Кто из нас, заболев, обратится за помощью к шаману? В наш век суперскоростей, ядерных реакций, сверхпроводимости? Кто предпочтет эффективно оформленным упаковкам таблеток удары бубна и заунывные заклинания? Все мы твердо знаем, что это сплошной обман. Так ли это?
Врачи недоумевают
Том Долтиш, 31 год, Квебек. Сейчас он практически здоров, вот уже полгода, как не был ни в одной аптеке. А всего два года назад ни один из врачей не брался исцелить его от мучительных болей, возникавших в затылочной части головы ежедневно. Когда Том был окончательно обречен современной медициной, по совету приятеля он обратился к эскимосскому шаману, и после непродолжительного курса боли прекратились.
Линда Раф, 49 лет, Калифорния, Сан-Франциско. Раньше она работала портнихой в ателье, но была вынуждена бросить работу из-за обильных кровотечений, связанных с климаксом. После нескольких сеансов у индейского шамана она чувствует себя гораздо лучше. Ричард Чевед, 57 лет, Принстон. До 53 лет он страдал язвой желудка, которая никак не рубцевалась. Каких только средств он не испробовал, но все приносило только временное облегчение. В туристической поездке по Гренландии он почувствовал себя настолько плохо, что вынужден был остаться в маленькой глухой деревушке. Меньше чем за две недели лечения у шамана, на которое он согласился, не веря в успех, только для того, чтобы ознакомиться с местной экзотикой, язва зарубцевалась.
Это только некоторые из официально зарегистрированных случаев, о которых рассказал Пол Медкап в своей статье в журнале "Инбесайл пропертиз".
Миф и реальность
Сэм Дисивер, профессор Бостонского университета, автор многих публикаций в журнале "Физиолоджикл анамализ", занимается исследованием шаманства уже давно.
- Поистине странно, - говорит он, - что наука, которая давно уже признала систему йогов, иглоукалывание и многие виды народной медицины, до сих пор не уделяет сколько-нибудь серьезного внимания методам лечения шаманов. Ведь уже не раз бывало так, что медицине приходилось пересматривать сложившиеся догмы и признавать то, что подвергалось осмеянию на протяжении многих лет. Так было и с тибетской медициной, основанной на травах, и со многими другими. Люди предпочитают получать лечение из рук дипломированных врачей, а не полуграмотных знахарей, но при этом забывают о многовековой практике. Еще многое из того, что мы походя перечеркнули, нам предстоит открыть заново.
Каждый школьник сейчас знает, как лечит ультразвук, но возможности лечения акустическими волнами звукового диапазона изучаются недавно. В самом деле, кому придет в голову, что те звуки, которые мы слышим с утра до вечера, могут оказывать на нас такое серьезное воздействие?
Конечно, не все звуковые волны являются лечебными. Так, например, в нашем университете был поставлен такой опыт: ежедневно на протяжении часа ростки пшеницы подвергались воздействию музыки И.С.Баха. Через 18 дней 3/4 ростков увяли, а на 21-й день ростки погибли полностью.
Другой пример. Всем сейчас известно, что при езде на автомобиле со скоростью порядка 100 миль в час возникают крайне вредные для организма колебания, частоты которых тоже лежат в звуковом диапазоне.
Как же отличить целительный звук от губительного?
Мы проводили исследования на протяжении ряда последних лет в северных районах США и Канаде. Сущность лечения шаманов заключается в том, что на организм воздействуют звуковые импульсы строго определенной частоты, длительности и скважности, которые создаются ударами по бубну и заклинаниями. Механизм этого воздействия полностью еще не раскрыт. Периодичность импульсов выдерживается шаманами с высокой точностью. Измерения, проведенные нами, показали, что длительность от удара к удару меняется не более чем на 0,03 секунды. А частоты звуковых колебаний, определяющие тональность бубна, проверяются с помощью приспособления, представляющего собой разновидность камертона. Такая технология сложилась много веков назад и передается из поколения в поколение без всяких изменений.
- К сожалению, - отметил профессор Дисивер, - сейчас осталось считанное количество мест, где цивилизация не раздавила еще своим напором местных заклинателей, поэтому нам приходилось забираться в самые глухие уголки, но мы надеемся, что время для подобных исследований еще не упущено.
Назад, к культуре!
Большой вклад в развитие нового взгляда на медицину шаманов внесла исследовательская лаборатория Университета Беркли, руководимая профессором Тони Балмером.
- Я занимаюсь изучением местной медицины в различных частях нашей земли, но меня поражает то обстоятельство, что методы лечения у заклинателей самых различных народов, которых трудно заподозрить в общении друг с другом, во многом сходны. Это, кстати, и навело меня на мысль о рациональном зерне в знахарстве. Так, мне удалось присутствовать на сеансах лечения белой горячки у эскимосского шамана и негритянского жреца-бушмена. Я был поражен, насколько действия одного напоминали действия другого. Видеозапись, которую я продемонстрировал в своем университете, произвела подлинную сенсацию. Теперь многие стали смотреть на вещи совсем иначе. Заклинания обоих шаманов, хотя и произносились на совершенно разных языках и различались по смыслу, фонетически были очень похожи и обладали одним и тем же музыкальным темпом.
Я заметил также, что часто заклинатели произносят звуки, не имеющие языкового смыслового значения, но систематизировать эти звуки пока не удалось.
Диапазон болезней, которые удается излечивать шаманам, очень велик, поэтому ссылки скептиков на психотерапевтическое воздействие и гипноз как единственно реально воздействующие факторы сейчас уже никого не могут убедить. Но как отделить пшеницу от плевел, как выделить из практики шаманства элементы шарлатанства, оставив подлинную медицину? Такую задачу придется решать еще довольно долго, но я думаю, что она будет успешно решена. И тогда уже не экзотические шаманы, а дипломированные специалисты смогут лечить нас ударами в бубен и заклинаниями.
("Известия").