Следует отметить, что в настоящее время общепризнанным можно считать представление, согласно которому различные эффекты акупунктуры, в том числе и болеутоляющий, обусловлены механической активацией нервных элементов, расположенных в глубине тканей. При этом особая роль отводится вегетативной нервной системе, которая, по мнению многих авторов, является связующим звеном биологически активных зон кожи с внутренними органами. Показано, что воздействие на точку цзу-сань-ли (Е-36) приводит к усилению перистальтики и секреции желудка, активация точки ян-линь-цюань (VB-34) сопровождается сокращением желчного пузыря, а акупунктура в точке шэнымэнь (С-7) вызывает изменение частоты сердечных сокращений.
Влияние определенных точек акупунктуры на функции внутренних органов некоторые исследователи объясняют с позиций кожно-висцеральных связей, формирующихся в процессе эмбриогенеза. Предполагается, что связь внутренних органов с нервной системой, а через нее с кожей обеспечивается пенетрацией нервных элементов во внутренние органы в процессе органогенеза. Исходно принцип иннервации имеет метамерный характер, но по мере роста и развития тела изменяются его форма, размеры сегментов и их конфигурация; нервные связи при этом не прерываются, но смещаются топографически. Эти связи «зашифровываются», и из «точек соприкосновения» по мере роста и развития плода вытягиваются в «линии взаимосвязи», которые обеспечиваются внутри- и межорганными взаимоотношениями, тесно связанными с развитием систем кровеносных и лимфатических сосудов. Можно предполагать существование генетической обусловленности точек акупунктуры.
В некоторых исследованиях было показано, что кожа корпоральных точек акупунктуры из разных участков тела имеет огромное количество нервных проводников и терминальных разветвлений, содержащих холинэстеразу [Крохина К. М. и др., 1980]. Архитектоника нервных сплетений во всех зонах кожи однотипна, но концентрация холинергических нервных проводников и терминалей в различных исследованных зонах зависит от количества и величины потовых желез, пушковых волос, мышц, сосудов. По мнению этих авторов, отличия в концентрации холинергических нервов в зонах акупунктуры по сравнению с другими участками связаны с неравномерным в количественном отношении распределением сосудов и кожных элементов. Предполагается, что акупунктурное воздействие приводит к выделению ацетилхолина из многочисленных холинергических терминалей, что сопровождается изменением проницаемости мембран рецепторов кожи, подкожной клетчатки и подлежащих тканей, вызывая их деполяризацию.
Известно, что акупунктура производится на разной глубине, и игла, погружаясь в ткани кожи и подлежащие ткани, возбуждает все нервные элементы, которые встречаются на ее пути. Раздвигая ткани, она сдавливает нервные окончания, тем самым вызывает их механическую активацию. Из клинической практики и экспериментальных исследований хорошо известно, что наибольший анальгетический эффект возникает при воздействии на точки, расположенные вблизи нервных стволов или в областях с интенсивной иннервацией тканей. Акупунктурное воздействие в точках, расположенных на руках, используется для достижения аналгезии на голове и верхней части туловища, а точки акупунктуры, расположенные на нижней конечности,— соответственно для обезболивания нижней части туловища. При этом практические акупунктуристы придерживаются принципа сегментарной иннервации; согласно ему наибольший эффект возникает при воздействии на точки, расположенные в пределах того же сегмента, на уровень которого проецируется боль. Поэтому наибольшего эффекта акупунктуристы ожидают от воздействия на локальные точки по сравнению с отдаленными. Это положение находит подтверждение в экспериментальных исследованиях. Так, Н. Chang (1973) наблюдал торможение ноцицептивных ответов нейронов таламуса при акупунктуре, которое было в наибольшей степени выражено при воздействии на точки акупунктуры, расположенные максимально близко к месту болевого воздействия. Электромиографический ответ, возникающий при стимуляции пульпы зуба, также в наибольшей степени подавлялся при активации точки акупунктуры хэ-гу у крыс, по сравнению с другими точками, которые, согласно клиническим данным, малоэффективны при аналгезии ротовой полости [Toda К. et al„ 1980].
