Математика развивается по своим законам, языки развиваются не случайным образом типа "балям-балям", а тоже по законам - те и другие оказались едиными.
Весь мир развивается по одним и тем же законам, и в этом ответ на всё..
- Подпись автора
Биорезонансные технологии |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Биорезонансные технологии » Архив-2 » Волновая Экология как фактор биорезонансного влияния на живые организм
Математика развивается по своим законам, языки развиваются не случайным образом типа "балям-балям", а тоже по законам - те и другие оказались едиными.
Весь мир развивается по одним и тем же законам, и в этом ответ на всё..
А есть ли такое воздействие ???
Расказывали мне такую историю...
Ззлая ззмея заворожила лягушку и она пища от ужаса
сама как пища лезет в рот к змее.
Возможно некоторые пресмыкающиеся способны излучать
некие волны-частоты, подавляющие в мозге жертвы нервные центры,
отвечающие за адекватную реакцию на угрозу жизни.
"Завороженная" жертва как бы впадает в состояние ступора
и хищник пожирает жертву без особых усилий на погоню.
Есть целый ряд частот, соответствующий разным состояниям
активности мозга (сон, бодрствование, творчество и пр.)
Возможно, что эти частоты(состояние охоты), излучаемые пресмыкающимся-
взаимодействуют с основной частотой деятельности мозга жертвы
и в результате мозг жертвы переходит в другой режим активности
или вообще попадает в неспецифическое состояние и
в результате "сбоит" в своей работе.
Не эти ли принципы заложены в так называемое психотропное оружие?
Как противостоять этому ?
Концерты звезд эстрады, спортивные и культурные массовые мероприятия
привлекают толпы людей. Возможно ли в этих случаях воздействие
неким облучением ? Происходит ли при этом вхождение массы людей
в один резонаcный ритм мозга под воздействием синхронизирующего воздействия
шоу?
Как противостоять этому? Создать кафтан-невидимку и шапку-отражатель ?
З.Ы. В гипнозе есть техника "подстройки" - гипнотизер как бы синхронизируется
с гипнотизируемым (синхронно дышит, повторяет движения и т.п.),
а затем "уводит" гипнотизируемого в состояние внушаемости...
Эт тоже резонгансы ккието
Вот ещё мысля - почемуто никак не отражено взаимодействие
усяких лечебных генераторов и "импульсовых тычков" с ритмом мозга
и состоянием его активности...
В каком состоянии (настрое) мозга -какой лечебный эффект,
вход в эти состояния -молитва, медитация, самовнушение, психотропные средства?
Отредактировано Семисын (10.09.2009 23:03)
=
Причём тут христианский крест? Крест, его символика уходят в глубочайшую древность, по сравнению с которой время существования христианства - капля в море.
Имеется в виду не тяга к кресту...
http://www.nanoworld.org.ru/data/01/data/texts.rus/9970905.htm
В этом контексте звон колоколов, победивших чуму приобретает
ещё один фактор - выброс в окружающее пространство импульсов,
стекающих с маковки церкви по кресту.
(порожденных ударами "языка" колокола о чашу колокола)
Это в дополнение к звуковому воздействию от ударов "языка" колокола
об чашу колокола звонарём по вдохновению и в избранном им ритме.
Ежели соорудить виброманекен по рис.1 а в качестве "звонаря"
помещать усяких микробов или каплю крови пациента - то что может быть ?
Отредактировано Семисын (11.09.2009 00:48)
=
При ближайшем расмотрении
металлизированная (золотые купола) маковка церкви
и колокол представляются конденсатором,
одна из обкладок которого вибриует(колокол).
Частота колебаний ?...
от первого удара(при одиночном ударе)...
форма огибающей при затухании колебаний...
резонансные явления...
форма колокола и маковки как резонансной системы???...
какие токи там порождаются?
и в результате излучаются наружу...
Отредактировано Семисын (11.09.2009 03:16)
=
Здравствуйте ГУФЫ!
Семисын написал:
« ……. При ближайшем расмотрении
металлизированная (золотые купола) маковка церкви
и колокол представляются конденсатором,
одна из обкладок которого вибрирует(колокол).
ГУФ Симисын :
Если исходить из теории акустических колебаний ( не выше ультразвука),
то при этом ( в электротехническом понятии) емкость не имеет
места.
А может быть , другие « не признанные факторы » , приводят в
действие « не признаваемые современной наукой»?
Много всякой инфы по поводу « всевозможных полей вращающихся
(например- торсионных , левого, правого вращения, причем,
« довольно в популярном изложении» в официальном
телевидении-?
Если исходить из теории акустических колебаний ( не выше ультразвука),
то при этом ( в электротехническом понятии) емкость не имеет
места.
ГУФ Александр !
Нельзя ли подробней о емкости между двумя железяками... есть она или нет?
Ежели ещё по одной из них вдарить...чтоб она завибрировала...
=
Энергоинформационные аспекты в архитектуре и градостроительстве
=по материалам интернет=
Любой физический предмет является объемным резонатором. Это касается и всех архитектурных сооружений. Форма здания, как и музыкального инструмента, усиливает и окрашивает в гармонические колебания энергетику местности. В этом заключались архитектурные особенности строений в разных метакодах Земли. Например, сложно спутать китайские и японские пагоды с европейскими домами.
В былые годы для строительства дома тщательно выбиралось место. Например, наблюдали, где на ночлег расположатся домашние животные. Потом это место проверялось на наличие подземных вод. Люди давно заметили, что если под землей находится перекрестие водных русел, то на этом месте жить нельзя: все в доме над таким "перекрестком" будут болеть. Поэтому на выбранном под застройку участке ставили вверх дном глиняный кувшин. Обычно это проделывали в августе. Если рано утром на стенках кувшина появлялись капельки воды, это указывало на наличие под землей водного русла. В этом месте можно рыть колодец, но нельзя строить дом.
После завершения строительства дома, перед его заселением устраивали еще одно тестирование: на ночь запускали туда кошку и наблюдали, какую из комнат она выбирала для ночлега. Это означало, что в той комнате, где кошка улеглась спать, ни в коем случае нельзя устраивать спальню. Кошки, в отличие от собак, "обожают" негативную для человека энергетику. Если у вас что-то болит, то кошка, если вы позволите, заберется именно на больное место и начнет урчать.
Собаки же предпочитают положительную для человека энергетику.
Практический совет: Если вы держите дома животных, птиц, рыб, то предоставьте им возможность самим выбирать себе места для ночлега и постоянного обитания. В противном случае животные будут болеть, и вы рискуете лишними расходами на их прививки и лечение. Прежде чем заводить большой аквариум, поэкспериментируйте сначала с маленьким: определите, в каком месте квартиры будут лучше всего расти водоросли и будет наиболее яркая окраска у рыб.
Уже в нашем веке появились такие понятия, как сетка Хартмана, патогенные зоны и прочие негативные для состояния здоровья факторы. В основном эти факторы определялись методами био-локации.
В начале 90-х годов по центральному телевидению демонстрировался многосерийный фильм о феноменологии. Был в нем такой сюжет. У мужчины возникла серьезная проблема с ногами. Классическая медицина не смогла помочь, поэтому обратились за помощью к экстрасенсу. Тот сразу же обратил внимание на целую стаю кошек под окнами подъезда девятиэтажного дома, в котором жил пациент. Как уже говорилось, кошки обожают патогенную энергетику. Экстрасенс биолокационным методом установил, что здесь как раз и находится вертикальный выход мощнейшей патогенной зоны, часть которой захватывала все квартиры подъезда. Экстрасенс обошел все квартиры подъездного стояка и выяснил, что у всех мужчин - серьезные проблемы с ногами: одним уже ампутировали ноги, других готовили к операции. Ортодоксальная медицина не смогла выявить эту статистику, потому что одни стояли на учете в районной поликлинике, другие - по месту работы и т. д. Если бы дом при строительстве сместили в сторону хотя бы на один метр, такого бы не произошло.
Живые поля архитектуры
Автор: М.Ю. Лимонад, А.И. Цыганов
Издательство: Титул
Год: 1997
Страниц: 208
Формат: pdf
Размер: 25.3 mb
Взаимодействие человека и архитектурной среды его обитания, защита духовного, душевного и физического здоровья от вредных полевых воздействий, называемых патогенными,— сфера архитектурной эниологии, науки об энергоинформационном обмене в архитектуре. Книга рассказывает об истории этой науки, дает понятийный аппарат, освещает вопросы права и стандартизации; широко представляет материал по теории композиции с точки зрения полевых взаимодействий, по проведению изысканий с применением приборных и интуитивных эниометодов, включая биолокацию, по проектированию и полевому анализу зданий, сооружений, градостроительных комплексов; приводит сведения об организации экспертизы и надзора по энергоинформационным аспектам архитектуры и градостроительства.
Отредактировано Семисын (04.10.2009 05:27)
=
O,vr дал ссылку
Практики, методы, технологии, советы, рассказы о здоровом образе жизни
ВАГУФ Викторович !!!
Пожалуйста, выскаажите своё мнение о возможных размерах этих изделий...
и вообще о этих полостных конструкциях...
..."шар" весьма любопытен тем, что в ячейке присутствует встроенный-уменьшенный модуль
следующий в ряду по уменьшению, а с внешней стороны это ещё прикрыто пирамидкой...
получается "экстра" отражатель, если можно так назвать...
Отредактировано Семисын (19.10.2009 15:56)
=
ВАГУФ Викторович !!!
Пожалуйста, выскаажите своё мнение о возможных размерах этих изделий... и вообще о этих полостных конструкциях...
Эээ.. Возможный размер можно получить масштабированием с самим ГУ Радиком
Но если серъёзно, то это ведь будет моя версия, а не Его...
А и какая особая равзница для пирамиды? (Которая, судя по всему, близка толи к Голодовской, толи к моей домашней) Всёравно в пирамидке, и картонной тоже, вода будет структурироваться Низкоинтенсивные воздействия Шар послабее, но при наличии множества полурадиопрозрачных поверхностей, почему нет?
