ОСВЕЩЕНИЕ
В благоустройстве детских дошкольных учреждений огромное значение имеет освещение - как естественное, так и искусственное. Естественное освещение - необходимое условие нормальной жизнедеятельности организма. Если человека на долгое время лишить естественного освещения, то ослабляются защитные силы организма, нарушается минеральный обмен, наблюдаются функциональные расстройства нервной системы.
Вместе с тем солнечные лучи, проникая в помещение через окно, дают хотя незначительный, но бактерицидный эффект.
Правильный световой режим способствует лучшему зрительному восприятию, предупреждает развитие у детей близорукости.
В дошкольных учреждениях проводятся систематические занятия, дети играют с крупными и мелкими игрушками, рассматривают картинки, рисуют - все это вызывает значительное напряжение зрения и тесно связано с общим утомлением организма.
Проведенные физиологические исследования (Э. Д. Демина) показывают, что занятия в детском саду при низких уровнях искусственного освещения влияют на функциональное состояние центральной нервной системы и зрительного аппарата: снижается острота зрения, уменьшается быстрота различения.
Хорошее освещение вызывает у детей деятельное состояние, жизнерадостное настроение. В светлом помещении заметнее непорядок, загрязненность комнаты, обстановки и одежды, возникает потребность постоянно поддерживать чистоту.
Ни одного темного, недостаточно освещенного угла не должно быть в помещениях детских учреждений.
Нормы естественного освещения выражаются не в абсолютных, а в относительных величинах: учитывается отношение освещенности внутри помещений к одновременной наружной освещенности. Это отношение выражается в процентах и называется коэффициентом естественной освещенности (КЕО).
По санитарным нормам и правилам коэффициент естественной освещенности помещений в настоящее время составляет: в групповых, спальнях, изоляторе и комнате заболевшего ребенка, в зале - 1,5% ; в приемной и раздевальной - 1,0%.
Качество естественного освещения в детских учреждениях зависит от многих причин, в первую очередь от величины окон. Нормально, чтобы отношение их застекленной поверхности к площади пола (световой коэффициент) в детских комнатах был равен 1 : 4. Окна должны быть широкими, с небольшими простенками. Чем помещение глубже, тем высота окон должна быть больше.
В целях увеличения освещенности детских помещений у окон не следует делать мелких переплетов; расстояние от потолка до верхнего края окна (наиболее полезного в светотехническом отношении) должно быть минимальным (15-25 см). Высота подоконника над полом - 60 см. Это позволит детям время от времени смотреть вдаль и давать отдых утомленным мышцам глаз.
Для создания нормального светового режима большое значение имеет расположение детских комнат. Наилучшей ориентацией признается южная.
В помещениях с южной ориентацией преобладает наиболее равномерное освещение.
В северных районах это даст возможность увеличить длительность солнечного освещения, очень важного для данной климатической зоны.
На юге солнце в самые жаркие часы дня находится в зените, и его лучи не проникают глубоко в помещение, а лишь скользят по поверхности здания, поэтому перегрева детских комнат не происходит.
Примечание. При ориентации спален-веранд на север следует предусматривать дополнительное естественное освещение с восточной или западной стороны.
Важно, чтобы солнечный свет не только проникал в помещение, но и не поглощался. Это в большей мере зависит от окраски потолка, стен, мебели. Их следует покрывать красками светлых тонов, дающих наибольший коэффициент отражения световых лучей.
Так, коэффициент отражения потолка, выкрашенного в белый цвет, равен 70% и даже 100%; стены, выкрашенные в светло-желтый, кремовый, бледно-розовый цвета, дают коэффициент отражения 60-75%, светло-желтые полы - 25-30%; полы из светлой древесины - 15-30%.
Кроме того, правильно используя сочетание цветов, можно сделать помещение для детей нарядным, уютным. И наоборот, случайно подобранные, непродуманные цвета создают пестроту или серую, неприглядную обстановку. Сочетание цветов должно учитывать назначение данной комнаты.
Переплеты окон, подоконники, двери следует покрывать белой масляной краской. Мебель также целесообразно окрашивать в светлые тона.
Не следует затемнять оконные проемы занавесками, высокими цветами; обязательно надо регулярно мыть стекла. Все это будет способствовать наибольшему отражению световых лучей и наилучшей освещенности помещения.
Искусственное освещение должно отвечать следующим требованиям: быть достаточным, равномерным, не мерцающим, без резких теней, не ухудшать воздух продуктами горения, быть безопасным в пожарном отношении.
При искусственном освещении можно нормировать не только количество, но и качество освещенности.
Искусственное освещение создается применением ламп накаливания или люминесцентных. Норма искусственного освещения в групповых комнатах: 100 лк при использовании ламп накаливания и 200 лк - при люминесцентном освещении. Проведенные институтом им. Ф. Ф. Эрисмана исследования (Э. М. Деминой) позволяют сделать вывод, что указанные нормы целесообразно увеличить.
