Tomade написал(а):И целые государства.
Будет вполне по теме дать несколько отрывков из одной из книг С.Горина, о котором выше мы уже упоминали. Это в своем деле очень известный специалист, и он раскрывает некоторые "секреты" (мы их в дальнейшем постараемся проработать подробно, и не ради политики, хотя и это полезно, конечно, а для усиления действия "Эледиа", - и не думайте, что это далеко отстоящие друг от друга вещи! Человеческая психика работает по одним законам и там, и там.
=======================================
...Для разбора я возьму несколько частных, откровенно отрывочных моментов кампании по выборам Президента России (весна-лето 1996 г.). Никак не претендуя на полный охват материала (это - задача других книг), я попытаюсь поверхностно проанализировать то, какими психологическими способами разные пропагандистские команды воздействовали на массовое сознание.
Поначалу шансы кандидатов казались ясными: действующий Президент по опросам еле набирал 5%, а его основной соперник - порядка 85%. Но команда Президента оказалась самой сильной... (в другой книге С.Горин рассказывает, что были приглашены известные специалисты по гипнотическим техникам и НЛП из США).
Основной слоган (девиз) пропагандистской кампании «Б. Н. Ельцин - Президент всех россиян» по структуре является типичным гипнотическим трюизмом (см. «Шесть речевых стратегий утилизации транса в эриксонианском гипнозе»). Слоган тиражировался па листовках, причем в одном из вариантов листовки он повторялся четырежды, с выделением разных слов (см. рисунок). Таким образом, при самом поверхностном анализе короткой листовки в ней можно обнаружить гипнотический трюизм, технику рассеивания и персеверацию - очень профессиональная, красивая и лаконичная работа.
В той же избирательной кампании отдельное издание-газета «Не дай Бог!» - занималась контрпропагандой, это прекрасный образец того, как можно субмодальными средствами обозначить желаемое и нежелаемое будущее, как можно составлять конструктивные (побуждающие к действию) и предостерегающие метафоры и т. п.
Так, примером предостерегающей метафоры может служить редакционная статья, в которой журналист мастерски обыгрывает фамилию Г. А. Зюганова, ставшего главным соперником Б. Н. Ельцина в борьбе за пост президента (я здесь оцениваю только профессионализм пропагандистов, а не соответствие их материалов этическим нормам!):
«ЗЮГЗАГУДАЧИ. Жили-были два брата - Чук и Гек. И случились у них в стране выборы. Пошли братья голосовать, но проголосовали по-разному. И вскоре один из них стал Зюком, а другой Зеком. У нас в редакции совершенно случайно оказалось письмо Зюка брату. Его нам принес бывший лагерный охранник. Публикуем...
«Здравствуй, Зек! Как твои дела? Встал ли на путь исправления, можешь ли рассчитывать на досрочное освобождение - хотя бы лет через десять-двенадцать? Ну да и у меня не все слава Богу. Страну нашу по просьбам трудящихся, может слышал, переименовали - теперь живем в Зюгославии. Столица Зюгодан называется. И жизнь наша вроде бы должна становиться все лучше и веселее. По радио каждый день говорят: заходите, граждане зюгане, в любой магазюк, покупайте все что души зюгодно! Мы и заходим: колбаса по два двадцать, конина по два сорок, а больше-то ничего и нет. Недавно денежную реформу провели. Новые деньги ввели - зюгрики. Только толку что? Хлеб у Зюганды закупаем, а картошка к нам теперь из Зюго-Восточной Азии идет. Вот и вся зюгономика.
По радио говорят: с преступностью мы покончили раз и навсегда. Что верно, то верно: с политическими гензюк наш сразу разобрался (да ты и сам не хуже моего знаешь), а остальных к себе на службу взял. Ходят теперь эти самые оборзюги по городу и за порядком наблюдают. Все - с зюгометами. А в помощь им совсем пацанов, подзюганков набирают – из активистов «Гитлерзюгенда». Да и Зюголовный кодекс теперь из одной только статьи состоит: «Ничего нег-зя. Вплоть до высшей меры».
