...В 1866 году была издана книга И. М. Сеченова:
"Рефлексы головного мозга", в которой ученый материалистически
объяснил психические процессы.
Петербургский митрополит потребовал, чтобы автора "сослали для смирения и исправления" в Соловецкий монастырь. Дело ограничилось тем, что книга год не допускалась в продажу. В начале 90-х годов, доля осужденных за религиозные преступления колебалось между 1 и 2 % от общего числа преступников. В 1894 - 1903 годах за них были осуждены 4671 человек, в 1904 – 1913 - более 8000. Временное правительство впервые провозгласило свободу совести, а послеоктябрьский террор уже и вовсе носил противоположный характер.
...
В 1738 году еврей Борух Лейбов ухитрился обратить в иудаизм
флотского капитан-поручика Александра Возницына.
Возницын даже совершил обрезание и был изобличен в вероотступничестве собственной супругой. Та подала донос и, по высочайше утвержденной резолюции сената, Лейбов и Возницын были сожжены:
…обоих казнить смертью, сжечь, чтобы другие смотря на то невежды и богопротивники, от христианского закона отступить не могли (как Возницын) и таковые прелестники, как и оный жид Борох, из христианского закона прельщать и в свои законы превращать не дерзали [67].
Благочестивая вдова, кроме законной части из имения мужа, получила ещё сто душ с землями «в вознаграждение за правый донос» [68].
...
Тойгильда Жуляков – в 1738 г. был сожжён за то, что он
«крестясь в веру греческого вероисповедания, принял снова магометанский
закон и тем не только в богомерзкое преступление впал, но яко пес
на свои блевотины возвратился и клятвенное свое обещание,
данное при крещении презрел, чем Богу и закону его праведному
учинил великое противление и ругательство».
Казнь была совершена «при собрании всех крещеных татар», «на страх другим таковым, кои из магометанства приведены в христианскую веру» [69].
Каковы же были причины такого благочестия? Вероятны два объяснения. Стремление, 20 лет прожившей в Курляндии императрицы и её немецкого окружения, подчеркнуть свою приверженность русским обычаям. Продолжение политики Петра I, для которого преступления против веры были, прежде всего, государственными преступлениями.
А как же реагировала церковь?
По оценке Н. Костомарова:
Как ни сурово относилось правительство Анны Ивановны к расколу и к религиозным заблуждениям, но оно все-таки было мягче и снисходительнее, чем того желали некоторые ревностные духовные сановники. Так, например, в 1737 году рязанский архиерей доносил синоду, что ему, при его старости, трудно разглагольствовать с раскольниками, и находил, что лучше бы смирять их постом и плетьми. На это он получил такой ответ: «Надобно раскольников наставлять по-пастырски, словом учительским, и за трудность оного не почитать, ибо всякое дело труду есть подлежательно, а кольми паче надлежит приложить труд свой о человеке, гиблющем душою, к чему его преосвященство призван и таковым характером почтен» [70].
Д. ист. н, профессор Е. В. Анисимов также отмечает,
что жесткость государственной религиозной политики
отставала от требований духовенства:
Церковники консервативного толка усматривали основное зло бироновщины как раз в усилении веротерпимости. В первых проповедях после переворота 25 ноября 1741 г. (приведшего к власти Елизавету – Е. Ш.) мотив борьбы с ересью, наводнившей Россию, стал одним из важнейших [71].
О каких-либо возражениях церкви против религиозных репрессий неизвестно.
Принимали активное участие духовные отцы и в светском терроре. Именным указом Анна Иоанновна укорила духовенство за частые безосновательные доносы, пригрозив ложным доносчикам лишением сана и ссылкой [72]. Но одобрения именно сожжений мы со стороны деятелей церковных не встречаем. Более того, женщин, сожженных в 1738 г. светским судом, Синод, перед этим, приговорил только к покаянию. Правда, местные светские власти, приговорившие женщин к сожжению, исполняли всё то же Уложение 1649 г., ответственность за принятие которого лежит на церкви. Кроме того, женщины были арестованы по донесению сибирского архиепископа [73].
В 1743 г. сенат приговорил к сожжению вероотступника Несмеянко-Кривого. Последний не только отрекся от православной веры и снял с себя крест, но и расколол икону. Ссылка на приговор сената в истории С. Соловьева под 1743 годом [81]. В 1744 г. императрица Елизавета распорядилась представлять ей на подпись все смертные приговоры и ни одного из них не утвердила [74].
О том, что их заменило даёт понятие один приговор того же года. В 1744 г., по указу Синода, в Соловецкую монастырскую тюрьму заключили матроса Никифора Куницына, дабы «за богоотступное своеручное его письмо, каково писал на князя тьмы, содержать его в вечных монастырских до смерти его никуда неисходных трудах и что за такое его тяжкое пред Богом согрешение во всю свою жизнь приносить Господу Богу покаяние, приходя с работы в церковь ко всякому славословию по вся дни» [75].