Так что не Он первый, не Он последний....
Вот только шуму то!
Так что не Он первый, не Он последний....
=
Фирма DU PONT начала производство панелей
DuPont™ Corian® 3D - Math series
http://www.corian.co.uk/Corian/en_GB/pa … index.html
Новые декоративные панели для отделки интерьеров теперь доступны архитекторам и конструкторам.
Декоративные панели этого собрания от Du Pont можно использовать для отделки как приватных,
так и общественных интерьеров.
Собрание «3D» основано на новой технологии которая позволяет быстро нанести сложные трехмерные
изображения на DuPont™ Corian®.
Эта технология совмещает точную геометрию и объёмную форму.
Первая «3D» серия «математики», включает 6 трехмерных панели,
основанные на теориях известных математиков и математических функциях.
«Серия математики» включает панели:
Gauss, Phyllotaxis, Voronoi, Fourier, Fibonacci, Moirè
и являются результатом творческих потуг Corrado Tibal из Строительных иноваций Du Pont
и консультантов Alessio Erioli и Андреа Graziano.
З.Ы.
Осталось только дождаться, когда к ребятам из DU PONT
забежит мысль нанести на свои панели реально работающие
фрактальные матрицы для всеобщего счастья и здоровья...
а домики сооружать в виде кристалов, отражающих "плохие"
лучения усяких лучителей эл-магнитных излучений...
так что первые шаги к цивилизации Шестого технологического уклада сделаны...
Что имеется в виду? Развернем карту технологических укладов.
IV технологический уклад
- Массовое производство
- Автомобили
- Самолеты
- Тяжелое машиностроение
- Большая химия
V технологический уклад
- Компьютеры
- Малотоннажная химия
- Телекоммуникации
- Электроника
- Интернет
VI технологический уклад
- Биотехнологии
- Нанотехнологии
- Проектирование живого
- Вложения в человека
- Новое природопользование
- Роботехника - Новая медицина
- Высокие гуманитарные технологии
- Проектирование будущего и управление им
- Технологии сборки и уничтожения социальных субъектов
Отредактировано Семисын (05.12.2009 03:41)
=
Обои против электросмога
Немецкие изобретатели нашли способ снизить его пагубное влияние на человеческий организм.
Этим ноу-хау является простая бумага. Точнее, не совсем простая…
Специально обработанная бумага способна поглощать высокочастотное электромагнитное излучение,
создаваемое мобильными телефонами, разнообразными устройствами компьютерной беспроводной связи,
приёмниками спутникового телевидения, авиационными радарами и другой подобной техникой.
Принцип, разработанный в одном из университетов Тюрингии, состоит в следующем.
Обычную бумагу покрывают чрезвычайно тонким слоем специального порошка, изготавливаемого из оксида железа.
Этот слой способен поглощать электромагнитные лучи и уменьшать интенсивность излучения.
Учёные уже подали заявку на получение европейского патента и придумали, как на практике реализовать своё изобретение.
По их мнению, можно серийно изготавливать специальные обои, оклеивать ими квартиры, офисы или
промышленные помещения, что поможет существенно уменьшить влияние электросмога.
Внешне эти защитные обои совершенно ничем не отличаются от обычных, разве что немного толще.
И хотя бумага, защищающая от излучения, была изобретена уже давно, новая технология отличается
более высокими показателями поглощения электромагнитного смога.
Изобретение защитных обоев произошло как раз вовремя, ведь сегодня многие люди весьма обеспокоены
постоянно увеличивающейся дозой излучения, которому подвергается человеческий организм, как дома,
так и на рабочем месте, и серьёзно опасаются негативных последствий для собственного здоровья.
Однако на сегодняшний день современная наука не может точно сказать,
какие именно последствия могут быть вызваны излучением от бытовой техники.
Официальная медицина не исключает возможные риски для здоровья,
тогда как независимые исследователи утверждают, что люди, подвергающиеся
высоким дозам электромагнитного излучения, очень часто страдают от головокружений,
чрезмерной возбудимости, отдышки, болей в груди,
а также имеют большие проблемы с концентрацией внимания.
а также ...
В марте 1998 года агенство "Франс Пресс" сообщило, что в Объединенных Арабских Эмиратах решили проблему защиты
от вредного излучения мобильных телефонов. Суданский инженер Али Халиб Мухаммед запатентовал два способа защиты
от электромагнитной радиации.
Он предложил пропитывать мужские головные платки и женскую паранджу специальным составом,
преломляющим электромагнитные волны. Второй способ - небольшой прибор аналогичного действия.
Была ли произведена спецодежда и поступила ли она в продажу, не сообщалось.
============
=
Сужающиеся круги на бомбардируемых полях резонасных вибраций...
Бродя по просторам интернета, очень часто замечаешь,
что некие идеи прям-таки витают в воздухе,
дожидаясь окончательного выражения в осмысленном
соединении художественной формы,
возможностями нового програмного обеспечения по алгоритмическоми
проектированию предметов, новыми высокоточными технологиями
производства массовых изделий...
с теорией Волновой Экологии(отец-Викторович)
как фактора биорезонансного влияния на живые организмы
и построения окружения человека
(предметный мир, жилища, одежда и т.п.)
в соответствии с наибольшей пользой для здоровья,
или хотя-бы с наименьшим вредом...
Некоторые закономерности и их практическое выражение
этих знаний можно узнать из народных, веками
накапливаемых знаний и традиций...
(примером может служить особенность строений,
характерных для определённых местностей, со своим, только
им присущим экологическим окружением -
чумы, юрты, пагоды, каменные,бревенчатые, глинобитные,
плетенные из растений жилые строения из разных регионов мира,
орнаментов и характерных предметов одежды и украшения
быта).
Так же много примеров дают строения насекомых -
ульи, гнезда ос, термитники и т.п. а также панцири
и раковины...носимые как "дом"...а так же
различные "волосатые" отражатели-поглотители на
насекомых...
Сольётся ли в скором будущем теория отражения
многополосковыми уголковыми отражателями и поглотителями излучений,
резонанса излучения в геометрических структурах,
теория формы объекта как резонатора и теория полостных структур,
теория веществ и материалов с отрицательным значением коэффициента преломления
(Веселаго Виктор Георгиевич )
с практическим применением в архитектуре, производстве
вещей и предметов быта
ЗАВИСИТ ТОЛЬКО ОТ ОСОЗНАНИЯ
ВСЕХ ЭТИХ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ АСПЕКТОВ ДЛЯ
НАЧАЛА ОСМЫСЛЕННОГО ПРИМЕНЕНИЯ,
взамен интуитивных упражнений некоторых художников и архитекторов...
ведь кому, как не им самой природой дарован
талант и чувство гармонии, надо лишь пополнить
общий объем знаний фактами из физики
окружающей действительности...
также необходимо более глубоко проводить исследования в этом
направлении, использовать манекены и макетные работы,
приборные замеры отражательно-поглотительных и резонансных
свойств этих объектов...с последующим занесением данных
в конструкторское програмное обеспечение для манипулирования
свойтвами материалов и объектов для достижения необходимого
эффекта отражения, поглощения или резонанса излучений...
при этом ещё и возникает "новая эстетика"
- синтез красоты и пользы...
Отредактировано Семисын (13.02.2010 02:55)
=
2
=
Доброе всем время суток!
Меня несколько задела тема Креста, поднятая СЕМИСЫНОМ.
В этой связи есть ещё более интересная тема - руны ТЕЙВАЗ ( та, которая в форме стрелы, направленной вверх). Эта руна ставилась на надмогильных крестах ( в форме крыши, как кое-кто полагал) и, без креста, в чистом виде, над могилами воинов SS. В первом случае это характерно для севера России ( где очевидно после принятия христианства созранялось влияние нордической культуры). И называлась эта конструкция - ГОЛБЕЦ (в простонародье - "голубец"). Занимаясь этим вопросом, я столкнулся с некоторыми результатами исследованиями немецкой организации "Наследие предков"(АНЕНЕРБЕ). Исследования (1938) показали, что по неустановленной причине скоропортящиеся продукты лучше сохраняются под руной Тейваз. Причём не имело значения - из какого материала она сделана. А люди, ложащиеся спать в конструкции в форме палатки ( наподобие этой же руны) высыпаются несравненно лучше, чем в палатке с плоской крышей.
Недавно столкнулся с таким же явлением в пирамидальной конструкции (внутри пирамиды).
Что же касается надмогильных памятников - внятного объяснения не нашёл, хотя по моему скудному разумению, в какой-то мере это может быть связано это с "чаянием жизни будушего века", желанием живых сохранить усопших перед воскрешением.
Вне понимания народов попытка что-то изменить
И из мутантовой породы соткать серебрянную нить...
Шарнир времён присыпан пылью непосвящённого суда,
Но ложных ярлыков обилье смывает Истины вода...
Голбец – поморское деревянное надгробие, в виде «домика» с окошком и столбом с крышей и
встроенной в него иконкой «выговского литья».
Шаркунок – деревянная погремушка, набранная из множества сцепленных особым образом деревянных деталей.
Считалось, что шаркунок отгоняет болезни и защищает от сглаза.
Чаще всего использовался как детская погремушка.
Выпускаемые промышленностью уголковые отражатели предназначаются для воспроизведения радиолокационных
демаскирующих признаков имиитируемых объектов.
К табельным уголковым отражателям относятся металлические отражатели "ОМУ", "Пирамида", "Угол" и "Сфера-ПР".
Рис.4. Имитатор движущейся техники. а) упаковочный ящик с электродвигателем и редуктором, б) - уголковые отражатели.
Отредактировано Семисын (14.02.2010 05:10)
=
уголковые отражатели...
Они интересны тем, что отражают сигнал под тем же углом, под которым он (например, радиолокационный луч) на уголковый отражатель падает.
