Глава 1. КРАТКО О СТРЕССЕ
Когда за написание книг берутся немолодые люди, они не могут обойтись без воспоминаний. Так и я вспоминаю аспирантуру в Институте эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф.Гамалеи, отдел академика В Л .Троицкого, где существовала хорошая традиция (по-моему, забытая сегодня), которая предусматривала достаточно серьезную работу аспиранта, до выполнения основной темы, в других отделах и лабораториях, где происходило освоение новых методов и знакомство со смежными научными проблемами.
В группе А.Я .Фриденштейна (в ту пору кандидата медицинских наук, старшего научного сотрудника, сегодня он неоспоримый лидер современной иммуноморфологии, член-корреспондент РАМН) мне предложили воспроизвести работу Ганса Селье, где автор во вшитом под кожу крысы стеклянном цилиндре обнаруживал через определенное время костную ткань. Я тщательно воспроизвел работу, но кость в цилиндре не формировалась. Опыты были повторены неоднократно. Но увы...
В это время в Москву приехал сам Г.Селье. А.Я.Фриденштейн настоятельно советовал мне посетить одну из лекций и выяснить причину наших неудач. В зале я специально сел в первый ряд, чтобы перехватить профессора и задать ему вопросы. Затея удалась. Селье хорошо говорил по-русски. Однако нашу беседу прервал академик В.В.Парин, уводя от меня именитого гостя. Но мы с Селье успели договориться, что все вопросы выясним путем переписки. Состоялся обмен письмами. И хотя продолжения работы в этом направлении не последовало, я благодарен судьбе и А.Я. Фриденштейну, подарившим мне встречу в автором адаптационной теории, к которой я возвращался неоднократно.
Вот и сейчас, при работе над этой книгой, анализируя результаты работ, проведенных среди спортсменов и рабочих, я снова возвращаюсь к этой теории.
Первое сообщение о стрессе было опубликовано 4 июля 1936 г. под названием "Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами". Автором небольшой статьи в "Nature" был Ганс Селье. Эта публикация положила начало одному из продуктивных направлений биологической науки. Теория развивала концепцию Клода Бернара о постоянстве внутренней среды организма, теорию Вальтера Кеннена о гомеостазе, теорию нервизма И.П.Павлова и, самое главное, продемонстрировала, что "работа" по поддержанию постоянства внутренней среды осуществляется путем сложных и многокомпонентных процессов.
Г.Селье, подводя итоги своих первых экспериментов, выявил интересную закономерность. Если животных подвергать различным по характеру воздействиям (предельные физические нагрузки, действие высоких и низких температур, введение ядовитых веществ и др.), то возникает стереотипная реакция, не зависящая от специфики повреждающего агента. Селье описал три стадии развития синдрома. Первая развивается через 6 и заканчивается через 48 часов, проявляясь характерным покраснением кожных покровов, пучеглазием, обильным выделением слюны, снижением температуры тела, мышечного тонуса, уровня жировой ткани, размеров надпочечников. Чрезвычайно важными, с точки зрения иммунологов, являлись факты изменения лимфатических узлов, селезенки, печени и тимуса. Не забудьте, что все это было описано в 1936 году, когда о роли тимуса как главного органа иммунной системы вообще не было известно. К этому мы вернемся более подробно в других разделах. Вторая стадия наступает через 48 часов и проявляется увеличением размеров надпочечников и щитовидной железы. В эти же сроки происходят изменения в половых железах, а у самок в период лактации прекращается секреция молока. В передней доле гипофиза (эндокринный орган головного мозга) прекращается выработка гормонов центральной регуляции деятельности большинства других эндокринных желез (гонадотропный гормон, пролактин и др.). Если повреждающее действие было не очень сильным и длительным, то со временем все описанные изменения исчезали и организм возвращался к норме. Однако если раздражение продолжалось, животные теряли свою резистентность и наступала третья стадия — истощение. Следует отмстить, что в зависимости от силы и продолжительности стресса жизнь животного может оборваться на любой из трех стадий. Однако у каждого организма существуют свои уровни резервных возможностей (по Селье — ''адаптационной энергии"), обусловленные, по мнению многих ученых, генетическими факторами. Важные события при стрессе происходят в надпочечниках, которые усиленно выбрасывают в кровь кортикоидные (глюкокортикоияные и минералокортикоидные) гормоны, обладающие противовоспалительным и иммунодепрессивным действиями.