Во времена Елизаветы М. В. Ломоносов написал сатирический «Гимн бороде»,
в котором насмешливо отозвался о таком богословском аргументе,
как сожжение в срубе [76].
Последнее известное сожжение произошло в 70-е гг. XVIII в. на Камчатке, где в деревянном срубе сожгли колдунью-камчадалку. Руководил казнью капитан Тенгинской крепости Шмалев и, к сожалению, «сей достойный варварских времен поступок, совершенный в царствование премудрой и человеколюбивой императрицы (Екатерины II – Е. Ш.), сошел Шмалеву с рук даром» [77].
Уже в 1792 г. были приговорены к сожжению несколько духоборов,
но помилованы ссылкою в Сибирь [78].
Выводы:
1. Статистика сожженных в России включает, по разным данным, от нескольких сотен до нескольких тысяч, в основном, старообрядцев.
2. Сожжения производились светской властью в союзе с церковной, как и у католической инквизиции.
Литература:
Бердников И. С. Краткий курс церковного права. Т. 2. – Казань, 1913. – С. 973, 981; там же ссылки на конкретные документы – РИБ. Т. 12, № 233
Тальберг Н. История христианской церкви. – М., 1991. – С. 140, 306
ПСРЛ. Т. 10. – С. 94
Памятники литературы древней Руси: XIII век. – М.: Художественная литература, 1981. – С. 83
Православное Обозрение. – 1876. – Кн. 3. – С. 88 – 89
Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. Ч. I. Памятники XI – XV вв. – С. 145 – 146
ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. – С. 91; ПСРЛ. Т. 8. – С. 109
ПСРЛ. Т. 40. – С. 134
ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. – С. 36; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. – С. 103, 306
Древнерусские княжеские уставы: XI – XV вв. – М.: Наука, 1979. – С. 15
Сказание о новой ереси новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих // Иосиф Волоцкий. Просветитель http://www.wco.ru/biblio/author09.htm?brw=2&lst=...
ПСРЛ. Т. 28. – С. 337
Скрынников Р. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: Т. 2. – Смоленск: Русич, 1996. – C. 56, 224, 313, 418, 428
А. Богданов. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом. – М., 1990. – С. 55
ПСРЛ. Т. 6. Ч. 2. – С. 244
Петрей П. История о великом княжестве Московском // О начале войн и смут в Московии. – М.: Рита-Принт, 1997. – С. 269
Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. – М., 1869. – С. 611
ПСРЛ. Т. 14. – С. 9, 39, 58
Флетчер Д. О государстве Российском // Накануне смуты. – М., 1990. – С. 586
Соловьёв С. История. Т. 8, гл. 2; История. Т. 11; История. Т. 13
ПСРЛ. Т. 34. – С. 204
История Сибири. Первоисточники. IV вып. – Новосибирск, 1994. – С. 204, 255?256
Новомбергский Н. «О волхвах впервые упоминается» // Русские заговоры. – М.: Пресса, 1993. – С. 299, 302, 303, 377; Новомбергский Н. Слово и дело государевы. Т. 2. Материалы. Приложение: Колдовство в Московской Руси XVII-го столетия. – М., 2004. – С. 63 – 73, 78 – 79, 94, 107 – 108
Соборное уложение 1649 года // Хрестоматия по истории государства и права России. – М.: Проспект, 2000. – С. 52, 143
Буганов В. Мир истории: Россия в XVII столетии. – М., 1989. – С. 112 – 113; Подписи православных архиереев сохранились, приведу полный перечень руководителей Православной Церкви, поддержавших огненное законодательство, (см. http://newparadigma.ru/prcv/alm/12_stakh.doc).
«Имена лиц, приложивших руку к подлинному уложению:
К сему Уложенью святейший Iосиф Патриарх Московский и всеа Русии руку приложил
К сему Уложению Ростовской Митрополит Варлам руку приложил.
Митрополит Крутицкой Серапион р.п.
Архиепископ Маркел Вологоцкий р.п.
Архиепископ Моисей Рязанский р.п.
Архиепископ Ioна Тверский р.п.
Епископ Рофаил Коломенской р.п.
Троицы Сергиева монастыря архимарит Андреян р.п.
Чудова монастыря архимарит Кирил р.п.
Спаса Новаго монастыря архимарит Никон р.п.
Андронникова монастыря архимарит Селиверст р.п.
Казанского Преображенского монастыря архимарит Никон р.п.
Соловецкаго монастыря игумен Илья р.п.»
