Озонаторы, ионизаторы, электрические воздухоочистители несут потенциальную угрозу для здоровья. В этом убежден Валерий ДЕМИН, научный сотрудник лаборатории атмосферы Арктики Полярного геофизического института КНЦ РАН.
- Валерий Иванович, ваши выводы о применении озонаторов в быту способны неподготовленного человека привести, мягко говоря, в недоумение. Тот самый озон, которым мы любим дышать после грозы, опасен?
- Подавляющая часть людей даже понятия не имеет, как на самом деле пахнет озон. Порог его восприятия у человека, как правило, много выше ПДК: мы не чувствуем озон даже в случае достижения опасных концентраций.
Да, широко распространено мнение, что именно этот газ придает свежесть воздуху после грозы, им богат воздух на морском побережье или в сосновом лесу. Но это не соответствует действительности. Содержание озона в атмосфере до и после грозы обычно мало чем отличается. Более того, во время дождя содержание этого газа часто снижается до весьма низких значений. На кратковременное повышение количества озона, очевидно, можно рассчитывать, если молния ударит прямо рядом с вами, но, боюсь, что в этот момент вам будет не до запаха. На морском побережье его ничуть не больше, чем, например, на удаленной равнине, а в сосновом бору, кстати, даже несколько меньше, поскольку выделяемые хвойными деревьями терпены способствуют его разрушению.
Большинству из нас запах озона может быть знаком, пожалуй, только по посещению физиотерапевтических кабинетов в поликлиниках, где используются так называемые кварцевые лампы. Кроме того, озон - главный компонент фотохимического смога, доставляющего так много проблем жителям городов.
- Чем может навредить озон?
- По существующим санитарно-гигиеническим нормам он относится к первому, самому высокому классу опасности как вещество, обладающее выраженным общетоксическим, раздражающим, канцерогенным, мутагенным и генотоксическим действием. Уже это повод задуматься над тем, что нам предлагают использовать в домашних условиях для очистки воздуха.
Даже его малые концентрации могут оказывать раздражающее действие на слизистые оболочки и вызывать появление бронхита, астмы и головных болей. Длительное же воздействие приводит к развитию хронических заболеваний легких и верхних дыхательных путей, появлению отека. При интоксикации озоном нарушаются метаболические процессы в печени, отмечается поражение сердечно-сосудистой и нервной систем, снижается устойчивость к инфекции.
В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения, средняя за 8 часов концентрация не должна превышать 100 мкг/м3. Этот выбор не случаен: многочисленные исследования в Европе и США показали, что возрастание среднесуточной концентрации на 20 мкг/м3 относительно указанного значения примерно соответствует росту смертности почти на один процент.
Воздействие озона на человека носит кумулятивный характер: концентрацию умножаем на время. Подсчеты показывают, что от 40 до 70 процентов «озоновой экспозиции» человек получает, находясь в помещениях. Искусственное увеличение содержания озона в таком воздухе даже до, казалось бы, неопасных значений окажет существенное влияние на суммарное количество этого газа, поступившего в легкие человека за сутки. По существу, речь идет об эксперименте над собой с непросчитанными биохимическими последствиями.
- Но производители озонаторов и других приборов, вырабатывающих озон, говорят о том, что, повышая его содержание в воздухе помещения, за пределы ПДК не выходят, однако это способствует уничтожению бактерий.
- Поверим им на время. Но эффективен ли озон в таких концентрациях для заявленных целей? Нет. Озон действительно обладает способностью уничтожать бактерии, их споры и многие другие патогенные микробы. Однако безопасные для человека концентрации озона не имеют бактерицидного эффекта.
Проведенный по многочисленным тестам в клиниках США мета-анализ показывает, что выраженная бактерицидная активность озона достигается при концентрациях не менее 6000 мкг/м3, что в сотни раз превышает ПДК. Даже если человека в это время нет в помещении, озон в таких концентрациях представляет серьезную опасность для металлических изделий, полимеров и электронных устройств. В этой связи, например, озонирование служебных помещений даже при отсутствии людей не рекомендовано ни одной официальной организацией здравоохранения США. Таким образом, эффективность приборов для бактериальной очистки воздуха практически нулевая.
