"...1) Развитие медицины требует, чтобы здоровье как фундаментальное и сущностное свойство всей живой материи приобрело наивысший научный приоритет среди знаний, которые будут определять будущее России.
2) Развитие биологии и генетики показало недостаточность понимания сущности жизни как только "формы существования белковых тел" и "обмена веществ": ЖИЗНЬ ЕСТЬ ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ОДУХОТВОРЕННОЙ МАТЕРИИ.
3) Природная и экологическая среда – это тоже особая форма жизни: человек и экологическая среда – это взаимодействие живого с живым. Без здоровой среды не может быть здоровья народа. Выделение средств на сохранение здоровья нации и здоровой экологии страны должно стать приоритетной сферой финансирования.
4) ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА – это медицина самовозрастающего здоровья нации, а не просто "предупреждение заболеваемости". С такой пассивной профилактикой нам не решить проблем здоровья нации. Но именно такой профилактической медицины у нас не было и нет.
...Я поделюсь своим опытом чтения курса методами интегральной медицины, включающей ряд теоретических блоков.
1) Логика Истории Медицины может быть представлена схемой: А (среда)?0 (организм) ?Б (болезнь). В истории медицины четко прослеживаются три взгляда:
а) Б. Детерминируется А (внешней средой) – концепция экзогенной детерминации. Она наиболее живуча
б) Б. Детерминируется 0 (внутренними силами сопротивления живой системы) – концепция эндогенной детерминации. За этой концепцией стоят выдающиеся открытия всей истории медицины, теории организма, учения о конституции, об иммунитете, об адаптивных резервах организма
в) детерминируются взаимодействием О с А (О? А) – концепция интегральной детерминации. Болезнь (как и здоровье) – это не внешнее и не внутреннее, а взаимодействие живой системы с факторами внешней и внутренней среды.
2) Медицинская нормология включает ряд проблем: норма как канон, стандарт, тип строения, детерминированный генетической нормой реакции. Уровни нормы: минимальная, среднестатистическая, максимальная, оптимальная. На этой основе нами разработан канон "Норма" (компьютерная программа) для определения уровня и резервных сил человека. Норма есть индивидуальный оптимум жизнедеятельности: нормально для человека то, что является для него оптимальным (наилучшим) вариантом жизни. Оптимум всегда конституционален и индивидуален.
3) Патологический процесс – основной объект патологии. Болезнь раскрывается в системе принципов построения теории патологии: эволюционизм, целостность, структурность, детерминизм, реактивность.
4) Основной теорией Интегральной медицины является теория Конституции Человека (КЧ). КЧ – это генетический потенциал человека, продукт наследственности и среды. КЧ – наш "соматический фатум": тип конституции остается неизменным на протяжении всей жизни человека. Современное учение о конституциональных типах не может быть построено на учете только костной, мышечной и жировой ткани. В нашей модели конституционального типа включаются последовательно: генотип – фенотип – невротип – психотип – гемотип – лимфотип – гормонотип – иммунотип – энерготип – информтип.
5) Теория диалогики – это логика распознавания образов нозологических форм. Клиническая нозология – это специфическое преломление общей нозологии в индивидуально-личностном преломлении (клинический вариант нозологии). Диалогика требует ума и таланта, интуиции и знаний врачом нозологии, этиологии, патогенеза, клиники, лечения. В основе клинической патологии лежат законы саморегуляции (патокинеза), законы адаптивного реагирования.
6) Теория лечения – психосоматическая оптимизация, определяемая возрастом, конституцией, характером нозологии. Оптимизация должна начинаться с выработки установок у пациентов на выздоровление (вера, надежда), страстное желание стать здоровым. Наш педагогический опыт показал, что слушатели хорошо воспринимают концепцию законов клинической психотерапии: а) Закон Духа – исходной одухотворенности тела; б) Закон Гармонии – восстановление целостности организма; в) Закон Времени – стабилизации жизненных процессов; г) Закон Веры – самоисцеляющих законов души; д) Закон Надежды – достижение доминантных целей; е) Закон Любви – мы духовно едины с миром и богом.
7) Теория лечения, теория прогноза, теория реабилитации в общих чертах представляют хорошо разработанный раздел клинической софологии, чего пока нельзя сказать о теории лекарственного детерминизма.