Богданов А. Русские патриархи. Т. 1. – М.: Терра, 1999. – С. 417 – 418; Т. 2. – М., 2001. – С. 36, 380 – 381
Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича // Подгот. публикации проф. Г. А. Леонтьевой. – М., 2000. – С. 140, 141, 146 – 147
История Сибири. Первоисточники. IV вып. – Новосибирск, 1994. – С. 197
Мейерберг А. Путешествие в Московию России // Утверждение династии. – М., 1997. – С. 75
Коллинс С. Нынешнее состояние России. // Утверждение династии. – М., 1997. – С. 196; автор жил в России в 1659 – 1666 гг.
Рейтенфельс Я. Сказания о Московии. // Утверждение династии. – М., 1997. – С. 327, 370; автор жил в России в 1671 – 1673 гг.
Замалеев А., Овчинникова Е. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. – Л., 1991. – С. 207
Зеньковский С. Русское старообрядчество. – М.: Церковь, 1995. – С. 279, 328, 330, 332, 335, 399, 403
Извет старца Серапиона царю Алексею Михайловичу на вязниковских пустынников // Сборник документов по истории СССР. Ч. 4. – М.: Высшая школа, 1973. – С. 35
Брюховецкий Иван Мартынович // Энциклопедический словарь: Брокгауз-Ефрон. Т. 2. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. – С. 611
Материалы по истории СССР. Вып. 3. Народные движения XVII в. – М.: Высшая школа, 1989. – С. 291 – 292; 317
Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. – М., 1869. – С. 627
Акты исторические: Собранные и изданные Археографической комиссиею. Т. 5. 1676 – 1700. – Спб., 1842. – № 75
Описание возмущения московских стрельцов // Рождение империи. – М., 1997. – С. 391
Ключевский В. О. Лекции по русской истории, читанные на Высших женских курсах в Москве 1872 – 1875. – М.: ВЛАДОС, 1997. – С. 601; Костомаров Н. Царевна Софья // Исторические монографии и исследования: в 2 кн. – М., Книга, 1988; Повесть о страдавших в России за древлецерковные благочестивые предания // Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. – М.: Терра, 2001. – С. 287
Мельников Ф. Е. Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) Церкви // сайт «Староверие в документах», http://starover.boom.ru/melnikov2.html
Привилегия Московской академии // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV – XVII вв. – М., 1985. – С. 239 – 240
Сельский С. Ссылка в Восточную Сибирь замечательных лиц // Русское слово. – 1861. – № 8. – С. 4
Хьюз Л. Царевна Софья. – СПб.: Гранд, 2001. – С. 161, 162
Викторовский С. История смертной казни в России и современное ее состояние. – М., 1912. – С. 202; ПСЗ. Т. 2. – Спб., 1830. – С. 647 – 650
Михайлова Н. О старообрядчестве // Сайт журнала «Москва» http://www.moskvam.ru/blessed_fire/04_2000/mihailova...
ААЭ. Т. 4. – СПб., 1836.– С. 420 – 421
Лилеев М. И. Из истории раскола на Вятке и в Стародубье XVII – XVIII вв. – Казань, 1895. – С. 8
Татищев В. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Жажда познания. – М.: Молодая гвардия, 1986. – С. 356 – 357. – (написано в 1733 г.)
Иоаким. Духовное завещание // А. Богданов. Российские патриархи. Т. 2. – М., 1999. – С. 309, 313
Цветаев. Дело Кульмана // ЧОИДР. – 1883. – Кн. 3. – С. 144, 149
Тихонравов Н. С. Квирин Кульман // Русский вестник. – 1867. – № 12. – С. 592 – 593
Гаврилов А. Проповедники немецкой веры в Москве и отношение к ним патриарха Иоакима // Странник. 1873. Т. 1. – С. 140
Доброклонский А. П. Руководство по истории русской церкви. – М., 2001. – С. 348, 674. (автор – профессор церковной истории, его труд написан в конце XIX в.)
Тихонравов А. Квирин Кульман // Русский вестник. – 1867. – № 11. – С. 183; Богданов А. Российские патриархи. Т. 2. – М., 1999. – С. 230
Богданов А. Российские патриархи. Т. 2. – М., 1999. – С. 227; ЧОИДР. – 1871. – кн. 3. – С. 187
Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. – М., 1869. – С. 652; Желябужский И. Дневные записки. – М., 1997. – С. 269
Буганов В., Богданов А. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. – М., 1991. – С. 454, 455
Дело о дьячке Василии Ефимове, казнённом в Новгороде сожжением за ложное чудо в 1721 // Русский архив. – 1867. – № 12. – С. 1708 – 1720
Семевский М. Слово и дело: 1700 – 1725. – М., 1991. – С. 86
Берхгольц Ф. Дневник камер-юнкера // Неистовый реформатор. – М.: Фонд Сергея Дубова, 2000. – С. 457 – 458, 509 – 511
Смилянская Е. Б. Волшебники. Богохульники. Еретики: Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. – М.: Индрик, 2003. – С. 207, 218, 221
Смилянская Е. Б. Колдун и ведьма в контексте русской культуры XVIII в. ВОПРОСЫ И КОММЕНТАРИИ // Сайт «Kennan Alumni», http://www.kennan.yar.ru/seminars/smilian-28112000-d...