В связи с этим в групповых комнатах для детей дошкольного возраста нужно иметь 8 электрических лампочек, по 200 вт; для детей раннего возраста 6 световых точек, по 200 вт каждая. В обоих случаях это составляет для ламп накаливания около 25 вт на квадратный метр площади пола, для люминесцентного освещения - 50 вт на 1 м2.
При керосиновом освещении, которое применяется еще в некоторых детских учреждениях на селе, допустимы только подвесные лампы (не ниже 2 м от пола), преимущественно с круглой горелкой из расчета 3 линии на 1 м2 пола. Данная норма не обеспечивает хороших условий освещения, но увеличивать количество ламп нельзя, так как при этом выделяются лишнее тепло и углекислый газ, вредные для здоровья.
Кроме того, керосиновое освещение опасно в пожарном отношении.
Осветительная арматура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет; поэтому в дошкольных учреждениях рекомендуется использовать светильники кольцевого типа СК-300 или светильники типа КСО-1; допускаются также молочные шары диаметром 350 мм. Открытые снизу люцеты и лампы, не защищенные арматурой, не допускаются, так как они вызывают быстрое утомление зрения. Использование настенных бра, а также люстр категорически запрещается.
Для люминесцентного освещения лучше применять лампы белого (БС) и тепло-белого (ТБС) света.
При люминесцентном освещении пользуются светильниками типа ШОД (школьный общего освещения диффузный). Люминесцентные лампы светятся по всей свой длине и создают равномерное освещение. Спектр его приближается к естественному освещению.
В некоторых случаях, например на Крайнем Севере, в условиях полярной ночи наблюдается ультрафиолетовая недостаточность, которая приводит к нарушению образования в организме витамина D, что вызывает у детей заболевание рахитом. В этих случаях требуется искусственное освещение иного типа.
В последние годы советские инженеры сконструировали эритемную люминесцентную лампу. Она устроена по типу люминесцентной осветительной лампы, и внутренняя ее поверхность покрыта специальным составом, излучающим ультрафиолетовые лучи малой по сравнению с ртутно-кварцевой лампой интенсивности.
Облучение эритемными лампами детей школьного возраста благоприятно сказывается на их здоровье, жизнедеятельности организма; дети прибавляют в весе, меньше болеют.
А.Н. Потупиков (ГМИ им. С.И.Кирова, кафедра социальной гигиены) проводил наблюдения в детском саду г. Горького, где был установлен этот вид искусственного освещения. Применялись светильники и эритемные облучатели (4 люминесцентные осветительные лампы и 2 эритемные), причем они монтировались так, что ими можно было пользоваться совместно и раздельно. Это позволяло в условиях хорошей естественной освещенности включать лишь эритемные лампы, дающие ультрафиолетовый поток лучей.
С ноября по апрель дети облучались ежедневно. При этом они не раздевались, а лишь завертывали рукава и спускали чулки. Облучение обнаженной поверхности рук, ног, головы и шеи в течение 4-5 часов пребывания в групповой комнате оказалось достаточным, дети получили необходимое количество ультрафиолетовых лучей.
По сравнению с детьми другой группы этого сада, которые не подвергались облучению, состояние здоровья и физического развития облучаемых детей было значительно лучше.
По данным А. М. Воробьевой, ежедневное профилактическое ультрафиолетовое облучение эритемными люминесцентными лампами из расчета 1/8-1/6 эритемной дозы в день повышает способность организма детей дошкольного возраста к усвоению питательных веществ (кальция на 9,3- 20,3% и фосфора на 6,3-17,5% введенного количества).
Освещение с применением эритемных ламп в настоящее время признано наиболее эффективным. Такие лампы весьма желательны для всех детских дошкольных учреждений, но они особенно необходимы на Крайнем Севере, где важно не только обеспечить полноценное искусственное освещение, но и улучшить условия жизнедеятельности во время длительной полярной ночи.
В районах севернее 65° с. ш. предусматриваются источники ультрафиолетовой радиации (ЭУВ и т. п.) в системе общего освещения помещений групповых, игральных-столовых, спален, в палатах изолятора и комнатах для заболевших детей или в фотарии.
Искусственное освещение может применяться в двух видах: общее и комбинированное (при совмещении общего и местного освещения).
Местное освещение предусматривается в приемных, раздевальнях, спальнях, в медицинской комнате, в кабинете заведующей, в моечных. В других помещениях применение одного местного освещения не допускается.
В спальнях, спальнях-верандах, комнате заболевших детей и изоляторе предусматривается дежурное (ночное) освещение напряжением не более 36 вт, присоединенное к сети аварийного освещения.
Для дежурного освещения следует применять светильники со стеклом синего цвета и экранирующей решеткой, устанавливаемые на высоте 0,3 м от пола, вблизи от входов в помещения.
Во всех помещениях детского сада устанавливаются штепсельные розетки, чтобы подключать местное освещение и уборочные машины.
В групповых комнатах, зале штепсельные розетки и выключатели должны устанавливаться на высоте 1,8 м от пола.
Отредактировано potupikoff (20.12.2015 13:08)
- Подпись автора
Вооще бессмертный