Первый принцип гомеопатии - принцип подобия (similia similibus curantur- подобное излечивается подобным). Симметрия между картиной болезни и свойствами лекарства, подходящего для лечения, была положена Ганеманом в основу терапии по принципу подобия, т. е. гомеотерапии. Первый принцип её гласит: для лечения любого нарушения в организме следует выбрать вещество, которое само способно вызвать такую же картину нарушений.
Напр., известно, что шпанская мушка, содержащая активное вещество-кантаридин, вызывает раздражение мочевых путей, дизурические явления, болезненность при мочеиспускании, поражает почечную паренхиму. Именно кантарис (препарат из шпанской мушки) по законам гомеотерапии следует применять в малых дозах для лечения тех болезней, которые сопровождаются описанными выше нарушениями мочеиспускания. Кантарис - одно из самых популярных лечебных средств в урологии.
Сильным ядом для почечной паренхимы является мышьяк, для почечных канальцев - ртуть. Именно эти вещества в виде гомеопатических лекарств нужно применять при болезнях почек.
Хорошо известна картина поражения пчелиным ядом. Это стремительно развивающийся отёк со слабо выраженным покраснением кожи и сильным жжением, уменьшающимся от холода. При общем воздействии яда на организм клиническая картина напоминает анафилактический шок. Отёки такого рода и являются показанием для применения гомеопатического препарата из пчёл - аписа.
Ипекакуану называют рвотным корнем. По законам гомеотерапии именно ипекакуана показана при тошноте и рвоте.
Поиск подобия должен распространяться не только на один страдающий орган, но и на все без исключения органы и системы. Так, больному, которому показан кантарис при дизурии, обычно свойственны повышение полового возбуждения, болезненные эрекции. Без учёта этих явлений применение кантариса при дизурии может оказаться неэффективным. К числу осложнений, вызванных кантаридином, можно отнести сыпь на коже везикулярного характера с сильным чувством жжения. Если у больного с дизурическими явлениями есть или была в прошлом такая кожная сыпь, то успех лечения урологической болезни кантарисом будет ещё более вероятным.
При тошноте и рвоте ипекакуаны характерной особенностью является то, что тошнота не проходит после рвоты, а язык остаётся чистым. В гомеопатической литературе иногда содержатся указания, вызывающие при истолковании даже некоторую растерянность, но учитывать их необходимо. Так, при описании тошноты, для которой показаны гомеопатические препараты сепии или колхикума, указывается, что тошнота усиливается от запаха пищи. А тошнота фосфора усиливается от любого запаха вообще (больной при этом очень чувствителен к запахам). У больных, которым показана ипекакуана при тошноте и рвоте, есть ещё одна характерная черта - кровотечения, причём только артериальные (алой кровью).
Следовательно, поиск подобия распространяется не только на поражённый орган, но и на все без исключения болезненные проявления организма. Задача врача-гомеопата состоит в том, чтобы, оценив всю совокупность болезненных проявлений, сравнить её с картиной повреждения каким-либо веществом, описанной в литературе. Врач, занимающийся гомеопатией, должен достаточно хорошо знать свойства различных лекарственных веществ, которые могут применяться в качестве гомеопатических препаратов. Исследуя больных врач должен искать черты сходства между симптомами разбираемого случая и характеристикой лекарств и найти наиболее подобное.
Поиск подобия распространяется не только на болезненные проявления, но и на гомеопатические модальности. Это индивидуальные особенности протекания любой болезни у данного человека, напр. отношение к внешней среде, теплу, холоду, движению, покою, симметричность или односторонность поражения и многие другие характеристики, которые не являются симптомами болезни, - пристрастие к определённой пище, биоритмы и т. д. Модальности входят в описание гомеопатических лекарств.
Описания гомеопатических лекарств довольно обширны, содержат много различной информации. Сравнивая описание лекарства с разбираемым случаем в момент первого обследования больного, не следует ожидать, что клиника болезни и действие лекарственного препарата полностью совпадут. В момент первого обследования может совпасть только часть клинической картины, а при изучении анамнеза болезни и жизни больного можно установить и другие признаки подобия, напр. характерные кожные высыпания, имевшие место в прошлом, т. е. установить яркую модальность. Вот почему при гомеопатическом обследовании больного столь важное значение имеет анамнез. Этой части опроса гомеопат уделяет большое внимание. Иногда это удивляет больного, т. к. создаётся впечатление, что врач делает это формально. Значение подробного анамнеза болезни и жизни больного может должным образом оценить только врач-гомеопат.