На рис. 2 представлены основные точки акупунктуры, используемые для анализа механизмов акупунктурной аналгезии в эксперименте и устранения болевых синдромов в клинике. Как видно из рисунка, для получения акупунктурного обезболивания используются, как правило, точки, расположенные на конечностях (от локтевого и коленного сустава до пальцев), с широким спектром терапевтического действия, который, по- видимому, обусловлен особенностями акупунктурного воздействия на периферии, в частности тем, что при "введении иглы в такие точки, как хэ-гу, цзу-сань-ли и др., происходит синхронная сильная активация полномодальных нейрональных элементов различных тканей. При введении иглы в точку хэ-гу она сначала проходит кожу и подкожную клетчатку в области, иннервируемой поверхностной ветвью лучевого нерва. Примерно в 20 % случаев игла находится в непосредственной бли-
зости от г. digitalis dorsalis, что является предпосылкой ее механического раздражения [Umlaut R., 1982]. Далее игла проходит через поверхностную фасцию и через m.m. interosseus dorsalis и adductor policis, которая иннервируется глубокой веточкой локтевого нерва. Здесь игла может раздражать волокна мышечных рецепторов. Далее игла достигает одного из п.digitalis palmaris proprii или угла между ними, или встречается с целым стволом п.digitalis palmaris communis срединного нерва. Эта область представляет собой наиболее вероятную зону раздражения периферической нервной системы при акупунктуре в точке хэ-гу, и с большой вероятностью можно считать, что это главное афферентное представительство данной точки. Здесь отмечается высокая плотность афферентных волокон различного диаметра — от безмиелиновых до толстых миелиинзированных, связанных преимущественно с тельцами Пачини. Каждое волокно большого диаметра сопряжено с 4—8 тельцами Пачини, и общее их число в области точки хэ-гу составляет примерно 1000 [Umlaut R., 1982]. Следовательно, при введении иглы возбуждается одновременно большое количество рецепторов. При введении иглы под углом проксимально в направлении г. palmaris communis n.medianus активируется непосредственно ствол п.digitalis, что обеспечивает раздражение практически всех телец Пачини и других механорецепторов. Это означает, что примерно 1/3 всех рецепторов поверхности кисти одновременно и синхронно активируется при воздействии на точку хэ-гу, чем, вероятно, объясняются сильный терапевтический эффект и широкий спектр действия этой точки.
Основными нервными элементами точки цзу-сань-ли являются ветвь n.surae lateralis и n.peroneus superficialis. Наибольшее значение, вероятно, имеют веточки в надкостнице большеберцовой кости и межкостной перепонки, происходящие из n.peroneus profundus, и п.interosseus cruris — из n.tibialis,куда игла нроникает при максимальной глубине терапевтического укола. В проксимальной части межкостной мембраны содержится большое количество крупных телец Пачини [No- vothy V., 1975]. Поверхностные проекции точки цзу-сань-ли интересны тем, что tuberositas tibiae имеет вариабельные перекрытия нервов в этой области, получающей иннервацию из различных источников. Значит, в этой области также имеется обширная афферентация, представленная различными нервами.
Как видно из рис. 3, кончики акупунктурных игл, введенных в различные другие точки воздействия, располагаются в непосредственной близости к крупным нервным стволам.