Если сделать уголковый отражатель из зеркальных пластин, то получится любопытное зеркало: в нём видишь своё прямое, а не зеркальное изображение.
Всё зло на земле от думания о себе происходит.
Выпускаемые промышленностью уголковые отражатели предназначаются для воспроизведения радиолокационныхдемаскирующих признаков имиитируемых объектов.К табельным уголковым отражателям относятся металлические отражатели "ОМУ", "Пирамида", "Угол" и "Сфера-ПР".
По моему идея применения уголковых отражателей весьма примитивно копирует идеи, известные с глубокой древности.... идеи забытые и извращённые нашими современниками и их предшественниками. Ведь частотный диапазон применения уголковых отражателей обуславливается только частотой облучения станции радиолокационной разведки (сотни мГц - десятки гГц). А это, согласитесь, весьма органиченный диапазон. Постройка пирамид, куполов, та и тех же голбцов скорее всего носила более широкий практический смысл.
P/S Мне импонирует то, что на этом форуме люди пытаются докопаться до знаний утраченных человечеством знаний.
Вне понимания народов попытка что-то изменить
И из мутантовой породы соткать серебрянную нить...
Шарнир времён присыпан пылью непосвящённого суда,
Но ложных ярлыков обилье смывает Истины вода...
ГУФ Александр !
А ведь похоже что ГУФ Александр ушел с форума, все его сообщения исчезли, а так как на данном терпимом ко всем форуме никого не удаляют, только сам он и мог это сделать. Видимо обидели мы человека чем-то. он нам все про душу пытался сказать и понимания не встретил. А жаль (что ушел) часто он давал дельные советы.
Вот попалась интересная статья...теперь с колоколами понятней...
ИНФА о ЗВОНЕ...Колоколов и победе над чумой...
ЗАГАДКА ОБОРВАВШЕГОСЯ ПРОВОДКА
Как вы думаете, что будет, если по кристаллу обыкновенной поваренной соли ударить молотком? Конечно, кристалл при этом может разбиться. Ну а если не разобьётся?.. Первым ответил на этот вопрос почти полвека назад советский учёный А. В. Степанов. В своих экспериментах он столкнулся с удивительным и совершенно непонятным явлением: после удара между гранями кристалла возникала... разность электрических потенциалов! Почему, каким образом удар заставляет кристалл поляризоваться?
«Эффект Степанова», как называют явление ударной поляризации физики во всем мире, до сих пор остаётся загадочным, необъяснённым. Его пробовали отождествить с так называемым пьезоэлектрическим эффектом, когда разность электрических потенциалов возникает просто при деформировании кристалла, изменении его первоначальной формы. Однако он проявлялся и в тех материалах, которые совершенно не подвержены пьезоэлектрическому эффекту. Загадочность явления не помешала практическому его использованию. На его основе изобретены многочисленные устройства: датчики скорости фронта ударной волны, датчики давления и даже генераторы электроэнергии. Исследования эффекта Степанова продолжаются и теперь – спустя десятилетия после его открытия.
Занималась им и группа ученых из Института проблем механики АН СССР, которой руководит заведующий лабораторией динамических испытаний В. В. Викторов. Задача состояла в разработке новых датчиков для измерения давления в фронте ударной волны. Главным элементом датчика должна была стать поляризующаяся плёнка.
Эксперименты были довольно простыми, однообразными, и ничего необыкновенного они не обещали. Плёнку закладывали, например, в кусок пластилина. К обеим её сторонам приклеивали по проводку, которые шли на осциллограф. Заключенную в пластилин плёнку обстреливали из особой пневматической пушки. Когда снаряд-ударник сталкивался с мишенью, проводки снимали возникающую на плёнке разность потенциалов и подавали её на осциллограф.
Опыты шли своим чередом. Осциллограф исправно откликался на выстрелы всплесками кривой. Ученые обрабатывали осциллограммы, шаг за шагом уточняли показания датчика, меняли скорость ударника, следовала новая серия выстрелов... Десятки, сотни однообразных, очень похожих опытов. Но и тысячный опыт требует не меньшего внимания, не меньшей тщательности, чем первый. Иначе...
Во время очередного эксперимента кто-то заметил, что один из проводков, связывающих плёнку с прибором, отклеился. Беда невелика – припаять недолго. Но пушка в этот момент уже успела сделать новый выстрел. Исследователь на всякий случай посмотрел на экран осциллографа. Тот как ни в чём не бывало выдал крутой всплеск!.. Нелепость какая-то! Откуда сигнал, если проводок оборван?!
По неисправной мишени выстрелили ещё раз, потом ещё... Сигнал был!
Приборы, используемые в опыте, дают какие-то помехи? Проверили заземление, поставили металлические экраны... Ничего не помогало. Потом отклеили и второй проводок. Осциллограф по-прежнему принимал неведомо откуда берущийся сигнал. Убрали из мишени поляризующуюся плёнку. Тот же результат! Может быть, виноваты материалы, из которых сделаны ударник и мишень? Стали делать их из песка, меди, железа, глины, капрона, фторопласта, дерева... Осциллограф педантично отзывался.
«НАМ БОЛЬНО!»... КОМУ ЭТО «НАМ»?
Итак, в экспериментах творилось нечто совершенно неожиданное. Сталкиваются два тела и возвещают об этом каким-то неведомым сигналом – словно вскрикивают: «Нам больно!» Этот неизвестно откуда прорезавшийся у вещей голос принимает осциллограф. Какова природа сигналов, которые уверенно регистрирует прибор с отсоединенными от мишени проводками?
Первое, что можно было предположить, – проводки служили для осциллографа своеобразной антенной. Но какой сигнал они могли принимать? Электрический?.. Конечно! Какая же тут загадка? В момент столкновения, как и при эффекте Степанова, на поверхности мишени появлялись электрические заряды. Они наводили электростатическое поле вокруг образца. Один из проводков фиксировал потенциал этого поля. Другой проводок по схеме опыта оказывался заземлённым. Вот и получается, что на вход осциллографа подавалась разность потенциалов, графическое изображение которой тотчас возникало на экране.
Что же следует из такого варианта разгадки? В общем-то, ничего особенного. Ученые наблюдали всё тот же эффект Степанова. Вывод был неумолимо логичен, очевиден. «Необыкновенное явление» обернулось своего рода научной шуткой, когда заново открывают давно известное... Правда, результаты экспериментов всё равно значительны, интересны. Шутка ли – открыть множество новых веществ, подчиняющихся эффекту Степанова!
Всё стало на свои места. «Загадочность» исчезла, отвлекаться на неё уже не имело смысла.
Но исследователю бывает полезно отойти от жёсткой логики фактов, тем более фактов, лежащих на поверхности.
В ходе дальнейших событий едва ли не решающую роль сыграло обстоятельство на первый взгляд второстепенное, маловажное. В лаборатории динамических испытаний работали, так сказать, чистые механики. И глубины электродинамики, с которой неожиданно столкнулись они в своих исследованиях, были для них довольно темны. Многое оставалось непонятным. Почему, к примеру, проглядели в прежних исследованиях столько материалов, электризующихся при ударе? Хотелось в этом разобраться. Начали с теории.
Одна из теорий объясняла эффект Степанова следующим образом. При столкновении тел возникает ударная волна. Она пробегает с большой скоростью внутри образца, наводит особый порядок в хаотическом движении электронов – заставляет их двигаться вслед за собой к одной из граней образца. На этой грани возникает избыток отрицательных зарядов, а на противоположной – положительных. Но как движутся электроны под действием ударной волны? Равномерно? Тогда перераспределение зарядов в образце приводит к возникновению вокруг него электростатического поля, то есть к известному эффекту Степанова. А если ускоренно?.. Ещё со школы мы знаем, что ускоренное движение электрических зарядов порождает электромагнитную волну. Так, может быть, сигнал «нам больно» вещи подают голосом электромагнитных волн?!
Чтобы проверить гипотезу, поставили простой опыт. Суть его в следующем. Электромагнитное излучение, как известно, обладает большим дальнодействием, чем электростатическое поле. Напряжённость электромагнитного поля убывает пропорционально минус первой степени расстояния от источника, напряженность электростатического – пропорционально минус второй степени. Штырёк антенны, соединённый с осциллографом, помещали на некотором расстоянии от мишени. Замеряли сигнал, потом передвигали антенну на новое место. И так много раз... График зависимости напряжённости от расстояния получился в точности такой, какой должен быть у электромагнитной волны!
Но кричать «эврика!» было ещё рано. Вдруг на результаты эксперимента повлияло какое-то особое условие, не учтённое исследователями? Чтобы окончательно убедиться в справедливости данных первого опыта, задумали новую проверку. Электромагнитная волна – поперечная. Её электрическая и магнитная составляющие, подобно частицам воды при волнении, колеблются в плоскости, перпендикулярной направлению, в котором бежит волна. Значит, антенна, если её расположить вдоль этого направления, не будет принимать сигнал. А в случае электростатического поля сигнал возникнет при любом положении антенны.
Антенну собрали из трёх взаимно перпендикулярных стержней, чтобы эфир прощупывался сразу по всем направлениям. Получилось нечто вроде треножника. После каждого выстрела пушки антенну поворачивали. Наконец после очередного опыта один из штырей никак не откликнулся на удар! С этим исчезли и последние сомнения – открытие состоялось!
Но это было лишь стартовой площадкой для новых исследований. Да, теперь известно: тела «кричат» при ударе, и «голос» их – электромагнитная волна. Однако мир ударов так многообразен! Бьёт в горную породу стальная пика отбойного молотка и тикают часы, звенят звонки в квартирах и стучат по рельсам колеса поездов, шумит морской прибой и грохочет снежная лавина... И у каждого удара, вероятно, своё «лицо». Разные скорости и время соударений у футбольного мяча со штангой ворот и стального штампа с заготовкой. Различен характер напряжений и деформаций при ударе молотком, например, по стальному, стеклянному или пластмассовому шарику. «Внешность» удара зависит, наверное, и от формы соударяющихся тел.
