Вторые принципы Хаоса.
1. Декларация намерения. Чтобы практика была эффективной, мы должны четко сформулировать, какой результат ожидаем, и, более того, соотнести техники, которые применяем, с тем, что мы намерены получить в результате их применения. Это значит, что, если вы выполняете некое действие, в котором с определенной целью вызываете некую конкретную сущность, то должны четко понимать, каким образом эта ритуальная работа отразится на вашей жизни. Адепты Хаоса решают этот вопрос, строго и четко формулируя декларацию намерения. Все формальные действия требуют определения вашей воли — примерно в таком виде: «Я изъявляю волю совершить [формулируется само действие], чтобы получить [формулируется желаемый результат]».
2. Самооценка. В Традиции Хаоса большое внимание уделяется самооценке. К сожалению, даже когда субъект достигает определенного уровня мастерства, ему все равно свойственно самообольщаться и оставаться слепым к проблемным областям. Всегда проще игнорировать или отметать то, что не вписывается в рамки нашего представления о себе. В некоторых эзотерических и мистических системах ответственность за оценку действий перекладывается на учителя (мастера, гуру), который предположительно «видит» характер ученика изнутри и знает, в каком направлении тот должен двигаться дальше. В Искусстве Хаоса ответственность за собственные действия и направление движения несет сам субъект. Конечно, никто вам не запрещает знакомиться с любыми точками зрения, консультироваться с сущностями, работать с прорицательными системами, спрашивать мнения друзей, но помните, что ответственность все равно лежит на вас самих. Способность наблюдать за собственным поведением, мыслями и чувствами с определенной долей отрешенности и объективности приходит с опытом, и если вы овладеете этим умением, то сможете успешно использовать его в любой сфере вашей жизни.
3. Модели и метафоры. При всей кажущейся сложности эзотерических/оккультных теорий — всех этих иерархий «внутренних планов», чакр, энергетических потоков, архетипов, душ, Хроник Акаши, кармических долгов, — все они склонны составлять описания феноменального мира (в котором мы проводим большую часть нашего времени) на языке очень простых терминов. Теория и практика Хаоса в целом придерживается противоположного подхода к моделированию и предпочитает создавать очень простые модели для описания абстрактного опыта, иногда признавая необходимость сложных моделей для понимания феноменального мира. Питер Кэрролл, первый популяризатор Традиции Хаоса, указывает, что она характеризуется «непринужденным» подходом к метафизике, признавая, что метафизика в конечном счете есть вопрос веры. Многие эзотерические системы верований состоят из дикой смеси метафизических спекуляций, выдаваемых за «истину», на которые «навешивается» дополнительная мишура, поскольку те, кто их создает, пытаются втиснуть в одну и ту же модель все, что можно. Когда-то ученые верили, что смогут построить великую «теорию всего на свете». Оккультисты/эзотерики стремятся к такой же цели, хотя у них это проявляется в попытках свести воедино столь разные системы, как, например, Таро, Руны и И-цзин.
Практика Хаоса, однако, отличается готовностью использовать различные модели и учиться на этих моделях. Поэтому практики-хаоситы используют метафоры из теории хаоса, экологии, биологии, психологии, научной фантастики, компьютерного программирования, теории управления и всего остального, что может оказаться интересным или потенциально полезным. Практика Хаоса приветствует такой подход, при котором человек использует модель, наиболее эффективную в данной ситуации.
Когда наши фундаментальные модели реальности изменяются, то внезапно многие представления о мире, которые мы считали само собой разумеющимися, ставятся под сомнение. Мы ведем себя так, словно наши метафоры и карты реальности «истинны». Если же мы решим жить в соответствии с формулой «Ничто не истинно», то нам придется признать несовершенство любой метафоры, которая останется только метафорой. Хотя Традиция Хаоса перенесла фокус внимания с поиска «магического» на поиск того, что находится за пределами известного мира, она признает, что мир сам по себе полон чудес.
4. Достижимая Реальность Оккультная/эзотерическая практика — это набор техник и приемов, которыми можно пользоваться для расширения границ Достижимой Реальности. Мы ощущаем Достижимую Реальность как жестко заданный диапазон успешных действий, которые считаем возможными и осуществимыми в любое данное время. Цель практики заключается в том, чтобы исследовать эти границы и пытаться их раздвинуть, расширяя сферу возможного. Характерными чертами общества в последнее десятилетие двадцатого века стали сомнение и цинизм. Один из первых барьеров, с которым вам придется столкнуться, — это сомнение в том, может ли вообще все это «работать». Как и в сексе, в эзотерике нужно непосредственно практиковаться, чтобы полностью понять. Одно-единственное действие, с помощью которого вы продемонстрируете себе, что ЭТО РАБОТАЕТ, стоит тысяч книг по так называемой оккультной теории.
Многое из того, что выдается за эзотерическую теорию, представляет собой мешанину заимствованных концепций, начиная с карт «внутренних планов» теософского происхождения и заканчивая популярной психологией и «альтернативной» физикой. В Практике Хаоса вопрос о степени «истинности» любой концепции считается неуместным, ибо только практическое осуществление — а вовсе не последовательность и согласованность аргументации — придает любой концепции жизнеспособность. Многие оккультные теории воспринимаются так же, как общенаучные описания мира. То есть они изначально считаются «истинными» независимо от человеческого опыта и переходят из книги в книгу, не вызывая ни малейших сомнений, пока, наконец, не возводятся в ранг общепризнанных истин; узнав о том, что эти «истины» для вас сомнительны, многие их приверженцы страшно огорчатся. Сталкиваясь с Традицией Хаоса, многие люди испытывают шок, поскольку им предлагается забыть ортодоксальную теорию, а опираться только на личный опыт. Но есть и теория другого рода, теория практическая, которая имеет колоссальное значение для современного адепта не познанного. Практическая теория излагает только те принципы и модели, в достоверности которых адепт убеждается на личном опыте. Таким теориям нельзя научить, ибо они рождаются в результате применения искусства в вашей жизни. Хотя книги и другие люди могут дать вам знание готовых техник, только вам самим решать, как их применять и в какие теории и убеждения облекать результаты их применения. Никаких «правильных» методов выполнения альтернативных действий не существует: есть только методы, которые работают или не работают для вас. Традиция Хаоса обучает гибкости мышления и свободомыслию, поэтому не удивляйтесь, если время от времени ваши представления о не познанном будут меняться.
- Подпись автора
Трансгуманист, футуролог, сторонник искусственной эволюции.