Свернутый текст
Анальгетический эффект, как и другие эффекты, возникает и при воздействии на аурикулярные точки. Ушная раковина имеет богатую иннервацию, представленную пятью различными афферентными нервами соматической и висцеральной природы. Предполагается [Дуринян Р. А., 1980], что обильная иннервация может быть связана с тем, что ушная раковина, помимо функции пассивного рупора, выполняет еще какие-то особенные сенсорные функции или она может быть следствием остаточных явлений эволюции. Ушная раковина иннервирована ветвями п.trigeminus, шейного сплетения, лицевого промежуточного нерва, языкоглоточного нерва и блуждающего нерва и тем самым она имеет обширные связи с важнейшими ядрами и центрами ствола мозга, в том числе с дыхательным, сосудодвигательным, с системой ретикулоспинальной регуляции мышечного тонуса и сенсорных входов и, наконец, с восходящими системами ретикулярной формации. Кроме того, тесные связи афферентной системы ушной раковины с другими афферентными проекциями и их широкое перекрытие на стволовом, на ламокортикальном уровне создают благоприятные условия для того, чтобы при стимуляции какой-либо точки ушной раковины рефлекторная реакция вовлекала в активность множество проекционных систем [Дуринян Р. А., 1980]. Следовательно, при воздействии на аурикулярные точки благодаря особым морфо- физиологическим характеристикам афферентных систем ушной раковины могут возникать различные рефлекторные реакции, в том числе и на внутренние органы, благодаря присутствующим здесь терминалам блуждающего и других висцеральных афферентов. При этом прослеживается определенное, хотя и не совсем четкое, соматотопическое представительство внутренних органов и определенных участков тела на ушной раковине (рис. 4), что позволяет обеспечить направленный терапевтический эффект. Высокая эффективность воздействия на точки ушной раковины при купировании болевых синдромов различной локализации объясняется также наличием прямых связей тригеминальной системы с основными антиноцицептивными структурами мозга.
Свернутый текст
При исследовании шести аурикулярных точек Т. Kitade и М. Hyodo (1979) установили, что воздействие на них сопровождалось аналгезией, однако повышение болевого порога наблюдалось не на всей поверхности тела, а только в определенных, индивидуальных для каждой точки, участках. Отмечались также различия в продолжительности и выраженности болеутоляющего эффекта. Акупунктура в аурикулярных точках у кроликов сопровождается характерной «сетчатой» конденсацией ядерного хроматина в клетках эпидермиса и дермы, изменением структуры миелинизировавной оболочки нервных волокон, нарушением микроциркуляции и повышением осмофильности цитоплазматического матрикса эндотелиоцитов. При лазерной пунктуре обнаруживаются незначительные изменения в эпидермисе и дерме, возникает умеренный отек эндотелиальных клеток капилляров, приводящий в ряде случаев к спазму сосудов [Киселева Р. Е. и др., 1986].
Таким образом, в настоящее время есть все основания считать, что точки акупунктуры, не имеют никаких уникальных, ранее не известных структур и образований. В них находятся все те же элементы, которые встречаются и в окружающих тканях. Особенностью точек акупунктуры является более плотное представительство в них разномодального рецепторного аппарата и нервных проводников. По всей видимости, активация нервных элементов может осуществляться непосредственно, в результате воздействия иглы на сосудисто-нервные пучки, нервные волокна и рецепторы, или опосредованно, за счет изменения натяжения поверхностной фасции. Натяжение фасции и ее перфорация при прохождении иглы сопровождаются возникновением колебательных движений (как в мембране), которые распространяются на определенное расстояние. Учитывая, что с фасцией связаны многочисленные сосудисто-нервные пучки, даже незначительное изменение натяжения фасции должно приводить к возбуждению нервных элементов не только в области введения иглы, но и на определенном, вероятно, достаточно большом участке. Таким образом, очевидно, обеспечивается включение в процесс возбуждения значительного числа нервных элементов. В дальнейшем в области укола иглой возникает ответная тканевая реакция, благодаря которой нервные элементы удерживаются в состоянии возбуждения длительное время. При этом изменяются соотношения клеточных элементов — фибробластов, лимфоцитов, мастоцитов —и основных тканевых субстанций — коллагена, эластина, фиброгептина, протеогликанов, глюкозаминов и др. Уже через несколько минут после воздействия изменяются молекулярные характеристики тканей, причем наибольшее значение в этом процессе, очевидно, имеют протеогликаны и глюкозаминогликаны, которые, по сути дела, обеспечивают сбалансированность нормального электростатического базового тонуса и определяют изоосмию и изотонию [Heine Н., 1988]. Не исключено, что при акупунктурном воздействии происходит локальное освобождение биологически активных веществ — гистамина, серотонина, кининов, которые активируют нервные волокна в течение достаточно продолжительного времени [Вержбнцкая Н. И. и др., 1980; Ditfmar F., 1977]. Предполагается, что роль триггерного фактора в формировании ответных клеточных реакций выполняют простагландины, однако эта гипотеза пока не имеет убедительных доказательств.