Загадка Соловецких лабиринтов
Опубликовано 19 мая, 2015 - 15:44
Знак лабиринта в России более обширно представлен в двух регионах: Дагестане и Беломорье. На данный момент в России наиболее известными являются беломорские лабиринты или, как их иначе называют, «северные лабиринты».
Проблематика «северных лабиринтов» выражается в трех вопросах: кто, когда и зачем сооружал их в этой местности?
«Северные лабиринты» – это спиралевидные фигуры, которые представляют собой разнообразные системы ходов, выложенных из валунных камней небольшого размера. Размеры валунов варьируют в диаметре от 3,40 до 24, 40 м, их высота не превышает 50 см.
Наиболее заметным в среде "северных лабиринтов” считается Соловецкое скопление лабиринтов. В состав данного скопления входит 35 известных на данный момент лабиринтов, почти тысяча каменных насыпей, а также «символические» каменные выкладки, которые исчисляются десятками.
Соловецкое скопление лабиринтов раскидано по островам архипелага, но самая значительная часть сосредоточена на острове, называемом Большой Заяцкий, который находится на юго-западе архипелага, его площадь составляет лишь 1,5 квадратных километра.
На небольшой территории острова, под названием Большой Заяцкий, расположено большое количество каменных выкладок Соловецкого архипелага. Здесь насчитывается 13 лабиринтов, больше чем 850 валунных насыпей. Лабиринты датируются I-II веком до н.э. Подобные мегалитические сооружения встречаются в Ирландии, Скандинавии, Франции, а также в других странах мира. И возможно, это является свидетельством того, что на данных территориях очень давно жила единая цивилизация.
Существует большое количество гипотез ученых о назначении данных сооружений в виде каменных спиралей на земле. Местные жители именуют лабиринты «вавилонами». Есть предположение, что лабиринты связаны с давними культовыми плясками и хороводными танцами народов, которые издавна населяли эти земли. Существует гипотеза, что это старинные захоронения.
При проведении раскопок, которые были организованы в некоторых лабиринтах Большого Заяцкого острова, в центре нескольких из них были найдены остатки ритуальных костров, но не во всех. Следующая гипотеза утверждает, что лабиринты это «ловушки для рыбы». Выдвигалось предположение, что во время отливов рыба не поспевала отыскать выход из лабиринтов и к радости местных рыбаков оставалась лежать на земле.
Тем не менее, немалое количество лабиринтов сооружено далеко от воды и вовсе не заполняются водой. Также наличествуют гипотезы о том, что лабиринты, на самом деле, это «магические рыболовные сети», которые служили для осуществления магических ритуалов имеющих отношение к морскому промыслу. Предполагается, что лабиринт – это магический инструмент шаманов. Также некоторые исследователи полагают, что лабиринты являются «защитными сетями», основное предназначение которых сводилось к запугиванию душ умерших людей с тем, чтобы они не могли возвратиться к живым.
Лабиринты обладают одним входом, который также является и выходом. Если войти в лабиринт и не пересекать границы, то есть идти строго по бороздкам, то через какое-то время (для одних лабиринтов это время составляет 5-10 минут, для вторых – более получаса) выйдешь там же, где и вошел.
Вопрос о назначении древних соловецких лабиринтов не решен окончательно. Ряд ученых считают лабиринты местами развлечений и хороводных танцев культового характера или площадок военно-спортивных игр. Некоторые археологи приписыват им практическое назначение — макеты рыболовных ловушек или сами рыболовные сооружения. Большинство исследователей считают лабиринты объектами культово-религиозного назначения.
Н.Виноградов связывал их с культом мертвых (Виноградов Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников. Материалы СОК. Вып. 4. Соловки, 1927). Вавилоны связывают с обрядом инициации и «нижним миром» (Кабо В. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., С. 309–304. 1969), с культово-промысловой магией (Гурина Н. Каменные лабиринты Беломорья. М., С. 125–142. 1948), с посещением Соловецких островов жителями Беломорья для совершения первобытных религиозных обрядов погребения умерших (Куратов А. Древние лабиринты Архангельского Беломорья. Историко-краеведческий сборник. Вологда, С. 63–76. 1973).