По радио говорят: «воздух у нас самый чистый!» Ясное дело - машин-то в городе всего пять штук осталось. Сам хозяин на зюговозе ездит, а у помощников его - «Зюгули». Они-то зюг зюга завсегда уважают, а остальные - ходи на своих двоих. Ты вот, наверное, думаешь - что это я все про радио? Так телевизор и не включаю уже. Там каждый день с утра до вечера два фильма крутят - «Небесный зюгоход» да «Зюгарка и пастух». Я их уже наизусть знаю. Раз в год только телек и включаю - это когда «Голубой зюгонек» показывают. Правда, тоже тоска. Либо книжку вслух читают - «Малая зюгля». Либо стихи: «Зюгарищ, верь...» Только чему верить-то? (....) Знаешь брат, что? Ты вот что. Ты письмо мое не сжигай, а кому надо покажи. Через пару дней уже, наверное, меня к тебе и привезут, и стану я тоже Зеком. Вместе Зюгольный бассейн осваивать будем. Зинку жалко, конечно. Ну да что уж там? Может, перезюгуем. Как думаешь? Твой брат Зюк.»
Это действовало на очень многих! Тираж газеты (бесплатной!) ведь был более 15 миллионов...
Команда Г. А. Зюганова (КПРФ) работала в обычных традициях советской коммунистической пропаганды. Кампания под не побуждающим к действию слоганом «Когда мы едины - мы непобедимы» выглядела, как всегда, централизованной, «спущенной сверху», и обращалась к сознанию избирателя.
В подтверждение этого тезиса предлагаю также два текста: первый - статья в «Красноярской газете» №33 от 04.06.1996 г. «НАШ ПРЕЗИДЕНТ - НЕ НАШ! Вся Москва заклеена афишами, призывающими нас голосовать за Ельцина. С телеэкрана не сходит физиономия того, кто, по сути, предал свой народ, кто перешел на сторону американских империалистов и израильских сионистов.
Американо-израильская пропаганда в лице российских средств массовой информации на все лады долдонит, что с приходом коммунистов будет все плохо, что начнутся репрессии, что начинается голод и т. д. Идет откровенная травля коммунистов и натравливание на них простых людей. Но если посмотреть на факты повнимательнее, то невооруженным глазом видно, что у власти в России как были коммунисты (члены КПСС), так они и остались. Только разница между теми коммунистами, кто у власти, и теми, кто выдвинул нового кандидата в президенты Зюганова, состоит в том, что первые как жили при коммунизме, числясь коммунистами, так продолжают жить. Это, в основном, коммунисты-сионисты-оборотни, назвавшие себя «демократами», а по сути - новыми рабовладельцами.
А коммунисты, которыми пугают население, как стояли у мартеновских печей или махали метлой, или руководили производствами, так и продолжают. Это русские коммунисты. Это те, кто воевал, кто отстраивал разрушенные города, кто запускал в космос космические корабли, кто забивал гвозди, кто прокладывал дороги в тайге.
(...)
Ведь ни для кого не секрет: после государственного переворота, совершенного коммунистами-сионистами в СССР, сионистское лобби в ЦК КПСС пошло на сближение с сионистским лобби в США. На пост президента США не избирается человек, не поддерживающий Израиля. Сегодня то же правило демократы хотят установить и в России: на пост президента России не должен избираться человек, не поддерживающий Израиля. А зачем нам Израиль?
Мы же, русские, должны помешать осуществлению такого правила, избрав на этот пост русского Геннадия Зюганова.»
Эмоциональность текста строится на создании «образа врага», и это вполне оправдано, но сам «образ врага» построен на антисемитизме, что не может понравиться большому числу избирателей.
Второй текст распространялся в виде листовки в регионе на местных выборах, я выбрал его фрагмент за типичность построения.
«ЧЕГО ХОТЯТ КОММУНИСТЫ:
1. Осуществить принципы народовластия, свободы, равенства, своей повседневной работой, своим примером вернуть людям утраченную веру в идеалы добра и справедливости, вернуть людям такие исконно русские традиции, как соборность, патриотизм, духовность, народность.
2. Добиться того, чтобы власть была ответственной, подконтрольной и подотчетной, чтобы высшую власть в городе осуществлял народ через избранный им представительный орган.
3. Провести ревизию хозяйственной деятельности исполнительных органов власти за последние годы. Выработать рекомендации, определить пути вывода из социально-экономического кризиса, сформировать мощную команду управленцев и хозяйственников для решения этих задач.
4. Не на словах, а на деле добиться улучшения положения трудящихся, учащейся молодежи, пенсионеров: обеспечить своевременную выплату заработной платы, пенсий, пособий, стипендий в размерах, обеспечивающих активную жизнедеятельность, а не выживание.
