ГОМЕОПАТИЯ - это МЕДИЦИНА.
О. В. Агринский. 2004г.
Гомеопатия. Термин. Тайна. Лекарства. Шарики. У многих это слово на слуху.
Что только с ним не отождествляют: от фитотерапии до антропософии.
Сегодня гомеопатия - официально признанный Минздравом вполне самостоятельный метод лечения.
Правда, это признание не внесло ясности в само понятие. Доныне не только люди далекие от медицины, но и многие врачи называют гомеопатией методы и лечебные направления не имеющие к ней никакого отношения.
Гомеопатия - это раздел медицины, широко известный в мире, как метод лекарственной терапии, теоретические принципы и практические основы которого в конце 18-го века сформулировал и обосновал немецкий врач Самуэль Ганеман. Он же и ввел ее в медицинскую практику. От него началась героическая история гомеопатического метода на тернистом пути исцеления больных.
Гомеопатия - наука прежде всего эмпирическая, но обладающая незыблемыми теоретическими основами, которые не смогли поколебать оппоненты метода на протяжении всей ее истории.
При всей патетике и громогласном афишировании успехов и побед можно с уверенностью говорить о кризисе современной медицины (и не только отечественной).
В бешеной гонке прогрессивного человечества по пути технического прогресса, кажется, забыта не только суть, но и цель, предназначение этой богоугодной профессии.
Но лозунги остались прежние. И оттого они только лицемернее звучат. "Фундаментальная" наука разъяла человека анатомически и функционально, превратила его в скопище биохимических и элементных структур, в источник результатов лабораторных тестов, в такую же цифровую ипостась, как и порожденные им деловые и бытовые технологии.
Императив здравоохранения растет - репутация врачей падает. Разрабатываются глобальные программы борьбы или управления или контроля над отдельными болезнями и глобальными медицинскими проблемами - а здоровье популяции ухудшается. Множится и ширится число и тяжесть недугов, уже напрямую связанных с генофондом.
Чуть ли ни каждая третья болезнь, перед которой у медиков опускаются руки, определяются аутоиммунной каузальностью.
Как когда-то определялась инфекцией. Или дефицитом "какой-либо субстанции в том или в ином органе, или системе организма". Или прочими причинами, которые как откровения преподносились человечеству на гребне успехов физики, химии, биологии, психологии, etc., а потом становились рутинным знанием, померещившись откровением. "Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь" (Екклесиаст, глава 1, текст 18)
Настолько, видимо, сильно' желание побороть, а не приять, что безжалостно отношение человечества к Вселенной вокруг и внутри себя!
И пусть вчерашние неоспоримые критерии оказываются сегодня нелепым бредом - все равно ревность гордыни затмевает Любовь Божественного откровения; разум возносится над Верой; информация доминирует над Знанием; Искусство оттесняется технологией.
И уже молодые все чаще взывают к врачу "Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь" (Псалтирь, глава 116, текст 3)
Ратуя за чистоту научного подхода, современная академическая медицина при этом уже допустила в лоно свое и мистику, и эзотерику под личиной традиционных методов, подвергая остракизму естественно-научное медицинское направление - гомеопатию.
Аллопатам сама идея, что кто-то в состоянии излечить болезни, с которыми им самим не справится - как мулета для быка. Уважая только собственный, полученный на студенческой скамье взгляд на предмет, на понимание процессов в живом организме, взгляд, переросший в привычный стереотип практики - они не допускают и мысли, что другая точка зрения на этот процесс может не просто иметь место, но и быть верной!
Без какого-то ни было стремления вникнуть в суть ганемановского учения, аллопаты в лучшем случае иронизируют, а в общем-то обвиняют гомеопатию во всех тяжких и голословно отвергают, прекрасно понимая, что её успехи несут естественную гибель дутым авторитетам и утвердившимся в медицине "школам", существующим ради себя самих, впустую пожирающим народные деньги и за долгие годы не научившиеся лечить поддающиеся адекватной гомеопатической терапии болезни, например, аллергию (в т.ч. бронхиальную астма) или гепатит.
Беда в том, что многие из таких авторитетов - "столпы" академической медицины, занимают высокие посты в медицинских институтах и могут влиять на умы студентов, не научившихся ещё критически относиться к звучащему с кафедры "научному суждению".