Но раз так, значит, каждый удар способен рассказать о себе что-то важное. Что же именно? Как перевести электромагнитные сигналы на язык механики? Ведь, расшифровывая электромагнитный язык удара, нам важно узнать, например, каким было столкновение – разрушительным или, напротив, довольно безобидным. А для этого надо установить строгое соответствие между электромагнитными и механическими параметрами. Путь к этому один – вновь ставить десятки и сотни опытов, скрупулезно подмечать мельчайшие отличия в осциллограммах, составлять своеобразный каталог соударений.
Итак, новые эксперименты и... невероятные трудности. Раньше многочисленные исследователи эффекта Степанова не замечали электромагнитные сигналы. Теперь эти сигналы шли буквально со всех сторон. И пушка, и ударник, и мишень подавали свой «голос». Вдобавок ствол пушки и снаряд электризуются при трении, возникает электростатическое поле. Пять лет непрерывной, каждодневной экспериментальной работы ушло на то, чтобы разобраться, «что есть что» в этом невообразимом хаосе, какофонии сигналов, научиться фильтровать, расшифровывать голоса сталкивающихся тел.
И теперь ещё ученые знают и умеют далеко не всё. Пока научились по осциллограммам определять момент столкновения, и сколько длился удар. По этим данным можно рассчитать скорость пробежавшей по образцу ударной волны, иными словами – скорость звука в материале. Затем, используя законы упругости и пластичности, рассчитать поля деформаций, силы и ускорения, действующие на тело.
Казалось, что учёные вот-вот подойдут и к окончательной разгадке механизма явления. Чтобы прояснить его, поставили такой опыт. Пушку заменили прессом. Вместо резкого, короткого удара – долгое, мерное сдавливание. Опыт был контрольный. То есть никаких «а вдруг» исследователи даже не предполагали. Просто надо было раз и навсегда убедиться, что тела «кричат» только при ударе.
А убедиться пришлось в другом: электромагнитное излучение возникает практически при всякой динамической деформации тел!.. Почему? Это остаётся загадкой.
ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Да, разгадку учёные пока не знают. Сейчас над ней бьются теоретики и экспериментаторы уже не только в той лаборатории, где открыли электромагнитный «голос» вещей. Однако сам эффект известен, выявлен. На его основе изобретены устройства для измерения сил и ускорений, действующих на тело. Это, образно говоря, только первые ласточки того переворота в технике всевозможных механических измерений, который сулит использование эффекта. Ведь теперь главный «орган чувств» уже придуманных и будущих приборов – всего лишь обыкновенная антенна, металлический штырь, да ещё расположенный где-то в стороне, на безопасном расстоянии от изучаемых событий. Никаких датчиков с проводками! Все данные для измерений доставит эфир.
Новые приборы благодаря их бесконтактности можно будет использовать для контроля материалов в самых опасных, экстремальных условиях. Там, где никакой из известных сегодня датчиков не сможет работать. Например, в зоне взрыва, под пуансоном мощного пресса, внутри цилиндра двигателя внутреннего сгорания или атомного реактора. К тому же приборы, основанные на новом принципе, обладают поистине «спартанским» характером: чем хуже приходится материалу, тем лучше они работают. Дело в том, что по ходу исследований ученые установили чёткую зависимость – чем напряженней, динамичней взаимодействие тел, тем сильнее электромагнитный «голос».
Каждый год учёные создают десятки новых сплавов, пластмасс. Мало получить новый материал, нужно его ещё досконально изучить, узнать все его химические и физические свойства. О многих из них можно судить, зная, с какой скоростью в материале распространяются упругие механические волны, то есть надо измерить скорость звука в данном материале. Это очень непростая операция, отнимающая много времени, требующая проведения многочисленных экспериментов со сложной аппаратурой. Теперь же для определения скорости звука в материале требуются считанные секунды! Достаточно, как установили учёные, поделить удвоенную длину ударника-цилиндра на время его соударения с мишенью, замеренное по осциллограмме.
Или вот такая задача, постоянно встречающаяся в технике. Надо проверить материал – нет ли внутри какого-либо дефекта, трещинки. Сделать это, оказывается, можно обычным простукиванием!
Подобно тому, как простукивают рельсы путевые обходчики или проверяют хрусталь в магазине. Только слушать надо не звуки удара, а возникающий при этом электромагнитный сигнал. Даже мельчайший дефект отразится на полученной осциллограмме.
Таким же образом можно «подслушать» готовящееся землетрясение или выброс горных пород в глубокой шахте. Ведь этим грозным явлениям предшествуют незначительные вначале деформации в земной коре. Значит, и здесь должны возникать электромагнитные волны. Используя антенну-треножник, можно определить направление, откуда пришёл сигнал. Ну а два треножника, разнесенных на некоторое расстояние, точно укажут очаг надвигающейся подземной катастрофы, дадут время заранее к ней подготовиться.
Недавно мы рассказывали о готовящемся эксперименте по обнаружению гравитационных волн (см. «ЮТ» № 7 за 1982 г.). Вспомним, сверхчуткий прибор должен уловить эти волны в тот момент, когда они деформируют специальный сапфировый стержень. Но теперь мы знаем: если есть деформация, есть и электромагнитное излучение. Сегодня исследователи уже научились улавливать «голос» от механических воздействий ничтожной, фантастически малой мощности – порядка 10?20 Вт. Так, может быть, гравитационные волны тоже удастся «услышать»?!
С. СЕМЁНОВ,
кандидат физико-математических наук. ( Журнал «Юный техник» 1983 №2 )
Отредактировано Семисын (08.07.2010 00:17)
=
Никакой тайны нет в том что возникает ЭМ излучение при деформации предметов!
Вы в курсе что при сгорании спичек излучается торсионные волны и СВЧ излучение идет?
А то что при тривиальном горении топлива в ДВС, из камеры сгорания идет гамма излучение ?
Просто люди не привыкли точные измерительные приборы совать в нетрадиционные места!
А зря...
По поводу того что кресты и прочие формы излучают, да это эффект формы, при обработке материала до определенной формы у него образуются зоны внутренних напряжений, также и при эксплуатации, эти зоны образуются в тех же или иных местах.. Это вызывает трансформацию внутренних механических напряжений в электрические эквипотенциальные поверхности, по которым имеется одинаковая плотность поверхностных зарядов.. Но для других поверхностей плотность заряда иная, эта разница потенциалов или градиент создает электрическое поле. Даже при статическом положении предмета он будучи создавателем электрического поля статики будет излучать много частот.. высшие на основе колебаний структурных единиц (тепловое) низшие - благодаря изменению магнитного поля вокруг (магнитные бури, аномалии и пр.) суточные колебания магнитного поля складываются с статичским полем предмета, вот и получается ЭМ излучение, ну а при деформации вообще прямая генерация ЭМ волн, вследствии ускоренного движения носителей статики с различным потенциалом!
Лужу паяю, воздушные шарики надуваю
Вы в курсе что при сгорании спичек излучается торсионные волны и СВЧ излучение идет?А то что при тривиальном горении топлива в ДВС, из камеры сгорания идет гамма излучение ?
А я вот не в курсе. Буду рад ссылке...
Хотя написать можно что угодно. Надо еще смотреть, кто это написал. Вот я в последнее время (когда оно есть...) перечитываю Девяткова. Что-то поначалу я слишком поверхностно это читал... а ведь они многое что начали было объяснять! Но все это потом закидали разным мусором... Видно, издания после 1990 года надо читать с очень большой оглядкой. Наука в основном пошла задним ходом. Во всяком случае та, которой нас усердно кормят...
Всё есть яд, и всё есть лекарство, а разделяет одно от другого лишь доза (Парацельс)
Интересно у церкви много ли ещё
религиозно-научных завуалированных знаний ?
"Святая" -серебряная вода, колокольный звон,
формы-резонаторы в культовых предметах, свечи-излучатели...
психотехнологии-древнее НЛП...
и даже лампадка- "микро-ИБН"
добавлено ->> Эффект бинауральных ритмов веками
используется в церковном хоровом пении.
З.Ы.
вот и морской песок или галька на пляже в линии прибоя волны -
лучит лечебные частоты
(в свете предыдущей статьи)
- весомый лечебный фактор на курортах,
помимо солнца и морской-"живой" воды !!!
Отредактировано Семисын (06.12.2010 23:05)
=
галька на пляже в линии прибоя волны -лучит лечебные частоты
ГУФ Семисын, так кто его знает, что она излучает? Ведь факт, что пребывание в таких местах действует благотворно. Ну, понятно, воздух там особый, пыль водяная с йодом, и эмоции положительные... А может, плюс и излучение? Кто-нибудь проверял? По Вашему сообщению, все это пребывало в фазе проверки гипотез.
Правда, времени прошло немало. Но какого времени? Лихих 90-х и после, когда все или встало, или пошло на попятную.
Кстати, что материал из "Юного техника" - это никого не должно смущать. В те времена что-либо "ненаучное" в научных изданиях не публиковалось. Например, когда выпустили на волю Чижевского, его нигде не печатали, и первые его статьи про ионизатор были именно в ЮТ! Мол, пусть пионеры мозгуют... Нелогично? Тем не менее, это факт.
А еще был журнал "Рационализатор", кажется, которому тоже разрешалось все. Хоть вечный двигатель. И насчет "живой" воды поначалу там и появилось, со схемой электролиза на диоде.
Всё есть яд, и всё есть лекарство, а разделяет одно от другого лишь доза (Парацельс)
По Вашему сообщению, все это пребывало в фазе проверки гипотез
эффект Степанова -не гипотеза, а научно установленный факт,
так, что удары прибоя и пермещающаяся в прибойной волне галька или песок
по любому -"лучат", причём каждая по своему-
в широком диапазоне...