Напр., выбирая лекарство при болезни почек, можно остановиться на арсеникум альбум. Но, размышляя над показаниями относительно арсена, гомеопат должен поинтересоваться состоянием кожи, т. к. это весьма характерно для случаев арсена, и даже если в настоящее время больному не свойственны никакие кожные проявления, опрос гомеопата часто выявляет их в прошлом. Причем они должны быть характерными - высыпания на коже сухие, зуд со жжением, ухудшающийся от холода, и т. п.
Иногда выбор препарата происходит с учётом данных, выявленных у родственников (кровных), т. е. поиск подобия распространяется также на анамнез семьи.
Следовательно, выбор гомеопатического, т. е. подобного, лекарства происходит на основании совокупности симптомов и других данных. Только таким образом выбранное лекарство будет эффективным. Описание гомеопатических лекарств содержится в „Materia medica" - специальной гомеопатической литературе. Наиболее популярными авторами её являются С. Ганеман, К. Геринг, Э. Фаррингтон, Ж. Шаретт, Д. Кент и другие. В „Materia medica" дано описание повреждающего действия на организм лекарственных веществ в большой дозе - так наз. „патогенез лекарства", а также приводятся показания для применения того или иного вещества в виде гомеопатического лекарства. Значения слова „патогенез" в академической литературе и в гомеопатии не совпадают. Понятие „патогенез" в академической литературе относится к механизму развития болезни, а в гомеопатической - к другому, но близкому понятию, употребляемому в контексте как „патогенез лекарства". Язык гомеопатической „Materia medica" весьма своеобразен. Академическим учёным не импонирует такая форма изложения показаний из-за фрагментарности и кажущегося формализма. Неоднократно предпринимались попытки переписать эти тексты в ключе академических традиций и знаний, соответствующих современному уровню. Некоторые указания в гомеопатических патогенезах кажутся на первый взгляд странными, даже абсурдными, не имеющими достаточных оснований для научного использования. Однако практика убедительно показывает их ценность, в т. ч. научную.
Когда врач-гомеопат, расспрашивая больного, проявляет интерес к различным мелким деталям, создаётся впечатление, что он либо слишком внимателен, либо занимается психотерапией. На врача академической школы опрос гомеопата производит несколько странное впечатление, вызывая порой недоумение, „Я не знаю, при чём тут луна, но состояние больного типа иода ухудшается на ущербе луны", - пишет по этому поводу выдающийся американский гомеопат Нэш.
Так, в гомеопатии существует больной типа фосфора, у которого обязательно наблюдаются кровотечения. Больная типа платины - обычно женщина, очень сексуальная, властная, именно ей свойственны поступки криминогенного характера, вплоть до убийства собственных детей. При старческом маразме показан барий, и он же показан детям, плохо развивающимся психически.
И всё же, несмотря на странное впечатление, которое производит стиль изложения в гомеопатической литературе, гомеопаты против того, чтобы она была переписана в соответствии с новыми научными знаниями и приспособлена к ним, т. к. из неё уйдёт весьма важная информация. История уже показала: научная интерпретация устаревает (таково, напр., руководство Т. А. Гранниковой; 1956), а гомеопатическая феноменология остаётся актуальной.
Интерес гомеопата к столь подробной и строго индивидуализированной симптоматике отнюдь не означает, что и само Лечение по своему характеру симптоматическое. Это не более чем поиск подобного лекарства, цель же гомеопата - постичь корни болезни.
Итак, гомеопатический патогенез лекарства - это своеобразная, не принятая в академической литературе система формулировки показаний. Многие указания гомеопатических патогенезов используются пока эмпирически, но, возможно, именно они смогут дать толчок для новых научных исследований.
Таким образом, не доза делает лекарство гомеопатическим, а применение по принципу подобия, что подтверждает лекарства на больного. И заранее нельзя быть уверенным в том, окажется ли выбранное лекарство „гомеопатичным" больному.
Второй принцип гомеопатии - учёт индивидуальной чувствительности больного к лекарству, его конституциональных типовых особенностей.
