Вот один из способов синхронизировать Головной мосг -
http://programmer.telenet.ru/3738
Вся предоставленная ниже информация собрана из нескольких источников
и предназначена исключительно в ознакомительных целях. Использование
программ или устройств, описанных в этой статье может принести вред
Вашему здоровью!
Общая информация
Научному миру давно известен т.н. БИНАУРАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ (от латин.
“bini” – “два” и “auris” – “ухо”) – способность человека определять
направление на источник звука. (Звуковые волны от своего источника
доходят до правого и левого нашего уха, различаясь по фазе и
интенсивности, что ведет к различию импульсов, поступающих в
центральную нервную систему от каждого из ушей.) Термином же
“бинауральный ритм” (или “бинауральное биение”) в науке принято
называть иной – “узкоспециализированный” – звуковой эффект, о
котором и пойдет речь далее.
Если внимательно слушать в качественных стереонаушниках
стереофоническое звучание качественной аудиозаписи хора людей,
поющих в унисон, то можно услышать (ощутить), как голоса сливаются в
единый пульсирующий тон. Это и есть восприятие бинауральных ритмов
(бинауральных биений) – один из самых замечательных
музыкотерапевтических эффектов, породить который способны лишь
некоторые из музыкальных инструментов, а также хор людей, поющих
примерно в одной тональности (когда голоса или инструменты сходятся
в унисон, эти чудесные ритмы (биения) замедляются, а когда
расходятся – ускоряются).
Эффект бинауральных ритмов веками
используется в церковном хоровом пении.
Возможно, указанный звуковой эффект так и остался бы в сфере
интересов только музыкантов, если бы не американский исследователь
Роберт Монро, в начале 50-х гг. ХХ в. первым в мире всерьез
взявшийся за научное изучение механизма воздействия бинауральных
ритмов на человека. Он увидел, что несмотря на широкую известность в
научном мире эффекта данных ритмов (впервые существование
бинауральных ритмов открыл немецкий ученый Г.В. Дав в 1939 г.),
никто не исследовал их целенаправленное воздействие на состояние
человека при прослушивании через стереонаушники.
Именно Роберту Монро принадлежит открытие того, что при прослушивании звуков
близкой частоты по разным каналам (правому и левому) стереосигнала
человек как раз и ощущает эти самые бинауральные ритмы (биения). Он
доказал, что человек при прослушивании стереофонической музыки через
стереонаушники подсознательно ощушает разницу частот левого и
правого звуковых каналов (данная частотная разница и лежит в основе
рождаемых при этом в головном мозге слушателя бинауральных ритмов).
Научная аксиома гласит: “Частота биений, возникающих при наложении
двух звуковых колебаний с близкими частотами (тонами), равна
разности этих частот”. Например, когда одно ухо слышит чистый тон
(монотонный звук) с частотой 300 Гц, а другое – 308 Гц (разница
частот не должна превышать 25 Гц), то полушария головного мозга
человека начинают работать cинхронно, и в результате слушатель
ощущает особое звуковое биение с “разностной” частотой, равной 8 Гц
(308 – 300 = 8 Гц).
Но это не реальный внешний звук, а производное
самого мозга (он рождается в головном мозге человека только при
сложении электромагнитных волн, идущих от двух синхронно работающих
полушарий мозга). Когда в правом и левом ухе присутствуют звуковые
сигналы двух разных частот, головной мозг вычисляет разность фаз
между этими сигналами (мозг производит наложение данных двух
сигналов), что дает в результате третью – “разностную” – частоту,
слышимую и воспринимаемую как бинауральный ритм. Именно эти ритмы
человек и ощущает как биения на частоте, равной разности двух
звуковых частот, “входящих” в правое и левое ухо (мозг
подсознательно различает частоты обоих каналов стереосигнала и
“вычисляет” разницу между этими частотами).
Примечание.
Если в приведенном выше примере разницу в 8 Гц между двумя исходными
звуковыми тонами увеличивать, то при разности частот выше 25 Гц
данный эффект полностью исчезает (при этом сначала начинают
прослушиваться два тона с большой шероховатостью – как если бы
одновременно звучали два ненастроенных музыкальных инструмента,
затем отчетливо слышны два чистых тона – без каких-либо бинауральных
биений).