во тут то организм и получает то, что ему созвучно...
и фактически усе уезжают оздоровившись...
на речном берегу такого эффекта не дождаться...
З.Ы. так же не малое значение имеет
раствор в прибойной зоне микроэлементов
из трущихся-ударяющихся галек-песчинок...
и органических останков...
микроэлементов как-раз катастрофически не хватает в рационе
человеков, в связи с вымыванием из почв...
и многовековой эксплуатацией одних и тех-же
площадей под сельхоз посевы...
в дельте Нила, например, дело обстоит
намного лучше, так как разливы приносят
тонны ила, содержащего весь букет микроэлементов,
принесённых с истоков Нила-
размытые горные породы и органические элементы из
верховий реки...
Отредактировано Семисын (17.07.2010 17:36)
=
3D
Радиопоглощающий материал на основе НФМП, разработанный и выпускаемый в ОАО "ЦКБ РМ", предназначен для маскировки военной техники от обнаружения и наведения высокоточного оружия противника в радиолокационном и оптическом диапазоне. Он обладает коэффициентом отражения не хуже 17 дБ (то есть менее 0,5%) в рабочем диапазоне длин волн от 0,2 до 15 см, и принят на снабжение МО РФ в 2007 г.
Ведутся работы по поиску технологии создания поглощающей "краски" с наполнителем из НФМП. На нашем предприятии разработаны новые пленочные и тканые РПМ, получаемые методом магне-тронного напыления. Метод позволяет получать тонкие — до 5 нм слои металлов и сплавов. Была разработана радиотехническая конструкция поглотителя, позволяющая эффективно поглощать или рассеивать падающую ЭМВ.
Соотношение радиуса воздушной петли, ширины вплетенных в сетевую основу пленки или ткани и радиус ячеи позволяют создавать целую номенклатуру материалов, работающих в различных диапазонах длин волн. Вес 1 м2 таких РПМ, в зависимости от модификации, составляет от 200 до 600 Г, коэффициент отражения ЭМВ от -17 до -3 5 дБ в диапазоне длин волн 0,8 - 25 см
=
http://ckbrm.ru/index.php?products=53
Маскировочный радиопоглощающий
комбинезон для пустынно-степного фона
Изготовлен на основе радиопоглощающего трикотажа из нити КЭНСП
и обеспечивает индивидуальную маскировку личного состава на пустынно-степных фонах.
=
http://popnano.ru/catalog/index.php?tas … mp;id=1160
Металлизированные ткани и пленки
Поставщик - Nanotechnology Textiles
http://nanotechnology-textiles.com/
Металлизированные ткани
Новый метод металлизации текстильных материалов ионно-плазменным распылением позволяет производить синтетические ткани с прекрасным металлическим блеском «металлик». При этом на поверхности ткани осаждается тонкая пленка настоящего металла или сплава, придающая тканям благородный и оригинальный оттенок, например, перламутровый, титановый, или металлический блеск нержавеющей стали, золота, серебра, алюминия, бронзы и т.п. Указанные цвета и оттенки не достижимы ни одним из известных на сегодняшний день способов облагораживания текстильных материалов: гладкое крашение, пигментная печать, металлизация из растворов электролитов, вакуум-термическое испарение.
Поскольку обработка тканей происходит в мягких условиях так называемой низкотемпературной плазмы - ткань сохраняет мягкий гриф, воздухо- и влагопроницаемость, драпируемость, прочностные характеристики.
Металлический слой существенно уменьшает удельное поверхностное электрическое сопротивление тканей, что придает им прекрасные антистатические свойства. Такие ткани совершенно не электризуются при носке и не накапливают электрический заряд. Более того, этот способ позволяет изготавливать и электропроводящие ткани, т.е. ткани, способные проводить электрический ток, что, позволяет использовать их в качестве гибких электропроводящих элементов, способных паяться, что особенно актуально при создании т.н. smart-текстиля.
Металлизированные пленки
Промышленное оборудование позволяет металлизировать полимерные пленки (полиэтилентерефталатные, полипропиленовые, полиэтиленовые, полиимидные, поликарбонатные и др.) шириной до 170 см и толщиной от 12 мкм и более. При этом имеется возможность нанесения покрытий из алюминия, меди, серебра, нержавеющей стали, титана, нитрида титана и др.
Поскольку оборудование позволяет четко контролировать толщину покрытия, возможно получение проводящих слоев в широком диапазоне удельных поверхностных сопротивлений.. После напыления пленка может быть разрезана и намотана в рулоны заданной ширины.
Имеем большой опыт напыления металлических покрытий на полиэтилентерефталатные пленки с получением различных удельных сопротивлений с точностью ± 10%. При этом гарантируется высокий уровень адгезии металлической пленки к субстрату.
Так же у Вас есть возможность, заказать уже готовую продукцию с напылением серебра:
- Антибактериальные, противоожоговые простыни (отсутствие аллергических реакций,постоянный антимикробный эффект, предотвращение появления неприятных запахов);
- Нательная одежда (постоянный антимикробный эффект, для лечения нейродермита, снятия зуда кожи, покраснений и припухлостей для лечения других кожных заболеваний,отсутствие аллергических реакций)
- Постельное белье, чехлы на матрасы (лечение бессонницы, постоянный антимикробный эффек, защита от домашних клещей, бактерий,неприятных запахов, плесени как средство дерматологической безопасности, отсутствие аллергических реакций);
- Медицинские халаты(для защиты мед. персонала от бактерий и вирусов а так же переноса их к другим больным, снижение риска контактного инфицирования, постоянный антимикробный эффект);
- Марля медицинская (для изготовление марлевых повязок и стерильных медицинских салфеток).
Отредактировано Семисын (28.07.2010 10:46)
=
Металлизированные ткани и пленки
Ну с комбинезонами понятно...
А такое вы видели???
Одежда из металлизированной ткани .... даже для беременных!!! ( сделано в Китае )
http://healthclothes.com/goods_metal.html
Или вот - плащ из металлизированной ткани -
http://gnozis.info/?q=node/5841 ...там ссылки для скачивания книги...
Кристофер Дэй. Места, где обитает душа
Архитектура и среда как лечебное средство
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие В.Л. Глазычева
Архитектура: кому это нужно?
Архитектура, ориентированная на исцеление
Архитектура как искусство
Что есть здоровое строительство
Количества и качества
Диалог или конфликт
Пространство для обитания
Проектирование как процесс вслушивания
Одухотворяющие постройки
Строительство как оздоровляющий процесс
Лечение тишиной: архитектура покоя
Городская среда
Город как Место
Город для людей
Город для жизни
Строить для завтрашнего дня
Предисловие
Кристофер Дэй
Кристофер Дэй — скульптор и архитектор по образованию и нечто вроде францисканского или дзен-буддистского монаха по призванию. Под словом монах не следует подразумевать аскетизм, хотя Кристофера в роли вполне довольного жизнью Робинзона можно себе представить без особого труда. Сухой, поджарый, легкий на ходу, он учил меня слушать лес. Слушать духов места. Дело было жарким июлем в очень занятном месте, в одном из главных европейских центров антропософских занятий. Ярна, километров сорок к югу от Стокгольма, в двух километрах от скучного городка, среди очень странной архитектуры Арне Асмуссена, где все, от плана и разреза зданий до глазка в двери, проникнуто разветвленной системой значений.
Дэй не принадлежит прямо к кругу антропософской школы — он слишком независим, чтобы вообще принадлежать чему-либо, но он близок этому умонастроению, выросшему из позднего Гете, который, в самый разгар увлечения механистическим материализмом, задал себе вопрос, который никому не приходил тогда в голову: как растут живые существа? Гете вглядывался в то, как из семени проклевывается росток и корень, связывая новорожденное растение сразу с землей и небом, как развертываются листья, как формируется крона, цветок, завязь, плод, а в нем снова семена... Крут преобразований, цикл метаморфоз, созвучие между человеком — телом и человеком — мыслью с природой и божеством, пронизывающим природу вот краеугольный камень атропософской натурфилософии. В конце прошлого века эту линию мысли подхватил Рудольф Штайнер, придав — в полном соответствии духу времени — несколько больше символизма учению Гете. Возникла школа "мягкой" педагогики, школа терапии, близкая к гомеопатии и колоризму, школа вчувствования в сообщество людей и развития личности.
Андрей Белый прикоснулся, было, к атропософии, участвовал в строительстве Гетеанума в швейцарском Дорнахе, но согласиться на роль ученика не мог, написав позже массу нелестных слов в адрес верховного жреца. Возникнув, школа не прерывалась. Она пережила мировые войны и экономические кризисы, послевоенный промышленный и потребительский бум. Она жива и сегодня. Она расширяет круг адептов. Поскольку школа не предполагает ни строгости устава, ни жесткой дисциплины, будучи лишь кругом сочувствующих общему божеству Природы, включающему в себя человека, являясь скорее общей настройкой мысли, чем учением, крут расширяется, в последние годы вобрав в себя колонии неофитов в России.
Это школа деятельного созерцания, и Кристофер Дэй, хотя и с оговорками, может быть к ней причислен.
В мире, начиная с 60-х годов, ширится движение в рамках т.н. архитектуры "соучастия", втягивающей клиента в процесс проектирования, делающей его действительным соавтором. Этим трудоемким делом заняты по преимуществу бессребренники, хотя бывают и исключения, вроде Рода Хакни, сумевшего на этом тихом деле выстроить солидную коммерческую сеть проектно — строительных фирм. До середины 80-х годов это было альтернативное движение, резко оппозиционное по отношению к старому архитектурному истеблишменту, но к началу 90 —х истеблишмент несколько раздвинул свои рамки и начал втягивать "альтернативную архитектуру" внутрь себя, тем более, что Принц Уэльсский бросил на чашу весов свой, немалый в Великобритании авторитет в пользу "человечной" архитектуры.
Кристофер Дэй мог бы быть причислен к этому движению, хотя он развивал и развивает его вполне самостоятельно.