8) Мозг обладает удивительной способностью сопротивляться с целью сохранить духовную самость человека. Во всех формах психиатрической нозологии сознание сохраняет себя, хотя и в качественно измененном виде. Еще Аристотель указывал: сущность одна, а состояния сущности могут быть качественно различны.
Уже не одно десятилетие я задаю себе вопрос: почему во всех вузах России есть кафедры теории машин, теории архитектуры, теории физики, теории математики, теории химии, теории небесной механики, даже кафедры теософического богословия, а в медвузах нет кафедр теории медицины?
Попыткам разорвать узкий горизонт эмпиризма в медицине были усилия Ф. Месмера (энергетические флюиды, 1785), С. Ганемана (концепция гомеопатии, 1810), Р. Вихрова (целлюлярная патология, 1858), концепция нервизма (И. Сеченов – И. Павлов), кондиционализма (М. Ферворн), инфекционного монокаузализма (Л. Пастер – Р. Кох), стандартных дистрофий (А. Д.Сперанский, 1935), концепции стресса (Г. Селье, 1936), адаптационно-трофической иннервации (Л. А.Орбели, 30–40-е годы), теория адаптивной сущности болезни (И. В.Давыдовский, 50–60-е годы), доктрина адаптивного реагирования (В. П.Петленко, 1968), детерминационная теория медицины (Ю. П.Лисицын, В. П.Петленко, 1992).
Нуждаются в перестройке многие взгляды в детерминационной теории медицины. Нам представляется, что Философия Медицины сегодня должна включать шесть основных теоретических блоков:
1) Мир Природы и Космоса – мир и сфера материального бытия, сфера природных и космических законов мира. Мир телесных процессов, включая и структуру организма человека. Это мир науки, мир онтософии – мир мудрости бытия, мир философии природы.
2) Мир Общества, мир Социума, сфера социальных (материальных и духовных) отношений людей, где основным законом является Закон Идеальной Детерминации: духовный фактор определяет жизнь людей, определяет путь истории. Это мир социальных наук, мир социофилософии – мир мудрости общества, мир философии общества.
3) Мир Человека Прекрасного, того, каким должен быть человек, чтобы быть Здоровым, Умным, Красивым и способным Любить – мир человека Мудрого, мир философии человека.
4) Мир Ценностей – сфера ценностей мира, ценностей жизни, наука о ценностях бытия и ценностях культуры, о нравственных и эстетических ценностях. Это мир оценок и взглядов на сущности, мир отношений к сущностям, мир философии ценностей.
5) Мир Идей – мир духа, сферы духовных сущностей и отношений. Это мир знаний, мир законов мышления, законов познания, мир чувств (эмоций) и волевых актов. Этот мир можно называть миром психософии – миром мудрости идей, мудрости духа, миром философии духа.
6) Мир Бога – это мир высших духовных ценностей человека, мир высшей субстанции духа. Бог для интеллигентного человека – это форма бытия Добра, Истины и Красоты, это форма бытия Веры, Надежды и Любви. Это мир Теософии, мир мудрости Бога, мир философии религии.
Я надеюсь, что XXI век откроет новую эру Интегральной Медицины, призванной решить основные проблемы фундаментальной науки о живом состоянии. Нами разработаны и апробированы в Военно-Медицинской академии (1962–1987 гг.); Институте усовершенствования врачей (1987-1997 гг. – "Академия Гиппократа") курсы "Метамедицины" (изданы в Санкт-Петербурге в 3-х томах в 1996–1997 гг.), а также труд 1992 г. "Детерминационная теория медицины" (совместно с академиком Ю. П.Лисициным), где изложены первичные основы Интегральной Медицины. В конце 1997 г. в Санкт-Петербурге издана книга В. П.Казначеева, В. П.Петленко и С. В.Петленко "Этюды интегральной медицины и валеологии" (основы теории и практики медицины XXI века), где предложена новая концепция Историологии Медицины: Биометрии Медицины, Социометрии Медицины, Софологии Медицины, Валеологии Медицины, Конституционной Генологии, Психософии Медицины, Аксиологии Медицины.
Существующие кафедры общественных наук должны быть устранены, ликвидированы за их ненужностью. Надо создать кафедры Методологии медицины, где будут излагаться вопросы Новой Философии и Интегральной Медицины. Прилагаю вариант Интегральной Медицины (одна из возможных) – пока в качестве факультативного курса. Курс философии требует рабочего рассмотрения.
В. П.Петленко"