Продолжение...
Но нам dtlm надо, используя также и это, научиться переходить в состояние, эмоционально соответствующее реакциям здоровья по Гаркави. Как разные состояния описаны авторами активационной терапии на психоэмоциональном уровне? Читаем:
«Многолетние наблюдения показали, что каждая из адаптационных реакций имеет характерный для нее комплекс не только объективных, но и субъективных признаков, по ко¬торым реакции можно различать. Особенно четко эти приз¬наки выражены, когда реакции не напряженные, а физиологичные, «нормальные» — гармоничные.
При развитии реакции повышенной активации (гармоничной, без напряжения) отмечается высокая активность, опти¬мизм, жажда деятельности, отличное настроение, даже с оттенком эйфории (но без неправильной оценки реальности), общий подъем, отличный сон и аппетит, повышение работоспособности (в первую очередь по скорости работы, но и по длительности тоже). Тревожность, раздражительность, угнетенность, утомляемость очень низкие. Та же реакция по мере снижения уровня реактивности становится, как уже говорилось, все более и более напряженной, что отражается и на субъективном состоянии. Нарушается сон (позднее засыпание и раннее просыпание), появляется раздражительность, обидчивость. Работает человек быстро, но и быстрее устает и начинает ошибаться, делать что-то «не так», но полного срыва нет. Активность обычно остается высокая, даже оптимизм в какой-то степени сохраняется, но настроение ухудшается, становится неровным. Аппетит также хороший. Угнетенность отмечается редко.
Следует особо отметить повышенную активацию очень высоких уровней реактивности, при которой начинает преобладать способ получения энергии извне не за счет пищи, а энергетика организма становится очень сбалансированной. В таком состоянии человек насыщается чрезвычайно малым количеством растительной пищи, принимаемой довольно редко, тогда как энергичность и работоспособность максимальны.
На низких уровнях реактивности, т.е. когда действует сильный, большой по абсолютной величине фактор, повышенная активация часто переходит в переактивацию — реакцию, совсем далекую от нормы. Субъективное состояние при напряженной в разной степени переактивации напоминает состояние при напряженной повышенной активации: большая активность, раздражительность, даже агрессивность, нарушения сна, настроение неровное, но не угнетенное, хороший аппетит. Работоспособность высокая, особенно по скорости работы, но внезапно может наступить срыв, особенно опасный, если работа связана с возможностью аварий. Оптимизм в какой-то степени сохраняется, угнетенность почти не выражена.
При реакции спокойной активации, гармоничной, без напряжения субъективное состояние хорошее, но, как следует из названия, более спокойное. Активность высокая, но нет такой «жажды деятельности», настроение хорошее, но не такое приподнятое, оптимизм умеренный, сон и аппетит хорошие, работоспособность хорошая и по скорости, и по длительности работы, долго не наступает усталость. Тревожность, раздражительность, утомляемость, угнетенность очень низкие.
Различия в субъективном состоянии у людей, находящихся в разных реакциях, настолько велики, что это послужило для Л.Х.Гаркави первым основанием для подразделения реакции активации на спокойную и повышенную.
Поведение пациентов во время активационной терапии заметно отличалось, хотя по тогдашним представлениям у всех была одна и та же реакция активации. Одни пациенты были спокойными, в хорошем настроении. «Как себя чувствуете?» — «Хорошо, значительно лучше». «Сон, аппетит?» — «Хорошие», и т.д. Другие люди вели себя иначе: глаза блестят, от порога - «Самочувствие замечательное (отличное, прекрасное)... Не хожу, а летаю, как в юности, аппетит зверский» и т.п.
У этих больных выздоровление наступало особенно быстро. Сравнение самочувствия с анализом крови (лейкоцитарной формулой) показало, что у «спокойных» процент лимфоцитов не выше 33, а у «повышенных» - всегда выше. Последующие исследования других объективных изменений позволили четко разделить реакцию спокойной активации и реакцию повышенной активации.
По мере снижения уровня реактивности (увеличения воздействия) реакция спокойной активации также стано¬вится более напряженной и субъективное состояние изменяется. Ухудшается настроение, уменьшаются активность и оптимизм, человек быстрее устает, снижается, в отличие от реакции повышенной активации, прежде всего скорость, а затем и длительность работы, нарушается сон — становится поверхностным, неглубоким, — несколько снижается аппетит, раздражительность и тревожность меньше, чем при напряженной повышенной активации, а угнетенность больше.
Реакция тренировки характеризуется умеренной активностью, настроение не плохое, но и не хорошее, оптимизм не очень выражен, хотя пессимизм тоже не выражен явно, аппетит удовлетворительный, сон хороший, работоспособность хорошая в основном по длительности работы, а скорость работы невелика. Тревожность, раздражительность и угнетенность выражены незначительно.
По мере снижения уровня реактивности также увеличивается напряженность реакции и изменяется субъективное состояние: снижается активность, появляется вялость, угнетенность, тревожность, ухудшается настроение, становится более выражен пессимизм, ухудшается сон (становится поверхностным) и уменьшается аппетит, снижается работоспособность: прежде всего скорость, а затем и длительность работы. Раздражительность невелика.
При развитии стресса, особенно хронического, снижа¬ется активность, появляется пессимизм, угнетенность, вялость, нарушается сон, аппетит, иногда появляется раздражительность, недовольство всем, «ничего не хочется», усиливается тревожность. Иногда появляется агрессивность (чаще при остром стрессе). Работоспособность снижена. При остром стрессе сохраняется быстрота работы, но длительность и точность нарушаются. При хроническом стрессе снижаются все характеристики работоспособности: и по скорости, и по длительности, и по точности. Разумеется, по мере снижения уровня реактивности все эти нарушения нарастают.
Наличие такой четкой зависимости между субъективным состоянием и типом адаптационной реакции на разных уровнях реактивности (всего 4 группы уровней) навело Л.Х.Гаркави на мысль разработать критерии оценки для определения типа адаптационной реакции по эмоциональному состоянию с использованием специального опросника. На основании этого была создана экспертная программа для компьютера «АНТИСТРЕСС». Проведенная по этой программе оценка состояний и сопоставление с лейкоцитарной формулой показало очень высокий процент совпадений (в 96% случаев).
Это значит, что если правильно оценить свое настроение и состояние, то это может заменить анализ крови.
Среди многих людей, которых мы лечили, наилучший результат получался именно у тех, кто научился правильно оценивать свое состояние. Сейчас большинство людей, и врачи в том числе, разучились оценивать состояние человека. С этим во многом связан тот печальный факт, что люди начинают лечиться (обращаются к врачу) тогда, когда бо¬лезнь уже зашла далеко, т.е. на более тонкие нарушения не обращается внимания.
Определять, в каких реакциях и на каких уровнях реактивности вы находитесь, можно с различной степенью точности, но по мере проведения активационных воздействий точность обязательно возрастет.
При существующих трудных условиях жизни — плохой экологии, психоэмоциональном напряжении — редко кто без специальных активационных воздействий находится на высоких уровнях реактивности. И если даже есть реакция повышенной активации, то она напряженная. Поэтому практически каждому необходимы или активационное оздоровление, или профилактика, или лечение, которые будут особенно эффективными при правильной оценке своего состояния».
Продолжение следует
Отредактировано ziglo (25.09.2007 12:20)