Личное, для себя, изобретение
Профессор К. Г. УМАНСКИЙ
Мы постоянно что-то изобретаем и выдумываем — по долгу службы, по зову сердца, просто из желания улучшить свой быт и облегчить себе и близким домашние заботы. И вот, собравшись вечером, мужчины обсуждают неведомые автосервису приемы регулировки карбюраторов, а женщины переписывают рецепты еще не известных миру пирогов...
Личное изобретательство касается и нашего здоровья. В этом нет ничего предосудительного, ибо кто лучше вас знает ваш собственный организм и его первоочередные нужды; но как легко переступить грань, за которой начинается малограмотное самолечение! Предлагаемые заметки— не наставление на все случаи жизни, а лишь набор иллюстраций, примеры из долгой врачебной практики. Может быть, вам удастся приложить их к собственному опыту и сопоставить со своими наблюдениями.
Мне было девятнадцать, шла война, и я, связист на передовой, понятия не имел о тракционных невритах, тендовагинитах и туннельных синдромах. Однако очень быстро ощутил нутром, что постоянное ношение двухпудовой катушки с телефонным кабелем здоровья не прибавляет. Эту катушку приходилось почти ежедневно разматывать и сматывать, причем на бегу, да еще с полной выкладкой — тяжеленной трехлинейкой, шинельной скаткой и вещмешком. Лямки буквально врезались в худые плечи, ведь я весил немногим больше того, что было на мне навьючено.
Вот тогда я и сделал первое свое личное, для себя, изобретение: под узкие брезентовые лямки катушек подшил прокладки из обрезков старого ватника. А кроме того, стал бинтовать запястья, болевшие от непрерывного сматывания и разматывания проводов. Катушка вроде бы полегчала, запястья перестали ныть. Впрочем, та фронтовая служба дает о себе знать и сейчас — перед физической работой я вынужден фиксировать запястья, надевая напульсники, как то делают многие спортсмены.
Конечно, другие связисты тоже мастерили себе такие приспособления. А что было бы, окажись мы менее изобретательными? Этот вопрос задает себе не бывший связист, а нынешний невропатолог. И отвечает: натянутые лямки могли повредить плечевое сплетение нервов, постоянная нагрузка на правое запястье привела бы к раздражению сухожилий в этой зоне, травме нервных каналов и вторичному их поражению. Мы называем это туннельными невритами и знаем, как нелегко их вылечить.
Невелико изобретение — могут мне возразить. Не спорю. У любого современного туристского рюкзака есть широкие лямки и прокладки, позволяющие равномерно распределять давление на поверхность. А что представлял собой солдатский рюкзак времен Великой Отечественной? Мешок, сшитый из парусины, да еще веревка, кто какую достанет. Концы веревки завязывались на нижних углах, внутрь узла клали камешки или картофелины, чтобы узел не соскочил, а середина веревки петлей стягивала горловину. Так получался солдатский «сидор» — до сих пор не знаю, почему его так величали. Под его лямки и клали прокладки, все так делали. Кто-то заимствовал идею, а кто-то изобретал — лично для себя. Нехитрое дело, что и говорить. Но простота как раз и соблазнительна.
Что же люди изобретают для лечения самих себя? Чаще всего то, что давным- давно известно. Например, колпаки при головных болях*. Не обязательно старинные, остроконечные — годится и просторный берет, и вязаная шапочка, даже зимняя ушанка. Знаете, часто помогает. И не только от головной боли.
Беседую с больным. Коллега, врач, 60 лет. Рассказывает:
— Всю жизнь боялся простуды. Достаточно небольшого сквозняка, чтобы начался насморк, а за ним и лихорадка. То, что сейчас называют острой респираторной вирусной инфекцией. Но я заметил, что чаще всего заболеваю после стрижки волос. Тогда я попросил жену связать, мне не шапочку даже, а кольцо из мягкой шерсти, сантиметров восемь шириной, чтобы оно не туго охватывало затылок и лоб. Стал дома надевать эту полоску, обычно на ночь. И представьте, с того времени не болел ни разу!
Все закономерно. Кольцо проходило по двум известным медицине зонам — от выйной линии до начала шеи и ограниченной области лба между бровями; эти зоны тесно связаны с нашими мете опатическими реакциями. А шерстяная полоска — более удачная конст-
* Об этом рассказывалось в статье К. Г. Ума некого «Как вам спится?», напечатанной в № 6 за 1984 г.— Ред.