Один из крупнейших мировых светил гомеопатии J.T.Kent говорил, что ему известен лишь один критерий научности в медицине - умение излечивать больного. Тот врач, который знает, как это сделать, тот настоящий учёный. Тот же, кто этого не умеет, и прячет своё неумение за разглагольствованиями от имени науки - просто болтун.
Как сказано выше, гомеопатия - наука - прежде всего эмпирическая, но имеющая прочную теоретическую базу.
В основе её - несколько кардинальных постулатов. Основной - принцип подобия [similia similibus curantur].
Вещество, способное в материальных (больших) количествах вызывать в организме здорового человека определенные проявления (симптомы), в микроскопических количествах излечивает такие же проявления больного организма.
Это заявление - непривычно, но поначалу. Людям привыкшим к обратному тезису.
Но исторически, дуализм подходов к врачеванию встречается уже в греческих манускриптах времен Гиппократа: подобное излечивается подобным, а противное - противным [contraria contrariis curantur]. Доминирующая и сейчас медицинская доктрина соответствует в своем взгляде на проблему второму тезису. Руководствуясь им, запор следует лечить слабительным, боль - обезболивающим, воспаление - антибиотиками, аллергические проявления - антигистаминными средствами и т.д.
Ганеман обращает наше внимание на слова книги "О доказательствах по понятию слушателей", авторство которой приписывают Гиппократу: "Что производит болезнь, то же самое, принятое в недуге, даёт выздоровление".
И еще цитата, чтобы прояснить данную сентенцию. Описывая особый вид сумасшествия, Гиппократ предлагает: "Давайте больному питьё, приготовленное из корня растения адамова голова, в приёме меньшем того, который порождает эту же манию", - разумеется, у здорового человека. В обоих случаях видно расстройство ума, признаки которого сходны, но причины болезни различны, и потому самые случаи не тождественны.
Но кажется очевидным и (формально) логичным, даже если дело касается сложных аутоиммунных или эндокринных процессов: микроба надо убить, дефицит гормона заместить, гиперфункцию подавить, плюс-ткань удалить… - взгляд, на котором, в общем-то, зиждется и современная официальная медицина.
Вникнуть в принцип излечения подобного подобным не так просто, особенно, когда слышишь, что для лечения поноса требуется препарат, вызывающий понос у здорового, а для лечения запора - препарат, вызывающий запор… Причем особенно трудно вникнуть - большинству врачей!
Сам термин "гомеопатия" предложен Ганеманом (подобие болезни); соответственно доктрина "от противного" названа им аллопатией (противоположное болезни).
Ганеман употребил это слово, чтобы выразить суть того, что лекарства могут излечивать болезни, которые они сами способны возбуждать у здоровых. Мысль о возможности существования такого общего закона зародилась у него после исследования действия хинной коры при перемежающейся лихорадке, о чем рассказано выше. Ганеман знал, что она излечивает некоторые формы лихорадки. Он принял дозу, находясь в совершенно здоровом состоянии, чтоб узнать, что случится, а случилось то, что у него появился приступ озноба и лихорадки.
Это наблюдение Ганемана сродни впечатлению Ньютона от падения яблока. Ньютон, увидев, как яблоко упало с дерева, задался вопросом "почему?", почему, отделившись от дерева, оно падает вниз?… Миллионы видели, как падают вещи землю, но им не приходило в голову задавать себе вопрос "почему вниз?". Ньютон отдал лучшую часть своей жизни на решение этой задачи, открыв незыблемый в ньютоновой физике закон всемирного тяготения.
Точно так же наблюдение Ганемана, что хина не только излечивает лихорадку, но и вызывает состояние, похожее на неё, повело к открытию, что это не исключительный факт, а выражение общего закона. Что это новый путь, как применения лекарств, как и определения их целебных свойств.
Казалось бы, всё теперь очень просто: хина излечивает лихорадку и хина же вызывает её, а потому нам стоить только принимать лекарства, чтобы получить средства для любой болезни.
Но факты не так просты, какими они кажутся, и здесь-то и находится водораздел между двумя медицинскими школами.
Ганеман знал, что хина излечивает только известную форму лихорадки, или, другими словами, что она излечивает только те случаи лихорадки, в которых у больного проявляются те же самые симптомы, которые хина сама способна вызывать у здоровых.
В этом заключается индивидуальность и уникальность подхода гомеопата в каждом конкретном случае болезни и больного.