За более чем 50-летнюю историю интенсивного изучения синдрома Селье специалисты разного профиля в описательную часть трех стадий его развития не внесли существенных поправок, но это не значит, что теория Селье не встречала резких возражений со стороны оппонентов.
Научное определение стресса постоянно встречало трудности, как у самого автора, так и у большинства его противников и последователей. Г.Селье в последних своих работах определил стресс как "состояние, проявляющееся специфическим синдромом, который включает в себя все неспецифически вызванные изменения в биологической системе". По проблеме стресса только Г.Селье и его сотрудниками опубликовано более 700 работ и 10 монографий. Проблема обсуждалась на многочисленных конференциях, симпозиумах, съездах.В отечественной литературе также опубликовано множество работ по стрессу, обобщенных в целом ряде монографий ("Гомеостаз", 1976; 1981; "Механизмы развития стресса", 1987 и др.).
Специалисты других биологических дисциплин вносили свое видение проблемы, дополняли ее новыми фактами, формулировали новые определения, создавали оригинальные классификации с учетом индивидуальных, видовых, популяционных, зооценотических и эволюционных факторов.
Так, если рассматривать стресс в зависимости от уровня протекания реакций, то стресс может быть молекулярным, клеточным, организменным, популяционным и биоценотическим.
Дополня классификацию Ф.И.Фурудуя с соавт. (1977), можно назвать следующие виды стресса: 1) эмоциональный, 2) социальный, 3) производственный, 4) академический, 5) спортивный, 6) гипокинетический, 7) репродуктивный, 8) вакцинальный, 9) лекарственный, 10) инфекционный, 11) космический, 12) пищевой, 13) транспортировочный, 14) гипоксический, 15) болевой, 16) температурный, 17) световой, 18) шумовой, 19) обонятельный, 20) стресс патологических процессов.
По всей вероятности, этот список может быть продолжен и перегруппирован. В этой связи, наверное, понятны трудности, которые испытывают специалисты, определяя понятие стресс". Не заводя читателя в терминологические дебри, приведу лишь два определения, близкие нам с позиций профессионального подхода. Г.Н.Кассиль (1983), с которым мне посчастливилось работать в сборных командах страны, понимал под стрессом "общую адаптивную реакцию организма, развивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза". Любопытна точка зрения К.В.Судакова (1980), который резонно отмечает, что проблема стресса является в основном проблемой эмоционального стресса.
Следует подчеркнуть, что Селье рассматривал стресс с широких общебиологических позиций: он увидел не только отрицательные влияния синдрома, но и положительные, различая конструктивный, положительный (эустресс) и деструктивный, отрицательный (дистресс). Другими словами, без стресса жизнь была бы невозможна.
Действительно, стресс, с одной стороны, можно рассматривать как положительный адаптационный фактор, позволяющий приспособиться к меняющимся условиям, с другой — как основу развития того или иного вида патологии. В момент истощения резервных возможностей разных систем организма (ЦНС, эндокринной, иммунной и др.), что может произойти на любой из стадий, наступает развязка, выражающаяся болезнью, которая ложится на почву сниженного иммунного и интерферонового статуса, дефектного обмена лигаадов, углеводов, электролитов и др. (П.Д.Горизонтов, 1981).
Адаптационная теория позволила с новых позиций подойти к диагностике, профилактике и терапии многих патологических состояний. Открытие роли гормонов надпочечников (АКТГ и кортизона) в стрессорных реакциях привело в 1949 г., по свидетельству Сельс (I960), к "эре АКТГ и кортизона", которые были использованы для лечения болезней разной этиологии (вспомните аналогичную ситуацию с антибиотиками). Правда, "эра АКТГ и кортизона продолжалась сравнительно недолго. Однако использование гормональных фармакологических средств продолжается и поныне, например, в офтальмологии, ревматологии, при лечении болезней, связанных с патологией соединительной ткани.
Важным итогом разработки адаптационной теории следует считать исследования процесса "становления болезни" и профилактики ее развития вне зависимости от повреждающего начала путем коррекции естественных защитных реакций организма при стрессе, которые, по Селье, не всегда оптимальны. Большинство патогенных агентов и лекарственных средств (в определенных дозах) обладают стрессорным эффектом.
Со времен Пастера в медицине сформировалось стойкое представление, что инфекционные заболевания имеют достаточно четкую специфическую причину. Если, например, таковой является микроб, то его, нужно уничтожить антимикробными средствами. Такое лечение получило название "казуальная терапия".
