, независимо от того, что происходит у него «внутри», на уровне подсистем. И это чистое состояние может оставаться запутанным или нелокальным независимо от того, какое «шевеление» происходит внутри Универсума. Во всей своей целостности он по-прежнему будет нелокальным и по-прежнему будет оставаться вне времени и пространства»,
- А почему состояние Универсума именно запутанное?
- Запутанными между собой или нелокальными являются любые квантовые объекты, которые когда-либо взаимодействовали между собой. А Вселенная-то по нынешним представлениям расширилась из точки сингулярности, то есть все ее части когда-то взаимодействовали, а значит и остались в нелокальном, запутанном единстве,
- Получается, что в Универсуме возникает предметный мир, а сам Универсум остается квантовым целым? Как Инь и Ян возникают в едином Дао?
- Совершенно верно. Вспомние Николая Кузанского: «Бог есть все во всем» - это и есть чистое запутанное состояние Универсума,
- О! Мы уже и до определения Бога дошли! А что еще Вы можете сказать о Нем с точки зрения современной квантовой физики?
- Процитирую Доронина: «В максимально запутанном состоянии подсистемы полностью лишены самостоятельности, у них как бы нет «свободы воли», они не могут изменяться независимо от других подсистем. Самое малое «шевеление» какой-то одной подсистемы сопровождается одновременным согласованным изменением всех остальных частей системы. У подсистем нет индивидуальной динамики, нет возможности провести границу между собой и окружением и «сказать»: здесь Я, а здесь не Я. Она не может «ощутить» свою индивидуальность и не способна эволюционировать в качестве отдельной самостоятельной «личности»». Что Вы скажете на это?
- «Бог не обладает бытием» - как заметил еще в шестом веке Дионисий Ареопагит. Видимо, чтобы быть личностью, нужно жить в классическиом мире – для этого Бог и допустил существование человека?
- Очень похоже на то. Но человек – это и ключ к классическому предметному миру. Я хочу сказать, что для того, чтобы существовала личность, необходимо наличие сознания, которое отделяет классическое бытие от квантового «небытия»,
- Это получается своеобразный антропный принцип классического мира?
- Именно так. Еще Демокрит это заметил: «Все, что мы знаем об этом мире, это то, что в нем существует человек». Сегодня можно уточнить – «что в мире существует сознание». А сознание с точки зрения квантовой физики это «редукция состояния или селекция альтернативных состояний», по определению Менского,
- Не понял – поясните,
- Когда я говорил о чистых и смешанных состояних, я не уточнял, что в результате взамодействия двух объектов суперпозиция их чистых состояний (каждого в отдельности) превращается в суперпозицию их смешанных состояний (уже общих). Но это еще не есть измерение одного объекта другим объектом. Для того, чтобы совершилось измерение один из объектов должен обладать способностью совершить редукцию или селекцию состояний и выбрать одно из смешанных состояний – это и будет классическое состояние,
- А что при этом происходит с остальными состояниями?
- А ничего: они остались в квантовой реальности, но сознание, вытащившее классическое состояние из квантового мира, просто не воспринимает тот мир. Менский пишет, что при квантовом измерении классическая реальность творится, а не просто познается,
- Но если законы классического мира устойчиво и объективно воспроизводятся, и объекты классического мира в своем взамодействии подчиняются этим законам, то это значит, что все объекты классического мира... обладают сознанием в смысле определния Менского?
- Вот мы и пришли к махровому объективному идеализму – материальный предметный мир есть продукт объективно присутствующего («разлитого») в реальности сознания. Сознание первично, а классическая материя – вторична. Но заметте – именно классическая, а квантовая реальность – первична,
- Но наше сознание не способно ее воспринять. Точнее, пытаясь ее воспринять, наше сознание творит при этом классическую реальность. Принцип Микеланджело...
- Что, что?
- ...Микеланджело говорил, что скульптура находится внутри камня, только надо отсечь лишнее. Вот сознание и настроено на то, чтобы отсекать лишнюю квантовую реальность,
- Я думаю, что можно перестроить сознание таким образом, что оно будет воспринимать и квантовую рельность – в этом и заключается суть магии. Доронин пишет: «Все эзотерические практики по своей сути означают, что человек пытается «переключить» свой головной мозг из классического режима функционирования в режим квантовый» в котором сознание «локализовано уже только на квантовых уровнях реальности»,
- А что это означает на практике?