В любой терапии есть требование „лечить не болезнь, а больного". Но в современной научной медицине это условие провозглашается всуе. Преобладающее значение в академической медицине имеет диагноз. Индивидуальные особенности пациента практически не принимаются во внимание. Чувствительность больного к,лекарству заранее не определяется.
Соблюдение второго принципа - непременное условие гомеотерапии, вне его гомеопатические лекарства не будут эффективными. Только с учётом чувствительности больного лекарство, которое назначено по принципу подобия, проявит своё действие. Уже на данном этапе анализа гомеотерапии очевидно, что нозология при этом виде лечения далеко не первостепенна. Наши клинические испытания показали, что больным с одинаковым диагнозом - аденома предстательной железы - гомеопатическое лечение подбирается индивидуально. Гомеопат не может назначить лекарство заочно только согласно диагнозу.
Так в гомеопатии появились понятия о конституциональных, или лекарственных, типах и конституциональных средствах.Учение о конституции человека возникло давно. Основоположником этого учения считается Гиппократ. В основу деления людей на конституциональные типы положены морфологические особенности, а также особенности нервной деятельности, скелета, соединительной ткани и др. Однако практическое использование этих классификаций затруднено, поскольку все люди - смешанные типы (Н. К. Симеонова, 1985).
Ганеман положил в основу деления людей на типы разную чувствительность к лекарствам. Конституциональные типы, по Ганеману, обозначаются в терминах лекарств: тип кремния, тип белладонны и т. д. При разработке своего метода Ганеман проводил испытания на людях, определяя „ключи" для подобия и выделяя людей, чувствительных к тем или иным лекарственным препаратам. Описание чувствительного типа заносится в лекарственную характеристику как неотъемлемая её часть. Типы уточняются на практике. Гомеопатические препараты изучаются в основном на .добровольцах. Испытания проводятся с разведёнными гомеопатическими лекарствами в дозах ниже терапевтических, что даёт возможность сразу же выделить чувствительных лиц. Именно эти лица дают картину обострения скрытых патофизиологических нарушений и одновременно прямые показания к применению данного лекарства в гомеопатии.
Изучение и испытания лекарственных средств проводятся и сейчас, благодаря чему создаются патогенезы новых гомеопатических лекарств. Ими часто являются биологически активные вещества, такие, как гистамин, ренин, холестерин, гормоны, а также лекарства из классической фармакологии.
За 200 лет существования гомеопатии большинство лекарственных типов уже уточнены и пользоваться ими можно с большой надёжностью. Важное значение имеет опыт гомеопатов, практикующих в определённой географической зоне. Так, гомеопатическая фармакология Э. Фаррингтона разработана на американской популяции человека. Ценность практического опыта известных отечественных гомеопатов Д. В. Попова и Т. Д. Поповой состоит в том, что лекарственные типы были определены и уточнены на популяции человека в пределах Украины.
Описание гомеопатического лекарственного типа более обширно, чем описание конституциональных типов в других учениях. Односложно охарактеризовать гомеопатический тип нельзя. Портрет гомеопатического типа носит нетрадиционный характер. Кроме морфологических особенностей и внешних признаков, он содержит много разнообразной информации. Это - характеристика реактивных свойств организма, особенностей темперамента, психических реакций, индивидуальных особенностей протекания как настоящего, так и ранее перенесённых заболеваний, в т. ч. характер боли, отношения (влечения), напр., к воде, соли, сладкому; сюда также входят взаимоотношения пациента с внешней средой, биоритмы, его отношение к погоде и т. д., т. е. гомеопатические модальности. Напр., тип кальциум флюорикум - диспластический тип. Это выражается дисплазией скелета, зубов, возможна дисплазия внутренних органов - врождённый порок сердца, аномалии развития органов и тканей. На коже - опухолевидные разрастания, пигментные пятна, родинки. Заживление ран происходит с образованием грубых диспластичных рубцов и деформаций. У этого типа людей чаще бывают опухоли, в т. ч. злокачественные. Интересные описания гомеопатических лекарственных типов можно найти в „Materia medica", в частности сделанные греческим гомеопатом Дж.Витулкасом.