Исследования современных ученых показали, что пространственно
бинауральные ритмы возникают в т.н. верхней оливе головного мозга
(она располагается в стволе мозга – в первой точке контралатеральной
интеграции органов слуха). Далее эта активность передается в кору
головного мозга, где ее уже четко можно зафиксировать с помощью ЭЭГ.
ЧАСТОТА БИНАУРАЛЬНОГО РИТМА – термин, обозначающий разницу между
частотами левого и правого каналов звукового стереосигнала.
“ЧИСТЫЕ" БИНАУРАЛЬНЫЕ РИТМЫ – производное от отдельных монотонных
(“немузыкальных”) звуковых сигналов строго определенных и
искусственно регулируемых частот, прослушиваемых через
стереонаушники и созданных специально для получения бинауральных
ритмов такого рода.
БИНАУРАЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ – в широком смысле просто стереофоническое
звуковое воздействие на два уха одновременно (т.е. прослушивание в
стереонаушниках любой стереомузыки – уже бинауральная стимуляция). В
узком смысле бинауральная симуляция – прослушивание в
стереонаушниках искусственно генерированных монотонных звуковых
сигналов с целью возникновения в мозге слушателя “чистых”
бинауральных ритмов заданной частоты.
В настоящее время является научным фактом то, что грамотно
проводимая бинауральная стимуляция головного мозга способствует
синхронизации работы обоих полушарий мозга (это открывает большие
возможности для использования данного уникального свойства
бинауральных ритмов, в частности, в музыкотерапевтической практике).
Некоторые виды умственной (сознательной) деятельности протекают в
каком-то одном полушарии, некоторые – сразу в обоих полушариях,
причем у разных людей (и у разных полов) по-разному. Синхронные
волновые колебания в мозге давно уже известны как особенность
медитативных и гипногогических состояний сознания. Причина – в
физиологии. Каждое ухо “привязано” сразу к обоим полушариям мозга
(Розенцвейг, 1961 г.). Каждое ухо имеет свое медиальное коленчатое
тело (звукообрабатывающий центр), которое получает сигналы от
каждого уха. Когда такая физиологическая структура воспринимает
бинауральный ритм, то в каждом полушарии мозга возникает по
“стоячей” волне одинаковой частоты и амплитуды (данный факт, по
мнению ученых, и обуславливает возникновение синхронности в работе
полушарий мозга).
Примечание.
Синхронизация работы обоих полушарий головного мозга во время его
бинауральной стимуляции происходит только на определенных звуковых
частотах.
Современные нейрофизиологи открыли, что, искусственно накладывая
“чистые” бинауральные ритмы друг на друга в несколько “слоев”, можно
формировать ритмическую активность мозга в нужном направлении и
таким образом вызывать у человека нужную картину ЭЭГ (т.е. желаемую
картину электромагнитных волновых колебаний в мозге), а вместе с ней
– и нужное состояние сознания, которому свойственна эта картина.
Примечание.
В 40-е гг. ХХ в. эффект, схожий с эффектом бинауральных ритмов, был
выявлен при восприятии людьми вспышек света, повторяемых с
определенной частотой (данный эффект, в отличие от бинаурального,
воспринимается не подсознательно, а именно самим сознанием). При
этом частота доминантных электромагнитных волн головного мозга
стремится синхронизироваться с частотой световых вспышек.
Аудиоустройства и компьютерные программы, генерирующие "чистые"
бинауральные ритмы
Во многих странах мира уже давно имеется в продаже широкий
ассортимент устройств, специально предназначенных для
целенаправленного (для изменения состояния сознания) воздействия на
головной мозг пользователя, – т.н. “mind-machines”. Большинство из
них в той или иной форме используют “чистые” бинауральные ритмы.
Устройства “mind-machines” реализуются в виде компьютерных приставок
(впервые в мире такая “машина” была продемонстрирована в 2004 г. на
знаменитой выставке “Comdex”), в комплекте с которыми идут
стереонаушники и специальные очки. При запуске устройства в
стереонаушники подаются звуковые тона определенной частоты, а в очки
– световые вспышки, пульсирующие также с заданной частотой и
интенсивностью. Из этой же серии – популярное устройство под
названием “Фабрика грез” (производитель – японская фирма “Takara”) ,
предназначенная для вызова сновидений определенной тематики.
Примечание.