Это были обряды «…погребения и жертвоприношения (кальцинированные косточки человека, тризновых животных, птиц и рыб), священнодействий, связанных с тотемизмом и культово-промысловой магией (фигурки морских животных), поклонением Солнцу («солнечная розетка» и круглоспиральные лабиринты), инициацией и, возможно, других, еще не понятых, но связанных с верованиями аборигенов Беломорья».
…построенные, согласно представлениям древних, на границе двух миров — «среднего» и «нижнего» — лабиринты, скорее всего, символизировали либо собственно нижний — потусторонний — мир, населенный мертвыми и враждебными человеку духами, либо запутанный путь в него. Одна функция лабиринта состояла, таким образом, в том, чтобы обеспечить перемещение в нижний мир душ умерших и погребенных по обряду, предусматривавшему трупосожжение.
…с другой стороны, лабиринты были, по-видимому, тем инструментом, с помощью которого и совершались обрядовые действия. (Мартынов Александр. Археологическое прошлое Соловецкого архипелага: материк — море — острова. Альманах «Соловецкое море». № 1. 2002)
«Большинство ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями… Н.Гурина предложила считать лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил «на натуру» — в море. Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения. Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб. (Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. 3-е изд.Архангельск; Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978. — 173 с.: ил.)
Научные исследователи позволили предположить, что в этих местах также были языческие капища.
Не менее сложным для науке оказался вопрос об этнической принадлежности народов, посещавших острова Соловецкого архипелага в те давние времена. Лишь недавно, после обнаружения на Малом Заяцком острове кремнёвой фигурки тюленя, удалось подтвердить принадлежность этой культуры протосаамским племенам, жившим на побережье Белого Моря. Судя по всему, во времена, когда они заплывали на острова, климатические и геологические условия были другие: климат был значительно теплее а уровень моря намного выше.
В 2003-ем году мне посчастливилось побывать в гостях у Александра Мартынова, живущего и работающего на Соловках с 1978 года, а в этом году я купил его книгу «Древними тропами Соловецких островов», изданную в этом году и посвящённую проблематике древних и средневековых археологических памятников Соловков — стоянок эпох феодального мезолита, неолита, и раннего металла, святилищ и каменных лабиринтов, саамских сейдов и могильников. Издательство «Русский Север», 2006. Весьма и весьма советую». (Алексей Будовский. Отчёт о поездке на Соловки в Сентябре 2006. Часть 8. «Большой Заяцкий Остров» Глава 2. «Лабиринты». «Краткая историческая справка и рассказ о посещении острова в 1999-ом году». На правах рукописи. LiveJournal. New York, USA. 2006)
«Для ответа на вопросы, какой внутренний смысл таят в себе каменные лабиринты, действительно ли они связаны с культом умерших, что означают каменные груды в их центре и окружающие их ленты каменных выкладок, важно еще раз обратиться как к структуре самих лабиринтов, так и к мифологии народов Севера. Прежде всего важно проанализировать малейшие нюансы каменных кладок наиболее распространенных так называемых биспиральных подковообразных круглых лабиринтов классического типа, а затем поставить вопрос: какой образный ряд может стоять за всем этим?»
Пять основных особенностей формы кладок лабиринтов
«1. Основной элемент лабиринта — спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунных камней в длинный ряд.
2. На протяжении всей своей длины спираль на отдельных участках имеет расширение и утолщение в виде каменной кучи округло-овальной формы. По концам спиралей также заметны утолщения, конструктивно обозначенные кучками камней или более крупными камнями.
3. Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии.
4. Укладка двух вписанных одна в другую спиралей имеет вид переплетенного клубка.
5. В центре лабиринтов размещено скопление камней в виде горки (горка в центре Большого Соловецкого лабиринта была разрушена и на приводимом рисунке в работе Н.Н. Виноградова не обозначена).
Если оставить в стороне традиционный сухой «конструктивистский» подход и взглянуть на лабиринты с художественных позиций, первое, что мы можем увидеть в схеме лабиринта, — это клубок из двух свернувшихся змей. Особенно четко и выразительно образы змей с продольно удлиненными головами и округло оформленными хвостами представлены в Большом Соловецком лабиринте, взятом нами в качестве примера.