- А на практике это телепатия, телекинез, материализация и дематериализация, ясновидение, религиозные таинства, действие молитвы и т.д. вплоть до бесконтактного карате, которое уже стоит на вооружении спецслужб. Все это способность задействовать нашу квантовую запутанность (или нелокальность или несепарабельность) с окружающим миром. «Каждый из нас находится в запутанном состоянии со всем окружающим миром. В этом состоянии, наряду с классическими корреляциями (ответственными за формирование предметного мира), существуют квантовые корреляции (ответственные за «чудеса» в предметном мире), Квантовая запутанность с ее «волшебными» свойствами — магия буквально разлита вокруг всех нас, ею пропитано все, она, как говорится, «на кончиках наших пальцев», нужны лишь желание ею воспользоваться и некоторые усилия»,
- Но ведь мы же макроскопические, то есть классичесике объекты, и жизнь наша протекает в классическом мире?
- А вот: «У сложной макроскопической системы обычно очень много степеней свободы, и по одним из степеней она может быть локальна, сепарабельна (разделима на независимые части), а по другим — несепарабельна, неразделима на части. Например, мы сепарабельны (разделены) в своих физических телах, но в какой-то мере несепарабельны по чувствам и еще более— по мыслям»,
- Но мы же говорили, что сознание «вытаскивает» классическое состояние из квантового мира, а теперь у Вас получается, что оно же может хозяйничать и в квантовом мире?
- Может быть оно как двуликий Янус, как постоянное окно между этими двумя мирами и через это окно мы не только видим наш родной классический мир, но иногда можем воспринимать и мир «квантовой магии». Кстати о постоянстве этого окна: Менский говорит о постоянном процессе измерения реальности сознанием, при котором оно выделяет не одно классическое состояние, а последовательность классических состояний – «коридор» реальности, в котором мы и обитаем. И в этом коридоре действуют классические законы физики...
- ... это напоминает мне русло в синергетике – устойчивое стационарное состояние или устойчивый процесс. Но тогда что такое джокер – неустойчивое состояние выбора нового русла?
- А вот это как раз и есть измененное состояние сознания, в котором оно может воспринимать квантовую реальность за пределами классического коридора,
- И это смерть того, кто обитает в коридоре?
- Почему? Что Вы имеете в виду?
- А как же иначе, посудите сами: сознание формирует коридор реальности, в котором только и может существовать жизнь. Это так?
- Да. Менский пишет, что «сознание есть определение того, что такое жизнь в самом общем понимании этого слова», а коридор классической реальности – это область, в которой только и возможно предсказуемое существование живых существ,
- Ну, вот, видите! А тут «коридор жизни» кончается – это и есть смерть носителя сознания и жизни. Как это называется: «шаманская болезнь», «стирание личной истории», «второе рождение»?
- Да, что-то подобное должно произойти. Здесь не только жизнь, здесь должны кончаться пространство и время,
- Почему?
- Квантовая запутанность и невыразима в терминах пространства и времени – она их не предполагает. А вот при декогеренции в результате взаимодействия системы с окружающей средой появляется и пространство и время. «При этом уменьшается квантовая запутанность. В результате подсистемы начинают обосабливаться, отделяться друг от друга, вплоть до полной независимости (сепарабельности). При этом происходит их локализация — у каждой подсистемы появляются отдельная, видимая форма и «плотное тело»»,
- Время пропорциорнально энтропии – это еще Пригожин показал. А при возрастании сепарабельности как раз должна возрастать энтропия: энтропия пропорциональна количеству независимых элементов системы. В запутанном сотоянии все элементы связаны друг с другом так, что фактически речь идет об одном единственном элементе. Энтропия здесь равна нулю и время тоже. А вот при декогеренции образуется и время, и энтропия, и значит появившиеся «плотные тела» должны стареть и разрушаться,
- Но по Пригожину именно живые тела являются диссипативными структурами, т.е. машинами по уничтожению (откачиванию) энтропии-времени. Но их же можно назвать и машинами по уничтожению сепарабельности,
- Почему?