В уникальные очки, используемые при работе устройств типа упомянутой
выше “Фабрики грез", встроены датчики, определяющие, когда
пользователь во время сеанса начинает видеть сновидения. Для этого
датчики отслеживают движение глазных яблок, выявляя наступление т.н.
фазы быстрого сна. При обнаружении определенного движения глазных
яблок в головной мозг пользователя через стереонаушники с помощью
специальной технологии поступает кодированный сигнал о том, что
человек спит (чаще всего это делается с помощью мигания светодиодов,
вмонтированных в очки).
В 2005 г. предприимчивые ученые-коммерсанты и просто “народные
умельцы” разных стран поняли, что заменить все эти дорогостоящие, но
пользующиеся огромным спросом устройства может универсальная
компьютерная программа, генерирующая нужные бинауральные ритмы в
стереонаушниках и визуальные спецэффекты на экране монитора. И эти
программы стали “плодиться” с невероятной скоростью (Интернет ими
буквально завален). Вот, к примеру, названия некоторых из таких
компьютерных программ – “генераторов бинауральных ритмов”, бесплатно
распространяющихся через Интернет: “Hypnoice”, “Vhypno”, “Hypno
Studio”, “Hemi-Sync” (от Института Р. Монро), “Brian Wave Generator”
(сокращенно – “BWG”), “Mind Blower”, “LSD-spiral”, “Mindwarp”,
“Mindbend”, “Brian Fellow” (Институт Р. Монро), “Mind Controller
beta”, “Flasher” (российская), “Lucido Inducer”, (российская),
“Мозгоправ” (российская) и т.п.
Примечание.
Почти все из данных компьютерных программ в своей работе способны
одновременно использовать и “чистые” бинауральные ритмы, и световые
вспышки (или меняющиеся цветные заставки и узоры). Наибольшей
известностью, популярностью и, соответственно, спросом пользуются
программы “Hemi-Sync” (реализуется на 5 CD-дисках – c большой
библиотекой звуков в формате mp 3) и “Brian Wave Generator” (данная
программа предусматривает возможность “накладок” разного рода БЕЛОГО
ШУМА, многообразных визуальных эффектов, регулирования количества
гармоник в звуковой волне и мн.др.). Российская программа “Flasher”
работает только со световыми вспышками (без звука).
В некоторых из перечисленных выше программ частота бинаурального ритма
фиксирована, в других – динамически варьируется (программы “Brian Wave Generator”
и “Mind Controller beta” поддерживают и функцию подключения
специальных сине-красных очков). Такие очки достать в России очень
трудно, и смышленые “умельцы” через Интернет предлагают инструкции
по их самостоятельному домашнему изготовлению. Российским аналогом
японской “Фабрики грез” является компьютерная программа “Lucido
Inducer”, цель которой – вызов у пользователя т.н. “осознанных”
сновидений (состояний спящего человека при фактическом
бодрствовании).
Некогда знаменитый “Курс английского языка Илоны
Давыдовой”, представленный на аудионосителях и предполагающий его
усвоение посредством стереонаушников, также использует эффект
“чистых” бинауральных ритмов (цель – активизация с помощью данного
звукового эффекта процесса запоминания учебного материала).
Музыкальный рынок русскоязычного Интернета (Рунета) с 2005 г.
буквально завален всевозможными дорогостоящими СD-дисками с
“бинауральными ритмами”, “музыками мозга”, “музыками здоровья”,
“музыками стихий” и т.п. Будьте КРАЙНЕ ОСТОРОЖНЫ со всеми этими
"штучками"!!!
На сегодняшний день из всех существующих профессиональных технологий
и методик бинауральной стимуляции, использующих “чистые”
бинауральные ритмы, самой знаменитой и самой востребованной среди
широкого круга пользователей является акустическая технология
“Hemi-Sync”, разработанная, запатентованная (патент 1975 г.) и
запущенная в реализацию Институтом Роберта Монро (США, штат
Вирджиния). Название технологии происходит от словосочетания
“hemispheric synchronization” (“синхронизация полушарий”).