Богомяков В. Запрещенное и отреченное чтение для крысоватых женщин и хомяковатых мужчин среднего возраста // Сайт «Топос: Литературно-философский журнал». – (автор - доктор философских наук, профессор. Зав. кафедрой Политологии в Тюм. ГУ), http://www.topos.ru/cgi-bin/article.pl?id=899
ПСЗ. Т. 8. № 5761. – С. 446
Дело Якова Ярова хранится в архивном фонде Синода РГИА – ф. 796, Оп. 21, Д. 328, 1740 г.
Цит. по Викторовский С. История смертной казни в России и современное ее состояние. – М., 1912. – С. 204
Пыляев М. Старый Петербург. – СПб., 1889. – С. 155
Русская старина. – 1878. – Т. 23. – С. 309
Костомаров Н. Анна Иоанновна, http://www.sedmitza.ru/index.html?did=5436
В борьбе за власть: Страницы политической истории России XVIII века. – М.: Мысль, 1988. – С. 81; в качестве примеров Е. Анисимов ссылается на проповеди архимандритов Дмитрия Сеченова и Кирилла Флоринского
Павленко Н. Анна Иоанновна. – М., 2002. – С. 225
Дело хранится в архивном фонде Синода РГИА – ф. 796, Оп. 19, Д. 323, 1738 г.
Гернет Н. Смертная казнь. – М., 1913. – С. 1
Колчин М. Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого монастыря в XVI – XIX вв.: Исторический очерк // С пред. А. С. Пругавина. – М., 1908. – С. 77
Ломоносов М. Гимн о бороде // Жажда познания. – М.: Молодая гвардия, 1986. – С. 406
Записки Штейнгеля В. И. // Общественные движения в России в первую половину XIX века. Т. 1. – Спб., 1905
Русский архив. – 1865. – С. 818
Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. - М., 2005. – С. 244
ЧОИДР. – 1882. – кн. 3. – С. 15 – 18
Журналы Сената, 19 декабря; РГАДА, ф. 248, Сенат, кн. 2222, л. 477 – 480; РГАДА, ф. 18, Духовное Ведомство, д. 115, л. 1 – 35
1 Сокращенное указание на 6179 год «от сотворения Мира», соответствует 1670 году «от РХ».
...
Шацкий Евгений
Террор русской православной церкви
http://qps.ru/Wfx4Q
...
Итак, история отечественной церкви показывает ее значительно более мягкую политику к еретикам, чем на Западе. Так, не получила у нас широкого применения казнь через сожжение заживо. Другой опрос - каковы были причины этого? Может гуманизм православного учения, в сравнении с католическим? Действительно, оторванность нашей отчизны от европейского развития христианства сыграла определенную роль. Ведь там массовые сожжения начались после папских булл об учреждении инквизиции, а на православную Россию их действие не распространялось...
...
Основная литература
1) Буганов В., Богданов А. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. - М.: Политиздат, 1991. - 526 с.
2) Гримберг Ф. Рюриковичи или семисотлетие "вечных" вопросов. - М.: Московский лицей, 1997. - 308 с.
3) Жизнеописания достопамятных людей земли русской: X - XX вв. - М.: Московский рабочий, 1992. - 334 с.: ил.
4) Карамзин. Н. История государства Российского: В двенадцати томах. Т. 5. - М.: Наука, 1993. - 560 с.
4) Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М.: Мысль, 1991. - 616 [ 2 ] с.
5) Крывелев И. История религий: Очерки в 2 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1988. - 445 [ 1 ] с.
5) Новомбергский Н. " О волхвах впервые упоминается " // Русские заговоры. - М.: Пресса, 1993. - С. 284 - 339
6) Повесть временных лет. - СПб.: Азбука, 1997. - 224 с.
7) Российское законодательство X - XX веков. Т. 6. Законодательство первой половины XIX века / Отв. ред. Чистяков О. - М.: Юридическая литература, 1988. - 432 с.
8) Скрынников Р. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: В 2 т. - Смоленск: Русич, 1996. - (Тирания)
9) Соловьёв С. История России с древнейших времён: В 15 кн. - М., 1959 – 1968
10) Флетчер Д. О государстве Русском // Накануне смуты. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 622 с.
11) Шахнович М. Человек восстаёт против бога: Научно-худож. книга. - Л.: Детская литература, 1986. - 175 с.: ил.
12) Энциклопедический словарь: Брокгауз и Ефрон: Биографии. Т. 1 - 5. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1991 - 1994
- Подпись автора
=