- А Вы вспомните как организована жизнь. Она как бы стремится компенсировать свою классическую локальность, восстановить утраченную запутанность, но уже классическими средствами. А именно иерархической организацией: живой организм – это способ локального сохранения запутанности за счет иерархической организации материи – иерархии кооперативных явлений. Классическая запутанность скрывается под именами «координаиция», «корреляция», «кооперация»: работа фермента - кооперативное явление, сокращение мыщцы - кооперативное явление, мышление - кооперативное явление,
- То есть жизнь организована по образу и подобию «чистого запутанного состояния Универсума» только средствами классической реальности?
- Похоже, что так,
- А зачем? Зачем Универсуму это обезьяничанье?
- Я думаю затем, чтобы было кому взглянуть на этот мир и увидеть, что он прекрасен. Сам Бог-Универсум не мог увидеть, что «это хорошо весьма», как написано в Книге Бытия. Бог весь во всем и все ощущает, но не может увидеть каково оно это все, потому что для эстетического восприятия нужна вненаходимость или, как говорил Бахтин, авторская позиция. А классические запутанности жизни неизбежно локальны, и поэтому индивидуальны, личностны. Живой носитель разума самой своей организацией обречен на позицию вненаходимости по отношению к Космосу. Человек по природе своей эстет,
- То есть можно перефразировать Бродского: человек не Homo Poeta, а Homo Aestheta,
- А разве этого мало?
- Мало, если существует магия. Магия должна убивать художника, потому что она преодолевает границу между миром и субъектом, магия разрушает авторскую позицию вместе с ее носителем. Ужас исчезновения свой личности при переходе в мир магии – это главный страх, пронизывающий книги Кастанеды. И вся его магическая практика – это попытка сохранить себя там, где сохранить себя невозможно,
- В посткастанедовскую эпоху постепенно появляется возможность привнести мир магии в нашу классическую реальность в виде конкретных технологий – я имею в виду квантовый компьютинг, квантовую криптографию, квантовую телепортацию. Все это технологии, использующие квантовую запутанность. Быть может эта грядущая технологическая революция и позволит нам обжить магическую реальность, не подвергая уничтожению свою личность?
- Скорее мы сами уничтожим свои личности в этом классическом мире, используя новые технологии,
- Увы, эта опасность всегда существовала – слишком узок «коридор примата», в котором протекает наше социальное бытие. А вдруг, все-таки, что-то откроется в жизни человека?
- Что откроется? Вот мы пользуемся туннельными диодами, действие которых основано на том, чего не может быть в классическом мире. И что нам открылось? Как сейчас 99% не знают принцип работы их мобильного телефона, так и потом 99% не будут знать как работает их квантовый компьютер, и будут с ним жить в той же «канаве приматов»,
- Да, Вы правы, из этого коридора надо выходить. Значит магии нам не избежать. Личность, личное «Я» - это хорошо, но не преодолев свою локальность, свою сепарабельность, мы способны все несепарабельные технологии использовать для укрепления своей сепарабельности. Надо задействовать свои собственные квантовые степени свободы для восстановления запутанности с Миром и Богом (что одно и то же),
- Это можно назвать «порог Кастанеды». Его многие предчувствовали – еще Ницше пророчил о сверхчеловеке. Кстати, его пророчества тоже использовались для углубления «канавы приматов». А как нам преодолеть этот порог?
- Проснуться во «сне о классическом мире» или как там у Вашего бушмена из Калахари. А если серьезно, то я думаю, что квантовая физика научит нас как это сделать. Доронин пишет, что настоящая квантовая теория начинается там, где появляются запутанные, несепарабельные состояния и что «одного этого принципа достаточно, чтобы объяснить наличие и физическую причину всего «сверхъестественного» в нашем предметном мире. Его одного достаточно, чтобы принять магию как неотъемлемую часть реальности». А приняв, научиться жить в магическом мире.
http://www.kobzev.net/index.php?module= … ssian&