Третий принцип гомеопатии - использование лекарств в малой дозе. Его можно рассматривать как следствие первого и второго принципов. Если руководствоваться только первыми двумя принципами, то неизбежным следствием будет ухудшение состояния больного. Ганеман понял, что дозу лекарственного вещества следует уменьшать до тех пор, пока непостижымым образом яд не перейдёт в свою противоположность, и не превратится в лекарство. На этом в гомеопатии основано иное, чем в классической фармакологии, деление на большие и малые дозы. Если в классической фармакологии в основу деления кладётся количество вещества, то в гомеопатии качество ответной реакции организма.
Большой дозой называется такая, которая вызывает патологические нарушения,-малой - та, которая лечит подобные нарушения, возникшие иным путём. Однако следует ещё раз подчеркнуть, что не доза делает лекарство гомеопатическим, а назначение по принципу подобия.
Многолетняя практика показала Ганеману, а затем и его последователям, что уменьшать дозу приходится весьма существенно, не в 2-3 раза, а в 10, 100 и более раз. В нашей научной работе использованы лекарства в разведениях 1:100^50, 1:100^200, 1:100^ОО, 1:100^1ООО.
Будучи химиком, профессором фармакологии, Ганеман понимал, что концентрации очень малы, но руководствовался данными практики и не прошёл мимо интересного явления, изложенного как четвёртый принцип гомеопатии.
Четвёртый принцип гомеопатии - принцип динамизации (потенцирования) лекарств. Это особый способ приготовления гомеопатических лекарств.
Малые гомеопатические дозы не означают, что их можно получить однократным разбавлением лекарства в воде, необходима определённая технология его приготовления.
Для уменьшения дозы лекарства Ганеман пользовался простым и удобным способом - разбавлением растворимых лекарств в воде или растиранием нерастворимых лекарств с индифферентным веществом. Накапливая опыт лечения, Ганеман заметил, что даже сильно разведённые лекарства, назначенные по принципу подобия с учётом индивидуальной чувствительности организма, обостряют заболевание. Это требовало дальнейших разбавлений. Способ разбавления был тем же, разведения и растирания продолжались последовательно. Приходилось уже отмечать не полученную концентрацию, а указывать шкалу разведения лекарств (D - каждый раз 1:10; С - каждый раз 1:100), а перед названием шкалы указывать общее количество процедур, проделанных последовательно. Так, натриум карбоникум 200 С означает, что сода разводилась последовательно 200 раз и каждый раз 1:100. В общепринятых в химии обозначениях это 1:10 0200, или Ю-400. Однако гомеопаты, следуя Ганеману, никогда не обозначают свои дозы в такой форме. Они указывают способ получения и не связывают это с количеством. При значительных степенях разведения обострения также возможны, но лечебный эффект преобладает.
За время своей лечебной практики Ганеман испытал много лекарств, их различные разведения, уточнял лекарственные типы. Он обнаружил, что приготовленные им лекарства ведут себя необычно. Действие их не находится в прямой зависимости от концентрации: после разведения 30 С при дальнейшем разведении активность лекарства начинает возрастать, но - с противоположным знаком. Лекарства не портятся при хранении. Круг лечебных свойств лекарств значительно расширился, известные вещества обнаруживали необычные для себя свойства. Отмечались обострения, носившие необычный характер - после них хронические заболевания излечивались быстрее. Лечебный эффект от применения таких лекарств был выше, даже психические заболевания поддавались лечению. Но промежутки времени между приёмами лекарств должны были быть более продолжительными. Наблюдались также случаи довольно быстрого действия гомеопатических лекарств - приступ или боль могли пройти за несколько минут.
Выявление новых качеств лекарств и повышение их активности вследствие последовательных разведений Ганеман назвал динамизацией (потенцированием) лекарств, а сами лекарства - не дозами, а потенциями. Это явление абсолютно достоверно, но сегодня ещё не имеет удовлетворительного научного объяснения. Считается, что встряхивание и кипячение растворов гомеопатических лекарств повышают эффект потенцирования.
Следовательно, не доза делает лекарство гомеопатическим, а назначение его по принципу подобия с учётом индивидуальной чувствительности и особый способ приготовления. Без потенцирования нет активных гомеопатических лекарств.
Не все гомеопаты придерживаются четырёх вышеуказанных принципов в гомеопатии и считают их равноценными. Так, Т. Д. Попова (1988) считает единственным принципом гомеопатии принцип подобия, а следствием этого принципа - применение малых доз.
Микроэлементы