Кроме того, существует еще и так называемая симптоматическая терапия, направленная на ликвидацию какого-либо симптома. Головную боль врачи или сами больные в большинстве случаев с успехом снимают анальгином или аспирином, не зная истинной причины болезни.
Селье предложил новое понятие — "стресс-терапия", которое нельзя отнести ни к казуальной, ни к симптоматической терапии. Подобный способ называют еще неспецифическим. Вспомните метод профилактики заболеваемости, используемый в иммунологии, который носит название "антигеннеспецифическая иммунопрофилактика". Этот метод позволяет профилактироватъ вторичные иммунодефицигные состояния, в том числе и после- стрессовые.
Известно, что принципы неспецифической терапии использовались еще с незапамятных времен и давали неоспоримый эффект. Вы, наверное, можете вспомнить ситуацию, когда даже очень хороший доктор не смог сразу поставить вам диагноз, а следовательно, предложить казуальную или симптоматическую терапию. В данной ситуации он рекомендовал вам "охранительный" режим: избегать волнений (стрессов), взять отпуск, соблюдать диету и т.д. К неспецифической терапии можно отнести старые методы лечения некоторых венерических болезней путем введения в организм молока коровы, солей тяжелых металлов. До сих пор используется препарат пирогенал, вызывающий подъем температуры, и др. Действие подобных методов лечения хорошо объяснимо с позиций адаптационной теории Селье, который утверждал, что "терапия, пытающаяся разумно сотрудничать с естественными защитными силами организма, не может не оправдать возлагаемых на нее надежд".
Следует признать, что концепция Селье дала начало новым ветвям иммунологии — психонейроиммунологии и параиммунологии. Первая — наука о связях и взаимодействиях нервной, эндокринной и иммунной систем (см. специальный раздел). Вторую можно определить, как исследование состояний быстрой мобилизации неспецифических и специфических защитных сил организма по отношению чужеродной антигенной информации. В основе этих процессов лежит активация иммунной системы с резким преобладанием неспецифического ее звена (Мауег- Bibrack В., 1984, Raettig Н., 1986). Такой эффект может быть вызван фармакологическими средствами разной природы, объединенными общим названием иммуномодуляторы". Эти вещества используются сегодня для антигеннеспецифической профилактики и коррекции вторичных иммунодефицитных состояний, что приводит к снижению уровня общей заболеваемости. Этому вопросу посвящен специальный раздел книги.
Таким образом, мы с вами сделали попытку разобраться в сложнейшей проблеме стресса применительно к главной идее книги, где хотим рассказать о том, как стресс, сопутствующий любой профессиональной деятельности, влияет на иммунную систему, о механизмах этого явления. Мы также поделимся с вами способами диагностики и профилактики вторичных иммунодефицитов, порождающих многие патологические процессы как у элитных спортсменов, так и у обычных тружеников.
Список литературы
Альперн Д.Е. Воспаление. М., Медгиэ, 1959.
Гордненко А.Н. Нервная система и иммунитет. Краснодар, 1949.
Гомеостаз (под ред. Горизонтова ПД). Идание второе, м., Медицина, 1981.
Кассиль ГЛ. Внутренняя среда организма. М., Наука, 198J.
Судаков К.В. // Нервные и эндокринные механизмы стресса. Кишинев, Штиинца, 1980. С. 173 - 185.
Механизмы развития стресса (Стресс, адаптация и функциональные нарушения). Кишинев, Штииниа, 1987.
Фурудуй Ф.И., Бабарэ Г.М., Гуратата Е.Н. // Модели и методы изучения экспериментальных эмоциональных стрессов. Волгоград, 1977.С. 313 - 314.
Мауе r-Bibrack Barbara. // Paraimmunologie. Das jungste TcDgcbict der Immunologic erolTnet neue. Moglichkeiten. Urn.sehau. 1984, V. 84,N 4. P. 124 - 126.
Raettig Hansjurgen. // "Ann. immunol. hung.". 1986. V. 26, N 1. P. 241 — 248.
Selye H. General adaptation syndrome and the diseases of adaptation. Monreal, Canada, 1950.
Selye H. Stress without distress. New-York. Hoddcr and Stoughton, 1974.
Selye H. // "Nature". 1936, N 3479, Vol. 138, July 4. P. 32.