Этой технологией в настоящее время пользуются многие организации в целом
ряде стран мира (в т.ч. и московский Центр лечебно-оздоровительных
технологий “Рубин”). Институт, возглавляемый Р. Монро, уже более 30
лет занимается изучением измененных состояний сознания, а также
распространением и совершенствованием своих патентованных
акустических технологий (кстати, одна из книг, написанных Р. Монро,
называется “Путешествия вне тела”). Ученые данного Института
работают исключительно с “чистыми” бинауральными ритмами (изучают их
воздействие на сознание людей). В частности, они исследуют действие
различных комбинаций из разночастотных бинауральных ритмов. В ряде
случаев эти комбинации оказались более эффективными, чем ритмы
какой-то одной частоты, поскольку комбинированные бинауральные ритмы
позволяют разным частотам взаимодействовать с разными зонами
головного мозга.
Технология “Hemi-Sync” – процесс добровольного
прослушивания набора сложных аудиоритмов (в т.ч. и бинауральных) в
комбинации с музыкой, различными видами шума и выполнением
специальных упражнений на концентрацию внимания. В большинстве
случаев данная процедура включает в себя также дыхательные и
релаксационные упражнения, а также тренинг, направленный на
повышение внушаемости и развитие качеств визуализации.
Негативная сторона "чистых" бинауральных ритмов
Бесспорно то, что бинауральные ритмы – это очень мощное средство
воздействия на биоэлектрическую активность мозга и, как следствие,
на состояние сознания человека. Вопрос заключается в том, как и с
какой целью использовать данный “чудодейственный” эффект.
Весь мировой рынок компьютерных программ, методик и технологий
данного направления (в т.ч. и тех, что названы выше) ориентирован
исключительно на коммерческий спрос – достижение их пользователями
заветных измененных состояний сознания (т.е. все они – разновидности
психотропных наркотиков нейроакустической природы). Поэтому работа
всех без исключения “генераторов бинауральных ритмов” основана на
использовании самых сильных нейроакустических наркотиков – “чистых”
бинауральных ритмов, позволяющих достичь желаемого результата очень
быстро. К сожалению, изучение вопроса о возможности использования
эффекта бинауральных ритмов в звуко- и музыкотерапевтическом (именно
лечебном) направлении современную мировую науку почти не интересует.
“ЧИСТЫЕ» БИНАУРАЛЬНЫЕ РИТМЫ (в любом виде) ОЧЕНЬ ОПАСНЫ ДЛЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА! Далеко не каждый человеческий мозг
(особенно подростковый или имеющий какую-нибудь явную либо скрытую –
даже самую, казалось бы, незначительную – патологию) сможет их
воспринять без негативных последствий для здоровья слушателя.
Причина – в том, что в природе (в окружающей естественной среде)
такое явление как “чистые” бинауральные ритмы отсутствует, т.е.
человеческий организм с ними попросту не знаком. А поскольку
непредсказуемое “знакомстсво” и “общение” с этими отнюдь не
безобидными ритмами происходит в головном мозге человека, то и
результаты ошибок могут стать весьма серьезными (и даже фатальными)
для всего организма.
Примечание.
В 2005 г. в одном из звукотерапевтических кабинетов г. Москвы
произошел весьма курьезный случай. У пациента (мужчины средних лет)
после 40-минутного сеанса бинауральной стимуляции на искусственно
генерированной звуковой частоте в 6 Гц в т.н. “безэховой” камере
произошла спонтанная эрекция полового члена, беспрерывно длившаяся
после сеанса в течение 3 (!) часов. Данный факт, который с
определенной долей иронии можно назвать даже забавным, лишний раз
свидетельствует об абсолютной непредсказуемости действия на человека
“чистых” бинауральных ритмов (в другой ситуации и с другим человеком
подобная акустическая процедура может привести и к плачевным
результатам.
Примечание.
БЕЛЫЙ ШУМ – звук, лишенный высотной и тембровой определенности,
объективно характеризующийся статистически неизменным во времени,
непрерывным, равноамплитудным во всем используемом диапазоне частот
спектром. По слуховому восприятию к БЕЛОМУ ШУМУ близко подходит
шипение пара или газа при выходе из сопла, а также шум паузы при
воспроизведении звукозаписи с магнитной ленты (на соответствующих
уровнях громкости) или “шипение” работающего телевизора при
исчезновении телевизионного сигнала.