В том, что пресмыкающееся предстает застывшим в камне, нет ничего удивительного, ибо в первобытном сознании человека, обожествлявшего и одухотворявшего окружающий его мир, не было четкой границы между живой и неживой природой. Камень воспринимался им как составная часть этого мира, каменное обличив могли принимать люди, звери. В качестве примера достаточно привести сеиды, являвшиеся неотъемлемой частью культуры саамов. Согласно мифологии многих северных народов, в камень превращались эпические персонажи, включая людей и животных.
В отличие от Большого Соловецкого лабиринта в других подобных сооружениях образ змеи может быть выражен более схематично и менее пластично. Для обозначения головы порой бывает достаточно одного большого камня или кучки камней на конце каменной ленты-спирали.Утолщение на противоположном конце обозначало хвост змеи. Встречаются и совсем условные изображения змеи в виде ленты.
Одиночная спираль — это представленная в каменной кладке одна змея; лабиринт, включающий две спирали, обозначал клубок из двух свернувшихся змей, головы которых расположены в самом центре лабиринта почти друг против друга. При этом клубок мог иметь две различные формы:
1) правильной подковы, когда между двумя лежащими несоприкасающимися змеями оставался проход по всему лабиринту;
2) подковы с крестообразным пересечением «туловищ» змей, когда путь по лабиринту заводил в тупик.
Утолщение ленты камней на одном из участков лабиринта теперь получает достаточно ясную трактовку — это заглоченная жертва. Примечательно, что в указанном Соловецком лабиринте расширение змеиного тела помещено прямо напротив входа. Входящему в лабиринт грозно напоминали о реальной опасности. Художественная выразительность образа змей в лабиринтах, несмотря на примитивность использованных средств (обыкновенные валунные камни), несомненна. Мы вправе сделать вывод, что северные каменные лабиринты могут быть причислены не только к памятникам археологии, как считалось до сих пор, но и к произведениям первобытного искусства, так как являют собой весьма отдаленный прообраз современных инсталляций — композиций из отдельных предметов.» (Буров Владимир. О семантике каменных лабиринтов севера. Этнографическое обозрение, № 1, 2001)
Подобные памятники помимо Соловецких островов встречаются в Карелии и Мурманской области, в странах Северной Европы — Финляндии, Швеции и Норвегии. Среди ученых до сих пор нет единства мнений о назначении этих сооружений.
Вот что писал известный философ, ученый, изобретатель и священнослужитель Павел Флоренскийо Соловецких лабиринтах в 1935 году:
«Тут, на островах Соловецкого архипелага, существуют замечательные сооружения, называемые в археологии лабиринтами, а в народном языке «вавилонами». Это — выполненные из камней, преимущественно валунов, величиною с голову, иногда меньше, до кулака, узорные дорожки с запутанным ходом; в одних случаях промежутки между каменными лентами идут непосредственно к центру, в других же случаях — разветвляются и приводят к тупику. Попав в центр обыкновенно не сразу можно выбраться оттуда и после прохождения некоторого пути приходишь на старое место… Думают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу, — первоначально по крайней мере…»
Источник
Древние лабиринты - резонаторы живой клетки природы и человека
Вячеслав Токарев
Лабиринты – одни из самых древних творений Человека, в которых в полной мере использована сила и мощь живой Природы. Их происхождение окутано домыслами, догадками, они всегда завораживали и завораживают разум людей. Первый, из известных лабиринтов, который приходит на ум – это лабиринт Дедала, изображение которого высечено на южной стене паперти в соборе города Люкки. По легенде он был построен царем Крита – Миносом, чтобы заключить Минотавра – чудовище с телом человека и головой быка. Приносили ему в жертву – по семь юношей и семь девушек из Афин. Никто не мог выйти из этого лабиринта – кроме Тесея, убившего кровавого Минотавра. Выбрался он только с помощью нити, данной ему в знак любви прекрасной Ариадной.