С начала 80-х годов произошел переход от общих разговоров об экологии к разработке реальной архитектурной экологии, в рамках которой анализируются все формы воздействия окружения на человека, будь то излучение земных недр или подземных водных потоков, биохимическое воздействие "малых" доз ядов, выделяемых с поверхности материалов, или столь пока для нас экзотическое влияние электромагнитных полей, рождаемых радиотелефонами. Не входя в круг активных экспериментаторов и аналитиков в этой новой области знаний и умений, Дэй может быть причислен к тем, кто среди первых старается воплотить это знание и умение в реальном строительства.
Причисление к какому-либо кругу условно. Оно лишь вспомогательный прием для некой первичной ориентации: Дэй интересен сам по себе. Это один из тех немногих, кто способен действовать в русле довольно строгой идеологической доктрины и при этом создавать любопытную архитектуру.
Архитектура, которой посвятил себя Кристофер, может быть близка читателю или отталкивать его. Мысли, с маниакальной настойчивостью, хотя и в мягкой форме, пронизывающие эту книгу, могут привлекать или нет. Это вопрос личного отношения.
У нас в России таких книг не было со времен чуть ли не Болотова с его агрономическими чудесами. Таких книг у нас ни разу не переводили. Этого, на мой взгляд, достаточно, чтобы захотеть передать книгу в руки небезразличного к сюжету читателя. Кристофер Дэй — моралист, довольно ригористический моралист, и если он в чем-то твердо уверен, то никакими силами его не вынудишь к компромиссу, и в этом смысле он верный наследник ригористов, стоявших у истоков "современной архитектуры", Салливена и Райта прежде всего. Будь только так, книгу не стоило бы и переводить, но Дэй еще и вдумчивый методист, размышляющий о том, что делает сам, как это делает, и что из этого получается. Это поэт, занятый технологией поэзии, увлеченный тем, что принято называть поэтикой, и совсем не случайно очень ответственные мысли автора нередко передаются в форме отношения к грамматике. Если Кристофер Дэй пишет об именах существительных, о прилагательных и причастиях, то не потому, что семиотика была модна в 70 —е годы, а потому, что иначе не может объяснить самому себе свои действия.
Познакомившись с Кристофером сначала лично (пойдя на неделю к нему в ученики, когда мы, забавной международной группой, обсуждали, как лучше всего построить дюжину домов в шведском лесу), а затем прочтя несколько его книг, и еще позже облазив вместе с ним московские закоулки, я искренне убежден, что книги, подобные этой, надо непременно читать, чтобы осмыслить свои собственные действия, чтобы действовать по-своему и, быть может, писать свои собственные книги.
В переводе я старался сохранить авторскую манеру как можно полнее. Почти везде сохранены членение текста на абзацы, тональность, выраженная синтаксисом, подчеркивания, излюбленные автором восклицательные знаки — некоторые изменения сделаны только там, где различие природы английского и русского слишком уж велико. И еще убраны ссылки на публикации, общение с которыми затруднено и для европейского читателя (все больше шведские или немецкие журналы с крошечным тиражом или тексты устных выступлений редких специалистов, вроде Иоахима Эбле, которого я также имею честь знать и у которого учился новейшей редакции экологии архитектуры), тогда как читателю российскому они вовсе недоступны.
Поразмыслив, я отказался от идеи постраничных комментариев: если сделать их мало, они ничего не дадут, если много, — они начнут забивать периферию восприятия авторского текста. Пусть многое останется намеком. Тот, кого сюжет заинтересует всерьёз, найдет возможность углубить знание о нем самостоятельно, тогда как того, кто заинтересуется не слишком, примечаниями ни в чем не убедить. Меня самого и идеология, движущая Кристофером, и его архитектура вместе и привлекают и отталкивают, и именно это подвигло на работу над переводом, не всегда легкую, так как у автора весьма специфическим образом сочетаются свобода поэтических ассоциаций л строгость учителя латинского языка.
И еще две частности желательно иметь в виду Во-первых, Дэй — редкая птица. Он один из немногих архитекторов-интеллектуалов, много читавших и много осмысливших. Это редкость: великое множество вполне преуспевающих архитекторов в США и даже в Европе превосходно обходятся без единой книги в доме, удовлетворяясь высоким цеховым профессионализмом. Во-вторых, знающий и Европу и Америку (а теперь и Сибирь, благодаря иркутским архитекторам антропософской ориентации). Дэй хотя и не валлиец, а чистой воды англичанин, так долго живет и работает на самом западном краю европейского мира, в диковатой, выметенной свирепыми ветрами глубинке Уэллса, что это безусловно отразилось на книге. Это не вполне европейский текст — во всяком случае он чуть в стороне от европейского стандарта книг об архитектуре или художественном творчестве.
Наконец, с удовлетворением следует отметить, что подготовка перевода этой книги стала возможной благодаря сотрудничеству с издательством Green Books и финансовой поддержке Британского Совета, по нашей совместной с издательством заявке оплатившего приобретение авторского права у издательства, которое, как всякий понимает, на такого рода книгах сознательно терпит убытки.
2. Архитектура, ориентированная на исцеление
Архитектура лишь элемент созидаемой среды. Внутри сооружения его части образуют собою все окружение, тогда как воспринимаемые извне, они входят в окружение лишь его малой частью. Если говорить об очень крупных сооружениях, то мы редко воспринимаем их как собственно архитектурные объекты, а когда это все же случается, то дело в их мощи, в способности господствовать над окружением. Такие здания навязывают нам свое присутствие и с особенной силой навязываются окружающей среде. Не удивительно, что они лучше других выходят на фотографии, что превращает их в излюбленный сюжет архитектурных журналов и книг.
Куда ни пойдешь, непременно столкнешься со зданиями, навязанными таким именно образом. Навязанными – потому что они явно не соответствуют месту, нечувствительны к его характеру. Это чьи-то застывшие высказывания, монологи, в которых нет ответа ни потребностям людей, ни потребностям места.
Во времена ручного труда бывало обычно легче обойти ствол старого дерева или валун, обвести «готовы» природный контур, чем следовать прямой линии. Уже поэтому рождавшиеся линии, будь то тропа, граница поля или строительной площадки, хотя бы по соображениям голой практики, вели диалог с ландшафтом. Применение мощных машин напротив словно взывает к тому, чтобы игнорировать любую нерегулярность ландшафта. Когда как следует узнаешь старые здания и древние поля, начинаешь чувствовать, как меняется вся атмосфера, как только ты переступаешь их границу. Такого рода отзывчивость к местоположению никогда не вырастает из процесса проектирования, если он ограничивается листом бумаги. Бумажный процесс проектирования и машинизация строительства значительно сильнее видоизменили отношения между зданиями и их окружением, чем это принято замечать.
В наше время вполне обычно стало проектировать здание для одной страны, находясь при этом в другой. Это уже давно не те случаи, когда знаменитые европейские архитекторы проектировали сооружения для Америки – теперь по всему миру здания, рожденные в одной культуре, помещаются в совсем другую. Обычно в сооружениях такого рода искусственно регулируемый климат, а попадают в них, прямо выходя из автомашины. Поэтому они конечно же могут быть поставлены в любой точке мира, но потому они и не принадлежат ни одному конкретному месту. За исключением лишь нескольких примеров такого рода, я показываю здесь лишь те здания, которые не поддаются переносу с места на места.
В механическом перебросе идей из одной культуры в иную, из одного ландшафта в другой таится немалая опасность. В Никарагуа сложновато что-то сделать, опираясь на североамериканскую идею свободы. Здания, естественные для графства Серри, совершенно были бы неорганичны в графстве Мидлофиан. Одно семейство строительных материалов и соответствующий ему словарь форм может превосходно соответствовать Уэллсу, тогда как в других местах, где иные материалы, иной климат, иная культура и прочие элементы контекста, требуется совсем иной язык формы. Глубинные вопросы влияния среды на людей не ограничиваются национальными или региональными пределами или границами церковного прихода, однако формы, рождающиеся в этих пределах, должны быть глубоко местными, «здешними», чтобы соответствовать месту своего рождения. Я нахожу такого рода «настройку» на местную ситуацию, где приходится заново переосмыслять множество почти автоматических исходных позиций, одним из труднейших аспектов проектного процесса, когда мне приходится работать на новом месте, и я хотел бы выслушать любого архитектора, кто рискнул бы это оспорить. Прежде чем хотя бы приступить к обсуждению лечащих свойств архитектуры, надо бы убедиться, что наши идеи и наши здания не навязаны! Т.н. международные стили, будь то функционализм, постмодернизм или любой другой «изм», или межрегиональные стили, подобные «бунгало», в равной мере презирают все, что способно соответствовать конкретности места и людям этого места. В нео-региональном (neo-vernacular) или «возрожденческом» движениях есть все же какая-то неизбывная внутренняя пустота: их адепты тоже стремятся навязать миру единую идею, просто в этом случае вылущенную из какого-то этапа ушедшей истории. Все эти подходы означают озабоченность скорее стилем, чем тем, что лучше всего назвать отзывчивостью.
Архитектура столь мощно воздействует на человеческое существо, на атмосферу места, на сознание, в конечном счете на весь мир, она слишком важна, чтобы специально беспокоиться о стилистических приемах, о соответствии моде. Отрицательное воздействие архитектуры может достигать такой величины, что резонно подумать над тем, нельзя ли осознанным образом заставить ее оказывать не менее сильное позитивное влияние.
Все, что чревато далеко идущими последствиями, неминуемо несет ответственность – мощь, не сдерживаемая ответственностью, – опасная штука! Архитектура несет ответственность за уменьшение загрязнений и экологического урона, ответственность за уменьшение вторичных биологических последствий для обитателей домов, ответственность за то, чтобы отзываться на окружение и работать в гармонии с ним, ответственность перед индивидами, вступающими с ней в контакт, ответственность не только за область эстетического и всех человеческих чувств, но и за трудноуловимый, но отчетливо воспринимаемый «дух места».