Уникальность проявлений даже одной и той же болезни у разных людей, даже членов одной семьи живущих в одном доме. Уникальность разных лекарств для разных членов этой семьи, болеющих одной и той же болезнью, в зависимости от проявлений этой болезни у каждого!
Аллопатическая школа постоянно старается отыскивать специфические средства против болезней, и на этом и основывает фармакологию.
Лекарства в аллопатии делятся на группы, классификация которых основана на химической структуре, действующем начале, но так или иначе на главных характеристиках их действия. Многие из них имеют в существе своего названия слово против (анти): антисептики, антибиотики, антидепрессанты, антикоагулянты, антипиретики и т.д.; в названиях бронхолитики, спазмолитики - суть те же.
Это, не отвлекаясь на перечень осложнения для каждого аллопатического лекарства, который может превышать перечень лечебных свойств.
У гомеопатического препарата побочных действий нет - он подбирается по максимальной совокупности симптомов, выявленных в испытании, т.е. все свойства гомеопатического лекарства являются лечебными.
Повторюсь - лекарственных свойств веществ, выявленных в ходе испытании этих веществ на здоровых волонтерах.
Такие испытания лекарств исторически идут от Ганемана; он проводил их на себе и друзьях, и полученные таким образом симптомы составляют гомеопатическое лекарствоведение, гомеопатическую Materia Medica.
Этим гомеопатическая фармакология вполне отличается от аллопатической.
Поэтому закон испытания (прувинга) средств на здоровых добровольцах, как и закон подобия, и закон малых (минимальных) доз, закон использования одного лекарства, закон динамизации, и теория миазмов - составляют основу гомеопатического метода.
ГОМЕОПАТИЯ - ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА, направленная на излечение человека.
И гомеопатия и аллопатия опираются на фундаментальные естественнонаучные дисциплины, изучаемые во всех медицинских вузах: анатомию, гистологию, физиологию, биологию и т.д. Они используют одни и те же методы обследования больного, одни и те же методы подтверждения результатов лечения.
Различие - в точке зрения на суть человеческого здоровья и метод коррекции его нарушения.
И здесь речь идет не только о гомеопатических лекарствах, хотя это это один из камней преткновения аллопатов.
Ведь гомеопатия - это МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА, для которой равно важно не только ЧЕМ лечить, но и КАК.
Клиническая картина пациента - симптомы, жалобы, психологические особенности, свойства характера, особенности реагирования на внешние раздражители, включая и погоду, и еду - то есть те косвенные признаки, на который аллопаты мало или практически не обращают внимания - для гомеопата основное руководство к действию - к выбору адекватного лекарства! В сравнении проявлений патологии, выявленных у пациента с проявлениями свойств лекарств, выявленными у волонтеров во время испытаний.
Инструментом в руках гомеопата могут быть не только травы и не столько травы, а, наверно, все, что существует в живой и неживой природе, в мире, поскольку человек сам - часть этого мира.
И растения, и простые вещества, которые составляют неживую природу [такие элементы, как фосфор, железо, медь и прочие...]. Представители животного мира, включая земных и морских животных, пауков и насекомых.
Это всевозможные соли, кислоты; порой те вещества, которые могут оказаться у человека под рукой в быту, те, что мы употребляем в пищу, не задумываясь о том, что они могут быть лекарствами.
Это могут быть жидкие субстанции самого человека. Так называемые аутонозоды. Или его выделения, как в здоровом состоянии, так и в болезни.
Конечно, не в чистом виде, а в виде аптечных форм, приготовляемых по строгим фармакологическим правилам. Как и все гомеопатические лекарства. Путем многократных разведений. Чаще в жидкой фазе, на нелекарственной основе.
А притча во языцех - "шарики" из молочного сахара - просто удобная форма хранения лекарств, которые на эти крупинки наносится, да и удобная форма дозировки приема.
Всего не объять в беглых заметках.
Будем считать их вступлением в тему.
Хочется рассказать поподробнее об испытании лекарств, о принципах диагностики и назначения, о взгляде на проблему человеческого здоровье и образ жизни…
Да много чего, о чем есть, и стоило бы поговорить.. Но это уже другая история…
____________________________________________
Благодарю врачей-гомеопатов, мнение или материалы которых были использованы. Это доктора А. Коток, М. Ляхович, Н. Радомская…
в НАЧАЛО