На Крайнем Севере, среди просторов Белого моря, находятся удивительные и загадочные Соловецкие острова. Одной из их сокровенных тайн как раз и являются сооруженные там в глубокой древности каменные лабиринты. С большой любовью и великой тщательностью выкладывали здесь люди на земле из округлых булыжников странные рисунки кругов и полукружий. В разных местах по разработанному Единому Плану, положили они каменные гряды-спирали, для почитания своих Богов. Подобные узоры называли Силой или Чистилищем Рода, по-современному пониманию – это были молельные Дома-Храмы. Среди местной народности саамов сохранились упоминания о том, что получив благословение от посвященных шаманов-нойдов, подготовленные члены древних родов, еще досаамской-чуди, проходили в сотворенных из камней лабиринтах Путь обретения внутренней силы, очищения себя и племени от скверны и грехов. Десятки лет проводили они в полной изоляции на уединенных среди морских просторов островах, практикуя специальные, развивающие Дух, Душу и Тело, практики. Вступив на тропинки-проходы между грядами камней, взыскующие внимания Богов, подолгу в них кружили или ходили танцами хороводов.
Движение по узорам троп лабиринтов идет некими дуговыми спиралями, при этом закручивает вошедших то правосторонним вращением по ходу часовой стрелки, то левосторонним – против хода стрелки часов. Круги имеют определенную и заданную длину своих ходов, возникающие потоки энергий воздействуют на идущих людей с силой - имеющей свою внутреннюю логику. Они, как морская волна, то с напором накатываются вверх на берег – тело человека, то отходят вниз, в глубину. Такая волновая знакопеременная (вверх-вниз по «правилу буравчика») структура вихрей-вращений, создаваемая в лабиринтах, подобна бегущим с определенным ритмом волнам-синусоидам - положительных и отрицательных значений потоков энергий. Вихревые потоки закручены и резонируют во вложенных друг в друга кольцах-петлях каменных узоров. Каждый круг лабиринтов неповторим, имеет только одному ему присущую частотную характеристику импульса энергии. И, в тоже время, он имеет гармонию с ритмикой всего единого рукотворного тела сооружений. Среди окружающего пространства-местности, как бы последовательно в культовом пантеоне разворачиваются ритморезонансные структуры живой Природы. Отдельным лабиринтам присущ свой строй ходов и свой порядок их прохождения. Все это поражает воображение невероятной заданностью их построения, глубокой включенностью данных сооружений в глубины древнейшего знания о Космосе и о месте Человека в нем.
Для древних, лабиринты - модель мироздания. Называли их еще «Хранилищем времени». Использовали лабиринты для проведения культовых обрядов и ритуалов целительства. Каждый род или племя строили свой лабиринт. Укладывали в них свои освященные молельные камни. А в центре закапывали заговоренный пепел с ритуального костра от сожженных жертвоприношений – треб: лечебные травы и коренья, злаки, рыбу и от охоты.Лабиринты, или другое название «Вавилоны», означали - извилистый, путанный, или иначе - Врата Господни, Путь Бога. В классических лабиринтах 12 спиралей, ориентированы они своими концами по сторонам света, но не на магнитный, а на естественный полюс Земли, который вычисляли по Солнцу. В их центре устанавливали каменные пирамидки - своеобразную Ось мира, Полярный Полюс, Пуп Земли или легендарную гору Меру. Внутренняя структура лабиринтов имела определенную логику построения – разворачивающегося во времени-пространстве Креста с загнутыми концами хвостов-парабол, процессов начала и конца развития всего сущего во Вселенной. Закручены их спирали были, как Знаки Ярги-Свастики по Солнечному и Лунному циклам. Лабиринты и настраивали матрицу клетки Природы и Человека, то на набор Силы Духа, то на очищение от Зла, Скверны.Как видим, в строении лабиринтов, четко прослеживалась трехярусная «картина» Вселенной – с членением миров по вертикали, при которой как бы между «верхним» и «нижним» мирами находился мир людей. Отсюда и понятно, важное значение центра – как контейнера, содержащего зародыши (души). Ему приписывали ответственность за все рождения и связь душ с божественным – когда Душа с Богом говорила…Эта троичная структура модели мира характерна для Заполярья с феерически-впечатляющими полярными сияниями. Она отлична от бинарной «картины» «мира мертвых-живых», типичной для Древнего Египта и Эллады.