Приведу пример: в специальной научной литературе описан эксперимент очистки воздуха от табачного дыма (как заявляют разработчики - это как раз одно из назначений данных приборов). Однако для заметного эффекта пришлось поднять концентрацию озона с 230 до 2800 мкг/м3. При этом эффект от «очистки» оказался полностью «скомпенсирован» появлением еще более опасных альдегидов. Как признались авторы, точно такого эффекта и без появления побочных продуктов можно добиться созданием слабой искусственной вентиляции (замена 10% воздуха в помещении в течение часа). То есть, просто открыв форточку.
- А нам предлагают использовать эти приборы в непрерывном режиме даже в детских садах и школах...
- Тут стоит учесть еще один немаловажный нюанс. Воздух в помещениях, как правило, более загрязнен, чем на улице: к обычным загрязнителям добавляются газообразные вещества, выделяемые строительными материалами, мебелью, оргтехникой, табачный дым, продукты бытовой химии, жизнедеятельности человека и животных. Озон чрезвычайно химически активный газ. Его присутствие запускает целый ряд превращений, в результате которых появляются даже более вредные химические соединения, чем те, которые намеревались удалить из воздуха. В итоге, применив озон в комнате, нам все равно потребуется провести последующую очистку, но от уже многочисленных продуктов его реакций. Спрашивается зачем?
Современные схемы вентиляции за рубежом рассматривают возможность предварительного снижения концентрации озона за счет применения специальных фильтров, чтобы в помещении не происходило образования вредных соединений. А в России производители озонаторов настойчиво рекомендуют повышать его концентрацию! Парадокс...
- Но ведь воду обеззараживают озоном - и у нас, и за рубежом.
- Это разные вещи. Действительно, озон широко применяется для обеззараживания воды вместо хлорирования: 95 процентов питьевой воды в Европе проходит озонную подготовку; процесс перехода на озонирование имеет место и в США. Однако это не должно вводить в заблуждение - к моменту поступления такой воды к потребителю озона в ней практически не остается. Дело в том, что большая его часть не растворяется и удаляется с отходящими из адсорбера газами, а растворенный озон уничтожается на выходе каталитическими и термическими методами. Если применение озона в системах очистки воды признано эффективным, то эффективных и безопасных воздухоочистительных систем не создано.
- То есть доверять заявлениям об эффективности и безопасности подобных приборов не стоит?
- По существу, они представляют собой своеобразный «черный ящик»: вы доверяете заявленным производителем характеристикам, так как никаких приборов контроля с ними не поставляется (иначе цена выросла бы в десятки раз). Но я не настолько доверчив. За все изделия не ручаюсь, но мне приходилось тестировать несколько таких приборов: во всех случаях наблюдалось превышение озоном ПДК - как сразу после включения прибора, так и в помещении в целом спустя некоторое время. А ведь производители и продавцы уверяли в безопасности, подтвержденной сертификатами. Как их получают - это отдельный вопрос. Но, как показал мой опыт, если, например, провести внимательное изучение приведенных в таких сертификатах упомянутых ГОСТов и стандартов, то может оказаться, что речь идет о чем угодно (уровне электромагнитных помех, вибрации и т. п.), но только не о содержании озона.
К сожалению, российское законодательство весьма несовершенно в вопросах защиты воздуха жилых помещений. По этой причине вынужден обратиться к опыту зарубежных стран. Например, в странах ЕС, Соединенных Штатах и Канаде применение озонирующих установок в помещениях не рекомендовано. Более того, с 1995 года Федеральной торговой комиссией США (в целях защиты национального здоровья населения) производителям озонаторов запрещено заявлять, что их устройства эффективны в очистке воздуха помещений, не производят вредных побочных продуктов, облегчают условия для аллергиков, астматиков. Нетрудно убедиться, что все эти свойства широко рекламируются производителями в России.