БЕЛЫЙ ШУМ широко используется в
психоакустических исследованиях в качестве маскера (заглушающего
компонента) и для создания искусственных порогов звукоощущения. Как
звуковой спецэффект БЕЛЫЙ ШУМ часто используется в качестве фона в
специальных компьютерных аудиопрограммах и фонограммах, генерирующих
“чистые” бинауральные ритмы. Научно доказан факт, что при
использовании БЕЛОГО ШУМА в качестве фона к основным звуковым
сигналам восприимчивость слушателя к бинауральным ритмам значительно
повышается.
БЕЛЫЙ ШУМ весьма активно использовался, в частности, в
одном российском коммерческом “звукотерапевтическом” проекте (весьма
сомнительного содержания) в 2005 г. Вот что говорилось в то время о
данном небезопасном проекте на страницах одного из рекламных
интернет-сайтов: «В проекте <…> разработаны и записаны особые
музыкальные программы, каждая из которых имеет свою оздоровительную
или корректирующую функцию. Это не просто музыка. В звуковое полотно
встроен специально организованный “БЕЛЫЙ ШУМ” (СОБШ), который
несколько лет разрабатывался российскими учеными в лабораторных
условиях.
Сам по себе “БЕЛЫЙ ШУМ” – явление, известное науке, но
алгоритм, по которому он изменяется и подается для воспроизведения,
является для каждого комплекса (КМ) уникальным. Кодировка
информации, заложенная в звуковой материал (КМ), есть одно из
основных свойств позитивного воздействия на организм. Человеческий
слух почти не воспринимает СОБШ-сигналы, так же как 25-ый кадр в
видео- или киноизображении, но мы “слышим” их определенными
органами, на которые необходимо воздействовать, а главное – его
слышит наш головной мозг».
Таким образом, получается, что в БЕЛЫЙ
ШУМ специалисты в принципе могут “запрятать” вместо позитивной или
терапевтической информации и негативную и разрушительную (даже при
БЛАГИХ намерениях к отрицательному результату может привести
попросту непрофессионализм “конструкторов” БЕЛОГО ШУМА).
Единственный безопасный и, одновременно, имеющий высокоэффективную
универсальную терапевтическую направленность вариант восприятия
"искусственных" органичных (гармонизированных) бинауральных ритмов –
это правильное (в музыкотерапевтическом плане) прослушивание через
высококачественные стереонаушники cтандартной профессиональной
цифровой стереофонической аудиозаписи классической музыки, хорового
пения, опер и т.п. Т.е. аудиозапись не должна генерировать и
содержать такие опасные искусственно созданные звуковые эффекты, как
“чистые” бинауральные ритмы, белый шум, розовый шум и т.д.
Внимание, данная “новомодная” процедура отнюдь не безопасна для
очень многих людей.
Например, лицам, страдающим различного вида
нарушениями работы головного мозга (особенно сопровождающимися
припадками), головными болями, повышенной светочувствительностью,
сердечными заболеваниями, систематически принимающим стимуляторы,
транквилизаторы, психотропные препараты, а также алкоголь и
наркотики, такого рода свето-звуковая стимуляция (в том виде, в
каком она подается во всех указанных выше программах и технологиях)
может причинить серьезный – и даже непоправимый – вред!
Краткое описание некоторых ритмов мозга
Дельта-ритм
Частота: от 1 до 4 Гц.
Состояние сознания: глубокий естественный сон.
Примечания: колебания этого диапазона могут регистрироваться в ЭЭГ
покоя при некоторых формах стресса и длительной умственной работе.
Тета-ритм
Частота: от 4 до 8 Гц.
Состояние сознания: доминирующий ритм электроэнцефалограммы у
здоровых детей в возрасте 2—8 лет. По другим источникам — состояние
медитации, творческой деятельности.
Альфа-ритм
Частота: от 8 до 13 Гц.
Состояние сознания: спокойное бодрствование, релаксация, улучшенная
восприимчивость, ощущению безмятежности и возникновение особого т.н.
«расширенного состояния сознания».
Бета-ритм
Частота: от 14 до 30 Гц.
Состояние сознания: активное бодрствование, усиленное внимание,
умственное напряжение, эмоциональное возбуждение.
Гамма-ритм
Частота: от 30 до 120-170 Гц. По другим источникам – до 500 Гц.
Состояние сознания: данный ритм наблюдается при решении задач,
требующих максимального сосредоточенного внимания.
Отредактировано Семисын (19.07.2010 22:57)
- Подпись автора
=