Эта область ответственности включает и сбережение энергии, начиная с инсоляции, организации здания вокруг точечного источника тепла, вроде очага или печи, использования конструкций стен, аккумулирующих тепло, вторичного использования тепла (к примеру, использование тепла сточной воды или энергосистемы холодильника) и кончая альтернативным производством энергии с помощью солнечных элементов. Ответственность распространяется и на тщательный отбор строительных материалов и технологии их применения с учетом воздействия на здоровье как жильцов, так и строительных рабочих или рабочих соответствующих заводов, на средовое воздействие материалов, будь то при первичном их производстве или при разборке старых построек. Столь широкий круг критериев заставляет задуматься об использовании тропических пород твердого дерева, при вырубке которого почти непременно наносится огромный экологический урон; пластмасс, производство которых обычно требует до 15 операций синтеза, каждая с 50% КПД, так что финальный продукт использует лишь 0.002% исходного сырья[1]; воды, создание новых резервуаров которой наносит огромный ущерб сообществу.
Такого рода ответственное отношение неизбежно включает в себя откладывание в сторону стилистических предпочтений и сугубо персональных амбиций в пользу прислушивания к тому, к чему взывают место, время и общественная потребность.
Процесс проектирования может продолжаться в течение всего времени строительства, что означает акцент на ручную работу. Это может показаться старомодным и нереалистическим, однако неоспорим тот факт, что механизмы не обладает необходимой мерой гибкостью, так что вырастающее из земли здание не удается поправить и тогда, когда преимущества или пороки становятся очевидными. Ручные операции придают масштабность текстур, что видно при сравнении кирпичной кладки, натурального шифера или укладки досок с использованием монтажа крупных панелей. Везде там, где строитель получает возможность быть художественно вовлеченным в собственную работу, у законченного сооружения есть «душа» еще до того, как оно занято людьми. Тогда и дух места возникает не вопреки зданию, а благодаря зданию. Техника строительства и форма контрактных отношений оказывают собственное воздействие на одухотворенность сооружения почти независимо от его внешнего вида!
Думать о пользователе, значит непременно осмыслять здание как пространство, а его фасады – как границы пространства. Мы можем переживать небольшие сельские постройки как объекты лишь в их соотнесённости с их окружением. Крупные городские постройки как правило воспринимаются лишь как пространственные границы. Пространство существует, чтобы жить в нем. Объекты являются застывшими идеями. Одни обладают жизнетворной силой, другие, особенно если достаточно велики, угрожают, господствуют крадут солнечный свет огромностью своей тени или обманывают нашу способность ориентироваться своими отражениями. Помню, как студентом я растратил массу времени, вырисовывая тщательно скомпонованные фасады, и как мало усилий было затрачено мною на проработку разрезов, перспектив интерьеров или общих картин взаимодействия с окружением. Теперь дело обстоит прямо противоположным образом! Теперь места занимают меня гораздо больше, чем объекты.
Место не в состоянии говорить словами, но зато мы можем вслушиваться в то, чего оно просит, опознавать то, что оно воспримет. Когда я сталкиваюсь с местами, очарование которых частью непременно обязано постройкам, я осознаю, что это и есть образец, к которому я должен стремиться!
Все, что мы строим, обладает новизной, но когда оно уже там год или два, оно уже способно выпасть и из места и из времени. Оно может казаться старым – чтобы немедленно вскрыть обман при близком знакомстве – или оно способно быть ни старым, ни новым, но вечным и необходимым здесь. Я стараюсь проектировать места так, чтобы они не вступали в конфликт с потоком уходящего времени, врастающего в настоящее, так, чтобы не тяготеть ни к старомодности, ни к имитации. Эти места должны отразить в себе будущее, мир идей, идеалов, воображения и вдохновения, но корнями уходить в сегодняшний переживаемый ныне момент – настоящее хотя и вдохновляется будущим, зиждется на прошлом. Не обращать внимание на поток прошедшего времени, значит вступить в ряды вандалов; слишком сильно на нем сосредоточиться – значит рисковать лишенным смысла сверхохранительством или тупым «возрожденчеством».
В городах без прошлого социальные противоречия обычно острее и нужно несколько поколений, чтобы их как-то стабилизировать. Законсервированные исторические места немногим лучше: жить в них значит задыхаться от нехватки пространства и фальшивой косметики. Прошлое и будущее нуждаются друг в друге: прошлое сообщает, а будущее вдохновляет. В точке их встречи находится образованное прошлом и вдохновленное будущим настоящее – в точке, где рождаются серьезные поступки.
До известной степени все сказанное относится к стремлению, чтобы положить конец вреду, который наносит архитектура, когда она рождает места, где мурашки по коже или становится плохо. Мы всегда готовы обвинить шум, кондиционирование воздуха, мертвое флюоресцентное освещение, тесноту в толпе, запахи, но все это в конечном счете восходит к архитектуре, будь то циркуляция потоков или акустика, выделение токсинов отделочными материалами, колорит или детализация конструкций и художественная идея пространства.
Реальная проблема заключена в том, что наше отношение ко всем этим вещам притупилось. Мы обучились не замечать шумы и скверное качество воздуха и резкие несоответствия между резко очерченными формами и очертаниями. Мы обрели некий иммунитет к негативным силам в собственном окружении, и именно потому оно оказывается для нас столь разрушительным. Наша чувствительность и все наши чувства притуплены и наш язык и самое бессознательное отношение к повседневным реалиям жизни начинают уподобляться нашему окружению. У горожан более резкий говор, чем у деревенских обитателей – настолько, что при сопоставлении фонограмм одна будет представлена как система пиков и ущелий, а другая – как несколько сонная череда холмов и долин. А ведь современным городам всего несколько поколений от роду! Подобно речи, социальная чувствительность в городе закалена резкостью и уродством окружения – спросите у тех, кто работает с подростками!
Кто, осмысляя собственный опыт, может отрицать, что архитектура в лучших и худший своих проявлениях говорит на весьма экспрессивном языке? Эффект массового жилищного строительства принципиально отличается от жилых зданий, построенных индивидуально, с любовью к мельчайшей детали – одно для анонимной массы, другое – для индивида. Есть чрезвычайное различие между тем, что делается для людей, и тем, что делается вместе с ними. Архитекторы надеются, что их детища переживут несколько поколений так что как бы они ни стремились иметь в виду обитателей своих домов, они никогда не учтут стремления их всех. Но если я не могу спроектировать нечто привлекательное для моей собственной души – именно питающее, а не просто милое, эффектное, фотогеничное, новое, – от меня трудно ожидать, что это будет животворным для кого-либо еще.
Мы обучены думать в первую очередь об эстетике видимого. Забота об эстетике визуального составляет основную часть работы большинства архитекторов, не исключая и меня. Мы все знаем, что изображение стоит тысячи слов, что оптический нервный ствол во много раз мощнее нервных каналов от других органов...но ведь случайный запах может вернуть нас к забытому детству, а музыка способна перенести в другие миры...В красивом или безобразном участвуют все чувства, но их слишком часто трактуют раздельно. Лишь вместе, складываясь в единое сообщение, они начинают сообщать нам нечто о глубинной природе места. Когда чувственные впечатления спорят между собой, никакое приведение среды в порядок не в состоянии выйти за рамки чистой косметики. «Конкорд» может быть уподоблена прекрасной птице, но звучит иначе. Архитектурный фасад, вписанный в замечательное произведение ландшафтной архитектуры, будет чистой бессмыслицей, если этот фасад обращен к напряженной автомагистрали. Бомбардировка шумом – вот все, что вы здесь сможет ощутить. Такая работа столь же пуста и лишена смысла, как синтетический запах свежего хлеба перед рестораном «Макдоналдс». Такова же мода на деревянную мебель, покрытую полиуретановым лаком, возникшая из переоценки «чисто визуального» сознания. Стоит коснуться поверхности, и дерево обнаружится как твердая, блестящая, холодная поверхность, напрочь лишенная живого дыхания. Оно не пахнет деревом и кажется стеклянистым – не глубина цвета, а одна поверхность.
Телевидение предъявляет нам мир, состоящий из изображений и звуков. Нет более обманчивой, лживой картины реальности, ведь мы приучились едва замечать отсутствие всякой иной чувственной информации. Чувства, все разом, дают ту картину реальности, которую не в состоянии адекватно передать ни одно чувство в отдельности, реальности, которую мы называем душой – личности, события или места. Не внешний вид и даже не комфорт, а именно эта душа оказывает на нас наибольшее воздействие.
Чтобы обрести лечащие свойства, место должно нести в себе гармонию, вбирать в себя изменение как органическое развитие, так что и новые здания не воспринимаются как вторгшиеся пришельцы, а неоспоримо принадлежат тому месту, где они возникли. Они должны соответствовать окружению и быть ответственными. Но этого мало. Места – и здания – должны питать человеческое существо.
Сама идея здоровья отталкивается от идеи болезни. Мы все знаем, что такое болеть, но постичь источник болезненного состояния куда сложнее. Наука давно показала, как болезнь запускается в ход сугубо материальными факторами, бактериями или вирусами – запускается в ход, но не порождается ими, ведь далеко не каждый заболевает при эпидемии. Идеального бактериологического оружия, которое поражало бы 100% населения, все же не сумели создать. В ряде районов при вскрытия обнаруживали до 50% случаев, когда были обнаружены следы туберкулеза в легких людей, которые никогда не считали себя и не считались больны той самой хворью, которая некогда считалась неизлечимой[2]. Иные болезни проявляют себя у разных людей в совершенно различных симптомах.
Симптоматика выражает, высвобождает то, что происходит внутри организма – так высокая температура отражает борьбу антител с патогенными продуктами размножения бактерий. Но точно так же само заболевание выражает во-вне и высвобождает более глубокие, труднее обнаруживаемые рассогласования в организме. Чтобы понять и болезнь и лечение, будь то с медицинской или с архитектурной точки зрения, нам приходится уяснить себе нечто о различных уровнях проявления человеческого существа.