рукция, нежели шапочка, поскольку она оставляет открытой почти всю голову и не мешает кожному дыханию. Кстати, такая полоска помогает многим людям, страдающим нарушениями сна.
Пример противоположного свойства.
Пришел в гости к своему знакомому и едва смог протиснуться в комнату, потому что дверь упиралась в край кровати, поставленной совершенно нелепым образом, под углом к стене.
— Лечусь от бессонницы,— сказал знакомый.— Правильное место для спанья может определить только собака. И он показал мне газетную заметку под названием «Спросите у собаки». В ней шла речь о некоем Гансе Крозене из Мюнхена, который пришел к выводу о том, что не надо ни пилюль, ни прогулок на ночь, а достаточно вытащить из комнаты мебель и пустить туда собаку, а потом заметить, на каком месте она спала, и поставить кровать по «собачьей схеме» — вот и все лечение...
— И как спится?
— Пока неважно. Но я переставил мебель только неделю назад, надо пообвыкнуть.
Когда я навестил его месяц спустя, дверь открылась свободно, мебель стояла на обычных местах. С нарушениями сна мы справились без помощи собаки. Хотя, конечно, прогулки с нею тоже оказывают благотворное действие... Молодая женщина с ограниченной подвижностью в стопах. Пришла на прием повторно, раньше я ей назначил массаж и лекарства. Смущаясь, признается:
— Я была у одной бабки, так она посоветовала мне лечиться скалкой...
— Чем?
— Скалкой. Сесть на стул и катать ее по полу босыми ногами.
По-моему, мой ответ удивил больную:
— Умница бабка, хорошо придумала!
Это та же самая лечебная физкультура. Только лучше вместо скалки купить в спортивном магазине валик с резиновым чехлом, на нем есть фигурные выступы, они раздражают кожу стопы и лечебный эффект достигается быстрее. Но лекарства все же придется принимать, одной физкультурой не обойтись... Тут я должен оговориться. Почти все народные средства направлены на лечение какого-то симптома. Конечно, в этом нет ничего плохого, но только в том случае, если лечащий угадал верный подходк лечению — как, например, бабка со скалкой. К сожалению, знахари угадывают далеко не всегда, нередко они наносят вред, порой непоправимый. Это
относится главным образом к всевозможным зельям. Go знахарями конкурируют иногда интеллигентные, казалось бы, люди. Недавний пример из практики. Моя соседка, 56 лет, преподает в школе иностранный язык. Днем появились сильные головные боли, головокружение. Стало трудно разговаривать, с трудом подбирает слова. Словом, типичная
картина нарушения мозгового кровообращения. Ее муж, журналист, уверяет:
— У жены совершенно нормальное давление, мы каждый день измеряем!
Я прошу показать аппарат — вдруг он неисправен, надо сверить с моим. Мой показывает давление 240 на 140.
— Удивительно,— говорит муж., — только что было 120 на 70. Правда, аппарата у нас нет, мы измеряем давление обручальным кольцом... И он серьезным образом повествует, что кольцо надо подвесить на тонкой нитке и вести его вдоль руки. Как только кольцо начнет колебаться — это «нижнее» давление, оно численно равно пройденному кольцом пути в миллиметрах. Потом кольцо перемещают еще выше, оно опять начи нает колебаться, снова измеряют миллиметры — это «верхнее» давление...
И такое говорят люди с высшим образованием! Кто-то их научил, и они поверили и проморгали болезнь. Наверняка гипертония была у больной давно, но из-за самоуспокоенности никаких мер вовремя не приняли. А еще есть метод определения пола будущего ребенка — тоже «очень точный». Только в этом случае на нитку подвешивают не кольцо, а иголку, направляя острие между большим и указательным пальцами левой руки. Если игла начнет колебаться — будет мальчик, если вращаться — будет девочка. Кое-кто на этом даже подрабатывает. Не раз я сталкивался с таким простым самолечением: на запястье или на щиколотке — в зависимости от того, где локализуются боли,— завязывают шерстяную нитку. Многие считают, что это помогает. И тут ничего не возразишь — постоянное легкое раздражение кожи действительно может уменьшить болевые ощущения. Уменьшить — но не лечить! Такой больной рано или поздно попадает к врачу, и, к сожалению, обычно поздно, а не рано, ибо до последнего надеется на исцеление с помощью шерстяной нитки. А любая запущенная болезнь лечится с трудом. Когда все это объясняешь, обязательно спрашивают: «А все-таки можно нитку применять? Помогает же...» Если помогает, то применяйте, ничего опасного в. нитке нет. Только не подменяйте ею настоящее лечение.