У Вадима Бурлака в книге «Таинственный Петербург» есть рассказ о блаженном страннике Никите. Уверял он, что стоит Северная столица на «узелках» - лабиринтах, связывающих «землю с небом, огонь с водой, свет с тьмой, живых с мертвыми». Оттого и энергетика города, объяснял благой – такая сложная. Прохождение лабиринтов-спиралей с многоактными правым и левым вращением, вихревыми потоками энергий вглубь Земли и к Свету-Космосу, возможно и означали цикличность умирания-рождения и укрепление крепости живой структуры личности. На Севере с долгими полярными днями-ночами солярный образ борьбы между жизнью и смертью как бы усиливался, именно здесь блуждающее у горизонта солнце могло дать мысль о полукружьях лабиринтов. Схожесть солярно-кружковых орнаментов в культурах многих народов свидетельствует об истоках единой мировой працивилизации, и ею могла быть легендарная Арктида, откуда прапредки современных этносов расселились по Земле. Так и видятся сквозь пелену тысячелетий, торжественные шествия и сакральные празднества, проходившие у лабиринтов и посвященные таинствам – рождения и исполнения жизни. Прядет в этих культовых пантеонах Богиня или Дева Судьбы - нить жизни, разматывает клубки страстей и желаний, распоряжается участью людей, вручая им заранее уготованный жребий. Голос полярной прародины, былое мироощущение выражено в существующей здесь единой традиции лабиринтов. Они и были некими машинами для трансформации человека – из одного состояния в другое, как поток, сквозь который проходили мысли, чаяния, жизни и души…
Спирали лабиринтов – как нить жизни, закрученная в клубке всеобъемлющего познания тайн мироздания. Считали, что Богиня Судьбы предопределяла жизнь человека с самого зачатия и олицетворялась она женским животворящим началом. Тогда понятно, почему вход-выход лабиринтов напоминали материнское лоно с отверстием условного «чрева». Спираль является и символом Космического Дракона, распорядителя движения звезд и планет, гоняющего по небу, заглатывающего и отпускающего их. Дракон в мифологическом сознании - носитель вселенского хаоса, мрака и долгой полярной ночи ведет постоянную борьбу с Индрой – солнечным Богом долгожданного лета. Лабиринты и почитали, как символ магической власти и перехода миров живых и мертвых, а нередко – и вратами в Иной мир. Узнаваем стал и Страж Лабиринта, Минотавр, - хранитель этого Пути Познания Тайн Бытия.
Разрушались и разрушаются лабиринты с их священными камнями – ландшафтные сакральные соборы древних народов. Понять и изучить их, значит сохранить потомкам сокровенные послания прошлого о величии Дел и Духа Человека. Каменные лабиринты включены современными исследователями в состав памятников мегалитической – «больших камней» культуры древности, наряду с пирамидами Древнего Египта и Южной Америки, каменными столбами кругов Стоунхенджа и «летающими» многотонными плитами на каменьях-подставках Мурмана и Карелии.
Есть свое научное объяснение о влиянии мегалитов на психику, тело и сознание людей. Виной всему – низкочастотные биоэлектромагнитные волны излучений, воспроизводимые при пьезоэффектах у минералов кварца. Инфразвуковые воздействия неразличимы на слух, но биологически весьма активные. Эти исходящие потоки энергий и воспринимает живая Природа, мозг и сердечно-сосудистая система Человека. Они же вызывают в людях, подверженных подобным излучениям, самые разные состояния «измененного сознания», преображения Духа-Души, трансформации личности, а также иные эффекты и явления. Лабиринты – магический инструмент древности, развивающий интуицию и истинное могущество человека. Входить в них или нет – остается за каждым из Вас, но коль скоро вошли – путь только один и вперед, по его спиральным изгибам-разворотам. Пока не достигнете цели - незримого и жизнеощутимого сокровища в центре – нового, наполненного Духом и Светом, состояния Души и Тела