Каждый знает, что человеческое тело есть сугубо физический предмет, состоящий из такого-то объема тканей, костей, крови и прочего. Знание этого физического тела существенно, когда мы имеем в виду возможность дотянуться до полки, удобно усесться, предохраниться от боли в спине и т.п. Эргономика и физиометрия определенных позиций и известных видов деятельности давно стали самоочевидностью, так что, как и любой другой архитектор, я имею в наличии антропометрический справочник, из которого можно почерпнуть сведения о минимальном пространстве, которое необходимо для движущегося скелета.
Но то, что отделяет человеческое существо от трупа, скрыто в той простейшей истине, что человек жив. Архитектура в состоянии или укреплять разрушать физическое здоровье или укреплять его, скажем, поддерживая хорошо отрегулированное окружение – ни слишком тепло, ни чересчур зябко, ни чрезмерно ярко, ни слишком темно. Различные виды отопления и освещения воспринимаются как здоровые или нет, привлекательные или неприятные. У света от пылающих дров тот же спектр, что и у солнца. Его лучащееся тепло кажется всегда большим, чем иное другое – и телу и душе. Да, с энергетической точки зрения это неэффективный источник тепла, но как много людей любят его, ибо нигде не чувствуешь себя так хорошо, как перед огнем. Множество людей жалуются на сухость в горле, сонливость, заложенный нос, когда имеют дела с воздушными системами отопления, иные страдают в этом случае от клаустрофобии и особенно угнетены. Физические причины известны: нарушение нормальной ионизации воздуха и его влажности (что усиливает и в свою очередь усиливается внутренним загрязнением среды), переизбыток мелкой пыли, в особенности «поджаренной» на поверхности радиаторов отопления, и даже неравновесность температур с перегревом воздуха и недогревом поверхностей. При учете такого набора факторов влияния на наше самочувствие нет нужды удивляться тому, что то, что ощущается как лучшее, лучшим и является в действительности.
Искрящееся колебание света свечи, при явной недостаточности по яркости, обладает тем не менее жизнью, которой напрочь лишен механически колеблющийся свет электрической лампы, в особенности флюоресцентной лампы «дневного света». Такой же полнотой жизни обладает и дневной свет в помещении, где есть несколько окон, что создает игру света, полутени и тени за счет разных участков неба в окнах. Однонаправленный свет из единственного источника лишен такой жизненной силы, будь то обычное окно или окно во всю стену.
Нет никакой случайности в том, что в нас есть твердая уверенность в справедливости ощущения жизни от контакта с «живым» светом и теплом – это так и есть в строго биологическом смысле. Гормоны роста и других функций вырабатываются под контролем ряда специализированных желез (гипофиз, гипоталамус, шишковидная), которые в свою очередь стимулируются светом! И не любым светом, а мягко колеблющимся живым светом, в первую очередь естественным с его великим множеством оттенков, порождаемых разными участками небосклона, и непрерывными изменениями в течение дня. Именно поэтому свет из двух окон в двух стенах от двух оттенков неба всегда и приятнее и здоровее, чем из одного источника. Известно, что обоняние есть способ природы сообщать нам о чем-то полезном или вредном, но такое же соответствие есть и между эстетически удовлетворяющим и физически здоровым. Питательное для души есть и пища для тела.
Наука строительной биологии все еще в пеленках, и многие из ее достижений оспариваются – в особенности промышленностью, продукция которой оказывается под угрозой. Но даже и при нехватке бесспорных научных данных мы до известной степени способны знать чувством, отличать место здоровое и жизнетворное от больного. Мы делим царство живого и способность чувствовать со всем живущим, но нам дано большее. Сколь бы ни были притуплены наши чувства, окружение все же безусловно сказывается на нашем самоощущении – в конце концов туризм (равно как открыточный бизнес) полностью зависим от наличия мест, которые люди решают посетить с одной целью – увидеть их, то есть почувствовать их всем существом.
Есть места, вроде уширения коридора, где можно посидеть у окна, и там сами собой создаются условия, приглашающие к общению, и есть места, подобные кабине лифта, где такое едва ли возможно. Есть формы, вроде круглого стола, объединяющие людей, и есть иные, вроде прямых коридоров и длинных залов, которые этому препятствуют. Узкий, низкий, с мягкой текстурой стен, с переменным светом коридор для неспешного движения, как это бывает в монастырском дворе-клуатре, способен давать идущему подлинное наслаждение, тогда как ровно освещенный прямой коридор с гладкими стенами, предназначенный для быстрого перемещения множества людей, имеет прямо противоположный характер и способен уподобить даже вполне добротное здание в учреждение.
Архитектурная психология исследует средовые требования к местам, где нам хорошо, где мы можем ощущать себя «дома» или общаться с легкостью и т.п. В целом, однако, нам редко нужно заглядывать в специальную книгу, чтобы знать, каков будет эффект того или иного проектного решения. Мы скорее обращаемся к личному опыту, используя самих себя в качестве инструмента уточнения фактов. Разумеется, у каждого свои предпочтения и ассоциации, так что приходится стремиться к различению того, что есть личностное или предопределенное культурой, от универсальных человеческих реакций. Известно, что мы считаем траурным черный, а на Востоке белый играет ту же роль. В целом однако цвета имеют физические характеристики и оказывают психологическое воздействие, от которого никто не защищен, независимо от персональных фобий или предпочтений. В геометрии прослеживаются те же универсальные эффекты. Они же – в пропорциях, поскольку те опираются на измерения человеческого тела, а значит – и в масштабности и даже в скорости перемещения.
Коль скоро мы признаем, что, наряду с персональными и заданными культурой, многие качественные характеристики окружения оказывают на человека универсальное воздействие, приходится признать, что человеческое существо – каждый из нас – является потенциально объективным инструментом исследования и оценки. То, что многие сбрасывают со счетов как «чисто субъективное», может в действительности быть подвергнуто вполне объективной оценке, так что для различения объективности и субъективности придется искать новые критерии.
И все же то, что делает человеческое существо именно человеком, заключено в его способности различить между добром и злом в предполагаемом поступке. В отличие от животных, нам приходится выходить за рамки инстинкта, привычки или условного рефлекса и использовать наши моральное и эстетическое чувства, чтобы сознательно выбирать действие из ряда возможных. В нашем окружении мы ведь тоже различаем то, что нам нравится, от того, что не нравится. Художественные качества, далеко выходящие за рамки простой психологии, служат поэтому для нас существенным стимулом. Место должно обладать некоторым художественным свойством, чтобы производить повышение общего тонуса.
Используя такой подход, можно разработать своего рода словарь качеств для определения средств, подпитывающих душу человека, но чтобы архитектура могла излечивать, необходимо продвинуться несколько дальше. Если представить себе человека как тело в четырех уровнях: тело, жизнь, чувства, личная мораль, – мы обнаружим дисгармонию, которая набирает веса, словно спускаясь по уровням, пока не достигнет силы физического отклонения, своего рода опухоли, которая, как известно, может еще жить на мертвом уже теле. Терапия с помощью химических средств или хирургического вмешательства может, конечно, устранить дисфункцию на верхних уровнях, но если не обратиться к наиболее глубинным дисгармониям, болезнь способна возвращаться. Но как этого достичь и какое это имеет отношение к архитектуре?
Нелегко обычно даже признать необходимость внутренних трансформаций и тем труднее начать такой процесс. Нечто извне, будь то консультация специалиста, гомеопатическое средство или что- то еще необходимы, чтобы инициировать процесс и поддерживать его. Окружение является одним из таких стимулов, поскольку оно способно питать, поддерживать и уравновешивать душу человека, равно как обрекать ее на голодание, подавлять и извращать. Чем в большей степени окружение опирается на не столько персональные, сколько универсальные качества, тем в большей степени оно в состоянии преобразовать первичные чувственные реакции на уровне персональных устремлений в опыт художественного переживания.
Однако окружение – статичное, окаменевшее, архитектурное окружение в том числе – способно на большее. Наше окружение есть часть нашей биографии. Оно элемент потока событий и ситуаций, в которых мы становимся тем, чем мы есть. Словами Черчилля, «мы формируем наше окружение, а оно формирует нас». Если на мгновение допустить, что нам дана возможность выбора перевоплощений и предначертанности судьбы, возникнет вопрос: почему мы избрали один жизненный путь, одну последовательность сред, а не иную?
Есть негативная (система наказаний) и позитивная концепции реинкарнации или перевоплощения. Вторая исходит из того, что на нашем пути личного развития мы должны встретить и наконец разрешить те проблемы, которые остались нерешенными или были оставлены в стороне. В каждой последующей жизни мы притягиваем к себе возможности, чаще всего принимающие форму препятствий, которые надлежит преодолеть. За этим не стоит уверенность в том, что наше окружение должно громоздить перед нами множество препятствий; скорее оно может внести качества, которые обладали значением в прошлых жизнях, и тем увеличивать возможность преобразования препятствий в возможности в этой жизни.
Вневременные качества имеет в себе ту глубину, что может привести нас на порог переживания внутренней трансформации, необходимой для того, чтобы запустить процесс излечения внутреннего «я». Погружение в опыт, запечатленный в произведении искусства, всякий раз подводит нас к такому порогу, в чем и заключается основа терапевтического свойства искусства.
Наше окружение потенциально представляет собой наиболее могучую форму произведения искусства из всех, что мы можем испытать в жизни. Принесет ли оно с собой болезнь или излечение, зависит от всех нас, чьи решения и действия придают форму окружению человеческого существа.
Отредактировано Семисын (03.09.2010 14:40)
=
Вы здесь » Биорезонансные технологии » Архив-2 » Волновая Экология как фактор биорезонансного влияния на живые организм