Даже безобидные средства, использованные в лечебных целях, требуют предельной осторожности. Сколько раз видел я кожу, сходившую лоскутами на бедрах и пояснице после лечения самодельными мазями! А потеря подвижности после жесткого непрофессионального массажа, а головокружения и обмороки после неумеренной «разработки шейных позвонков»... Всего не перечислишь и от всего не предостережешь, поскольку неразумное пределов не имеет. Профессионализм всегда предпочтительнее, а в медицине — особенно. Опытный врач часто находит выход потому, что он знает границы допустимого.
...В ресторане отмечали юбилей. Народу много, в зале духота. От долгого сидения все устали, ждали минуты, когда удобно будет разойтись. Наконец юбиляр встал для заключительного слова. И не смог говорить. Он побледнел, опустился на стул. Когда я подбежал
к нему, то увидел испуганные глаза, губы, тронутые синевой, набухшие вены висков и тревожно бьющуюся артериальную жилку.
— Это пройдет,— зачем-то стал успокаивать он меня.— Вот только голова кружится. Мне бы таблетку от головной боли...
Таблетки ни у кого не оказалось.
Тогда я взял с тарелки редиску средней величины и разрезал ее пополам. Срезы редиски быстро приложил к вискам и принялся растирать; потом растер и область лба над переносьем. Через минуту-другую боль прошла, головокружение прекратилось. Кожа лица приняла обычную окраску. И повеселевший юбиляр провозгласил здравицу за народную медицину, которая всегда под рукой. Я не стал переубеждать его. Помогло — и ладно, а народная медицина тут ни при чем. Кстати, с таким же успехом можно было разрезать морковку, яблоко, луковицу, дольку чеснока. Необходимо было раздражение тех самых зон, а чем — это в принципе безразлично. Может быть, чесноком или луком даже лучше, потому что к воздействию на кожу присовокупился бы еще резкий запах.
Для врача в происшедшем нет ничего неожиданного. А добейся такого успеха знахарь — как бы он поступил? Скорее всего, не понимая, что именно помогло больному, он попытался бы лечить тем же простейшим приемом все болезни, которые сопровождаются схожими симптомами. И заодно — так случается очень часто — подверг бы осмеянию медицину официальную, которая, дескать, мудрствует, а помочь не может.
Медицинские рекомендации, даже самые общие, не всегда носят всеобщий характер. Тут, как с одеждой: костюм одного покроя годится далеко не всем, а многие вообще не в состоянии носить фабричную одежду, им приходится шить на заказ.
При очевидном сходстве строения и функций каждый организм есть явление сугубо индивидуальное. В мире нет двух идентичных людей, нет двух организмов с абсолютно одинаковой биохимической настроенностью. Например, некоторые люди не переносят расхожих медикаментов, из чего, конечно, не следует, что эти медикаменты подлежат запрету...
Непереносимость распространяется не только на лекарства. Сейчас в ходу белье из синтетических волокон, и врачи знают, сколь часто у пациентов возникает болезненная реакция — на коже появляются отпечатки изящных капроновых кружев. Тут бы поднять тревогу и объявить синтетическое белье вредным для здоровья, так же как крепкий чай или кофе. Но вряд ли мы вправе делать столь широкие обобщения. Просто надо анализировать накопленный опыт и критически рассматривать его, согласуя с собственным опытом. За исключением тех случаев, когда вредность аксиоматична (пример — алкоголь), надо бы руководствоваться не соображениями вообще, а собственной нормой. Как-то в Молдавии мне объяснили, что человек для поддержания здоровья обязательно должен выпивать ежедневно 10 г виноградного вина на килограмм собственного веса. Не знаю, как кому, но мне мою «норму» в 840 г, пожалуй, не выполнить. К счастью, с такими советами теперь покончено. Но ведь есть и не столь очевидные случаи.
Печатное слово время от времени обрушивается со страшной силой на кофе. Вдруг оказывается, что этот напиток служит причиной гибели тысяч людей, ибо его употребление ведет прямо к инфаркту. А другие источники в то же время воздают кофе хвалу, расписывая в подробностях, как именно надо готовить этот исключительно ценный напиток. Какой-то замкнутый круг.