5. Разобраться с итогами приватизации, возвратить народу имущество, присвоенное незаконно и вопреки общественным интересам, восстановить законность и справедливость: поставить заслон коррупции в органах власти и управления, заслон теневому распределению финансов, собственности, результатов труда: объявить войну преступности, взяточничеству, нищете, безработице, детской беспризорности.
6. Добиться возвращения трудящимся социальных гарантий: права на труд, отдых, образование, бесплатную медицинскую помощь, обеспеченную старость.
7. Изыскать возможности достаточного финансирования бюджетной сферы, в первую очередь, образования, здравоохранения, правоохранительных органов: создать возможности для эффективной работы предприятий всех форм собственности.»
Как видите, текст перегружен «канцеляризмами», цепочками родительных падежей, отглагольными существительными, причастными оборотами. Короткий текст перенасыщен длинными словами, специальными терминами, в общем, текст нечитаем.
Даже новички в пропаганде знают, что динамичность тексту придают глаголы; что личные обороты и обращения от первого лица в пропагандистском тексте предпочтительнее безличных и неопределенно-личных оборотов и обращений от третьего лица; что текст тем ритмичнее, чем короче составляющие его слова... В чем же дело - ведь процитированные тексты написаны вовсе не новичками?
Мне кажется, что КПРФ делала в пропаганде три типичных ошибки. Во-первых, пропагандой занимались люди, по-прежнему считавшие КПРФ правящей партией, и потому копирующие стиль официальных документов. (Поистине, когда читаешь тексты, подобные второму из приведенных выше, все время ожидаешь, что тебя вот-вот призовут выполнять исторические решения ХХХ-го какого-нибудь съезда. И это не смешно, это нелепо).
Во-вторых, пропаганда коммунистов пытается убеждать, - и это самая частая ее ошибка - заставлять людей думать. Но люди предпочитают чувствовать, поэтому обращение к подсознательным мотивам поведения и в рекламе, и в пропаганде более эффективно. И в-третьих, пропагандисты КПРФ, похоже, не принимают во внимание обратную связь и не делают выводов из своих ошибок: упорно сохраняя прежний стиль пропаганды, они самим стилем продолжают ориентироваться на своих старых приверженцев (пенсионеры, пожилые люди), а не на подрастающий, не на тот электорат, который приходит на смену (молодежь).
Команда В. В. Жириновского (ЛДПР) - в ее работе наблюдалась та постоянная искристая какая-то легкость, которая дастся огромным трудом, высоким мастерством и обширными познаниями (личное ораторское искусство лидера партии - в том же ряду). Емкие метафорические образы на плакатах «За нами - Россия», «Будущее России - в надежных руках» и им подобных, прекрасные, светлые, побуждающие к действию лозунги программных документов («Я подниму Россию с колен», В. Жириновский).
(...)
Команда Г. А. Явлинского (избирательное объединение «Яблоко») вела очень ненавязчивую пропаганду, копируя во многом ошибки КПФР - отсутствие побуждающих к действию лозунгов, обращение к сознанию избирателя. Когда я познакомился с пропагандистскими материалами «Яблока», у меня сложилось мнение, что специалист (имиджмейкер, психолог) с ними «рядом не сидел».
В самом деле, девиз «Выбери президентом нормального человека» по структуре своей подразумевает, что все остальные кандидаты - ненормальные; девиз «Я пришел дать вам волю» подразумевает, что сейчас мы подневольны, к тому же «слизан» с названия романа В. Шукшина о Пугачеве; девизы «Требуется новый президент» и «Дорогу осилит Явлинский» попросту банальны и не несут никакой смысловой нагрузки.
Саму эмблему объединения «Яблоко» нельзя признать удачной - круг, символ совершенства, не нужно разрывать даже под девизом «Мы разорвем круг неудач в реформах России», поскольку обращение к теме неудач в пропаганде неэффективно. Я не помню ни одного пропагандистского материала, который подавал бы в привлекательной «упаковке» профессионализм Г. Явлинского в экономике - а ведь это могло быть главным «товаром» объединения «Яблоко», который и стоило рекламировать.
====================================
- Подпись автора
Всё есть яд, и всё есть лекарство, а разделяет одно от другого лишь доза (Парацельс)