То же и с мясной пищей. Вегетарианцы вроде бы живут дольше, хотя и непонятно отчего, и вот нас призывают отказаться от продуктов животного происхождения. Но ведь у сформировавшегося организма есть определенный биохимический настрой, который нельзя резко ломать! И может быть, не кофе сам по себе вызывает инфаркт, а, напротив, его чаще пьют те люди, чья жизнь изобилует эмоциональными нагрузками, ведущими к сердечно-сосудистым заболеваниям? Или потребность в кофе свойственна тем, кто склонен к сосудистым нарушениям. Так что не будем смотреть на кофе как на абсолютного врага. Конечно, есть заболевания, при которых кофе решительно противопоказан, но не об этом тут речь...
Два наблюдения напоследок — со знаком «плюс» и знаком «минус». Изобретение наблюдательного человека — лично для себя, без навязывания другим. Касается столь полезной процедуры, как мытье. Этот человек признался мне, что не любит мыться в ванне. У него возникает такое ощущение, будто он лежит в воде, смешанной с грязью. Предпочитает душ, полагая его более приятным и гигиеничным. Многие годы пользовался шампунями, мыл ими и голову, и тело, но потом обнаружил, что после мытья под душем простым банным мылом чувствует себя намного лучше. Легче дышать, меньше утомляемость на работе, улучшается сон. Вначале не мог уловить, в чем причина. Потом догадался и для проверки мылся попеременно шампунем и мылом. Предположение подтвердилось.
Вывод напрашивался сам собой: все дело в кожном дыхании. В отличие от простого мыла, шампуни, как и некоторые дорогие сорта туалетного мыла, имеют в своем составе пленкообразователи. Смыть тонкую пленку с кожи удается не всегда. Я нередко советую пациентам воздерживаться при головных болях от шампуней, иногда даже от мыла, а мыть голову яичным желтком, молочной сывороткой и другими народными составами.
Если, прочитав это, вы пойдете выбрасывать шампунь и начнете пользоваться только душем, значит, вы ничего не поняли. Вам Нравится ванна? Вы любите шампуни? После привычного мытья все у вас в порядке? Тогда мойтесь себе на. здоровье так, как привыкли. И ничего тут не надо изобретать. Другое изобретение — со знаком «минус». Действующее лицо: химик, 32 года, женат, двое детей. Почувствовал нарастающую слабость в ногах и руках, вскоре не мог ходить. Скорой помощью доставлен в больницу. Диагноз не вызывает сомнений: поли невропатия, лекарственная болезнь, авитаминоз, преимущественно группы В.
— У меня авитаминоз? Нелепость, я нормально питаюсь, ем овощи и фрукты. И нет у меня никаких нарушений иммунитета, просто вы не знаете, как лечить мою болезнь-
Похоже, он уверовал в то, что лучший способ защиты — это нападение. Разговаривая с этим больным, я не переставал удивляться. Такое я слышал впервые.
— За всю жизнь ничем серьезным не болел. Иногда только насморк или кашель. И все это благодаря собственному изобретению. Два раза в год устраиваю себе химчистку (он так и сказал — химчистку). В течение двух недель принимаю профилактически пенициллин, тетрациклин, сульфадиметоксин. Это главное, иногда добавляю что- нибудь для успокоения нервной системы. В результате организм полностью очищается от микробов и от всего вредного. Правда, потом бывает небольшая слабость, но это и понятно — после чистки наступает обновление.
Я привел его рассказ почти дословно. Рассказ человека с образованием, читающего, мыслящего, считающего себя интеллигентным. Какое же насилие совершает этот человек над своим организмом! Удивительно лишь то, отчего он не заболел намного раньше, наверное, он физически очень выносливый человек. Ведь повсюду пишут и говорят, что неоправданный, без необходимости прием антибиотиков и аналогичных по действию препаратов ведет к лекарственной болезни, вызывает резкий авитаминоз и нарушения иммунной системы; отсюда, кстати, и частичные параличи рук и ног.
Этот человек провел в больнице более полугода и выписался с небольшим дефектом ножных мышц — вынужден ходить с палочкой. Такие заболевания не проходят бесследно. Если вдруг он надумает устроить себе еще одну химчистку, то стойкие параличи и тяжелая инвалидность гарантированы.
Я умышленно заканчиваю заметки на тревожной ноте, поскольку лекарства сейчас доступны и домыслов о том, как и в каких случаях их надо принимать, предостаточно. Изобретая что-то лично для себя, держитесь подальше от сильнодействующих средств. Оставьте медикам то, что составляет предмет их науки.